Тема урока: «Углерод и его соединения»
Цель урока: систематизация, закрепление и обобщение знаний учащихся по заданной теме урока.
Задачи:
- Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
- Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
- Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
Образовательные:
- Повторить и закрепить знания об углероде и его соединениях в стандартных и нестандартных ситуациях, признаки, характеризующие протекание химических реакций, умение применять закон сохранения массы веществ.
- Развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.
Оборудование: штатив с пробирками, прибор для получения и собирания газов, химическая ложечка, стеклянная колба с пробкой.
Реактивы: CaCO3, HCl, Ca(OH)2, NO2, KCl, K2CO3, K3PO4, AgNO3, раствор синего лакмуса, активированный уголь.
Ход урока:
1. Углерод- это особый химический элемент ПСХЭ Д.И. Менделеева. Ни у одного из химических элементов ПСХЭ не развита способность к усложнению строения так, у атомов углерода. Этим объясняется великое множество веществ, образуемых углеродом, как неорганических (мел, СО2, СО), так и органических (белки).
Углерод известен человеку с древнейших времен. Уголь и сажа (состоящие из углерода) сопутствовали людям со времен овладения огнем. Алмаз с тех пор, как у высших приматов появилось чувство прекрасного, бриллиант – после того, как они овладели сложными ремеслами. Углерод так многолик. Сорок лет назад стало известно, что углерод образует две модификации: алмаз и графит.
Что же общего между ними?
Рассказ учащегося об алмазе и графите в сравнении по строению, свойствам и применению (с использованием рисунка).
А каковы же свойства углерода?
Рассказ учащегося о свойствах углерода с написанием окислительно-восстановительных реакций (с методом электронного баланса).
Сходное с графитом строение имеет древесный уголь.
Каким особым свойством он обладает?
Рассказ учащегося об адсорбции.
Учащийся проводит демонстрационный опыт: адсорбция газа (NO2) и раствора синего лакмуса активированным углем.
Учащийся записывает уравнение реакции получения NO2
Cu + 4HNO3 (к) à Cu(NO3)2 2NO2 + 2H2O
2. Перейдем к соединениям углерода.
Вопросы
- Какие два оксида образует углерод?
- Какими свойствами обладает CO, CO2?
- Чем объяснить ядовитость угарного газа?
- Каков характер (кислотный, основной, амфотерный) свойств углекислого газа?
3. Лабораторный опыт
«Получение оксида углерода (IV) и его обнаружение»:
1. Инструктаж по ТБ.
2. Записать уравнения соответствующих реакций.
3. Выполнение опыта.
4. Сообщение о парниковом эффекте.
5.Повторим свойства углекислого газа.
Допишите уравнения возможных реакций:
А) CO2 + NaOH à
Б) CO2 + HCl à
В) CO2 + NaOH à
Г) CO2 + Na2O à
Д) CO2 + H2O à
Получилась угольная кислота. Давайте вспомним, что мы знаем о ней.
Вопросы
- Какая это кислота: одноосновная, двухосновная?
- Каких два ряда солей образует эта кислота?
- Какие это соли? Приведите примеры.
Обращаем внимание на выставленные образы карбонатов.
6. Мир карбонатов очень многообразен.
Я хочу предложить вашему вниманию стихотворение:
На Земле живут три брата
Из семейства карбонатов.
Старший брат – красавец Мрамор,
Славен именем Каррары,
Превосходный зодчий. Он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен Известняк,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Возводя за домом дом.
И способен, и умел
Младший братец Мел,
Как рисует, посмотри,
Этот CaCO3!
Что же объединяет эти осадочные породы?
(В них содержится около 90 % CaCO3)
7. Решим расчетную и экспериментальную задачи.
Расчетная задача.
Какую массу оксида кальция можно получить при термическом разложении 600г известняка, содержащего 10% примесей?
Экспериментальная задача.
В 3 пронумерованных пробирках находятся растворы солей: хлорида калия, карбоната калия, ортофосфата калия. Как опытным путем их можно распознать?
1. Беседа по ТБ.
2. Написание соответствующих уравнений реакций в молекулярном и ионном виде.
3. Распознавание солей.
8. Контрольное тестирование.
9. Домашнее задание.
Повторить § 28, 29; обратить внимание на написание МЭБ для ОВР.