kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Углерод и его соединения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Углерод и его соединения»

Цель урока: систематизация, закрепление и обобщение знаний учащихся по заданной теме урока.

Задачи:

  1. Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
  2. Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
  3. Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Образовательные:

  1. Повторить и закрепить знания об углероде и его соединениях в стандартных и нестандартных ситуациях, признаки, характеризующие протекание химических реакций, умение применять закон сохранения массы веществ.
  2. Развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.

Оборудование: штатив с пробирками, прибор для получения и собирания газов, химическая ложечка, стеклянная колба с пробкой.

 

Реактивы: CaCO3, HCl, Ca(OH)2, NO2, KCl, K2CO3, K3PO4, AgNO3, раствор синего лакмуса, активированный уголь.

Ход урока:

 

   1. Углерод- это особый химический элемент ПСХЭ Д.И. Менделеева. Ни у одного из химических элементов ПСХЭ не развита способность к усложнению строения так, у атомов углерода. Этим объясняется великое множество веществ, образуемых углеродом, как неорганических (мел, СО2, СО), так и органических (белки).

Углерод известен человеку с древнейших времен. Уголь и сажа (состоящие из углерода) сопутствовали людям со времен овладения огнем. Алмаз с тех пор, как у высших приматов появилось чувство прекрасного, бриллиант – после того, как они овладели сложными ремеслами. Углерод так многолик. Сорок лет назад стало известно, что углерод образует две модификации: алмаз и графит.

 

Что же общего между ними?

Рассказ учащегося об алмазе и графите в сравнении по строению, свойствам и применению (с использованием рисунка).

 

А каковы же свойства углерода?

Рассказ учащегося о свойствах углерода с написанием окислительно-восстановительных реакций (с методом электронного баланса).

 

Сходное с графитом строение имеет древесный уголь.

Каким особым свойством он обладает?

Рассказ учащегося об адсорбции.

 

Учащийся проводит демонстрационный опыт: адсорбция газа (NO2) и раствора синего лакмуса активированным углем.

 

Учащийся записывает уравнение реакции получения NO2

Cu + 4HNO3  (к) à Cu(NO3)2 2NO2 + 2H2O

 

2. Перейдем к соединениям углерода.

                      Вопросы

- Какие два оксида образует углерод?

- Какими свойствами обладает CO, CO2?

- Чем объяснить ядовитость угарного газа?

- Каков характер (кислотный, основной, амфотерный) свойств углекислого газа?

 

3. Лабораторный опыт

 «Получение оксида углерода (IV) и его обнаружение»:

1. Инструктаж по ТБ.

2. Записать уравнения соответствующих реакций.

3. Выполнение опыта.

 

4. Сообщение о парниковом эффекте.

 

 

5.Повторим свойства углекислого газа.

Допишите уравнения возможных реакций:

А) CO2 + NaOH à

Б) CO2 + HCl à

В) CO2 + NaOH à

Г) CO2 + Na2O à

Д) CO2 + H2O à

Получилась угольная кислота. Давайте вспомним, что мы знаем о ней. 

 

                     Вопросы

- Какая это кислота: одноосновная, двухосновная?

- Каких два ряда солей образует эта кислота?

- Какие это соли? Приведите примеры.

 

Обращаем внимание на выставленные образы карбонатов.

 

6. Мир карбонатов очень многообразен.

Я хочу предложить вашему вниманию стихотворение:

 

На Земле живут три брата

Из семейства карбонатов.

Старший брат – красавец Мрамор,

Славен именем Каррары,

Превосходный зодчий. Он

Строил Рим и Парфенон.

 

Всем известен Известняк,

Потому и назван так.

Знаменит своим трудом,

Возводя за домом дом.

 

И способен, и умел

Младший братец Мел,

Как рисует, посмотри,

Этот CaCO3!

 

Что же объединяет эти осадочные породы?

(В них содержится около 90 % CaCO3)

 

7. Решим расчетную и экспериментальную задачи.

Расчетная задача.

Какую массу оксида кальция можно получить при термическом разложении 600г известняка, содержащего 10% примесей?

 

Экспериментальная задача.

В 3 пронумерованных пробирках находятся растворы солей: хлорида калия, карбоната калия, ортофосфата калия. Как опытным путем их можно распознать?

1. Беседа по ТБ.

2. Написание соответствующих уравнений реакций в молекулярном и ионном виде.

3. Распознавание солей.

 

8. Контрольное тестирование.

       

9. Домашнее задание.

Повторить § 28, 29; обратить внимание на написание МЭБ для ОВР.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Углерод и его соединения"»

Тема урока: «Углерод и его соединения»

Цель урока: систематизация, закрепление и обобщение знаний учащихся по заданной теме урока.

Задачи:

  1. Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.

  2. Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.

  3. Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Образовательные:

  1. Повторить и закрепить знания об углероде и его соединениях в стандартных и нестандартных ситуациях, признаки, характеризующие протекание химических реакций, умение применять закон сохранения массы веществ.

  2. Развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.


Оборудование: штатив с пробирками, прибор для получения и собирания газов, химическая ложечка, стеклянная колба с пробкой.


Реактивы: CaCO3, HCl, Ca(OH)2, NO2, KCl, K2CO3, K3PO4, AgNO3, раствор синего лакмуса, активированный уголь.


Ход урока:


1. Углерод- это особый химический элемент ПСХЭ Д.И. Менделеева. Ни у одного из химических элементов ПСХЭ не развита способность к усложнению строения так, у атомов углерода. Этим объясняется великое множество веществ, образуемых углеродом, как неорганических (мел, СО2, СО), так и органических (белки).

Углерод известен человеку с древнейших времен. Уголь и сажа (состоящие из углерода) сопутствовали людям со времен овладения огнем. Алмаз с тех пор, как у высших приматов появилось чувство прекрасного, бриллиант – после того, как они овладели сложными ремеслами. Углерод так многолик. Сорок лет назад стало известно, что углерод образует две модификации: алмаз и графит.


Что же общего между ними?

Рассказ учащегося об алмазе и графите в сравнении по строению, свойствам и применению (с использованием рисунка).


А каковы же свойства углерода?

Рассказ учащегося о свойствах углерода с написанием окислительно-восстановительных реакций (с методом электронного баланса).


Сходное с графитом строение имеет древесный уголь.

Каким особым свойством он обладает?

Рассказ учащегося об адсорбции.


Учащийся проводит демонстрационный опыт: адсорбция газа (NO2) и раствора синего лакмуса активированным углем.


Учащийся записывает уравнение реакции получения NO2

Cu + 4HNO3 (к)  Cu(NO3)2 2NO2 + 2H2O


2. Перейдем к соединениям углерода.

Вопросы

- Какие два оксида образует углерод?

- Какими свойствами обладает CO, CO2?

- Чем объяснить ядовитость угарного газа?

- Каков характер (кислотный, основной, амфотерный) свойств углекислого газа?


3. Лабораторный опыт

«Получение оксида углерода (IV) и его обнаружение»:

1. Инструктаж по ТБ.

2. Записать уравнения соответствующих реакций.

3. Выполнение опыта.


4. Сообщение о парниковом эффекте.



5.Повторим свойства углекислого газа.

Допишите уравнения возможных реакций:

А) CO2 + NaOH 

Б) CO2 + HCl 

В) CO2 + NaOH 

Г) CO2 + Na2O 

Д) CO2 + H2O 

Получилась угольная кислота. Давайте вспомним, что мы знаем о ней.


Вопросы

- Какая это кислота: одноосновная, двухосновная?

- Каких два ряда солей образует эта кислота?

- Какие это соли? Приведите примеры.


Обращаем внимание на выставленные образы карбонатов.


6. Мир карбонатов очень многообразен.

Я хочу предложить вашему вниманию стихотворение:


На Земле живут три брата

Из семейства карбонатов.

Старший брат – красавец Мрамор,

Славен именем Каррары,

Превосходный зодчий. Он

Строил Рим и Парфенон.


Всем известен Известняк,

Потому и назван так.

Знаменит своим трудом,

Возводя за домом дом.


И способен, и умел

Младший братец Мел,

Как рисует, посмотри,

Этот CaCO3!


Что же объединяет эти осадочные породы?

(В них содержится около 90 % CaCO3)


7. Решим расчетную и экспериментальную задачи.

Расчетная задача.

Какую массу оксида кальция можно получить при термическом разложении 600г известняка, содержащего 10% примесей?


Экспериментальная задача.

В 3 пронумерованных пробирках находятся растворы солей: хлорида калия, карбоната калия, ортофосфата калия. Как опытным путем их можно распознать?

1. Беседа по ТБ.

2. Написание соответствующих уравнений реакций в молекулярном и ионном виде.

3. Распознавание солей.


8. Контрольное тестирование.

9. Домашнее задание.

Повторить § 28, 29; обратить внимание на написание МЭБ для ОВР.






Тест по теме: “Углерод и его соединения”

Вариант I

1 Реактивом на соли угольной кислоты являются:

a) HCl б) CaCl2 в) лакмус


2 Оксид углерода (IV) получается при взаимодействии:

а) CaCO3 u H2O б) Na2 СO3 u HCl в) HCl u NaOH


3 При кипячении воды содержащей Ca(HCO3)2, выпадает в осадок:

а) CaCO3 б) CaO в) Ca(OH)2


4 Какие реакции осуществимы:

t

а ) CaCO3 б) CaCO3 + NaOH в)CO2 + HCl


5 Ионное уравнение

CO2 + 2OH- CO32- + H2O

соответствует взаимодействию веществ, формулы которых:

а) CaCO3 u H2O б) CO2 и NaOH в) Na2СO3 и H2SO4





Тест по теме: “Углерод и его соединения”

Вариант II


1 Реактивом на на углекислый газ являются:

а) H2O б) Ca(OH)2 в) NaOH


2 Растворы карбонатов превращаются в гидрокарбонаты при:

а) Нагревании б) Пропускании СО2

в) Действии раствора HCl


3 Вещество с которым взаимодействует CO2:

а) NaOH б) HCl в) O2


4 При кипячении воды содержащей Mg(HCO3)2, выпадает в осадок:

а) Mg CO3 б) MgO в) Mg(OH)2


5 Ионное уравнение

2H+ + CO32- CO2 + H2O

соответствует взаимодействию веществ, формулы которых:

а) HCl и Na2СO3 б) CaO u H2O в) CO2 и NaOH




ЛИТЕРАТУРА

  1. О.С. Габриелян Учебник Химия 9 класс М: Дрофа 2014. 319с.

  2. О.С. Габриелян, П.Н. Березкин и др. Химия Контрольные и проверочные работы М: Дрофа 2010.169с.

  3. И.Г. Хомченко Сборник задач и упражнений по химии М: Новая волна «Оникс» 2002. 220с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Углерод и его соединения"

Автор: Степовая Людмила Ивановна

Дата: 31.05.2020

Номер свидетельства: 552115

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока "Углерод. Соединения углерода" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-ughlierod-soiedinieniia-ughlieroda"
    ["file_id"] => string(6) "175388"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424266569"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока Многоликий углерод "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-mnogholikii-ughlierod"
    ["file_id"] => string(6) "127327"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415292776"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по теме "Кремний и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kriemnii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224497"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438868377"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект  урока на тему: Свойства черных и цветных металлов.  Металлы и сплавы."
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-na-tiemu-svoistva-chiernykh-i-tsvietnykh-mietallov-mietally-i-splavy"
    ["file_id"] => string(6) "279109"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453197281"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Железо и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(33) "zhieliezo-i-iegho-soiedinieniia-2"
    ["file_id"] => string(6) "218227"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433713836"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства