Тема урока: «Многоликий углерод»
Цели урока:
1. Создать условия для осознания и осмысления учебной информации с целью развития исследовательских умений учащихся средствами технологии обучения в сотрудничестве;
2. Продолжить формирование понятий «элемент» и «вещество», а также показать многообразие образуемых данным элементом (углеродом) соединений и их практическую значимость
3. Создать условия для становления знаний об особенностях строения атома углерода, закрепления знаний о зависимости свойств вещества от его строения.
Задачи урока:
Образовательные: изучить строение атома углерода, познакомиться с аллотропными модификациями углерода, рассмотреть химическиесвойства некоторых из них, значение углерода для жизни на Земле и практической деятельности человека. Закрепитьзнания о свойствах элементов в зависимости от их положения в ПТХЭ.
Развивающие: развивать самостоятельность в работе с учебником, дополнительными материалами. Способствовать развитию логического мышления и интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи). Содействоватm развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве.
Воспитательные: воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, успеха. Способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Форма проведения: групповая работа
Используемые технологии и методы: технология педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения (компетентностно-ориентированное обучение, индивидуальный и дифференцированный подход), информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие образовательных технологий (организационно-педагогическая технология, цветотерапия, физпаузы), метод проектов.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, классная доска, цветные карточки с заданиями, печатные материалы с дополнительной информацией, оценочные листы, маркеры, листы А5.
Ход урока:
I.Организационный момент
Формируем группы по желанию учащихся, однако учитель может рекомендовать в состав групп учащихся с разными возможностями и способностями (лучше заранее, до урока)
II. Подготовительный этап (мотивация, целеполагание, актуализация знаний)
Вступительное слово учителя.
III. Усвоение новых знаний.
Формулируем цель нашего урока:
В процессе работы над заданиями мы должны:
– уметь применять знания для характеристики химического элемента по положению в Периодической системе;
– изучить аллотропные модификации углерода;
– изучить химические свойства, значение и применение углерода;
Учитель:
Изучать свойства углерода мы будем в группах, занимаясь при этом исследовательской работой, создавая портрет ГРАФА УГЛЕРОДА.
Каждая группа получают ИУК с индивидуальными и групповыми заданиями для каждой группы, оценочные листы с критериями для оценки.
(Каждой группе предлагается одна подтема – по уровню сложности задания).
Данная тема включает следующие подтемы,( которые записаны на доске или высвечиваются на экране) а именно:
- Углерод – химический элемент.
- Углерод – простое вещество.
- Адсорбция
- Химические свойства простого вещества;
- Нахождение в природе и значение углерода.
Для оценивания действий учащихся использована рейтинговая шкала, которая также выдается каждой группе.
Задание для группы №1
Тема: Углерод- химический элемент.
Внимательно прочитайте материал учебника §28 и дополнительную информацию и выполните следующие задания
1. Охарактеризуйте углерод по его положению в Периодической системе (2 балла):
а) период, группа, подгруппа, порядковый номер
б) описание атома углерода:
- заряд ядра
- заряд атома
- число протонов р+
- число нейтронов п0
- число электронов е-
- число энергетических уровней
в) схема строения атома. (Запишите распределение электронов по энергетическим уровням)
г) сравните строение атома углерода со строением атома азота.
2. Составьте электронную формулу строения атома углерода и спрогнозируйте степени окисления углерода в соединениях.? (3 балла).
На основе проделанной работы сделайте выводы:
- Подготовьте презентацию вашего проекта
Задание для группы №2
Тема: Физические свойства углерода. Аллотропия.
Вспомните, что называется аллотропией. Внимательно прочитайте материал учебника §28 и дополнительную информацию и выполните следующие задания.
- Изучите с помощью учебника и дополнительной литературы физические свойства и особенности строения алмаза, его применение. (2 балла)
- Изучите с помощью учебника и дополнительной литературы физические свойства и особенности строения графита, его применение. (2 балла)
- Чем отличаются структуры алмаза и графита? Какой тип кристаллической решетки им характерен?(1 балл)
На основе проделанной работы сравните физические свойства алмаза и графита
Сделайте выводы. - Подготовьте презентацию вашего проекта
Задание для группы №3
Тема: Аморфный углерод. Адсорбция.
Внимательно прочитайте материал учебника §28 и дополнительную информацию и выполните следующие задания
- Что из себя представляет аморфный углерод? В каких формах он существует (1 балл)
- Что называется активированным углём? Как его получают?(1 балл)
- Прочитайте отрывок из сказки «Мороз Иванович»
"Между тем рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная"
При помощи учебника и дополнительной информации определите, какое специфическое свойство древесного угля здесь описывается? Дайте определение этому свойству. Какие методы очистки воды использует Рукодельница?(2 балла)
Проделайте опыт: (по инструктивной карточке)
На основе проделанной работы сделайте выводы:
-Подготовьте презентацию вашего проекта
Задание для группы № 4
Тема: Химические свойства углерода
- Составьте уравнения реакций углерода с металлами: алюминием и кальцием расставьте коэффициенты методом электронного баланса в одном из уравнений. Какие свойства при этом проявляет углерод? (3 балла)
- Составьте уравнения реакций углерода с кислородом и фтором, расставьте коэффициенты методом электронного баланса в одном из уравнений. Какие свойства при этом проявляет углерод? (3 балла)
- Допишите уравнения. Определите, какие свойства проявляет углерод в этих реакциях. Сделайте вывод о типе реакции углерода со сложными веществами( 3 балла)
CuO + C = Cu + ….
Fe2O3 + C = …
На основе проделанной работы сделайте выводы:
- Укажите: в реакциях с какими веществами углерод – восстановитель или окислитель;
- Укажите: степени окисления углерода – восстановителя и углерода – окислителя.
-Подготовьте презентацию вашего проекта
Задание для группы №5
Тема: Значение и применение углерода
Внимательно прочитайте материал учебника §28, схему круговорота углерода и дополнительную информацию и выполните следующие задания
1 . В виде каких соединений углерод встречается в природе: атмосфере, земной коре, океане? (схема) Какие полезные ископаемые содержат соединения углерода? (1 балл)
2. В результате каких процессов углекислый газ поступает в атмосферу? (1 балл)
3. Какой процесс на Земле невозможен без углекислого газа? Каково его значение и роль углерода в этом процессе. (2 балла)
4. Каково значение углерода для жизни на Земле?( 1балл)
На основе проделанной работы:
- Составьте кластер (схему) « Нахождение углерода в природе.»
- Ответьте на вопрос, поставленный в начале урока – Почему углерод является жизненно важным элементом?
-Подготовьте доклад по изученной теме для презентации вашего проекта
IV. Презентация докладов.
Закрепление : выполнение теста(см. Приложение)
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель организует рефлексивное осмысление учащимися своего отношения к изучаемому материалу и к своей деятельности.
VI. Оценивание учителем команд по рейтинговой системе.
VII. Дом. задание