Конспкут урока по теме "Соли" для учащихся 8 классов с применением Сингапурских структур обучения учащихся.Цель урока: сформировать понятие о солях и их классификации и номенклатуре.Тип урока: комбинированный.Тип мышления: Связь новых знаний с предыдущими.Мыслительные приемы: ФИНКИН ЭЛАУД, СОРТ КАРДС.Взаимодействие ученик-ученик Структуры: ТАЙМД-ПЭА-ШЭА, КЛОК БАДДИС, СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ, ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН. Взаимодействие ученик-учебный материал: Структура: ЭЙ АР ГАЙД
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Действительно, появились вещества, которые нельзя отнести к изученным классам, образуем еще одну группу и запишем новые вещества
NaCl, CaCO3, Са3(РО4)2
И чтобы узнать, как называется этот класс веществ, прочтем некоторые интересные факты
Это вещество входит в состав крови человека.
Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом.
Оно содержится в Мировом океане.
Из него в Боливии строят отели.
Наши предки встречали гостей в знак дружбы хлебом и … солью!
Как называется класс веществ, который мы будем изучать?
Этот класс веществ называется соли.
Тема урока СОЛИ
С чем у вас ассоциируется слово «соль»?
(соль, которую используют для приготовления еды, «Пищевая», «Поваренная», «Каменная», «Иодированная», бывает мелкая и крупная).
А что мы знаем о пищевой (поваренной) соли? На этот вопрос вы должны ответить самостоятельно, чтобы принять решение - основывайтесь на своих знаниях и убеждениях. В столбике ДО поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-», если вы не согласны с утверждением.
Структура ЭЙ АР ГАЙД
до
утверждения
после
Существует три способа добычи поваренной соли.
Формула поваренной соли NaCl
Твердая или каменная соль образует под землей огромные горы
Россия занимает 1 место по запасам соли
В каждом человеке содержится примерно 300 г. Соли.
Давайте посмотрим видеофрагмент о поваренной соли.
После просмотра прочтите все утверждения. В столбике ПОСЛЕ поставьте +, если вы согласны с утверждением или - , если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики ДО и ПОСЛЕ. Изменились ли ваши убеждения после просмотра видеофрагмента?
Об этом (изменились ли ваши утверждения) поделитесь с партнером на 6 часов.
Структура КЛОК БАДДИС
(спросить несколько человек)
Определение понятия соль с точки зрения химии
-Основной признак-на первом месте металл, на втором кислотный остаток
Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотного остатка.
Название кислоты
Формула кислоты
Формула
кислотного остатка
Название кислотного остатка
Соляная
HCl
хлорид
Азотная
HNO3
нитрат
Азотистая
HNO2
нитрит
Серная
H2SO4
сульфат
Сернистая
H2SO3
сульфит
Сероводородная
H2S
сульфид
Угольная
H2СO3
карбонат
Кремниевая
H2SiO3
силикат
Фосфорная
H3PO4
фосфат
Кислотный остаток образуется, если в формуле кислоты убрать атомы водорода. Заряд кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты. Составьте формулы кислотных остатков.
Название кислоты
Формула кислоты
Формула
кислотного остатка
Название кислотного остатка
Соляная
HCl
Cl-
хлорид
Азотная
HNO3
NO3-
нитрат
Азотистая
HNO2
NO2-
нитрит
Серная
H2SO4
SO42-
сульфат
Сернистая
H2SO3
SO32-
сульфит
Сероводородная
H2S
S2-
сульфид
Угольная
H2СO3
СO32-
карбонат
Кремниевая
H2SiO3
SiO32-
силикат
Фосфорная
H3PO4
PO43-
фосфат
Обсудите с партнером по лицу ваши формулы кислотных остатков. (проверка со слайда)
Структура ТАЙМД-ПЭА-ШЭА
Вернемся в нашим трем солям NaCl, CaCO3, Са3(РО4)2 и дадим им названия:
Название соли
=
Название кислотного остатка
+
Название металла в родительном падеже
NaCl хлорид натрия
Структура ТАЙМД-ПЭА-ШЭА
Обсудите с партнером по плечу как называются данные вещества.
CaCO3 карбонат кальция
Ва3(РО4)2 фосфат кальция
Выделите из предложенного списка веществ формулы солей
CuS LiCl Mg(NO3)2 Fe(OH)2
BaSO4 K3PO4 NH3 Na2O
Сколько формул солей у вас получилось? Какие вещества мы с вами отнесли к классу солей? Свой ответ поясните.
Структура ТАЙМД-ПЭА-ШЭА
Обсудите с партнером по плечу какие вещества являются солями.
Все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем. А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.
Запишите формулы солей в 2 группы: соли растворимые в воде и соли нерастворимые в воде.
Дайте названия данным солям.
Закрепление
Если вы согласны с данным утверждением – встаньте.
Соли – сложные вещества.
Соли состоят из атома водорода и кислотного остатка.
Соли могут быть растворимы и нерастворимы в воде.
Структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБАЛ
Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны:
Формула поваренной соли КСl
Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.
Соль фосфат магния нерастворима в воде.
К2СО3 – это формула карбонат кальция
В данном перечне веществ находится 3 формулы соли:
KNO3, NaOH, HCl, Na3PO4, CaO, HNO3, BaCO3
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание.
Параграф 21, выучить названия солей, в.3 с.113
Список использованной литературы
Список использованной литературы
1. О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа. 2009