ТЕМА УРОКА: «Физические и химические явления».
Цель урока: Познакомить учащихся с изменениями, происходящими с веществами.
Задачи урока:
1.Сформировать представления о явлениях: физических и химических, признаках и условиях протекания и возникновения химических реакций.
2. Научить распознавать физические и химические явления.
3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
4. Воспитывать познавательный интерес к учебному предмету.
Оборудование: демонстрационный столик, спиртовка, свеча, спички, мел, раствор соляной кислоты, раствор хлорида кальция, порошок железа, порошок серы, сахар, растворы индикаторов, медный купорос, раствор гидроксида натрия, сода.
Ход урока.
-
Орг. момент.
-
Проверка знаний.
Выполнение тестовой работы по ранее изученному материалу.
Тест на соответствие:
Смесь Способ разделения
сахар и песок отстаивание
мел и сода фильтрование
растительное масло и вода растворение в воде
древесные опилки и поваренная соль выпаривание
-
Изучение нового материала
Из курса биологии и физики вы знаете, что с телами и веществами происходят разнообразные процессы. Прежде чем приступить к теме урока, я предлагаю вам посмотреть демонстрационный эксперимент: 1) плавление льда; 2) нагревание сахара.
Рассмотрите внимательно и попробуйте ответить на следующие вопросы:
-
Какие вещества участвуют в представленных опытах?
-
Что происходит с каждым веществом в происходящем процессе?
3. В каких явлениях образуются новые вещества?
4. Как и по каким признакам можно разделить представленные явления?
Таким образом, тема нашего урока формулируется детьми как: «Физические и химические явления».
Учащиеся зарисовывают схему:
Явления
↓ ↓
физические химические
изменяется форма тела одни вещества превращаются
или агрегатное состояние вещества в другие
плавление льда горение спирта
испарение спирта или воды разложение сахара
Изменения веществ, которые не ведут к образованию новых веществ (с иными свойствами), называют физическими явлениями.
Изменения с веществами произошли, но при этом вода осталась водой, медь – медью, воздух – воздухом.
Новых веществ, несмотря на их изменения, не образовалось.
Химическое явление (реакция) – явление, при котором образуются новые вещества.
При физических явлениях молекулы вещества не разрушаются, вещество сохраняется.
При химических явлениях молекулы вещества распадаются на атомы, из атомов образуются молекулы нового вещества (учащиеся записывают выводы в тетрадь).
Демонстрационный эксперимент:
-
Смешивание порошков железа и серы — образование смеси — разделение с помощью магнита.
-
Смешивание порошков железа и серы, нагревание — образование соединения — разделение невозможно.
А по каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция? Что может об этом свидетельствовать?
Демонстрационный эксперимент:
-
Изменение окраски индикаторов.
-
Взаимодействие мела с соляной кислотой.
-
Взаимодействие сульфата меди с гидроксидом натрия.
Учащиеся делают общий вывод о признаках химических реакций (записывают схему в тетрадь).
Признаки химических реакций
Выпадение осадка
Изменение цвета
Выделение газа
Появление запаха
Выделение света и тепла
А что нужно сделать, чтобы произошла химическая реакция? (ответы учащихся).
Общие выводы формулируются совместно с педагогом и записываются в тетрадь.
Условия протекания химических реакций:
-
Контакт веществ.
-
Перемешивание веществ.
-
Нагревание.
-
Действие электрического тока.
-
Закрепление.
Определите, какие из приведённых ниже процессов относятся к физическим явлениям, а какие — к химическим. Выпишите соответствующие номера в тетрадь: 1 вариант — номера заданий, соответствующие физическим явлениям, 2 вариант — химическим явлениям.
Карточка № 1.
-
Растворение сахара в воде.
-
Разложение воды электрическим током.
-
Образование черного налета на серебряных изделиях.
-
Образование кристаллов поваренной соли при упаривании раствора.
-
Плавление алюминия.
-
Горение свечи.
Карточка № 2.
-
Окисление меди.
-
Испарение воды.
-
Ржавление железа.
-
Горение древесины.
-
Растворение вещества.
-
Образование зеленого налета на медных изделиях.
Карточка № 3.
-
Замерзание воды.
-
Скисание молока.
-
Плавление олова.
-
Горение угля.
-
Образование кристаллов сахара при упаривании раствора.
-
Плавление льда.
-
Рефлексия.
Оцените свою деятельность на уроке. У вас на столах лежат таблицы, нужно поставить баллы за свою работу на уроке по пятибалльной системе.
Активность на уроке _______ баллов
Усвоение учебного материала _______ баллов
-
Домашнее задание. § 6, упр. 3.
-
Итоги урока.