Цели урока: 1) Познакомить учащихся со способами разделения смесей и областями применения этих способов в быту и народном хозяйстве.
2) Развивать умения анализировать, прогнозировать , сравнивать. Формировать навыки и умения самостоятельной работы и работы в коллективе.
3) развивать ответственность, инициативность, творчество, добросовестное отношение к выполняемой работе. Воспитывать понимание значимости химических знаний в повседневной жизни.
Оборудование: компьютер , проектор, наглядные пособия.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Проверка усвоения материала предыдущих уроков.
4. Объяснение новой темы.
5. Закрепление изученного материала.
6. Подведение итогов урока.
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание.
3. Проверка усвоения материала предыдущих уроков:
А) На какие два вида подразделяется вода?
Б) Что такое массовая доля, дать определение, способы нахождения, измерение, что характеризует собой проба золота?
В) Что такое объемная доля, дать определение, способы нахождения, измерение?
4. Объяснение новой темы:
С телами и веществами происходят различные изменения, которые называются явлениями.
Явления
Физические Химические
(состав в-ва остается постоянным, (из одних веществ образуются
изменяются размеры, форма тел или новые вещества, отличающиеся от
агрегатное состояние веществ.) исходных по составу, и по свойствам.)
Области применения в народном хозяйстве
( из-за изменения агрегатного состояния вещества или формы и размеров тел):
На примере алюминия.
1.Пластичность алюминия- позволяет его вытягивать в проволоку или прокатывать в тонкую фольгу.
2. Электропроводность и легкость алюминия- использование в линиях электропередачи, а сплавы алюминия – в самолетостроении.
3. Пластичность и неядовитость – при изготовлении посуды.
Способы получения чистых химических веществ
( по сути, физические явления):
1.Перегонка или дистилляция (для получения чистых жидких или газообразных веществ).
Например: 1)получение воды , очищенную от растворенных в ней веществ (дистиллированная).
2) получение из природной нефти отдельных нефтепродуктов.
Учитель показывает по схеме трубчатой установки для непрерывной перегонки нефти.
3) получение из жидкого воздуха отдельных составных частей – азота
(он выкипает первым), кислорода и др.
2.Кристаллизация или выпаривание (для получения твердых веществ из растворов).
Например: 1) очистка соли- природную соль растворяют в воде и затем фильтруют. Потом соль выделяют из раствора выпариванием, вода растворяется, а в фарфоровой чашке остаются кристаллы соли.
3.Фильтрование - основан на различной пропускной способности пористого материала- фильтра по отношению к составляющим смесь частицам.
Например: 1)Очистка питьевой воды- на станциях, слой песка
2) В пылесосе от взвешенной в нем пыли – бумажные или матерчатые фильтры.
3)В медицине – по уходу за больными или во время хирургической операции
– многослойные марлевые повязки.
4. Возгонка ( сублимация)- переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу.
Например: 1)получение чистого йода и серы - при возгонке в нагреваемой части прибора кристаллическое вещество испаряется, а в охлаждаемой – снова конденсируется с образованием кристаллов.
2) Лед способен к возгонке.
3) Твердый углекислый газ- сухой лед (ребятам предлагается вспомнить где
он применяется)
5. Отстаивание- разделение смесей из-за различной плотности веществ с помощью делительной воронки..
Например: 1) Смесь нефти и воды.
2) Растительное масло и вода.
Для ускорения процесса разделения смесей используется центрифугирование, с помощью аппарата – центрифуги.
5. Закрепление изученного материала.
Задание №1: Предложите способ разделения следующих смесей:
?1. Растительное масло и вода. ( с помощью делительной воронки)
? 2. Железные опилки и песок. (магнитом)
?3. Железный порошок и порошок серы ( магнитом)
? 4.Смесь железных и древесных опилок. (смесь помещаем в стакан с водой, взбалтываем и даем отстояться. Железные стружки опускаются на дно стакана, а древесные – всплывают. Если древесные стружки осторожно слить с водой, на дне останутся только железные. )
?5. Мутную озерную воду от мелкого песка. (Для этого воду отстаиваем. Песок, мелкие примеси оседают на дно посуды. После отстаивания чистую воду осторожно сливаем. Такой способ отделения жидкости от осадка называется декантацией.)
?6. Смесь поваренной соли и песка.( Для этого смесь помещаем в химический стакан с водой и взбалтываем. Поваренная соль растворяется, а песок оседает. Глина не растворяется и не оседает на дно стакана, поэтому вода остается мутной. Чтобы удалить нерастворимые частицы глины из раствора, смесь фильтруют.)
? 7.Спирт и вода. (Спирт и воду можно разделить методом перегонки, т.к. температура
кипения спирта 78,3 °С, а воды 100 °С.)
?8. Бензин и вода. (Бензин и воду можно разделить отстаиванием, т.к. плотность
бензина 800 г/л, а воды 1000 г/л, то бензин всплывет)
?9. Зубной порошок и поваренная соль. (Смесь надо высыпать в стакан с водой. Соль растворится, а порошок нет, затем отфильтровать. Порошок осядет на фильтре. Раствор соли затем выпарить.)
Задание №2: Какое из перечисленных операций: выпаривание, перегонка, фильтрование – необходимо произвести для очистки морской воды от растворенных в ней солей?
Ответ: фильтрование, выпаривание.
Задание №3: Какой способ очистки чайной заварки от чаинок вы используете, когда наливаете ее из чайника через ситечко?
Ответ: фильтрование.
6. Подведение итогов урока.
7. Выставление оценок с комментариями
8. Домашнее задание : §25 № 2, 5.