kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока химии и физики "Физические и химические явления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА УРОКА «Физические и химические явления»

ТИП УРОКА: Урок интегрированный – связь с физикой.

 Цели урока:

1. Сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках  химических реакций.

2. Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

3. Показать практическую значимость знаний о химических и физических  явлениях, используя межпредметные связи.

4. Способствовать, нравственному, эстетическому воспитанию учащихся.       

Оборудование: фильтровальная бумага, вода, штатив с пробирками; растворы: сульфата меди, гидроксида натрия, хлорида железа (3), соляной кислоты; фенолфталеин;  стальная ложечка;  

Поэтапная структура урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивационно - ориентационный этап.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Изучение нового материала.

5.Закрепление изученного материала.

7. Оценочно-рефлекторный этап

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии и физики "Физические и химические явления" »

ТЕМА УРОКА «Физические и химические явления»

ТИП УРОКА: Урок интегрированный – связь с физикой.

 Цели урока:

1. Сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках химических реакций.

2. Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

3. Показать практическую значимость знаний о химических и физических явлениях, используя межпредметные связи.

4. Способствовать , нравственному, эстетическому воспитанию учащихся.   Оборудование: фильтровальная бумага, вода, штатив с пробирками; растворы: сульфата меди, гидроксида натрия, хлорида железа (3), соляной кислоты; фенолфталеин; стальная ложечка;  

  Поэтапная структура урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивационно - ориентационный этап.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Изучение нового материала.

5.Закрепление изученного материала.

7. Оценочно-рефлекторный этап

Добрый день уважаемые гости и ребята ! Если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно, Давайте сегодняшний день проведем с улыбкой. Главная задача- быть внимательными, активными, находчивыми, трудолюбивыми. Давайте улыбнемся друг другу.

 ЭПИГРАФ урока:"Химик без знания физики подобен человеку, который все искать должен ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут".     М.В. Ломоносов

   1 часть /физика/

1. Организационный момент.

    Приветствие. Проверка готовности детей к уроку. 2.Мотивационно - ориентационный этап.

  Учитель:  Вводная беседа Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово?

Явление – это изменение или процесс. Различают физические и химические явления.

 Физическими  называются такие явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.

Например: испарение или замерзание воды, плавление стекла и другие.

Вы уже знаете, что с телами и веществами происходят различные изменения, которые называются явлениями, и помните, что они делятся на физические и химические. При физических явлениях состав вещества остается без изменения, а меняется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел. Физические явления, выражающиеся в изменениях агрегатного состояния вещества или формы и размеров тел, определяют важнейшие области применения их в народном хозяйстве. Так, пластичность алюминия позволяет вытягивать его в проволоку пли прокатывать в тонкую фольгу; электропроводность и сравнительная легкость алюминия позволяют использовать его в качестве проводов линий электропередач, а сплавы — в самолетостроении; теплопроводность, пластичность и неядовитость — при изготовлении посуды и т. д.

     Многие физические явления используют для получения чистых веществ. 

 Для получения чистых химических веществ используют следующие физические явления:

  Перегонка

Кристаллизация

Фильтрование

кипение

испарение

конденсация

плавление

Например, на различии температур кипения веществ основан способ дистилляции или перегонки.
Этим способом получают воду, очищенную от растворенных в ней веществ. Такая вода называется дистиллированной. Именно ее используют для приготовления лекарственных растворов и для заливки в систему охлаждения автомобилей.
Для очистки солей пользуются способом кристаллизации. При этом, например, природную соль растворяют в воде и затем фильтруют. В результате получают раствор поваренной соли, очищенный от песка, глины и других не растворимых в воде примесей. Затем соль выделяют из раствора выпариванием. Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаются кристаллы соли.
 Способ фильтрования основан на различной пропускной способности пористого материала — фильтра, по отношению к составляющим смесь частицам. Фильтром для очистки питьевой воды на станциях водоочистки служит слой песка. В пылесосе, который очищает воздух от взвешенной в нем пыли. применяются бумажные или матерчатые фильтры: в медицине при уходе за больными или во время хирургической операции используются в качестве фильтра многослойные марлевые по вязки.

 2 часть /ХИМИЯ

При химических явлениях происходит превращение одного вещества в другое , т. е. химическая реакция. Протекание химических реакций можно определить по следующим признакам :

Выделение газа

Выпадение осадка

Появление запаха

Выделение тепла

Изменение цвета

Признаки химических реакций указывают на образование новых химических веществ.

Презентация

Деление на группы 1 физики, 2 химики

Задание № 1 А теперь проведем экспериментальную работу в группах. Каждой группе необходимо выполнить лабораторные опыты и определить наблюдаемое явление и объяснить.

Повторить правила ТБ.

Задание 1 группе : 1) Горение свечи

2) Деформация медной проволоки

3) Мел + соляная кислота

4) Растворение сахара в воды

5)

Задание 2 группе : 1) Кипение воды

2) Прокаливание медной проволоки

3) Измельчение мела

4) Плавление парафина

5) Цинк + соляная кислота


Задание № 2 Каждой группе даны стихи известных писателей. Прочитайте и определите о каком явлении говориться в стихотворении.

1. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса.
(А.С.Пушкин)

2. И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко.
Освящая тьму ночную
Далеко и жарко!
(И Суриков.)

3. В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз…
(С.Я.Маршак)

4. А если медь в печи нагреть.
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте…
(Е. Ефимовский)

5. Что за звездочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
(Е. Благинина)

6. На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело смотреть.
(А Ахматова)

7. Световых частиц поток
Падает на зеленый листок,
Листок кислород выделяет,
Углекислый газ поглощает.
(Из ответа ученика )

8. Когда металл в крутые формы льем,
Мне верится, что оживут в металле
Горячие полдневные поля.
Кипит металл и ждут его поля.
(А. Кравцов)

(Правильные ответы:  Х Х Ф Х Ф Х Х Ф.)

Задание № 3

• Из перечня явлений выписать номера, под которыми указаны

 Вариант 1 – физические явления

 Вариант 2 – химические явления

1.Превращение в белый порошок кусочка бесцветного стекла

при сильном измельчении в ступке.

2. Старинные монеты покрылись зеленоватым налетом.

3. Образование глюкозы в зеленом растении.

4. Морской прилив.

5. Высыхание дождевых луж.

6. Лесной пожар.

7. Почернение изделий из серебра.

8. Замерзание воды.

9. Скисание молока.

10. Конденсация воды.

11. Горение бенгальских огней.

12. Плавление льда.

13. Испарение бензина.

14. Горение древесины.

15. Ржавление  железа.

16. Кипение чайника

17. Горение бензина

18.Растворение сахара в воде

19. Горение дров

20. Таяние льда

Взаимопроверка

Задание № 4 с физминуткой

А сейчас послушайте поговорки и определите, о каких явлениях говорится в них: если явление физическое встает 1 группа, если химическое- 2 группа.

1  В иных руках и горсть пыли в золото превращается (хим.)

2 Не боги горшки обжигают (физ.)

3 Пока железо в работе, его и ржа не берет (хим.)

4 В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты (физ.)

5 «Куй железо пока горячо» (физ.)

6 «Под лежачий камень вода не течет» ( физ)


Задание № 5 Мы с вами научились определять физические и химические явления, а теперь подумаем об их значении: 1 группа- пишет значение физических явлений, 2 группа- пишет значение химических явлений

Задание № 6 Индивидуальные тестовые задания

1 К физическим явлениям относят:

1) скисание молока;

2) засахаривания варенья;

3) горение свечи;

4) ржавление гвоздя

2 Для выделения поваренной и соли из ее раствора в воде можно использовать.

1. Фильтрование;   

2. Отстаивание смеси в воде;    

3. Дистилляцию;    

4. Выпаривание и кристаллизацию.

3. Из списка условий протекания и признаков химических реакций выберите признаки:

1) соприкосновение веществ;

2) образование осадка

3) облучение светом;

4) нагревание;

4. К физическим явлениям относят:

1) таяние льда;

2) ржавление железного гвоздя;

3) горение бумаги

4) гниение листьев

5. Из перечня слов выберите те, которые могут быть использованы для характеристики водяного пара.

1) летучий; 2) газообразный;3) блестящий; 4) розовый5) токсичный;

6 Для отделения спирта от воды можно использовать

1. Фильтрование;    

2. Отстаивание;      

3. Дистилляцию;    

4. Выпаривание и кристаллизацию.

7. Из списка условий протекания и признаков химических реакций выберите условия:

1) облучение светом;

2) изменение цвета веществ;

3) нагревание;

4) соприкосновение веществ; 8 Укажите, какое суждение является верным:

А. при химических явлениях происходит превращения одних веществ в другие.

Б. к химическим явлениям относятся: получение азота и плавление металла.

1. верно только А;

2. верно только Б;

3. верны оба рассуждения;

4. оба суждения неверны.

9 К химическим явлениям не относится: 
1) плавление парафина;

2) горение свечи;

3) ржавление гвоздя;

4) скисание молока.

10 Подберите синонимические выражения к понятию «химические явления»:

а) явления, при которых вещество не меняется;

б) химические реакции;

в) явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества;

г) явления, при которых изменяется цвет вещества, образуется осадок или газ;

д) явления, при которых изменяется агрегатное состояние веществ.


Задание № 7 Кроссворд


Ученик-физик:

О, физика – наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика плечами
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире


Ученик-химик:

Без химии жизни, поверьте, нет.
Без химии стал бы тусклым весь свет,
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим,
Химией лечимся, клеим и шьем,
С химией мы бок о бок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!

/ВМЕСТЕ/ А чтобы больше и лучше все знать,
Надо науки эти понять.


Рефлексия (на стикерах написать)

1Что понравилось на уроке?

2 Пожелание.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока химии и физики "Физические и химические явления"

Автор: Пашкурная Татьян Владимировна, Кулыгина Татьяна Владимировна

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205263

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "Физика Атом "
    ["seo_title"] => string(11) "fizika-atom"
    ["file_id"] => string(6) "190261"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427126804"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока Типы химических реакций "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-tipy-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "208546"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430839292"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Химические уравнения" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-khimichieskiie-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "183310"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425819888"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Технологическая карта и конспект урока "Строение атома" "
    ["seo_title"] => string(62) "tiekhnologhichieskaia-karta-i-konspiekt-uroka-stroieniie-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "101808"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402453895"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по химии"Электролитическая диссоциация" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-khimii-eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "216316"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432927912"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства