Класс 8
Урок №
Дата
Тема: «Физические и химические явления. Признаки химических реакций»
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся средствами технологии критического мышления.
Задачи:
Образовательный аспект: создать условия для усвоения обучающимися понятий о физических и химических явлениях и химических реакциях, познакомить с признаками и условиями течения химических реакций.
Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с химическими реактивами и оборудованием.
Воспитательный аспект: содействовать развитию материалистического мировоззрения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: Компьютер, презентация видеофрагменты опытов.(ЦОР)
Ход урока:
1 этап урока – Стадия вызова
Из материала прошлых уроков, мы знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Вокруг нас всегда находятся какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными? Природа – это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ.
Давайте посмотрим некоторые из природных явлений и дадим им объяснения.
Слайды Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев осенью, горение древесины, образование тумана, образование облаков, таяние льда, горение бумаги, скисание молока, плавление металла.
Слайд синквейн: Эксперимент
физический, химический
получают, разлагают, растворяют
химия изучает превращения веществ
реакция
Предлагаю ребятам с использованием синквейна определить тему урока.
? Какие ассоциации у вас возникают при словах и словосочетаниях «эксперимент», «реакция», «химические явления»? Запишите их.
Слайд Тема урока: «Физические и химические явления. Признаки химических реакций.
2 этап урока – Стадия осмысления
Задание № 1: Разделите эти явления на две группы и объясните, по какому признаку вы это сделали. (Происходит обсуждение вопроса, результат заносится в тетрадь).
Слайд
Физические явления
Химические явления
Явления, при которых вещества не превращаются в другие, изменяется только их агрегатное состояние или форма.
Примеры: извержение вулкана, образование инея, таяннее льда плавление металла
Явления, при которых из данных веществ образуется одно или несколько новых веществ.
Примеры: гниение листьев, горение бумаги, скисание молока
Так как химия изучает химические явления, то нас интересуют именно они Химические явления называются химическими реакциями. Любая химическая реакция сопровождается изменениями, которые называются признаками химических реакций. Различают пять таких признаков.
Слайд
- Изменение окраски;
- Образование или растворение осадка;
- Изменение запаха;
- Выделение газа;
- Поглощение или выделение теплоты (иногда и света).
Слайд – физминутка для глаз
Задание №2: Давайте на примере конкретных химических реакций рассмотрим эти признаки. (Напомнить правила по технике безопасности). – после просмотра каждого видеоопыта, результаты наблюдений занесите в таблицу: Выполняем лабораторные опыты, просматриваем видеофрагмент и заносим результаты в таблицу. (Работа с лабораторными опытами проводится в группах, что предусматривает обсуждение результатов между членами групп. Обсуждение видеофрагмента происходит между всеми учениками класса). (По ходу отчета обучающиеся заполняют таблицу )Слайд
№ опыта
Что делаем
Что наблюдаем
Выводы
1.
Порезать бумагу
Измельчение
Физ.явление
2.
Горение бумаги
Изменение цвета, образование газа
Хим.явление
3.
Гашение соды (видео)
Наблюдается бурное вскипание Происходит выделение газа
Хим.явление
4.
Горение магния.(видео)
Наблюдается сильное свечение Происходит выделение тепла и света
Хим.явление
5.
Вскипание воды (видео)
Выделение паров
Физ.явление
6.
«Фараоновые змеи» (видео)
Изменение цвета
Хим.явление
Задание №3: На основе полученных знаний необходимо выяснить: «Какие условия нужно создать для того, чтобы возникла и могла протекать химическая реакция?» Давайте обсудим этот вопрос и сформулируем необходимые условия. Результат занесём в тетрадь.
Слайд
Условия возникновения и протекания химических реакций.
1. Приведение веществ в тесное соприкосновение (измельчение, перемешивание, растворение).
2. Нагревание веществ до определённой температуры:
А) необходимо для начала реакции.
Б) необходимо на протяжении всей реакции.
Задание №4: В качестве проверки усвоения изученного материла, учащиеся работают с тестами на соответствие (тест раздаётся на листочках, с учётом вариантов).(Самопроверка ключ на
Слайд : 1 вариант физ.явления: 1,3,5,6,8,10 Хим.явления: 2,4,7,9
2 вариант физ.явления:1,3,5,7,9 Хим.явления:2,4,6,8,10
Затем для закрепления знаний посмотрим несколько видеоопытов.
3 этап урока – Рефлексия
Что вы сегодня узнали нового? (беседа с детьми и выставление оценок за работу на уроке)Учитель: Я предлагаю вам составить Синквэйн к теме «Химические реакции», правила написания вы знаете, но чтобы не запутаться можете обратить внимание на
Слайд.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд
Домашнее задание: §5,6, отгадать кроссворд на тему: «Физические и химические явления» (каждому раздаётся листок с кроссвордом)
Ответы
К кроссворду. 1.явления2.химические3.горение4.световые5.механическое6.наэлектризованные
7.топливо8.окисление9.электричество10.физические11.светящиеся12.тепловые13.дыхание.
Кроссворд «Явления природы. Физические и химические явления. Горение»
- Любые изменения, которые происходят с телами.2. Явления, в результате которых одни вещества превращаются в другие.3. Реакция, сопровождающаяся выделением тепла и света.4. Явление, связанное со светом.5. Явление, связанное с изменением положения какого-либо тела по отношению к другим телам.6. Тела, способные после натирания притягивать лёгкие предметы.7. Горючие материалы, сжигаемые для использования выделяющейся теплоты.8. Реакция взаимодействия веществ с кислородом.9. Энергия, получаемая на тепловых электростанциях.10. Явления, при которых вещества остаются прежними.11. Тела, излучающие свет.12. Явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел.13. Процесс медленного окисления питательных веществ в живом организме
Тест: «Физические и химические явления»
Вариант I.
Установите соответствие: Физические явления: _______
Химические явления: _______
1. Вода в озере покрылась коркой льда;
2.Появление ржавчины на железном гвозде;
3.Золотую проволоку вытянули в нить;
4.Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
5.Ледяная игрушка весной растаяла;
6.Высыхание дождевых луж;
7.Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
8.Морской прилив;
9.Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
10. Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.
Тест: «Физические и химические явления»
Вариант II.
Установите соответствие:
Физические явления: _______
Химические явления: _______
- Выветривание горных пород;
- Серебряная ложка на воздухе потемнела;
- Испарение воды с поверхности реки;
- Горение керосина в лампе;
- Движение воздуха (ветер);
- Скисание молока с образованием кефира;
- Плавление куска железа;
- Горение спички;
- Дети на пляже построили из песка замок;
- Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.