~~Цели урока:
1. Познакомить обучающихся с новым классом органических веществ;
2. Обобщить и углубить знания обучающихся о свойствах, строении и номенклатуре органических веществ;
План урока
1. Оргмомент (2-3 мин)
2. Объяснение нового материала (15-20 мин).
1. Рассказ об алкенах (о строении этилена, номенклатуре алкенов, физических и химических свойствах алкенов)
2. Показ материала с использованием презентации «Алкены», приготовленной преподавателем:
2.1.Этиленовые углеводороды. Алкены.
2.1.1.Строение молекулы этилена
2.1.2. Номенклатура алкенов
2.1.3.Физические свойства алкенов
2.2. Химические свойства алкенов.
4. Проверка таблицы для заполнения, розданные преподавателем (5 мин)
5. Домашнее задание (2 мин)
6.Выполнение заданий для самоконтроля (10-15 мин)
7. Проверка заданий самоконтроля обучающимися.
Ход урока
1. Оргмомент
? Здравствуйте ребята! На прошлом уроке мы изучали с вами тему «Алканы». Сегодня на уроке мы продолжим изучать классы органических веществ и познакомимся с классом «Алкены». В конце урока вам предстоит выполнить задания по новой теме и самостоятельно их проверить.
? Откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число и тему урока «Алкены».
2.Таблица
Обучающимся перед уроком раздают таблицы, которые им предстоит заполнить в течение рассказа преподавателя нового материала.
- Возьмите таблицу, которая лежит перед каждым из вас. В ней записаны параметры веществ, которые мы будем сегодня изучать. Таблицу необходимо заполнить во время хода урока. По окончании нового материала проверим таблицу и вы сможете прикрепить ее к себе в тетрадь.
3. Объяснение нового материала.
Алкены — это органические вещества, в составе молекулы которых имеется одна двойная углерод — углеродная связь.
Простейшим углеводородом, относящимся к классу алкенов является этен (этилен). Именно на его примере мы и рассмотрим строение алкенов.
Молекула этилена состоит из двух атомов углерода и четырех атомов водорода. Атомы углерода связаны между собой с помощью сигма связи (при перекрытии S — орбитали) и одной пи — связи (при перекрытии Р — орбиталей). Таким образом в молекулах алкенов возникает одна двойная связь.
Длина связи 1,34 ангстрема или 0,134 нм. Угол связи 120 градусов.
. π-связь значительно слабее, чем σ – связь. Этим обусловлены химические свойства алкенов, которые мы рассмотрим немного позднее.
Правила образования названий алкенов.
- Название алкенов по систематической номенклатуре образуют из названий аналогично построенных алканов, заменяя суффиксы –ан на –ен, цифрой указывается номер того атома углерода, от которого начинается двойная связь.
Главная цепь атомов углерода должна обязательно включать двойную связь, и ее нумерацию проводят с того конца главной цепи, к которому она ближе.
В начале названия перечисляют радикалы с указанием номеров атомов углерода, с которыми они связаны. Если в молекуле присутствует несколько одинаковых радикалов, то цифрой указывается место каждого из них в главной цепи и перед их названием ставят соответственно частицы ди-, три-, тетра- и т.д
Физические свойства алкенов.
Химические свойства алкенов.
Преподаватель показывает примеры химических уравнений реакций, характерных для класса алкенов:
1. Присоединение водорода (реакция гидрирования)
2. Присоединение галогенов (реакция галогенирования. Преподаватель показывает ролик «обесцвечивание бромной воды этиленом» - качественная реакция на двойную связь)
3. Присоединение галогеноводородов (реакция гидрогалогенирования)
4. Присоединение воды (реакция гидратации)
5. Полимеризация (преподаватель показывает отрывок из цикла передач «как это работает», производство полиэтиленовых пакетов).
4. Проверка таблицы, заполненной обучающимися.
Преподаватель обращается к одному обучающемуся с просьбой озвучить графы таблицы. Затем заполненная таблица выводится на экран и обучающиеся всей группы проверяют свои записи.
5. Домашнее задание : составить в тетради схему «Применение алкенов».
6. Закрепить изученный материал можно с помощью выполнения заданий для самоконтроля. Каждому обучающемуся выдается лист с 6 заданиями. Преподаватель объясняет, как выполнить задания. Первые 4 из них среднего уровня сложности и при правильном выполнении дают оценку «удовлетворительно», 5 и 6 задание повышенной сложности. Эти задания выполняются по выбору теми, кто претендует на оценку «хорошо» и «отлично».На выполнение заданий отводится 10 мин.
По истечении времени правильные ответы выводятся преподавателем на экран. Обучающиеся самостоятельно проверяют выполненные задания, выставляют оценку.
Листы сдаются преподавателю.
Урок окончен.