Урок " Кислоты: классификация, номенклатура, физические и химические свойства", создан для 8 класс по учебнику"Химия" авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.
Эпигроф данного урока: "Всё познается в сравнение".
Урок комбинированный.
Для данного урока разработан рабочий лист, в которым дети с удовольствие работают и используют в дальнейшем на протяжение нескольких уроков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель: Каждый находящийся в классе ученик 8 класса не может заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. Девизом нашего урока пусть будет высказывание великого мыслителя П. Лапласа:
То, что мы знаем – ограничено;
То, что не знаем – бесконечно
Учитель: Мы продолжаем изучать основные классы неорганических соединений. Что же мы с вами уже знаем? Нам известен класс оксиды и класс основания. Дайте определение этих классов веществ.
Ответ учащегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород.
Ответ учащегося: Основание – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами ОН.
Учитель: на магнитной доске прикреплены карточки с формулами веществ. Сидящие на 1 варианте выбирают формулы оксидов и дают их название. Учащиеся 2 варианта выбирают формулы оснований и также называют их.
2 ученика работают у доски.
Все остальные выполняют работу в рабочих тетрадях.
Na2O
HCl
Ca(OH)2
K2O
CuOH
Fe2O3
HNO3
H2CO3
CaO
Fe(OH)2
Al(OH)3
H2SO4
H3PO4
H2SiO3
Ответ учащегося:
1. Na2O – оксид натрия,
K2O – оксид калия,
Fe2O3 – оксид железа (III),
CaO – оксид кальция
2. Ca(OH)2 – гидроксид кальция,
CuOH – гидроксид меди (I),
Fe(OH)2 – гидроксид железа (II),
Al(OH)3 – гидроксид алюминия (III).
Учитель: Молодцы. Справились с заданием. Посмотрите на оставшиеся карточки. Что общего у этих веществ?
Ответ учащегося: Все оставшиеся вещества начинаются с атома водорода.
Учитель: Правильно. Это сложные вещества. Они состоят из атомов водорода, который может замещаться на атом металла и кислотных остатков. Такие вещества называются кислотами.
3. Изучение новой темы
Учитель: Итак, давайте запишем определения кислот в ваши рабочие листы (приложение 1)
Кислоты - сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода, способных замещаться на атома металлов, и кислотных остатков.
Учитель: Общая формула кислот
Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.
Кислотный остаток в химической реакции сохраняется и переходит из одного соединения в другое.
Учитель: 1. По составу кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие.
2. По числу атомов водорода: число атомов водорода (n) определяет основность кислот:
n = 1 одноосновная
n = 2 двухосновная
n = 3 трехосновная
Учитель: в рабочих листах ( приложение 1) у вас представлены таблицы с примерами кислоты, они с пробелами, давайте их заполним.
Ответ учащихся:
а) Таблица кислород содержащих кислот, кислотных остатков и соответствующих кислотных оксидов:
Кислота (НnА)
Кислотный остаток (А)
Соответствующий кислотный оксид
HClO4 хлорная
ClO4 (I) перхлорат
Cl2O7 оксид хлора (VII )
H2SO4 серная
SO4 (II) сульфат
SO3 оксид серы (VI ), серный ангидрид
HNO3 азотная
NO3 (I) нитрат
N2O5 оксид азота ( V )
HMnO4 марганцевая
MnO4 (I)перманганат
Mn2O7 оксид марганца (VII )
H2SO3 сернистая
SO3 (II) сульфит
SO2 оксид серы (IV )
H3PO4ортофосфорная
PO4 (III) ортофосфат
P2O5 оксид фосфора (V )
HNO2 азотистая
NO2 (I) нитрит
N2O3 оксид азота (III )
H2CO3 угольная
CO3 (II) карбонат
CO2 оксид углерода ( IV), углекислый газ
H2SiO3 кремниевая
SiO3 (II) силикат
SiO2 оксид кремния (IV)
б) Таблица бескислородных кислот
Кислота (НnА)
Кислотный остаток (А)
HCl соляная, хлороводородная
Cl (I) хлорид
H2Sсероводородная
S(II) сульфид
HBr бромоводородная
Br (I) бромид
HI йодоводородная
I(I) йодид
HF фтороводородная,плавиковая
F(I) фторид
Учитель: Молодцы, справились с заданием.
Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами.
Посмотрите на образцы кислот на демонстрационном столе, определите их свойства.
Ответ учащегося: Все кислоты жидкие, не имеют цвета.
Учитель: Вы правы. Все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, метафосфорная, борная. Почти все растворимы в воде. Нерастворима кремниевая кислота H2SiO3. Кислоты используют в домашнем хозяйстве. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты. А как же получают кислоты? Давайте познакомимся с получением кислот и заполним таблицу (приложение 1), опираясь на схему в учебнике.
Ответ учащихся:
Способы получения кислот
бескислородные
кислородсодержащие
HCl, HBr, HI, HF, H2S
HNO3, H2SO4и другие
ПОЛУЧЕНИЕ
1. Прямое взаимодействие неметаллов
H2 + Cl2 = 2 HCl
1. Кислотный оксид + вода = кислота
SO3 + H2O = H2SO4
2. Реакция обмена между солью и менее летучей кислотой
2 NaCl (тв.) + H2SO4(конц.) = Na2SO4 + 2HCl
Учитель: Все справились с заданием? Молодцы.
А теперь мы познакомимся с химическими свойствами кислот. Каждый из вас получил памятку по ТБ при работе с кислотами. Ознакомьтесь с ее положениями.
Вы уже знаете что является индикаторами, давайте повторим.
Ответ учащегося: Вещества, под действием которых растворы кислот и щелочей меняют свой цвет, называют индикаторами.
Учитель: Итак, водные растворы кислот реагируют с индикаторами. Дайте определение, как же меняют индикаторы свой цвет в кислой среде, и на основание этого заполним таблицу в ваших рабочих листах (приложение 1)
Проведение опытов на рабочих местах
Ответ учащегося:
Название индикатора
Нейтральная среда
Кислая среда
Лакмус
Фиолетовый
Красный
Фенолфталеин
Бесцветный
Бесцветный
Метилоранж
Оранжевый
Красный
Универсальная индикаторная бумага
Оранжевая
Красная
Учитель: Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели». Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот.
Учитель: У вас на партах лежат карточки с номером группы и описание химических опытов (приложение 2). Кто справился с определением среды индикаторами может приступать к изучению химических свойств опытным путем, не забывая при этом о правилах техники безопасности.
Группы между собой обмениваются результатами и выводами, уравнения записывают на доске.
Ответы учащихся:
1 группа Реакция обмена. Изменение цвета из прозрачного в малиновый и снова в прозрачный.
NaOH+HCl= NaCl +H2O
Вывод: кислоты реагируют с основаниями.
2 группа Реакция обмена, выпал белый осадок.
H2SO4+BaCl2=BaSO4+2HCl
Вывод: кислоты реагируют с солями
3 группа реакция замещения. Выделение пузырьков газа.
Zn +2HCl= ZnCl2+H2
Вывод: кислоты реагируют с металлами.
Учитель: Молодцы, все группы справились с заданием.
Итак, что мы узнали на уроке?
Ответ учащихся:
Что такое кислоты.
Классификацию кислот
Как составляются формулы кислот и их названия.
Физические и химические свойства кислот.
4 Закрепление
Учитель: У вас в рабочих листах ( приложение 1) есть тестовые задания, выполните их.
Ответ учащегося:
1) Игра «Третий лишний»
В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:
HCl
H2SO4
H3PO4
H2SO3
H2SiO3
H3PO4
бескислородная кислота.
3х основная кислота.
2) Ребята решили укомплектовать свою учебную лабораторию оксидами, основаниями и кислотами. Заказ им прислали по почте в виде двух посылок:
Но названия веществ подписать забыли. Помогите ребятам.
3) Даны кислотные остатки:
F¯ ; ClO4¯ ; SiO3²¯.
Составьте формулы возможных кислот, назовите их.
9. Закончите предложения:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
Приложение 2
Первая группа «Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)».
В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия (NaOH) и прибавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?
К раствору NaOH с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту (HCl), периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?
Составьте уравнения проделанной реакции.
Вывод:
Вторая группа «Взаимодействие кислот с солями».
В пробирку налейте 2 мл серной кислоты (H2SO4) и прибавьте несколько капель хлорида бария (BaCl2). Что вы наблюдаете? Напишите уравнения проделанной реакции
Вывод:
Третья группа «Взаимодействие кислот с металлами».
В пробирку положите 2 гранулы цинка (Zn) и прилейте соляную кислоту(HCl), закройте пробирку пробкой. Подождите некоторое время, чтобы она заполнилась водородом, затем откройте пробку и поднесите зажженную спичку к отверстию. Что вы наблюдаете? Напишите уравнение проделанной реакции.