Разработка урока химии по теме Карбоновы кислоты.Цель-познакомить учащихся с новым классом кислородосодержащих органических веществ. На уроке рассматривается состав, строение, номенклатура и изомерия карбоновых кислот, физические свойства и нахождение в природе. Урок состоит из четырех этапов:этапа подготовки к активному сознательному усвоению знаний,этапа усвоения новых знаний, закрепление, рефлексия.Урок включает проведение лабораторной работы по изучению физических свойст карбоновых кислот.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: познакомить учащихся с новым классом кислородосодержащих соединений – карбоновыми кислотами.
Задачи урока:
Обучающие: сформировать представление о карбоновых кислотах; ознакомить с особенностями строения, основными видами изомерии и номенклатуры; физическими свойствами.
Развивающие: способствовать развитию познавательных интересов у школьников, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений; обеспечить условия для развития умений и навыков составления структурных формул изомеров и гомологов; обеспечить условия для формирования практических умений при работе с химическим оборудованием.
Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся внимания, навыков самостоятельной работы при выполнении химических упражнений, культуры общения через работу в паре; создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением химического оборудования; способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе
Оборудование и реактивы: лимоны, апельсины, яблоки, мандарины, аспирин, витамин С; кислоты: муравьиная, уксусная, аскорбиновая, стеариновая; лакмус , NaOH ; штатив с пробирками химические стаканчики, стеклянные палочки; компьютер, мультимедийный проектор, экран ;инструкция по проведению лабораторной работы, вопросы рефлективно-оценочного тестирования учащихся
Методы обучения:
проблемно-поисковый
самостоятельная работа
наглядный
эвристический
исследовательский
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная
индивидуальная
коллективная
Формы контроля:
беседа
лабораторная работа
самостоятельная работа
План урока:
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
Этап усвоения новых знаний
Закрепление
Рефлексия
Ход урока
1 . Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
Учитель. Приветствие. Эпиграф: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Бернард Шоу. Мы сегодня постараемся путем нашей совместной деятельности получить новые знания. На столе в чаше лежат яблоки, мандарины, апельсины, лимоны. Как вы думаете, что объединяет эти фрукты? Правильно, в них есть кислоты – фруктовые из класса органических карбоновых кислот. Очевидно вы догадались какой теме посвящен наш сегодняшний урок(записывают тему в тетради).С понятием «кислоты» вы уже знакомились в курсе неорганической химии: назовите примеры неорганических кислот(соляная, серная, азотная и др.)Какие ассоциации у вас возникают с понятием «кислота» (кислые, едкие, жгучие и др.)Все эти прилагательные так или иначе характеризуют кислоты, поэтому для определения кислот существуют специальные вещества- индикаторы(определение, изменение окраски лакмуса в кислотах)Демонстрационный опыт «Определение среды растворов кислот»(слайд3)
2.Этап усвоения новых знаний
* Определение класса карбоновых кислот слайд (№ )
Карбоновые кислоты –класс органических соединений, в состав которых входит одна или несколько карбоксильных групп R-(COOH)m
Что можно сказать на основании общей формулы? (содержит кислород, относится к кислородосодержащим органическим соединениям). Назовите изученные классы кислородосодержащих органических соединений и их функциональные группы( спирты-OH, альдегиды-COH, кетоны-C=O)
*Строение карбоксильной группы слайд (№ )
В тетради записывается функциональная группа карбоновых кислот, ее обозначение
- овая
Кислоты различаются строением радикала: предельные, непредельные, и ароматические и количеством карбоксильных групп: одноосновные, двухосновные, многоосновные. Примеры: щавелевая кислота, лимонная кислота, олеиновая кислота, бензойная кислота(формулы записываются на доске учителем, в тетрадях -учениками).
Но сегодня мы рассматриваем предельные одноосновные карбоновые кислоты. Выводится совместно общая формула CnH2n+1COOH
Номенклатура карбоновых кислот
* Алгоритм названия кислоты: (слайд № )
Находим главную цепь атомов углерода и нумеруем её, начиная с карбоксильной группы.
Указываем положение заместителей и их название (названия).
После корня, указывающего число атомов углерода в цепи, идет суффикс «-овая» кислота.
Если карбоксильных групп несколько, то перед «- овая» ставится числительное ( -ди, - три…).
*Алгоритм записи формул карбоновых кислот: (слайд № )
Выделить корень слова на основании, которого записать углеродный скелет в состав, которого входит карбоксильная группа.
Нумеруем атомы углерода, начиная с карбоксильной группы.
Указываем заместители согласно нумерации.
Необходимо дописать недостающие атомы водорода (углерод четырёхвалентен).
Проверить правильность записи формулы.
Многие кислоты имеют и исторически сложившиеся, или тривиальные названия, связанные, главным образом, с источником получения: щавелевая – в листьях щавеля и ревеня; капроновая - в козьем жире (от лат. сaper – коза); пальмитиновая - в пальмовом масле; валериановая – в валериане
Упражнения по закреплению знаний по номенклатуре карбоновых кислот(слайд №
* Гомологический ряд карбоновых кислот Слайд (№ )
На основании имеющихся знаний (понятий: гомологи, гомологический ряд) составляется гомологический ряд карбоновых кислот
* Изомерия карбоновых кислот.
Слайд (№ )Учащиеся дают определение понятию «изомерия», вспоминают основные виды изомерии, записывают виды изомерии карбоновых кислот.
*Физические свойства карбоновых кислот.
*Лабораторная работа «Исследование физических свойств предельных одноосновных кислот» (работа в парах по инструктивным картам)
Вспомните технику безопасности!
Не забывайте, при работе с кислотами необходимо быть предельно осторожными, при попадании веществ на кожу немедленно промойте водой
Проблема: Что влияет на физические свойства кислот?
Данные опыта занесите в таблицу.
* Вывод : низшие кислоты- жидкости с резким запахом, растворимые в воде, с повышением молекулярной массы растворимость уменьшается. Высшие кислоты - твердые вещества без запаха, нерастворимые в воде. Непредельные высшие кислоты- жидкие, нерастворимые в воде, легче воды.
3.Закрепление знаний
Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Тест «Пятерочка». Взаимопроверка. Ключ (слайд№ )
Домашнее задание:
4. Рефлексия. Учащиеся отвечают на вопросы рефлективно-оценочного тестирования.
Учитель: Завершая урок хочется вновь обратиться к эпиграфу нашего урока и пожелать вам делать ,двигаться вперед, узнавать, интересоваться- не стоять на месте.
Спасибо за совместную деятельность.
Приложение 1
Тест «Пятерочка» (На некоторые вопросы возможно более одного варианта ответа.)
1. Какие из названных кислот являются органическими?
Лабораторная работа: «Изучение физических свойств карбоновых кислот»
Цель: Изучить физические свойства карбоновых кислот. Выявить закономерность между строением и физическими свойствами веществ данного класса.
Оборудование и реактивы: уксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, муравьиная кислота, индикаторы; пробирки, химические стаканы с водой
Вспомните технику безопасности!
Не забывайте, при работе с кислотами необходимо быть предельно осторожными, при попадании веществ на кожу немедленно промойте водой
Задание
Определите агрегатное состояние кислот при н. у.
Изучите цвет веществ и их прозрачность
Определите наличие запаха
Вспомните, как правильно определять запах!
Проверьте растворимость кислот в воде и отношение к индикаторам
Проблема: Что влияет на физические свойства кислот?
Анализируемый урок входит в систему уроков по теме программы «Кислородсодержащие органические вещества». На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Одноатомные и многоатомные спирты», «Альдегиды», которые тесно связаны с изучаемой темой «Карбоновые кислоты».
Класс по наполняемости стандартный, средний по своим способностям. Поэтому главной развивающей задачей я поставила задачу способствовать развитию познавательных интересов у школьников, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений; обеспечить условия для развития умений и навыков составления структурных формул изомеров и гомологов; обеспечить условия для формирования практических умений при работе с химическим оборудованием. Тема и содержание урока предопределили постановку воспитательных задач: способствовать воспитанию у учащихся внимания, навыков самостоятельной работы при выполнении химических упражнений, культуры общения через работу в паре; создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением химического оборудования; способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе
Эти задачи решались в комплексе на всех этапах урока. Все этапы логически между собой связаны. На данном уроке было запланировано изучение состава, структуры, классификации карбоновых кислот, гомологического ряда одноатомных предельных карбоновых кислот, а также рассмотрение физических свойств и нахождение в природе. Урок начинается с этапа подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний: озвучивается эпиграф урока, ставится проблема, позволяющая учащимся самостоятельно сформулировать тему урока, актуализировать знания о ранее изученных веществах, сформулировать цель и задачи урока.
Этот этап урока позволил быстро включить учащихся в ход урока.. Нельзя было обойтись без демонстрационного эксперимента, поскольку он способствовал выработке умений и навыков проведения химического эксперимента Поскольку ребята уже знают важнейшие теоретические вопросы курса химии, то большую часть учебного материала этого урока я предпочла преподавать дедуктивно. Для этого учащимся предлагаются вопросы, при ответе на которые учащиеся привлекают ранее приобретенные знания и в то же время изучают новый материал. К тому же это позволяет использовать такие важнейшие принципы дидактики, как научность и доступность. Соблюдая принцип систематичности, я шла по пути от известного к неизвестному, от простого к сложному. Логично, на мой взгляд, сначала вспомнить строение и состав альдегидов, а затем перейти к формулировке понятия «карбоновые кислоты» Никак нельзя было обойтись на уроке без лабораторных опытов, поскольку они способствуют выработке умений и навыков проведения химического эксперимента. Для этого было предложено изучить физические свойства карбоновых кислот(например, растворимость в воде, агрегатное состояние, запах), сделать соответствующие выводы.
Обязательны на всех этапах комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование деятельности школьников похвалой, одобрением.
Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. На данном уроке связь с биологией видна при рассмотрении нахождения в природе карбоновых кислот. При изучении нового материала на втором этапе урока учащиеся работали с рабочими тетрадями: записывали формулировки, составляли формулы одноатомных предельных карбоновых кислот, писали названия по международной номенклатуре, тривиальные названия, произносили вслух для запоминания; самостоятельно составляли изомеры, называли их по международной номенклатуре. Целью этапа закрепления я ставила повторение, воспроизведение усвоенного, но не дословное, а преобразованное, что способствует выработке у учащихся умения применять полученные знания.
Завершающим этапом была оценка мною результатов урока, подведение итогов, выводы, сделанные совместно с учащимися, комментирование деятельности учащихся Домашнее задание (представлен на экране) является не просто повторением материала, изученного в классе, но и углублением его (выучить тривиальные названия одноосновных карбоновых кислот).
В течение всего занятия обеспечивалась высокая работоспособность большинства учащихся, поддерживалась хорошая психологическая атмосфера.
Проведенный урок – комбинированный. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы (беседа, объяснение преподавателя, сообщения учащихся), самостоятельная работа ,применялись средства наглядности (органические кислоты, индикаторы для определения среды), эвристические методы (беседа о сравнении минеральных и карбоновых кислот), исследовательский метод (исследование физических свойств отдельных карбоновых кислот). . С целью оптимизации решения задач были использованы технические средства обеспечения: компьютер, проектор, экран. В целом урок прошел успешно, настроение учащихся и мое было великолепным, все остались довольны своей работой Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные цели и задачи урока.