Состав кислот. Соли Образовательные задачи: Знать состав кислот, солей; Определение кислоты и соли. Уметь составлять химические формулы солей, давать им название, сравнивать по составу кислоты и соли. Воспитательные задачи: Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся. Содействовать трудовому и эстетическому воспитанию учеников. Формировать умение работать в коллективе, где развиваются чувства товарищества, доброжелательности и требовательности к себе и своему товарищу. Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес и эмоции школьников, уметь выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли. Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Оборудование: Образцы кислот и солей. Ход урока: 1. Учитель знакомит учащихся с темой урока и его задачами, с порядком проведения урока. 2. Изучение новой темы. Состав кислот. Кислоты – это одни из важнейших продуктов химической технологии, которые находят широкое применение. Чтобы разумно использовать вещества, прежде всего необходимо знать их состав, строение и свойства. Составьте уравнения химических реакций железа с соляной кислотой и серной кислотой. Вспомним один из способов получения водорода в лаборатории. К доске выходит ученик и составляет уравнения химических реакций. Класс помогает ему в ответах. Кроме соляной и серной кислот существуют еще большое количество различных кислот (смотрим и работаем с таблицей № 1) Учитель демонстрирует на столе кислоты, Таблица № 1 Формулы некоторых кислот и кислотных остатков. Название кислоты | Формула кислоты | Кислотный остаток и его валентность | Название соли | Соляная кислота | НСl | С1 — | Хлориды | Серная кислота | H2SO4 | SO4 = | Сульфаты | Сернистая кислота | Н2SО3 | SO3 = | Сульфиты | Азотная кислота | НNО3 | NO3 - | Нитраты | Ортофосфорная кислота | Н3РO4 | РO4 = | Ортофосфаты | Сероводородная кислота | H2S | S = | Сульфиды | Угольная кислота | Н2СО3 | СOз= | Карбонаты | Кремниевая кислота | Н2SiO3 | SiO3 = | Силикаты | Бромоводородная кислота | НВr | Br — | Бромиды | Фтороводородная кислота | HF | F - | Фториды | Иодоводородная кислота | HI | I — | Иодиды | Фронтальная беседа с классом: Теперь посмотрите на формулы кислот. Из чего состоят кислоты? Дайте определение — что такое кислоты? Теперь посмотрим на уравнения химических реакций железа с соляной и серной кислотами. И даем полное определение кислотам. Как узнать валентность кислотного остатка? Посмотрим на уравнение химической реакции взаимодействия железа с кислотами и ответим на следующий вопрос: Разрушаются кислотные остатки в ходе химических реакций? II. Классификация кислот. По составу кислоты делят на кислородосодержащие и бескислородные, а по числу содержащихся в них атомов водорода, способных замещаться на металл, - на одноосновные, двухосновные и трехосновные” Ученики работают с таблицей № 2. Таблица № 2 Кислоты | Бескислородные | Кислородсодержащие | HCl, HBr, HY (одноосновные) H2S (двухосновная) | HNO3 (одноосновная), H2SO4 (двухосновная), H3PO4 (трехосновные) | III. Закрепление изученного материала. 1. Выполним работу №1 по группам: 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа. Цель: Сформировать умение определять валентность кислотного остатка по формуле кислоты. 1. В приведенных формулах кислот подчеркните кислотный остаток, обозначьте римской цифрой величину его валентности: Задание 1 группы азотная кислота – НNО3 серная кислота – H2SО4 ортофосфорная кислота – НзРО4 метафосфорная кислота – НРО3 Задание 2 группы сероводородная кислота – H2S хлорная кислота – НClO4 соляная кислота – НС1 мышьяковая кислота – Н3АsO4 Задание 3 группы сернистая кислота – Н2SО3 бромоводородная кислота – НВr кремниевая кислота – Нг8Юз пирофосфорная кислота – Н4Р2О7 2. Проверьте правильность ответов внутри группы. 3. Проверяем правильность ответов каждой из групп. IV. Изучение новой темы. 1. Соли, состав, название. А) Состав солей. В результате взаимодействия металлов с кислотами образуются соли. Вспомним реакцию железа с кислотами. FeCl2, FeSO4. Дайте определение соли? Демонстрируем образцы солей. Б) Название солей. Класс работает с таблицей № 1. В) Составление формул солей. 2. Что такое валентность химических элементов? V. Закрепление изученного материала. Работа 2 (по группам) 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа. Цель: Выработать умение составлять формулы солей по валентности металла и кислотного остатка. 1. Заполнить клетки таблицы формулами солей, образованных указанными кислотами и металлами. 2. Под формулами солей укажите их названия. Задание № 2 для первой группы А) Формула металла | Формула кислоты | HCl | H2SO4 | HNO3 | H3PO4 | K (I) | | | | | Al (III) | | | | | Б) по названию составьте формулы солей: сульфид натрия, карбонат кальция, силикат калия, нитрат хрома (II) Задание № 2 для второй группы А) Формула металла | Формула кислоты | HCl | H2SO4 | HNO3 | H3PO4 | Ag (I) | | | | | Cu (II) | | | | | Б) по названию составьте формулы солей: иодид кальция, сльфит калия, силикат лития, сульфат хрома (III). Задание 2 для третьей группы А) Формула металла | Формула кислоты | HCl | H2SO4 | HNO3 | H3PO4 | Fe (II) | | | | | Fe (III) | | | | | Б) по названию составьте формулы солей: карбонат натрия, бромид магния, сульфид калия, сульфат марганца (II). 3. Проверьте правильность ответов внутри группы. 4. Проверяем правильность ответов каждой из групп. VI. Домашнее задание: § 32. Состав и классификация кислот. § 33. Состав, название солей. Учебник: Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс средней школы. М.: Просвещение., 1993г. VIII. Подведение итогов урока. Учитель объявляет оценки классу и отдельным ученикам. |