Тема урока: Простые вещества неметаллы. Цель урока: создание условий для формирования у учащихся понятий, позволяющих выявить различия между простыми веществами-неметаллами и простыми веществами-металлами.
- Обучающая: совершенствовать знания о химических элементах на примере неметаллов, отличительных признаках с металлами; познакомить с физическими свойствами простых веществ-неметаллов, с явлением аллотропии; показать относительность деления на металлы и неметаллы.
- Развивающая: развивать логическое мышление через сравнение простых веществ металлов и неметаллов; работать с презентацией и учебником, как источниками информации; развивать познавательную самостоятельность учащихся; совершенствовать умения развивать критическое мышление обучающихся.
- Воспитывающая: формировать способность к самооценке результатов деятельности; воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование и материалы:
• компьютер, мультимедиа, презентация «Простые вещества неметаллы. Аллотропия» •образцы веществ-неметаллов для демонстрации: ПСХЭ.
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
Оформление доски: в правом левом углу доски написано стихотворение:
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, серебро, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать
Всем им ртуть – родная мать.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
а) Фронтальный опрос.
- Что такое вещество?
· Какое количество металлов известно науке?
· Где расположены металлы в ПС?
· Какие вещества называются металлами?
· Какие физические свойства металлов вам известны?
б) Работа у доски.
· Составить электронные схемы строения атомов натрия и магния.
Учитель: 1. Какое из веществ, названных в приведенном ниже стихотворении, не относится к металлом? Для темы оставьте место. Слайд 1.
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, олово, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать
Всем им ртуть – родная мать.
Cu, Fe, Ag, Au, Sn, Pb, S, Hg 2.Задание классу: исключите лишний химический элемент. Это сера- а почему? Сера-это неметалл. Сегодня на уроке мы будем говорить о неметаллах. Итак, запишите тему нашего урока: «Простые вещества – неметаллы. Аллотропия».
Изучение нового материала.
Неметаллы, химические элементы, которые образуют простые тела, не обладающие свойствами, характерными для металлов. К неметаллам относятся 22 элемента. Только два неметалла — углерод и сера — были известны в древности. В 13 в. был получен мышьяк, в 17 в. открыты водород и фосфор, в конце 18 в. — кислород, азот, хлор, теллур. В 1789 А. Л. Лавуазье включил эти неметаллы в список простых веществ (кроме хлора, который тогда считали окисленной соляной кислотой). В 1-й половине 19 в. были получены бром, иод, селен, кремний, бор. Изолировать фтор и открыть инертные газы удалось лишь в конце 19 в. Астат получен искусственно в 1940.
- Положение неметаллов в ПС.
Неметаллы находятся в верхнем правом углу ПС над диагональю В – Аt.
Расположены в главных подгруппах 4 - 8 групп.
- Особенности строения атомов неметаллов.
- на внешнем уровне имеют от 4 до 8 электронов
- небольшой радиус атомов
- стремятся принять электроны
- характерные связи: ионная и ковалентная
- Физические свойства.
а) Агрегатное состояние.
- Твердые вещества: бор, углерод, кремний, фосфор, сера, мышьяк, селен, теллур, йод, астат;
- Жидкости: бром – красно – бурая жидкость с тяжелым неприятным запахом;
- Газы: водород, азот, кислород, фтор, хлор и инертные газы.
Особыми являются инертные или благородные газы. Инертные газы не имеют цвета и запаха. И являются одноатомными. Инертные газы считаются благородными. Обладают более высокой электропроводностью (по сравнению с другими) и, при прохождении через них тока, ярко светятся.
- Неон - огненно красным светом.
- Гелий - ярко-жёлтым светом.
- Аргон – синим светом.
- Криптон – светло- желтым светом.
- Ксенон – фиолетовым светом.
Несмотря на свою инертность, эти газы находят широкое применение:
- гелием заполняют воздушные шары и дирижабли.
- неон применяется для световой рекламы.
- аргон в качестве защитной среды при сварке (дуговой, лазерной, контактной и т. п.) как металлов, так и неметаллов.
Все указанные неметаллы (водород, кислород, азот, фтор и хлор) имеют двухатомные молекулы. Водород, кислород и азот бесцветны, фтор имеет светло – зеленый цвет, хлор – желто – зеленый.
б) Не имеют металлического блеска (исключение – графит, йод)
в) Большинство не проводят электрический ток (кроме кремния и графита)
г) Хрупкие.
- Аллотропия.
Явление, при котором один химический элемент образует несколько простых веществ.
Причины аллотропии:
- разный состав молекул (О2 и О3)
- разное строение (алмаз, графит)
Физминутка (3мин).
Отгадать загадки.
Вы, ребята, мне поверьте -
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ …
(Неон)
“…Внимание! Внимание! Внимание!
Похищен один из самый распространенных химических элементов на Земле. Без него мрамор превратился в негашеную известь, а природный газ и нефть в водородное облако.
Его скрывают под именами – Карбин, Графит, Сажа, Алмаз, Фуллерен”.
(Углерод)
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …
(Кислорода)
Закрепление нового материала:
Работа у доски.
- Составить электронные схемы строения атомов фосфора и серы.
Прочитайте «Верные – неверные утверждения» и поставьте «+», если согласны и «-», если нет. Работа в парах (2 мин.)
в конце урока
1. Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов. (нет)
2. Кислород образует 2 газа: О2 и О3. (да)
3. Для живых организмов особое значение имеет кислород. (да)
Обратим внимание на утверждения. Читаем каждое и ставим плюс или минус. Мы достигли цели нашего урока?
Рефлексия. Проводится совместное обобщение изученного материала виде составления синквейна.
Напишите синквейн на тему «Неметаллы». Работаем в группах по 4 человека. Зачитать.
Синквейн – пятистрочие
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Напишите синквейн на тему «Неметаллы». Работаем в группах по 4 человека. Зачитать.
Синквейн на тему «Неметаллы».
Неметаллы
самородные, связанные
проявляют, присоединяют, образуют
имеют ковалентную природу строения
химические элементы.
Итак, подведем итог урока.
Домашнее задание §15, стр 73-79 упр №3