Тема урока: «Металлы и неметаллы»
Урок разработан с использованием элементов технологий ИКТ, проблемно-диалогического обучения, технологии смыслового чтения.
В соответствии с требованиями ФГОС на уроке идет формирование и развитие УУД.
Цель урока: Обеспечить усвоение знаний о металлах и неметаллах, об особенностях их строения, физических и химических свойствах.
Задачи урока:
Образовательная: способствовать формирования коммуникативных навыков учащихся; навыков работы в паре и группах, личной и коллективной ответственности за результаты работы; проводить рефлексию собственной деятельности; содействовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности, снять напряжение при ответах.
Развивающая: создать условия для самореализации личности, развивать у обучающихся способность легко отличать простые вещества от сложных, металлы от неметаллов; развивать умение логически мыслить, сопоставлять, анализировать, делать выводы и умозаключения; продолжить развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации.
Воспитательная: Воспитание чувства уверенности в своих силах, способствовать развитию объективной самооценки.
Тип урока: Урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока: Урок – беседа.
Методы и методические приёмы: частично-поисковый, частично-исследовательский, иллюстративный, эвристический; работа в паре и в группах, тестирование, самоконтроль, взаимоконтроль.
Ход урока.
I.Организационный этап ( 2- 3 мин.): проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и настрой на урок, сообщение темы изучения нового материала
II.Актуализация знаний ( 10- 15 мин.).
1) Анализ контрольной работы, выполненной учащимися на прошлом уроке.
2) Вопросы учащихся и выполнение заданий, интересующих учеников по контрольной работе.
ВЫопросы, подводящие к новой теме:
Вопрос №1: Что такое вещество?
Ответ ученика: Вещество – это то, из чего состоит физическое тело; - Вещество – это группа атомов.
Вопрос №2: Как классифицируются вещества?
Ответ ученика: простые и сложные ; -металлы и неметаллы.
Вопрос №3: Какие классы веществ вы знаете?
Ответ ученика: -кислоты, основания, оксиды, соли.
Вопрос №4: Они все обладают одинаковыми свойствами?
Ответ ученика: Нет. Все обладают разными свойствами и каждому классу присуще свои свойства и признаки.
Вопрос №5: Как вы думаете чаще всего металлы встречаются в природе в чистом виде или в виде соединений?
Ответ ученика: Чаще всего встречаются в виде солей неорганических кислот и оксидов.
III. Изучение нового материала ( 20- 25 мин.):
Сегодня вы узнаете о удивительном мире неметаллов и металлов. Из 109 элементов 22 являются неметаллами. Земная кора, включая атмосферу и гидросферу, на 76,7% состоит из таких неметаллов, как кислород, кремний, водород, хлор, фосфор, углерод и азот. В морской воде – колыбели жизни на Земле – господствуют три неметалла: кислород, водород и хлор. Их общее содержание в морской воде составляет 99%. Сегодня мы изучим физические свойства неметаллов. Сравним их со свойствами металлов.
В атомах неметаллов число электронов на внешнем энергетическом уровне от 4 до 8. Радиус атомов неметаллов в пределах одного периода уменьшается, а в пределах одной подгруппы увеличивается с ростом порядкового номера элементов. В простых веществах-неметаллах – ковалентная неполярная химическая связь.
Первые попытки классификации химических элементов были предприняты еще в 70-х годах XVIII века. Все известные элементы были разделены на металлы и неметаллы. Вспомним физические свойства металлов.
Таблица №1 “Физические свойства неметаллов и металлов”
Металлы
Неметаллы
1. Твердые вещества ( Исключение – ртуть).
2. Металлический блеск.
3. Хорошие проводники тока и тепла.
4. Ковкие, пластичные.
1. Агрегатное состояние (газы, твердые вещества, жидкие – бром).
2. Металлическим блеском не обладают ( исключение – йод).
3. Изоляторы.
4. Хрупкие.
Неметаллы – это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, необладающие физическими свойствами металлов.
Учитель: У элементов – неметаллов наблюдается явление, когда одному химическому элементу соответствуют несколько простых веществ, отличающихся друг от друга по свойствам.
Данное явление называется – аллотропией (существование двух и более простых веществ одного и того же химического элемента, различных по строению и свойствам — так называемых аллотропных (или аллотропических) модификаций или форм). Оно широко распространено среди химических элементов – неметаллов.
Учитель: Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в виде слитка или металлического изделия.
Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов-1,2,3.Эти электроны легко открываются, и атомы при этом превращаются в положительные ионы. Оторвавшиеся электроны перемещаются одного иона к другому, связывая их в единое целое.
Все оторвавшиеся электроны стали общими. Соединяясь с ионами, эти электроны временно образуют атомы, потом снова открываются и соединяются уже с другим ионом.
Следовательно, в обьеме металла атомы непрерывно превращаются в ионы и наоборот.
Связь в металлах между ионами посредством обобществленных электронов называются металлической. Каждый атом натрия окружен восемью соседними атомами. Металлическая связь имеет некоторое сходство с ковалентной, так как основана на обобществлении внешних электронов.
Металлическая связь характерна как для чистых металлов, так и для смесей различных металлов- сплавов, находящихся в твердом и жидком состояниях.
Пары металлов состоят из отдельных молекул(одноатомных и двухатомных)
IV.Закрепление полученных знаний ( 10- 13 мин.):
1) Просмотр фильма с диска к учебнику Габриеляна 8 класс “Химия”.
2) Запись в тетрадь таблицы с учебника стр.
V. Домашнее задание ( 2- 3 мин.):
§ 12,записи в тетрадях учить
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, комментирует полученные оценки за урок