kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Кислоты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект поможет учителям химии при изучении темы "Кислоты", который изучается в 9 классе, также конспект урока сопровождается презентацией. Тип данного урока-комбинированный.

В данном конспекте урока используются следующие методы обучения:

Словесно – наглядно – практические;

Словесно – наглядные;

Словесные;

Также конспект содержит таблицы, схемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Кислоты" »

Развёрнутый план-конспект урока по теме: «Кислоты».

8 класс

Тип урока: комбинированный, с использованием презентации «Кислоты».

Образовательные задачи: познакомить уч-ся с составом, определением кислот, их классификацией, способами получения, химическими свойствами; с правилами техники безопасности при работе с кислотами. Научить составлять и называть химические формулы кислот; пользоваться рядом активности металлов. Проверить знания уч-ся по теме «Основания»: классификация, получение, химические свойства.

Развивающие задачи: продолжить: формирование умения наблюдать, объяснять, делать выводы; совершенствовать умения объяснять (химические свойства кислот).

Воспитательные задачи: продолжить формирование интереса к предмету; развитие элементов эстетического воспитания (аккуратное оформление конспекта), патриотического (Бекетов Н.Н).

Методы обучения:

Словесные: объяснение (кислоты, их классификация, получение и химические свойства), элементы беседы.

Словесно – наглядные: объяснение с использованием презентации, записей на доске.

Словесно – наглядно – практические: выполнение уч-ся лабораторной работы, выполнение заданий на закрепление изученного материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент (≈2-3 мин.).

Учитель приветствует учащихся, создаёт рабочий настрой на урок. Сообщает, что вначале урока проверочная работа по теме «Основания».



  1. Контроль знаний и умений (≈ 10 мин.).

1 вариант.

1. Напишите уравнения реакций получения следующих оснований: Al(OH)3, NaOH.

2. С какими из перечисленных веществ будет реагировать раствор гидроксида калия: HCl, Ba(OH)2, FeSO4. Напишите соответствующие уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращённом ионном виде.

2 вариант.

1. Напишите уравнения реакций получения следующих оснований: Zn(OH)2, KOH.

2. С какими из перечисленных веществ будет реагировать раствор гидроксида бария: H2SO4, KOH, FeCl2. Напишите соответствующие уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращённом ионном виде.

После проверочной работы учитель сообщает тему урока «Кислоты» и его цель – сформировать знания о кислотах, их составе, классификации и химических свойствах. Также учитель информирует о плане предстоящей деятельности на уроке – в начале изучение нового материала (с выполнением лабораторных опытов), а затем его закрепление.

  1. Объяснение нового материала (≈25 мин.).

План изучения нового материала:

    1. Состав кислот.

    2. Классификация кислот.

    3. Получение кислот.

    4. Физические и химические свойства.





1.Состав кислот.

При изучении способов получения водорода в лабора­тории вы уже ознакомились с реакциями цинка с соляной и серной кислота­ми. Сходно реагируют с кислотами и другие металлы, например:

Учитель записывает уравнения реакции на доске (словесно-наглядный метод обучения). Рассматривая уравнения этих реакций, можно сделать следующий вы­вод о составе кислот:

Кислотами называют сложные вещества, состоящие из кислотных остатков и водорода, который может замещаться на атомы металлов (уч-ся записывают определение в тетрадь).

Из рассмотренных выше уравнений видно, что:

  1. кислотные остатки в химических реакциях обычно сохраняются и
    переходят из одних соединений в другие;

  2. валентность кислотных остатков определяется числом атомов водорода, способных замещаться атомами металлов (учитель обращает внимание уч-ся на табл. 12 в учебнике).

2. Классификация кислот.

По составу кислоты делятся на кислородсодер­жащие и бескислородные, а по числу содержащихся в них атомов водорода, способных замещаться на металл, — на одноосновные, двухосновные и трех­основные (схема 15).

(уч-ся записывают схему в тетрадь).

  1. Получение кислот.









Учитель записывает схему на доске, уч-ся в тетради (словесно- наглядный метод обучения).

  1. Физические и химические свойства.

Физические свойства. Многие кислоты, например серная, азотная, соля­ная, — это бесцветные жидкости. Известны также твердые кислоты: ортофосфорная Н3РО4, метафосфорная НРО3, борная Н3ВО3. Почти все кислоты рас­творимы в воде. Пример нерастворимой кислоты — кремниевая Н2SiO3.

Растворы кислот имеют кислый вкус. Так, например, многим плодам придают кислый вкус содержащиеся в них кислоты. Отсюда названия кис­лот: яблочная, лимонная и т. д.

Химические свойства. Рассмотрим наиболее характерные общие свой­ства водных растворов кислот. Учитель начинает объяснение.

1. Действие кислот на растворы индикаторов.

Вы уже знаете, что вещества, которые под действием растворов кис­лот и щелочей изменяют свой цвет. Как их называют? (индикаторами). Какие вам известны индикаторы? (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин) [словесный метод обучения]. Растворы кислот окрашивают лакмус в красный цвет, метиловый оранжевый — в розовый, а фенолфталеин остается бес­цветным (уч-ся записывают в тетрадь).

2. Характерным свойством кислот является их взаимодействие с металлами. Особенно быстро реагирует с кис­лотами магний, несколько медленнее — цинк, еще медленнее — железо, а с медью никаких изменений не наблюдается (водород не выделя­ется).

При выпаривании образовавшихся растворов выделяются кристалли­ческие вещества — соли. Аналогичные опыты были проделаны русским уче­ным Н. Н. Бекетовым. На основе опытов он составил вытеснительный ряд металлов:

(уч-ся записывают в тетрадь).

Учитель объясняет: При составлении уравнений химических реакций следует руководствовать­ся этим рядом. В этом ряду все металлы, стоящие до водорода, способны вы­теснять его из кислот. Исключением является азотная кислота (уч-ся записывают). При ее взаимо­действии с большинством металлов вместо водорода выделяются другие газы.

Рассмотрим химические свойства кислот (учитель записывает на доске, уч-ся в тетради).

Вещества, с которыми реагируют кислоты:

1.С индикаторами.

2.С металлами. Если металл находится в ряду, составленным Бекетовым, до водорода, то вытесняется водород и образуется соль. Искл. НNO3.

Уч-ся поводят опыт. Перед опытом обсуждение ТБ:

1.Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее большим количеством воды.

2. Соблюдайте правила работы со спиртовкой.

Оборудование и реактивы: пробирочный зажим, спиртовка, спички; соляная кислота, цинк, оксид меди (II), серная кислота

Опыт 1. Взаимодействие цинка с соляной кислотой.

Налейте в пробирку 1мл соляной кислоты. Добавьте 1 гранулу цинка. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Zn+2HCl=ZnCl2+H2

3.С оксидами Ме (основными, амфотерными). Образуется соль и вода.

Уч-ся поводят опыт.

Опыт 2. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой.

В пробирку насыпьте немного оксида меди (II), прилейте 1 мл серной кислоты H2SO4. Пробирку слегка нагрейте. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

CuO+ H2SO4=CuSO4+H2O

4.С основаниями. Образуется соль и вода. Этот опыт уч-ся не проводят, т.к делали его ранее при изучении химических свойств оснований. Учитель напоминает, что реакция взаимодействия соли с кислотой называется реакцией нейтрализации. Уч-ся записывают ур-е реакции:

NaOH+HCl=NaCl+H2O

5.С солями. В соответствии с рядом кислот (каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую): H2SO4, HCl, H2SO3, H2CO3, H2S, H2SiO3. Уч-ся записывают ур-е реакции:

ZnCl2+ H2SO4(конц)= ZnSO4+2HCl↑

6.При нагревании некоторые кислоты разлагаются. Как правило, образуется кислотный оксид и вода. Уч-ся записывают ур-е реакции:

H2SO3= H2O+SO2

В п. 3, 4 и 5 приведённые ур-я реакций относятся к реакциям обмена. Необходимо учесть, что реакции обмена протекают до конца в следующих случаях:

1. если в результате реакции образуется вода;

2. если в результате реакции образуется газ;

3. если в результате реакции образуется осадок.

IV. Первичное закрепление нового материала (≈10 мин.)

(уч-ся выполняют задания на местах. Проверяются задания у доски).

1. Составьте уравнения возможных реакций: серная кислота+алюминий; соляная кислота +серебро; бромоводородная кислота+цинк.

2. Составьте уравнения реакций: серной кислоты и Fe(OH)3; соляной кислоты и Ba(OH)2, азотной кислоты и Na2SiO3.

3. Составьте уравнения реакций между веществами: а) иодоводородная кислота и оксид бария; б) серная кислота и оксид железа (III); в) азотная кислота и оксид лития; г) фосфорная кислота и оксид калия.

4. Составьте уравнения реакций нейтрализации: а) гидроксида натрия серной кислотой; б) гидроксида бария азотной кислотой; в) гидроксида кальция соляной кислотой.

V. Домашнее задание (≈1 мин.).

Представлено на слайде §32

VI. Итог урока (≈1 мин.).

Сегодня на уроке вы познакомились с классификацией, способами получения и химическими свойствами кислот.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Кислоты"

Автор: Юркова Ольга Григорьевна

Дата: 05.10.2014

Номер свидетельства: 116462

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока: "Кислоты – классификация, способы получения и свойства." "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-kisloty-klassifikatsiia-sposoby-poluchieniia-i-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "222100"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435848446"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока. Карбоновые кислоты 9 класс "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-karbonovyie-kisloty-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "144099"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418654389"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по теме "Технология решения физических задач в EXCEL" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-tiemie-tiekhnologhiia-rieshieniia-fizichieskikh-zadach-v-excel"
    ["file_id"] => string(6) "103245"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402574278"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока" Свойства растворов кислот с точки ТЭД" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-svoistva-rastvorov-kislot-s-tochki-ted"
    ["file_id"] => string(6) "194098"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427726988"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока по химии"Получение и свойства кислот" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-khimii-poluchieniie-i-svoistva-kislot"
    ["file_id"] => string(6) "168567"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423245511"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства