конспект урока по химии на тему "Алюминий" составлен для учащихся 9 класса. На уроке учащмся предлагается система заданий по теме. Важным является самоконтроль и самооценка обучающихся. Каждый ученик может построить образовательную траекторию. Учащимся предложено сделать эксперимент по исследованию амфотерных совйств алюминия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии на тему "Алюминий"»
Тема урока: «Алюминий и его свойства»
Дата: 23.01.13
Класс: 9 «Д»
Учитель: Нечай Оксана Леонидовна
Пояснительная записка. Данное занятие может быть проведено с учащимися 9 класса, а с корректировкой содержания в сторону усложнения – и с учащимися 11 класса по любой авторской программе по химии. В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения, способствует повышению мотивации к изучению предмета. Важным в данном занятии является самоконтроль и самооценка обучающихся, составление индивидуального домашнего задания. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти разными путями. Урок сопровождается презентацией, содержащей иллюстрационный материал и задания для работы учащихся.
Данный урок – второй при изучении темы, он следует после изложения нового материала, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений (структурирование информации, умение выделять главное, тренировка внимания и памяти, решение логических и нестандартных задач).
Представленная форма проведения учебного занятия по применению знаний может быть использована как универсальная на примере многих тем курса химии.
Цели и задачи:
Образовательная: выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяя обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.
Развивающая: развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения.
Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Тип урока: применение знаний по теме.
Оборудование: ПК, медиапроектор, у учителя – алюминиевая фольга, алюминиевая проволока, алюминиевая банка, алюминиевые ложка и кружка. На каждом столе у учащихся -- набор для проведения лабораторного опыта: алюминий (гранулы, кусочки проволоки, полоски от упаковочной банки); растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата алюминия; спиртовка, держатель, пробирки, спички. Дополнительный материал к уроку (презентация).
Ход урока:
Тема урока: «Алюминий и его свойства»
Дата: 23.01.13
Класс: 9 «Д»
Учитель: Нечай Оксана Леонидовна
Цели урока: изучить физические и химические свойства алюминия, получение и применение.
Обучающие:
Охарактеризовать строение атома алюминия, его физические и химические свойства.
Повторить и закрепить знания учащихся об амфотерности, на примере оксида и гидроксида алюминия.
Охарактеризовать природные соединения алюминия, а также области применения самого алюминия и его сплавов.
Развивающие:
Продолжить формирование умений учащихся характеризовать химические свойства веществ исходя из положения элемента в Периодической системе и строения его атома.
Закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Воспитывающие:
Развить у учащихся навыков логического мышления, умений делать выводы, обобщать и сравнивать.
Оборудование: ПК, медиапроектор, у учителя – алюминиевая фольга, алюминиевая проволока, алюминиевая банка, алюминиевые ложка и кружка. На каждом столе у учащихся -- набор для проведения лабораторного опыта: алюминий (гранулы, кусочки проволоки, полоски от упаковочной банки); растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфат меди. Дополнительный материал к уроку (презентация).
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,
Подготовка к уроку:
Класс разбивается на группы, которые получают задание подготовить дополнительный материал по темам:
получение алюминия;
Нахождение алюминия в природе (не упоминая корунд)
Корунд и его разновидности
Способы получения алюминия.
применение алюминия:
Применение алюминия в строительстве.
Применение алюминия на транспорте.
Применение алюминия в электрике и машиностроении.
Применение алюминия в фармацевтике.
Использование алюминия в упаковке и др. целях.
действие алюминия на живые организмы.
Тип урока: комбинированный.
Список литературы:
1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.
2. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
3. Дидактические игры при обучении химии / Г.И. Штремплер, Г.А.Пичугина. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2005.
4. Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии. Учебное пособие. М., ООО «Издательство АСТ», 2002.
5. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке химии. Ярославль: Академия развития, 2000.
6. П. Бенеш и др 111 вопросов по химии… для всех. Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1994.
7. Енякова Т.Н. Внеклассная работа по химии. М., Дрофа, 2004.
8. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М., Дрофа, 2004.
9. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. М.: 5 за знания, 2006.
1 этап урока.
Актуализация знаний.
Стадия вызова – включает задания по нахождению сходства в изображениях.
Показывается слайд с изображением алюминия, боксита, рубина, корунда. Вопрос: «найдите сходство в изображениях». 1 стадия – вызов.
1 задание: «Что объединяет изображения?»
Правильный ответ: алюминий.
Сегодня на уроке рассмотрим алюминий и его свойства.
В толковом словаре В. И. Даля можно прочитать: «Алюминий, алюмий... щелочной металл глиний, основа глинозема, глины; так же, как основа ржавчины железо; а яри — медь».
Постановка цели урока:
Цель и задачи урока формулируют учащиеся. Важно подчеркнуть необходимость самооценки и самоконтроля знаний с последующим составлением индивидуальной части домашнего задания.
Характеристика алюминия по положению в периодической системе. Строение атома рассмотрит Камила Досполова.
Докажет восстановительные свойства алюминия – Зарина Шарипова.
Выполнит цепочку превращений Айнура Калдарова.
Составит генетический ряд алюминия – Баткулинов Думан.
Выполнит расчетную задачу – Наиль Рахматуллин.
Время подготовки 2 минуты.
Задание классу: «Решите анаграммы и исключите лишнее» ( на доске)
леруогд
нмийекр
иксолодр
ддрооов
лйминиаю
углерод
кремний
кислород
водород
алюминий
Правильный ответ: алюминий (остальные элементы – неметаллы).
Откуда появилось его название? («алюмен» в переводе с латыни -- квасцы, которые в древности использовали для крашения тканей)
На инструктивной карте выполнить задание №1-2. Физические свойства алюминия.
Подводим итоги первого этапа урока. Результаты проверки домашнего задания. Решение анаграмм в классе.
2 этап урока: блеф-игра «Верите ли вы…»:
1) Алюминий -- один из 7 металлов древности?
Рука философов содержит изображения символов, обозначающих селитру (корона), медный купорос (звезда), нашатырь (Солнце), квасцы (фонарь), поваренную соль (ключ), ртуть и серу (рыба в огне). По легенде некий изобретатель преподнёс своему повелителю чашу из металла -- лёгкого, но похожего на серебро. История закончилась плачевно -- изобретателя казнили, поскольку владыка боялся, как бы новый металл не обесценил его серебро. Но, скорее всего, эта история не более чем красивая сказка. Алюминий не относится к металлам древности.
Работа с учебником: рассмотрим физические свойства алюминия. Почему алюминий не встречается в чистом виде в природе?
2) Алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи?
Фольга на окнах отражает тепловые, но пропускает световые лучи. На столе фольга.
3) Алюминиевая посуда - признак низкого достатка?
Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается.
А в 19 веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной. Наполеон III устроил однажды банкет, на котором особо почетным гостям выдали алюминиевые ложки и вилки. Гости попроще удостаивались обычными для императорского двора золотыми и серебряными приборами. К тому же только у сына Наполеона III была очень дорогая по тем временам алюминиевая погремушка.
Распространение алюминиевой посуды.
Правильно считают медики: малые дозы - лекарство, большие - яд. Алюминии не стал исключением из этого правила. Живые организмы нашей планеты привыкли к малым дозам элемента № 13, приспособились к ним. Когда же в результате кислых дождей концентрация его стала расти, это привело к определенным экологическим последствиям. Тот факт, что в озерах, особенно часто подвергавшихся действию кислых дождей, например, на юге Швеции, напрочь перевелась всякая живность, биологи связывают с токсическим действием алюминия. Появился даже термин-"алюминиевая болезнь". К счастью, человек и другие млекопитающие этой болезни не подвержены.
Как показали опыты, поставленные в ряде стран, растворенный алюминий проявляет значительную биохимическую активность, вытесняя из молекул некоторых ферментов такие важные для жизни элементы, как магний, кальций, железо... В результате нарушается ход многих биохимических реакций, регулируемых и инициируемых, то есть возбуждаемых лишь ферментами определенного состава. Иными словами, нетоксичный обычно алюминий повел себя подобно традиционно опасным загрязнителям внешней и внутренней среды - тяжелым металлам...
Высказывалось мнение, что повсеместное распространение алюминиевой посуды явилось причиной акселерации. Но по утверждению большинства физиологов- это не более чем гипотеза.
Ясно одно: сам по себе алюминий какой-либо опасности для существования человечества как биологического вида не представляет. Но, как и всякий широко используемый химический элемент, он требует внимания к себе со стороны биологической науки.
4) После окончания школы за отличную учёбу и поведение вас могут премировать алюминиевой кружкой?
Сейчас нет, а вот раньше стоимость алюминия превосходила стоимость многих драгоценных металлов. К примеру, Д.И.Менделееву среди других подарков из золота и платины преподнесли ещё более дорогой подарок, чем все предыдущие, -- чашу из алюминия.
3 этап урока.
Усвоение нового материала.
работа с информационной моделью химических свойств алюминия,
выполнение лабораторного опыта по изучению амфотерности алюминия,
заданий на нахождение соответствия реагентов и продуктов реакции,
этимологии понятия амфотерности с привлечением межпредметных связей,
работа с деформированными текстами по составлению генетических рядов металлов, неметаллов и амфотерных элементов;
знакомство с природными соединениями алюминия и способом его получения с включением приема педагогической техники на развитие внимания.
3. Рефлексия – графический диктант с самоконтролем, решение «отсроченной отгадки», письменное задание: рекламное объявление об алюминии или вопрос для интервью у алюминия.
Описание урока.
Выполнение лабораторного опыта по изучению амфотерности алюминия.
Для изучения химических свойств алюминия проведем лабораторную работу.
Лабораторная работа.
Изучение химических свойств алюминия.
Цель: проделать и описать реакции. Почему алюминий называют амфотерным металлом?
Видео – опыт. Просмотрите видео, запишите ваши наблюдения и составьте уравнения реакций.
Опыт №1.
В пробирку прилить соляную кислоту, опустить алюминиевую проволоку, что происходит? Какой газ выделяется?
Опыт №2.
В пробирку с алюминиевой гранулой прилить немного щелочи, что происходит?
Опыт №3.
В химическом стаканчике находится раствор медного купороса. Поместите в стаканчик немного фольги. Что произойдет?
Обсуждаем в классе результаты экспериментов. Составляем уравнения, подтверждающие амфотерные свойства алюминия. Ученик работает на доске.
Задание на нахождение соответствия реагентов и продуктов реакции,
Вывод: алюминий проявляет амфотерные свойства (реагирует и с кислотами, и со щелочами).
Этимология понятия амфотерности с привлечением межпредметных связей.
«Амфос» в переводе «и с теми, и с другими». При изучении разных наук вы встречались с такими названиями. Вспомните их. (Амфибия – земноводное, ведущее двойной образ жизни: на суше и в воде, это же и вид транспорта, перемещающийся по суше и воде; амфора – сосуд, совмещающий кувшин и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал.)
Химические элементы образуют генетические ряды.
Работа с деформированными текстами по составлению генетических рядов металлов, неметаллов и амфотерных элементов.
Задание: Восстановите деформированный текст, представляющий собой генетические ряды металла, неметалла, амфотерного элемента:
Me→…. → Me(OH)n → MeKo
нeMe →нeMe2On →… → MeKo
АЭ → АЭ2О3 → АЭ(ОН)n →…
Генетический ряд алюминия выглядит следующим образом:
После обсуждения возможных превращений алюминия делаем вывод: перевести его в состав катиона можно, подействовав раствором кислоты, в состав аниона – раствором щелочи.
Знакомство с природными соединениями алюминия с включением приема педагогической техники на развитие внимания.
А в каком виде встречается алюминий в природе: в свободном или в виде соединений? (Жизненная аналогия – алюминий – активный металл, подобно активным людям он не может находиться в окружающей среде без «взаимодействия» с кем-либо.)
Получение алюминия.
Презентация учащихся выполнена в группе.
Впервые в свободном виде алюминий был выделен в 1825 г. датским физиком Эрстедом путем воздействия амальгамы калия на хлорид алюминия.
В 1827г. немецкий химик Велер усовершенствовал способ Эрстеда, заменив амальгаму калия металлическим калием: AlCl3 + 3K 3KCl + Al
(Реакция протекает с выделением тепла).
получил алюминий в виде порошка восстановлением гексафторалюмината калием:
Na3AlF6 + 3K ® Al + 3NaF + 3KF.
Позднее ему удалось получить алюминий в виде блестящих металлических шариков.
В 1854 г. Сент-Клер Девиль во Франции впервые применил способ Велера для промышленного производства алюминия, использовав вместо калия более дешевый натрий, а вместо гигроскопичного хлорида алюминия — более стойкий двойной хлорид алюминия и натрия. В 1865 г. русский физико-химик Н. Н. Бекетов показал возможность вытеснения алюминия магнием из расплавленного криолита. Эта реакция в 1888 г. была использована для производства алюминия на первом немецком заводе в Гмелингене. Производство алюминия этими так называемыми «химическими» способами осуществлялось с 1854 г. по 1890 г. В течение 35 лет с помощью этих способов, было получено в общей сложности около 20 т алюминия.
В конце 80-х годов позапрошлого столетия химические способы вытеснил электролитический способ, который позволил резко снизить стоимость алюминия и создал предпосылки к быстрому развитию алюминиевой промышленности. Основоположники современного электролитического способа производства алюминия Эру во Франции и Холл в США независимо друг от друга подали в 1886 г. почти аналогичные заявки на патентование способа получения алюминия электролизом глинозема, растворенного в расплавленном криолите. С момента появления патентов Эру и Холла и начинается современная алюминиевая промышленность, которая более чем за 115 лет своего существования выросла в одну из крупнейших отраслей металлургии.
23 февраля 1886, менее чем через год после окончания колледжа, Холл получил с помощью электролиза первые слитки алюминия. В 1888 ему удалось наладить сотрудничество с рудообогатительной компанией Питсбурга. Впоследствии на ее основе была создана компания «Алуминум компани оф Америка», в которой Холл до конца жизни занимал пост вице-президента. Почти одновременно с Холлом аналогичный способ получения алюминия разработал французский химик Поль Эру. В тесном сотрудничестве молодые люди усовершенствовали технологический процесс (впоследствии названный процессом Холла – Эру), который стал основой современной алюминиевой промышленности. В 1911 Холл был награжден медалью Перкина за достижения в области прикладной химии.
Технологический процесс получения алюминия состоит из трех основных стадий:
1). Получение глинозема (Al2O3) из алюминиевых руд;
2). Получение алюминия из глинозема;
3). Рафинирование алюминия.
4 этап урока. Применение алюминия.
Предлагаю посетить минералогический музей, в котором представлены природные соединения алюминия – корунд, рубин, сапфир. Их производные – лунный камень, лазурит, аквамарин, бирюза.
Задание (прием педагогической техники на концентрацию внимания): написать название любого из них, произнося вслух буквы в обратном порядке.
Продолжая разговор об областях применения алюминия, оцените потребительские качества изделий из алюминия. Современная телевизионная реклама утверждает, что самая цивилизованная упаковка – алюминиевая. А почему? Оцените ее достоинства и недостатки, пути устранения недостатков, а также предложите способы стандартного и нестандартного её применения. (Задание развивает нестандартное мышление.)
5этап урока
стадия – рефлексия.
Графический диктант (+ -).
Вопрос . Ответ
1. Встречается в свободном виде
2. Лёгкий металл
3. Реагирует и с кислотами, и со щелочами
4. Подвергается коррозии
5. Восстанавливает металлы из оксидов
Самопроверка:
Вопрос. Ответ.
Встречается в свободном виде
+
Лёгкий металл
+
3. Реагирует и с кислотами, и со щелочами
+
4.Подвергается коррозии
-
5. Восстанавливает металлы из оксидов
+
Вернёмся к изображениям, показанным в начале занятия. Что из них вам стало понятным в ходе занятия? Что бы вы ещё добавили после сегодняшнего занятия?
Письменное задание: Составьте текст рекламы алюминия или изделий из него.
Домашнее задание. Обязательная часть: составьте и осуществите цепочку превращений с участием алюминия; индивидуальная часть: параграф