kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока химии на тему "Алюминий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по химии на тему "Алюминий" составлен для учащихся 9 класса. На уроке учащмся предлагается система заданий по теме. Важным является самоконтроль и самооценка обучающихся. Каждый ученик может построить образовательную траекторию. Учащимся предложено сделать эксперимент по исследованию амфотерных совйств алюминия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии на тему "Алюминий"»

Тема урока: «Алюминий и его свойства»

Дата: 23.01.13

Класс: 9 «Д»

Учитель: Нечай Оксана Леонидовна

Пояснительная записка. Данное занятие может быть проведено с учащимися 9 класса, а с корректировкой содержания в сторону усложнения – и с учащимися 11 класса по любой авторской программе по химии. В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения, способствует повышению мотивации к изучению предмета. Важным в данном занятии является самоконтроль и самооценка обучающихся, составление индивидуального домашнего задания. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти разными путями. Урок сопровождается презентацией, содержащей иллюстрационный материал и задания для работы учащихся.

Данный урок – второй при изучении темы, он следует после изложения нового материала, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений (структурирование информации, умение выделять главное, тренировка внимания и памяти, решение логических и нестандартных задач).

Представленная форма проведения учебного занятия по применению знаний может быть использована как универсальная на примере многих тем курса химии.

Цели и задачи:

Образовательная: выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяя обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.

Развивающая: развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения.

Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока: применение знаний по теме.

Оборудование: ПК, медиапроектор, у учителя – алюминиевая фольга, алюминиевая проволока, алюминиевая банка, алюминиевые ложка и кружка. На каждом столе у учащихся -- набор для проведения лабораторного опыта: алюминий (гранулы, кусочки проволоки, полоски от упаковочной банки); растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата алюминия; спиртовка, держатель, пробирки, спички. Дополнительный материал к уроку (презентация).

Ход урока:

















Тема урока: «Алюминий и его свойства»

Дата: 23.01.13

Класс: 9 «Д»

Учитель: Нечай Оксана Леонидовна



Цели урока: изучить физические и химические свойства алюминия, получение и применение.

Обучающие:

  • Охарактеризовать строение атома алюминия, его физические и химические свойства.

  • Повторить и закрепить знания учащихся об амфотерности, на примере оксида и гидроксида алюминия.

  • Охарактеризовать природные соединения алюминия, а также области применения самого алюминия и его сплавов.

Развивающие:

  • Продолжить формирование умений учащихся характеризовать химические свойства веществ исходя из положения элемента в Периодической системе и строения его атома.

  • Закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Воспитывающие:

  • Развить у учащихся навыков логического мышления, умений делать выводы, обобщать и сравнивать.

Оборудование: ПК, медиапроектор, у учителя – алюминиевая фольга, алюминиевая проволока, алюминиевая банка, алюминиевые ложка и кружка. На каждом столе у учащихся -- набор для проведения лабораторного опыта: алюминий (гранулы, кусочки проволоки, полоски от упаковочной банки); растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфат меди. Дополнительный материал к уроку (презентация).

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,

Подготовка к уроку:

Класс разбивается на группы, которые получают задание подготовить дополнительный материал по темам:

получение алюминия;

  • Нахождение алюминия в природе (не упоминая корунд)

  • Корунд и его разновидности

  • Способы получения алюминия.

применение алюминия:

  • Применение алюминия в строительстве.

  • Применение алюминия на транспорте.

  • Применение алюминия в электрике и машиностроении.

  • Применение алюминия в фармацевтике.

  • Использование алюминия в упаковке и др. целях.

действие алюминия на живые организмы.

Тип урока: комбинированный.

Список литературы:

1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.

2. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

3. Дидактические игры при обучении химии / Г.И. Штремплер, Г.А.Пичугина. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2005.

4. Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии. Учебное пособие. М., ООО «Издательство АСТ», 2002.

5. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке химии. Ярославль: Академия развития, 2000.

6. П. Бенеш и др 111 вопросов по химии… для всех. Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1994.

7. Енякова Т.Н. Внеклассная работа по химии. М., Дрофа, 2004.

8. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М., Дрофа, 2004.

9. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. М.: 5 за знания, 2006.


1 этап урока.

Актуализация знаний.


Стадия вызова – включает задания по нахождению сходства в изображениях.

Показывается слайд с изображением алюминия, боксита, рубина, корунда. Вопрос: «найдите сходство в изображениях». 1 стадия – вызов.

1 задание: «Что объединяет изображения?»

Правильный ответ: алюминий.

Сегодня на уроке рассмотрим алюминий и его свойства.

В толковом словаре В. И. Даля можно прочитать: «Алюминий, алюмий... щелочной металл глиний, основа глинозема, глины; так же, как основа ржавчины железо; а яри — медь».

Постановка цели урока:

Цель и задачи урока формулируют учащиеся. Важно подчеркнуть необходимость самооценки и самоконтроля знаний с последующим составлением индивидуальной части домашнего задания.


Характеристика алюминия по положению в периодической системе. Строение атома рассмотрит Камила Досполова.

Докажет восстановительные свойства алюминия – Зарина Шарипова.

Выполнит цепочку превращений Айнура Калдарова.

Составит генетический ряд алюминия – Баткулинов Думан.

Выполнит расчетную задачу – Наиль Рахматуллин.

Время подготовки 2 минуты.

Задание классу: «Решите анаграммы и исключите лишнее» ( на доске)

леруогд

нмийекр

иксолодр

ддрооов

лйминиаю

углерод

кремний

кислород

водород

алюминий

Правильный ответ: алюминий (остальные элементы – неметаллы).

Откуда появилось его название? («алюмен» в переводе с латыни -- квасцы, которые в древности использовали для крашения тканей)

На инструктивной карте выполнить задание №1-2. Физические свойства алюминия.


Подводим итоги первого этапа урока. Результаты проверки домашнего задания. Решение анаграмм в классе.


2 этап урока: блеф-игра «Верите ли вы…»:


1) Алюминий -- один из 7 металлов древности?

Рука философов содержит изображения символов, обозначающих селитру (корона), медный купорос (звезда), нашатырь (Солнце), квасцы (фонарь), поваренную соль (ключ), ртуть и серу (рыба в огне). По легенде некий изобретатель преподнёс своему повелителю чашу из металла -- лёгкого, но похожего на серебро. История закончилась плачевно -- изобретателя казнили, поскольку владыка боялся, как бы новый металл не обесценил его серебро. Но, скорее всего, эта история не более чем красивая сказка. Алюминий не относится к металлам древности.

Работа с учебником: рассмотрим физические свойства алюминия. Почему алюминий не встречается в чистом виде в природе?

2) Алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи?


Фольга на окнах отражает тепловые, но пропускает световые лучи. На столе фольга.


3) Алюминиевая посуда - признак низкого достатка?


Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается.

А в 19 веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной. Наполеон III устроил однажды банкет, на котором особо почетным гостям выдали алюминиевые ложки и вилки. Гости попроще удостаивались обычными для императорского двора золотыми и серебряными приборами. К тому же только у сына Наполеона III была очень дорогая по тем временам алюминиевая погремушка.

Распространение алюминиевой посуды.

Правильно считают медики: малые дозы - лекарство, большие - яд. Алюминии не стал исключением из этого правила. Живые организмы нашей планеты привыкли к малым дозам элемента № 13, приспособились к ним. Когда же в результате кислых дождей концентрация его стала расти, это привело к определенным экологическим последствиям. Тот факт, что в озерах, особенно часто подвергавшихся действию кислых дождей, например, на юге Швеции, напрочь перевелась всякая живность, биологи связывают с токсическим действием алюминия. Появился даже термин-"алюминиевая болезнь". К счастью, человек и другие млекопитающие этой болезни не подвержены.

Как показали опыты, поставленные в ряде стран, растворенный алюминий проявляет значительную биохимическую активность, вытесняя из молекул некоторых ферментов такие важные для жизни элементы, как магний, кальций, железо... В результате нарушается ход многих биохимических реакций, регулируемых и инициируемых, то есть возбуждаемых лишь ферментами определенного состава. Иными словами, нетоксичный обычно алюминий повел себя подобно традиционно опасным загрязнителям внешней и внутренней среды - тяжелым металлам...

Высказывалось мнение, что повсеместное распространение алюминиевой посуды явилось причиной акселерации. Но по утверждению большинства физиологов- это не более чем гипотеза.

Ясно одно: сам по себе алюминий какой-либо опасности для существования человечества как биологического вида не представляет. Но, как и всякий широко используемый химический элемент, он требует внимания к себе со стороны биологической науки.


4) После окончания школы за отличную учёбу и поведение вас могут премировать алюминиевой кружкой?


Сейчас нет, а вот раньше стоимость алюминия превосходила стоимость многих драгоценных металлов. К примеру, Д.И.Менделееву среди других подарков из золота и платины преподнесли ещё более дорогой подарок, чем все предыдущие, -- чашу из алюминия.


3 этап урока.

Усвоение нового материала.


  1. работа с информационной моделью химических свойств алюминия,

  2. выполнение лабораторного опыта по изучению амфотерности алюминия,

  3. заданий на нахождение соответствия реагентов и продуктов реакции,

  4. этимологии понятия амфотерности с привлечением межпредметных связей,

  5. работа с деформированными текстами по составлению генетических рядов металлов, неметаллов и амфотерных элементов;

  6. знакомство с природными соединениями алюминия и способом его получения с включением приема педагогической техники на развитие внимания.


3. Рефлексия – графический диктант с самоконтролем, решение «отсроченной отгадки», письменное задание: рекламное объявление об алюминии или вопрос для интервью у алюминия.

Описание урока.


Выполнение лабораторного опыта по изучению амфотерности алюминия.


Для изучения химических свойств алюминия проведем лабораторную работу.

Лабораторная работа.

Изучение химических свойств алюминия.

Цель: проделать и описать реакции. Почему алюминий называют амфотерным металлом?


Видео – опыт. Просмотрите видео, запишите ваши наблюдения и составьте уравнения реакций.


Опыт №1.

В пробирку прилить соляную кислоту, опустить алюминиевую проволоку, что происходит? Какой газ выделяется?


Опыт №2.

В пробирку с алюминиевой гранулой прилить немного щелочи, что происходит?


Опыт №3.

В химическом стаканчике находится раствор медного купороса. Поместите в стаканчик немного фольги. Что произойдет?

Обсуждаем в классе результаты экспериментов. Составляем уравнения, подтверждающие амфотерные свойства алюминия. Ученик работает на доске.


Задание на нахождение соответствия реагентов и продуктов реакции,




Вывод: алюминий проявляет амфотерные свойства (реагирует и с кислотами, и со щелочами).


Этимология понятия амфотерности с привлечением межпредметных связей.

«Амфос» в переводе «и с теми, и с другими». При изучении разных наук вы встречались с такими названиями. Вспомните их. (Амфибия – земноводное, ведущее двойной образ жизни: на суше и в воде, это же и вид транспорта, перемещающийся по суше и воде; амфора – сосуд, совмещающий кувшин и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал.)


Химические элементы образуют генетические ряды.


Работа с деформированными текстами по составлению генетических рядов металлов, неметаллов и амфотерных элементов.


Задание: Восстановите деформированный текст, представляющий собой генетические ряды металла, неметалла, амфотерного элемента:


Me→…. → Me(OH)n → MeKo


нeMe →нeMe2On →… → MeKo


АЭ → АЭ2О3 → АЭ(ОН)n →…


Генетический ряд алюминия выглядит следующим образом:



После обсуждения возможных превращений алюминия делаем вывод: перевести его в состав катиона можно, подействовав раствором кислоты, в состав аниона – раствором щелочи.

Знакомство с природными соединениями алюминия с включением приема педагогической техники на развитие внимания.


А в каком виде встречается алюминий в природе: в свободном или в виде соединений? (Жизненная аналогия – алюминий – активный металл, подобно активным людям он не может находиться в окружающей среде без «взаимодействия» с кем-либо.)

Получение алюминия.

Презентация учащихся выполнена в группе.

Впервые в свободном виде алюминий был выделен в 1825 г. датским физиком Эрстедом путем воздействия амальгамы калия на хлорид алюминия.

В 1827г. немецкий химик Велер усовершенствовал способ Эрстеда, заменив амальгаму калия металлическим калием: AlCl3 + 3K 3KCl + Al

(Реакция протекает с выделением тепла).

получил алюминий в виде порошка восстановлением гексафторалюмината калием:

Na3AlF6 + 3K ® Al + 3NaF + 3KF.

Позднее ему удалось получить алюминий в виде блестящих металлических шариков.

В 1854 г. Сент-Клер Девиль во Франции впервые применил способ Велера для промышленного производства алюминия, использовав вместо калия более дешевый натрий, а вместо гигроскопичного хлорида алюминия — более стойкий двойной хлорид алюминия и натрия. В 1865 г. русский физико-химик Н. Н. Бекетов показал возможность вытеснения алюминия магнием из расплавленного криолита. Эта реакция в 1888 г. была использована для производства алюминия на первом немецком заводе в Гмелингене. Производство алюминия этими так называемыми «химическими» способами осуществлялось с 1854 г. по 1890 г. В течение 35 лет с помощью этих способов, было получено в общей сложности около 20 т алюминия.

В конце 80-х годов позапрошлого столетия химические способы вытеснил электролитический способ, который позволил резко снизить стоимость алюминия и создал предпосылки к быстрому развитию алюминиевой промышленности. Основоположники современного электролитического способа производства алюминия Эру во Франции и Холл в США независимо друг от друга подали в 1886 г. почти аналогичные заявки на патентование способа получения алюминия электролизом глинозема, растворенного в расплавленном криолите. С момента появления патентов Эру и Холла и начинается современная алюминиевая промышленность, которая более чем за 115 лет своего существования выросла в одну из крупнейших отраслей металлургии.

23 февраля 1886, менее чем через год после окончания колледжа, Холл получил с помощью электролиза первые слитки алюминия. В 1888 ему удалось наладить сотрудничество с рудообогатительной компанией Питсбурга. Впоследствии на ее основе была создана компания «Алуминум компани оф Америка», в которой Холл до конца жизни занимал пост вице-президента. Почти одновременно с Холлом аналогичный способ получения алюминия разработал французский химик Поль Эру. В тесном сотрудничестве молодые люди усовершенствовали технологический процесс (впоследствии названный процессом Холла – Эру), который стал основой современной алюминиевой промышленности. В 1911 Холл был награжден медалью Перкина за достижения в области прикладной химии.

Технологический процесс получения алюминия состоит из трех основных стадий:

1). Получение глинозема (Al2O3) из алюминиевых руд;

2). Получение алюминия из глинозема;

3). Рафинирование алюминия.

4 этап урока. Применение алюминия.

Предлагаю посетить минералогический музей, в котором представлены природные соединения алюминия – корунд, рубин, сапфир. Их производные – лунный камень, лазурит, аквамарин, бирюза.


Задание (прием педагогической техники на концентрацию внимания): написать название любого из них, произнося вслух буквы в обратном порядке.


Продолжая разговор об областях применения алюминия, оцените потребительские качества изделий из алюминия. Современная телевизионная реклама утверждает, что самая цивилизованная упаковка – алюминиевая. А почему? Оцените ее достоинства и недостатки, пути устранения недостатков, а также предложите способы стандартного и нестандартного её применения. (Задание развивает нестандартное мышление.)



5этап урока

стадия – рефлексия.

Графический диктант (+ -).

Вопрос . Ответ

1. Встречается в свободном виде

2. Лёгкий металл

3. Реагирует и с кислотами, и со щелочами

4. Подвергается коррозии

5. Восстанавливает металлы из оксидов

Самопроверка:

Вопрос. Ответ.

  1. Встречается в свободном виде

+

  1. Лёгкий металл

+

3. Реагирует и с кислотами, и со щелочами

+

4.Подвергается коррозии

-

5. Восстанавливает металлы из оксидов

+

Вернёмся к изображениям, показанным в начале занятия. Что из них вам стало понятным в ходе занятия? Что бы вы ещё добавили после сегодняшнего занятия?

Письменное задание: Составьте текст рекламы алюминия или изделий из него.

Домашнее задание. Обязательная часть: составьте и осуществите цепочку превращений с участием алюминия; индивидуальная часть: параграф



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока химии на тему "Алюминий"

Автор: НЕЧАЙ ОКСАНА ЛЕОНИДОВНА

Дата: 12.02.2016

Номер свидетельства: 292499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по химии на тему "Способы получения металлов""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-khimii-na-tiemu-sposoby-poluchieniia-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "251740"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271972"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока по теме "Алюминий" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-po-tiemie-aliuminii"
    ["file_id"] => string(6) "230113"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441989736"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "конспект урока по теме :"Количество вещества.Молярная масса" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kolichiestvo-vieshchiestva-moliarnaia-massa"
    ["file_id"] => string(6) "167425"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423075239"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Разработка урока химии по теме "Предмет химии. Вещества" с использованием приёмов критического мышления."
    ["seo_title"] => string(119) "razrabotka-uroka-khimii-po-tiemie-priedmiet-khimii-vieshchiestva-s-ispol-zovaniiem-priiomov-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "264204"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449670973"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Открытый урок по химии тема: Алюминий "
    ["seo_title"] => string(39) "otkrytyi-urok-po-khimii-tiema-aliuminii"
    ["file_id"] => string(6) "144750"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418784316"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
2200 руб.
3140 руб.
1970 руб.
2820 руб.
1990 руб.
2840 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства