Разработка урока химии по теме "Предмет химии. Вещества" с использованием приёмов критического мышления.
Разработка урока химии по теме "Предмет химии. Вещества" с использованием приёмов критического мышления.
План – конспект урока на тему: «Предмет химии. Вещества»
Цели урока: Сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трех формах существования химического элемента. Начать формирование умения описывать свойства веществ, находить различия между понятиями «химический элемент» и «простое вещество».
Оборудование: Различные тела из одного вещества (коллекция стеклянных и алюминиевых предметов). Таблица «Формы существования химического элемента водорода».
Ход урока:
Организационный момент
- Приветствие. Ознакомление с планом урока
II. 1 этап урока - Стадия вызова: составление «Таблицы З-Х» (5 мин)
Знаю
Хочу знать
Вещество
Физическое тело
Атомы
Свойства веществ
Вещество
Химический элемент
Затем учащимися предлагается из следующего перечня выписать отдельно названия веществ и предметов: железо, лазер, медь, капрон, ртуть, напильник, нож, сахар, золотою
Вещества
Предметы
Капрон, медь, ртуть, сахар, железо, золото
Напильник, нож, лазер
Учитель по ходу рассказа записывает на доске, а учащиеся – в тетради. Химия изучает:
< >
свойства веществ;
превращения веществ.
Для того чтобы сформировать понятие о веществе, учитель демонстрирует коллекцию изделий из стекла и ставит вопрос: «Что общего у всех этих предметов?» Учитель называет образцы стеклянного химического оборудования: пробирки (объясняет этимологию – «брать пробу вещества»), колбы, стаканы и т.д. Спрашивает: «А почему нельзя их изготовлять, например, из алюминия? Чем отличаются эти два вещества – стекло и алюминий?» - «Свойствами».
Учитель опирается на знания учащихся из курса физики. Многие вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. Атомы так малы, что на острие иглы их может поместиться многие миллиарды. И тем не менее атомы можно классифицировать по размерам, массе, свойствам, т.е. как бы разложить их по полочкам или ячейкам-клеточкам, подобно тому, как на почте раскладывают письма по пунктам назначения: эти – в Мирный, эти – в Тикси и т.д. Вот таких ячеек – видов атомов будет не так много – всего 118, и представлена эта классификация видов атомов – химических элементов в форме таблицы с названием «Периодическая система химических элементов», автором которой является великий русский химик Д.И.Менделеев.
В заключении этой части урока учитель объясняет, что каждый химический элемент имеет три формы существования, демонстрирует таблицу или рисунок в учебнике и на доске делает обобщаемую запись (схема 1).
Формы существования химического элемента водорода
Обобщение о том, какие вещества называются простыми (устроены просто – состоят из одного химического элемента), а какие – сложными (состоят из двух и более элементов), дают сами учащиеся.
III.2 этап урока - Стадия осмысления
Учитель: Для того, чтобы уметь сравнивать свойства веществ, необходимо провести лабораторный опыт.
Лабораторный опыт №1 - Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов.
Сравните свойства выданных вам в стаканчиках образцов веществ:
Вариант 1 – кристаллических сахара и поваренной соли;
Вариант 2 – глюкозы и лимонной кислоты.
Исходя из лабораторного опыта составьте следующую таблицу:
Свойства твердых веществ
Свойства растворов
IV. 3 этап урока – Рефлексия: использование приема «Верные и неверные утверждения».
1. Предлагается учащимся прослушать утверждение и поднять правую руку, если речь идёт о простом веществе, и левую – если об элементе:
-азот не поддерживает горения;
- железо обладает способностью намагничиваться;
- содержание кислорода в оксиде серы(IV) меньше, чем в оксиде серы(VI);
- молекула аммиака состоит из азота и водорода;
- сера желтого цвета;
- железо входит в состав многих поливитаминов.
V. Домашнее задание: упражения – 3, 4, 7, 8
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока химии по теме "Предмет химии. Вещества" с использованием приёмов критического мышления.»
План – конспект урока на тему: «Предмет химии. Вещества»
Цели урока: Сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трех формах существования химического элемента. Начать формирование умения описывать свойства веществ, находить различия между понятиями «химический элемент» и «простое вещество».
Оборудование: Различные тела из одного вещества (коллекция стеклянных и алюминиевых предметов). Таблица «Формы существования химического элемента водорода».
Ход урока:
Организационный момент
- Приветствие. Ознакомление с планом урока
II. 1 этап урока - Стадия вызова: составление «Таблицы З-Х» (5 мин)
Знаю
Хочу знать
Вещество
Физическое тело
Атомы
Свойства веществ
Вещество
Химический элемент
Затем учащимися предлагается из следующего перечня выписать отдельно названия веществ и предметов: железо, лазер, медь, капрон, ртуть, напильник, нож, сахар, золотою
Вещества
Предметы
Капрон, медь, ртуть, сахар, железо, золото
Напильник, нож, лазер
Учитель по ходу рассказа записывает на доске, а учащиеся – в тетради. Химия изучает:
вещества;
свойства веществ;
превращения веществ.
Для того чтобы сформировать понятие о веществе, учитель демонстрирует коллекцию изделий из стекла и ставит вопрос: «Что общего у всех этих предметов?» Учитель называет образцы стеклянного химического оборудования: пробирки (объясняет этимологию – «брать пробу вещества»), колбы, стаканы и т.д. Спрашивает: «А почему нельзя их изготовлять, например, из алюминия? Чем отличаются эти два вещества – стекло и алюминий?» - «Свойствами».
Учитель опирается на знания учащихся из курса физики. Многие вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. Атомы так малы, что на острие иглы их может поместиться многие миллиарды. И тем не менее атомы можно классифицировать по размерам, массе, свойствам, т.е. как бы разложить их по полочкам или ячейкам-клеточкам, подобно тому, как на почте раскладывают письма по пунктам назначения: эти – в Мирный, эти – в Тикси и т.д. Вот таких ячеек – видов атомов будет не так много – всего 118, и представлена эта классификация видов атомов – химических элементов в форме таблицы с названием «Периодическая система химических элементов», автором которой является великий русский химик Д.И.Менделеев.
В заключении этой части урока учитель объясняет, что каждый химический элемент имеет три формы существования, демонстрирует таблицу или рисунок в учебнике и на доске делает обобщаемую запись (схема 1).
Формы существования химического элемента водорода
Обобщение о том, какие вещества называются простыми (устроены просто – состоят из одного химического элемента), а какие – сложными (состоят из двух и более элементов), дают сами учащиеся.
III.2 этап урока - Стадия осмысления
Учитель: Для того, чтобы уметь сравнивать свойства веществ, необходимо провести лабораторный опыт.
Лабораторный опыт №1 - Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов.
Сравните свойства выданных вам в стаканчиках образцов веществ:
Вариант 1 – кристаллических сахара и поваренной соли;
Вариант 2 – глюкозы и лимонной кислоты.
Исходя из лабораторного опыта составьте следующую таблицу:
Свойства твердых веществ
Свойства растворов
IV. 3 этап урока – Рефлексия: использование приема «Верные и неверные утверждения».
1. Предлагается учащимся прослушать утверждение и поднять правую руку, если речь идёт о простом веществе, и левую – если об элементе: -азот не поддерживает горения; - железо обладает способностью намагничиваться; - содержание кислорода в оксиде серы(IV) меньше, чем в оксиде серы(VI); - молекула аммиака состоит из азота и водорода; - сера желтого цвета; - железо входит в состав многих поливитаминов.