kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Алюминий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок состоит из 11 этапов. На каждом этапе отрабатываются разные группы УУД. Урок предполагает работу в группах, которая нацелена на формирование коммуникативных и регулятивных УУД. Например, умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их, умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность и т.д.

  Урок ориентирован на совместную деятельность учителя и учащихся в ходе изучения  темы «Алюминий» в 9 классе.  Постановка проблемы помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся и развивать мотивацию и познавательный интерес к предмету, что позволяет активно формировать познавательные УУД: в частности, проводить сравнение, анализ, обобщение, классификацию,  выявлять причинно-следственные связи и т.д.

Урок сопровождается  созданной учителем средствами программного обеспечения PowerPoint мультимедийной презентацией. Занятие  предполагает индивидуальные, групповые и фронтальные задания для учащихся.

В содержании урока химии включена опытно-экспериментальная деятельность учащихся в группах, а также приёмы технологии РКМЧП («змейка», «синквейн») с целью поддержания интереса и мотивации учащихся в процессе урока. Эти приёмы позволяют охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц.

 Также использованы ИКТ- технологии (демонстрационный компьютер и мультимедиа проектор).

Разработанный электронный дидактический материал для проведения урока отражает все его требования и цели и обеспечивает наиболее эффективное и результативное его проведение в соответствии с замыслом урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Алюминий" »

Тема урока: «Алюминий».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний при изучении строения, свойств, применения алюминия и его соединений; формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

Задачи:

Обучающие: изучить физические и химические свойства алюминия; наглядно показать взаимосвязь строения вещества и его свойств с применением;

Развивающие: через постановку проблемы активизировать мыслительную деятельность обучающихся и развивать мотивацию и познавательный интерес к предмету; на примере изучаемого материала проводить обобщение и анализировать; продолжить развитие культуры химической речи;

Воспитательные: формировать коммуникативную компетенцию

Здоровьесберегающие: работа по сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки и снижение утомляемости.


Планируемые результаты :

Предметные

(в познавательной сфере):

- умение отвечать на вопросы учителя по содержанию изученного;

- владеть информацией о строении атома алюминия, его физических и химических свойствах и роли в жизни человека;

 

в ценностно-ориентационной сфере:

-  умение прогнозировать свойства алюминия и его соединений по положению элемента в периодической системе с применением межпредметных знаний.

Личностные результаты: - применять правила делового сотрудничества;

- сравнивать разные точки зрения;

- считаться с мнением другого человека;

- осознавать практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока;

- проявлять терпение и доброжелательность к соучастнику деятельности.

  Регулятивные УУД:

 - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

-умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Познавательные УУД: - умение провести рефлексию своих действий на уроке (сравнение, анализ, причинно-следственные связи, обобщение, классификация.)

Коммуникативные УУД: - формирование грамотной химической речи;

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

- обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме;

- учиться работать в группе.

Оборудование: ПК, ИАД; проектор, химические реактивы: алюминий или проволока (очищенные), пробирки водой, в которых за неделю до урока помещены железный гвоздь и алюминиевая проволока; HCl, NaOH, пластилин, декоративные гвоздики, штатив лабораторный, коллекции изделий из алюминия (корпус от ароматических свечей, ложки, вилки, транспортиры и т.д.); коллекция «Металлы и сплавы», коллекция «Алюминий»; ПСХЭ Д.И.Менделеева, ряд активности металлов,тетрадь, учебник «Химия, 9 класс» О.С.Габриелян.

Ход урока.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

(познавательная)

Осуществление деятельности

Формирование способов познавательной деятельности

1. Организационный момент.


Приветствие. Отметка в журнале отсутствующих. Настрой класса на усвоение нового материала:

Здравствуйте, ребята. Я рада снова приветствовать вас и очень надеюсь, что урок будет для вас познавательным и интересным и каждый из вас сможет проявить себя.



Учащиеся приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу на уроке.

Личностные:

осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока и своей роли на уроке

2.Психологический настрой.

Потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками соседа. Улыбнитесь, пусть тепло вашей души вас согревает и другим помогает.


Личностные:

проявление терпения и доброжелательности

к товарищам

3.Введение в урок.








Учитель демонстрирует «чёрный ящик» со словами загадки:

Спрятан в ящике предмет

Без него не съесть обед

Из чего же тот предмет?

Серебристо-белый цвет

Вам поможет дать ответ.


Что в ящике?









Ответ учащихся: ложка или вилка из алюминия.



Коммуникативные:

умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения




4.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.


(слайд 1)







Учитель. Сегодня мы познакомимся с удивительным химическим элементом - алюминием и образованным им простым веществом. Мне очень хочется, чтобы сегодня каждый из вас вспомнил то, что он знает по этому вопросу, а также открыл что-то новое. Будьте внимательны: в конце урока мы запустим «змейку» и каждый из вас должен будет сказать что-то об алюминии, причём повторяться нельзя, поэтому нужно внимательно слушать ответы своих товарищей и попытаться усвоить как можно больше информации по данной теме. Желаю удачи!


Личностные:

осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока и своей роли на уроке



5.Определение темы урока. Постановка целей.








А, сейчас, начнём. (Учитель записывает тему урока на доске).Итак, легенда:

Однажды некий изобретатель, имя которого неизвестно, пришел к императору Рима, Тиберию. Он принес в дар небьющуюся тарелку из блестящего материала, внешне схожего с серебром, но более легкого. Мастер хвастался, что только он знает, как получить этот металл. Но император не оценил подарка, а испугался того что новый сплав, может обесценить золото и серебро. Тиберий приказал казнить изобретателя, а мастерскую уничтожить. Так гласит легенда об алюминии.

Однако, согласно историческим фактам, впервые удалось получить алюминий лишь в 1825 году. Это открытие совершил датский физик Ганс Эрстед. В промышленных же масштабах металл стал производиться в 1854 году. Изобрел такой способ производства алюминия Сент-Клер Девиль.

Первым заводом, занимавшимся металлопрокатом алюминия в России стал Волховский завод, построенный в 1932 году. Промышленность стремительно развивалась. Так в 1939 году производилось около 50 тыс. тонн алюминия. А в настоящее время Россия занимает второе место по производству этого металла и его изготовление исчисляется миллионами тонн.

Алюминий считается металлом будущего? Интересно почему?





А теперь попробуем объяснить перечисленные свойства этого удивительного металла, а для этого «заглянем» внутрь атома алюминия: поговорим о его строении.

































Ученики пытаются назвать физические свойства и основные области применения алюминия.

Коммуникативные:

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их



(слайд 2)




1 ученик у доски рассказывает о местоположении алюминия в ПСХЭ и делает выводы о строении его атома, проявляемой им в соединениях степени окисления и вместе с классом приходит к выводу, что алюминий является восстановителем и проявляет металлические свойства.


Предметные :

умение прогнозировать свойства алюминия и его соединений по положению элемента в периодической системе

Коммуникативные:

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их


6.Постановка проблемы. Открытие нового знания.

(слайд3)


















(слайд 4)

Учитель Ребята, давайте посмотрим, где же находится алюминий в ряду активности металлов?



Правильно, т.е. рядом с активными металлами.

Какие выводы можно сделать о предполагаемой химической активности алюминия?

Учитель демонстрирует 2 пробирки, в которых за неделю до урока помещены железный гвоздь и алюминиевая проволока. Видно, что железный гвоздь заржавел, а проволока из алюминия не изменилась. Кроме того учитель демонстрирует ложку из алюминия. Учитель задает вопрос о проявленной химической активности алюминия. Итак, возникла проблема: является ли алюминий активным металлом?

Совместно выдвигается гипотеза: Алюминий является активным (неактивным металлом). (Гипотеза может быть и другой в зависимости от контингента учащихся и хода урока).

Ответы детей:


рядом с магнием и недалеко от натрия






Ученики: активный металл.








Ученики: алюминий - неактивный металл.





Совместно выдвигается гипотеза: Алюминий является активным (неактивным металлом). (Гипотеза может быть и другой в зависимости от контингента учащихся и хода урока).


Регулятивные:

умение принимать и сохранять цель урока


Познавательные:

умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятий





Личностные:

сравнивать разные точки зрения

7.Опытно-экспериментальная работа.






























Учитель ставит с помощью учеников исследовательскую задачу урока: Рассмотреть и объяснить физические и химические свойства алюминия и на их основании объяснить причину применения алюминия в различных областях промышленности, в быту и т.д.



Каковы же физические свойства алюминия?



Учитель раздаёт коллекции изделий из алюминия (корпус от ароматических свечей, ложки, вилки, транспортиры и т.д.); коллекции «Металлы и сплавы», коллекции «Алюминий».

Можно предложить ребятам развернуться и организовать группы по 4 человека.






Учитель ставит с помощью учеников исследовательскую задачу урока: Рассмотреть и объяснить физические и химические свойства алюминия и на их основании объяснить причину применения алюминия в различных областях промышленности, в быту и т.д.



Дети высказывают свои предположения.


В группах (используя материалы коллекций и учебники) ученики обсуждают и записывают в тетрадь физические свойства алюминия в таблицу. (Колонка «Области применения» не заполняется.)

Физические свойства

Области применения

1. Высокая теплопроводность

2. Высокая электропроводность

3. Высокая пластичность, непрозрачность

4. Лёгкий (плотность 2,7г/см3)

5. toпл.= 660о C

6. Коррозийная стойкость

7. Высокий коэффициент отражения



Предметные:

применять знания в жизненных ситуациях;

Познавательные:

умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятия «физические свойства алюминия»



Регулятивные:

умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность

(слайд 5)










(слайды 6,7,8,9)































(слайд 10)


Учитель демонстрирует опыт, доказывающий теплопроводность алюминия: нагревает закреплённую в лапке штатива алюминиевую проволоку с закреплёнными на ней пластилином металлическими гвоздиками.







Учитель предлагает рассмотреть химические свойства алюминия: демонстрирует опыты: взаимодействие алюминия с соляной кислотой и гидроксидом натрия, а также реакцию алюминия с этими веществами и с водой при очищении от оксидной плёнки (можно использовать мелкую наждачную бумагу). Учитель рассказывает о взаимодействии алюминия с простыми и сложными веществами. (часть опытов демонстрирует учитель, частично используются медиа-ресурсы).























Учитель задаёт вопрос: Так, является ли алюминий активным металлом?


1 ученик зарисовывает металлическую кристаллическую решётку алюминия у доски. Ученики озвучивают описанные физические свойства и дают им объяснение в соответствии с рисунком на доске.







(Ученики пишут реакции на доске и в тетрадях. После этого сравнивают записи со слайдами презентации) Ученики записывают химические свойства алюминия в таблицу, не заполняя колонку «Области применения»


Химические свойства

Области применения

Взаимодействие с простыми веществами

  1. 2Al + 3Cl2 = 2AlCl3

  2. 4 Al + 3O2 = 2Al2O3

  3. 2Al + 3S = Al2S3

  4. 2Al + N2 = 2AlN

  5. 4Al + 3C = Al4C3

Взаимодействие со сложными веществами

  1. 2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2

  2. 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

алюминий проявляет амфотерные свойства

  1. 8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe

  2. Al + HNO3 – пассивация

  3. 2Al + 3CuCl2 = 2AlCl3 + 3Cu




Ученики путём обсуждения и дискуссии приходят к выводу: АЛЮМИНИЙ ОБЛАДАЕТ ДОСТАТОЧНО ВЫСОКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ: ОН РЕАГИРУЕТ СО МНОГИМИ ПРОСТЫМИ И СЛОЖНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ ДАЖЕ ПРИ ОБЫЧНЫХ УСЛОВИЯХ.
КАЖУЩАЯСЯ НЕАКТИВНОСТЬ ЭТОГО МЕТАЛЛА ОБЪЯСНЯЕТСЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА ЕГО ПОВЕРХНОСТИ ОКСИДНОЙ ПЛЁНКИ, КОТОРАЯ И ЗАЩИЩАЕТ МЕТАЛЛ ОТ ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.


Познавательные:

умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятия «кристаллическая решётка алюминия»




Регулятивные:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

8. Закрепление нового материала


(слайд 11- 17)

Затем демонстрируются слайды 11-17, на которых размещены картинки, демонстрирующие области применения алюминия.


Ученики должны сказать , на каких физических и химических свойствах основана та или иная область применения. Данные занести в колонку «Области применения» в таблицах по физическим и химическим свойствам алюмиия.

физические свойства

области применения

1. Высокая теплопроводность

2. Высокая электропроводность

3. Высокая пластичность, непрозрачность

4. Лёгкий (плотность 2,7г/см3)

5. toпл.= 660о C

6. Коррозийная стойкость

7. Высокий коэффициент отражения

1. Автомобилестроение

2. Самолётостроение

3. Антикоррозийное покрытие, легирование сталей

4. Конструкционный материал в строительстве

5. Изготовление сплавов (дюралюминий) (показ из коллекции)

6. Электрические провода, ЛЭП

7. Тепловое оборудование

8. Изготовление зеркал

9. Пищевая промышленность (изготовление упаковок)


Химические свойства

Области применения

Взаимодействие с простыми веществами

2Al + 3Cl2 = 2AlCl3

4 Al + 3O2 = 2Al2O3

2Al + 3S = Al2S3

2Al + N2 = 2AlN

4Al + 3C = Al4C3

Взаимодействие со сложными веществами

2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

алюминий проявляет амфотерные свойства

8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe

Al + HNO3 – пассивация

2Al + 3CuCl2 = 2AlCl3 + 3Cu


1. Изготовление кухонной посуды

2. Получение металлов – алюмотермия

3. Изготовление коррозийно-стойких сплавов

4. Получение сероводорода

5. Бенгальские огни и фейерверки

6. Аппараты пищевой промышленности

7. Транспорт и хранение химических веществ

8. Легирующая добавка в сплавах

9. Изготовление цистерн для перевозки азотной кислоты




Предметные:

применять знания в жизненных ситуациях



Познавательные:

умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятий Личностные:

ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу

Физминутка

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения.






Дальнейшее закрепление материала проводится с применением технологии РКМЧП (составление синквейна) (5-7минут)


Эту работу можно проводить индивидуально, по парам или группой по 4 человека. Ребятам предлагается озвучить свои синквейны.



Коммуникативные:

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их







9. Обобщение и систематизация знаний.







Учитель проводит обобщение знаний с применением приёма технологии РКМЧП «змейка»

Каждый ученик должен будет сказать что-то об алюминии, причём повторяться нельзя, поэтому нужно внимательно слушать предшествующие ответы своих товарищей.






Коммуникативные:

умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения, находить неточности и корректировать их

10. Итог урока


(слайд 18-21)





Рефлексия





























































(слайд 22)

Подходит к концу наше занятие.

-Понравился ли вам урок?

-Довольны ли вы своей работой на уроке?

-Всё ли было понятно?




- Покажите своё настроение с помощью условного знака.( Можно предложить нарисовать на листочке смайлик, выражающий отношение ученика к проведённому уроку):

Урок понравился, всё было понятно.


Урок понравился, но не всё понятно или не всё интересно.


 

 

Урок не понравился, ничего не понятно.

Кроме того можно предложить каждому ученику оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана  на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10.  у меня получилось …

  11.  я смог…

  12.  я попробую…

  13.  меня удивило…

  14.  урок дал мне для жизни…

  15.  мне захотелось…







Высказывания детей



Регулятивные:

умение провести рефлексию своих действий на уроке (сравнение, анализ, обобщение, классификация.)





11. Домашнее задание

П.13 №1,4. По желанию подготовить творческое задание (детектив, сказку, частушки, стихи, кроссворды, ребусы и т.д.) по теме: «Алюминий» с опорой на параграф, данные энциклопедий и Интернета.

- Спасибо всем за активность и старание!



Используемая литература:


  1. Габриелян О.С Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.-14 издание, исправленное.-М.:Дрофа, 2010.-270с.

  2.  Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003 

  3. Лидин Р.А.Химические свойства неорганических веществ: учебное пособие для ВУЗов/ Р.А.Лидин, В.А.Молочка, Л.Л.Андреева. Под редакцией Р.А.Лидина.-М.:.Химия, 1996, 480с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Алюминий"

Автор: Кивалкина Светлана Владимировна

Дата: 11.09.2015

Номер свидетельства: 230113

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Конспект урока "Алюминий" "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-aliuminii"
    ["file_id"] => string(6) "243083"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445617744"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока на тему "Алюминий" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-na-tiemu-aliuminii"
    ["file_id"] => string(6) "119543"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413460191"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Алюминий. Физические и химические свойства "
    ["seo_title"] => string(49) "aliuminii-fizichieskiie-i-khimichieskiie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "160084"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422001660"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Физические и химические  свойства алюминия "
    ["seo_title"] => string(50) "fizichieskiie-i-khimichieskiie-svoistva-aliuminiia"
    ["file_id"] => string(6) "160745"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422111379"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "конспект урока по химии "Соединения алюминия" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-khimii-soiedinieniia-aliuminiia"
    ["file_id"] => string(6) "234258"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443380408"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1660 руб.
2370 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1480 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства