Цель урока: Сформировать понятия: реакция соединения, разложения, замещения, обмена.
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать знания учащихся о явлениях, происходящих с веществами, совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, рассмотреть классификацию веществ по «числу и составу исходных и образующихся веществ».
Развивающие:
Совершенствование умения сравнивать и обобщать; развитие памяти, устойчивого внимания, самостоятельного мышления, умения быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, развитие интереса к предмету.
Продолжить формирование экспериментальных навыков работы учащихся при работе с лабораторным оборудованием и реактивами; формирование умения оформлять результаты учебного эксперимента.
Воспитательные:
Формирование научного мировоззрения учащихся; воспитание культуры общения через работу в парах ученик–ученик, учитель–ученик; воспитание таких качеств личности, как наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: Компьютер учителя, проектор.
Оборудование и реактивы для проведения демонстрационных опытов:
Малахит в порошке, магний, соляная кислота, сульфат меди(2), гидроксид натрия
Основные понятия: Физические и химические явления, условия возникновения химических реакций, признаки протекания химических реакций, уравнение химической реакции, классификация химических реакций: типы химических реакций по числу и составу исходных и образующихся веществ (соединения, разложения, замещения, обмена),
Ход урока
I. Организационный этап Проверка присутствующих на уроке
II. Мотивационный этап)
Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.
Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.
О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку: " Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. Она (химическая реакция).
III. Актуализация опорных знаний. (беседа)
1. Так о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О химических реакциях)
2. А что такое химическая реакция? (4 слайд) (Это явление, при котором из одних веществ образуются другие)
3. Каковы признаки химических реакций? (5 слайд) ( Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций)
4. Каковы условия возникновения химических реакций? (6 слайд) (Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций)
5. Как много химических реакций окружает нас в жизни? (Великое множество различных реакций окружает нас в жизни )
6. Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? (Классификация химических реакций) (7 слайд)
7. Что такое классификация? (Деление на группы)
8. Верно. Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока? (Изучение типов химических реакций и их классификация)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока химии "Химические реакции" »
Учитель высшей категории
Анисимова Тамара Алексеевна
МБОУ «Лицей №28г.Йошкар-Олы»
Республика Марий Эл
Урок «Типы химических реакций»
8 класс
Цель урока: Сформировать понятия: реакция соединения, разложения, замещения, обмена.
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать знания учащихся о явлениях, происходящих с веществами, совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, рассмотреть классификацию веществ по «числу и составу исходных и образующихся веществ».
Развивающие:
Совершенствование умения сравнивать и обобщать; развитие памяти, устойчивого внимания, самостоятельного мышления, умения быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, развитие интереса к предмету.
Продолжить формирование экспериментальных навыков работы учащихся при работе с лабораторным оборудованием и реактивами; формирование умения оформлять результаты учебного эксперимента.
Воспитательные:
Формирование научного мировоззрения учащихся; воспитание культуры общения через работу в парах ученик–ученик, учитель–ученик; воспитание таких качеств личности, как наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: Компьютер учителя, проектор.
Оборудование и реактивы для проведения демонстрационных опытов:
Малахит в порошке, магний, соляная кислота, сульфат меди(2), гидроксид натрия
Основные понятия: Физические и химические явления, условия возникновения химических реакций, признаки протекания химических реакций, уравнение химической реакции, классификация химических реакций: типы химических реакций по числу и составу исходных и образующихся веществ (соединения, разложения, замещения, обмена),
Ход урока
I. Организационный этап Проверка присутствующих на уроке
II. Мотивационный этап)
Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.
Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.
О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку: " Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. Она (химическая реакция).
III. Актуализация опорных знаний. (беседа)
1. Так о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О химических реакциях)
2. А что такое химическая реакция? (4 слайд) (Это явление, при котором из одних веществ образуются другие)
3. Каковы признаки химических реакций? (5 слайд) ( Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций)
4. Каковы условия возникновения химических реакций? (6 слайд) (Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций)
5. Как много химических реакций окружает нас в жизни? (Великое множество различных реакций окружает нас в жизни )
6. Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? (Классификация химических реакций) (7 слайд)
7. Что такое классификация? (Деление на группы)
8. Верно. Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока? (Изучение типов химических реакций и их классификация)
Вывод учителя: Химических реакций протекающих вокруг человека очень много. Они протекают постоянно. Что же необходимо сделать, чтобы не запутаться во всём многообразии химических реакций?
- Научиться классифицировать и выявлять существенные признаки классов.
Запишите тему урока в тетрадь (8 слайд)
IV. Этап выявления существенных признаков для определения типов химических реакций.
Решим проблему: как можно классифицировать химические реакции? Посмотроте на слайд. Я разместила химические реакции в 2 столбика. Посмотрите, по числу и составу веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся можно ли как-то различить реакции левого и правого столбиков.
C + MgO ----- CO2 + Mg ZnO + HNO3 ---- Zn(NO3)2 + H2O
Al + TiO2 ----- Al2O3 + Ti NaOH + CuCl2 ----- Cu(OH)2 + NaCl
Тип:______________ Тип:_________________________
ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ:
соединения
определение:
разложения
определение:
замещения
определение:
Обмена
Определение:
В реакциях соединения из нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество
Реакции разложения приводят к распаду одного исходного сложного вещества на несколько про-дуктов.
Реакции замещения – это реакции между простым и сложным веществами, протекающие с образованием двух новых веществ – простого и сложного.
Реакциями обмена называют взаимодейст-вие между двумя слож-ными веществами, при котором они обмениваются атомами или группами атомов.
А + В = С
С = А + В
А + ВС = АС + В
АВ + СД = АД + СВ
К какому из предложенных типов относится данная реакция?(проблема)
CH4 + 2O2 ----- CO2 + 2H2O
Это реакция горения. Ни к одному типу данных реакций она не относится.
Демонстрационные опыты:
Химия- наука экспериментальная. Подтверждением теории являются опыты. Сейчас вы увидите несколько опытов, потом вам самим необходимо будет провести химическую реакцию и определить её тип. Смотрите внимательно, сколько веществ я беру для реакции , простые они или сложные и сколько образуется новых веществ.
Опыт №1: разложение малахита
(CuOH)2CO3 ------ 2CuO + H2O CO2
Запишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты и укажите тип её.
Опыт №2: растворение магния в кислоте
Mg + HCl ----- MgCl2 + H2
Запишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты и укажите тип её
Опыт №3:взаимодействие сульфата меди (2) с гидроксидом натрия.
CuSO4 + NaOH ------- Na2SO4 + Cu(OH)2
Запишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты и укажите тип её.
Лабораторные опыты Техника безопасности работы: тушение спиртовки колпачком, правильное удерживание пробирки, реактивы, попавшие на руку смывать водой.
Опыт №1: нагревание медной проволоки:
Проведите опыт .Запишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты и укажите тип её.
Cu + O2 ------ CuO
Опыт №2 покрытие железного гвоздя медью:
Проведите опыт. Запишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты и укажите тип её.
CuSO4 + Fe ------- FeSO4 + Cu
Опыт №3 .взаимодействие соли железа с гидроксидом натрия:
Проведите опыт .Запишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты и укажите тип её.
FeCl3 + NaOH ------ NaCl + Fe(OH)3
Подведение итогов:
Химию создавали люди необычной судьбы – вначале алхимики, затем врачи, аптекари и, наконец, собственно химики. Они верили в свое предназначение и не щадили здоровья, а материалы.
Об одной такой реакции более подробно:
В 1843 году Рудольф Беттгер получил дихромат аммония – оранжево – красное кристаллическое вещество. Он решил испытать это вещество на способность взрываться от удара и воспламеняться от горящей лучины. Удар молотком на чугунной плите всего лишь превратил кристаллы дихромата аммония в порошок. Затем, насыпав на тарелку горку кристаллов, Беттгер поднес к ней горящую лучинку. Кристаллы не вспыхнули, но вокруг конца горящей лучинки что – то закипело, начали стремительно вылетать раскаленные частицы.
Позднее было установлено, что дихромат аммония самопроизвольно разлагается не только от зажженной лучинки или спички, но и от нагретой стеклянной палочки. порой и жизни в стремлении открыть двери в неизведанное, получить новые вещества .
Мы же с вами, по ступенькам изучая химию, должны понимать, что с веществами могут происходить различные превращения (сегодня мы изучили 4 различных типа превращений). Мы можем научиться управлять этими превращениями.
5.Закрепление
Предложено 5 схем химических реакций. Определите тип этих реакций. При правильном определении типов реакций вы выберёте соответствующие буквы , из которых образуется один очень важный для нас термин:
Уравнения реакций Типы химических реакций
соединения разложения замещения обмена
Mg + 2HCl → MgCl2 + H2 Б В Х З
2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O Г И К Д
2Ca + O2 → 2CaO М Ж С А
HCl +NaOH=NaCl + H2O Н У Т И
2HgO → 2Hg + O2 А Я Р П
(1 человек работает у доски, остальные на своих местах. Ответ: химия)
Учитель:
- Ребята поднимите руки : у кого получилось слово «химия» - замечательная наука, которая помогает нам разобраться во всем разнообразии химических реакций.
(Продолжаем путешествие по миру химических реакций.)
соберём букет из химических реакций.
Сконструируем химические реакции.проблема стоит все та же: определить тип химических реакций.
Уравнения из химических «цветов»
-1) Однажды Петя принес из школы модель молекулы углекислого газа. Как только Петя отвернулся, кот Филимон столкнул модель со стола, и она развалилась. На что развалилась модель молекулы углекислого газа?
СО2 = С + О2↑
-2)Один дурной мальчик взял без спросу кусок негашеной извести (СаО) и спрятал его за пазуху. Спасаясь от преследователей, он попал в воду. Известь нагрелась и причинила ему сильные ожоги. Мораль: не следует брать ничего без спросу!
СаО + Н2О = Са(ОН)2
-3)Способ получения водорода, открытый в давние времена, используется в лабораториях до сих пор. Для этого в аппарат Киппа загружают палочки, отлитые из цинка, и заливают 20 % серную кислоту:
Zn + H2SO4 =ZnSO4 + H2↑
4)Чистую азотную кислоту впервые получил немецкий химик Иоганн Рудольф Глаубер действуя на селитру купоросным маслом (концентрированной серной кислотой).
KNO3 + H2SO4 (конц.) = KHSO4 + HNO3↑
Итак, мы собрали букет из 4-х типов химических реакций. Букет этот не должен завянуть. Поддерживать его мы будем каждый урок химии и дома , выполняя домашнее задание.
Домашнее задание : № 2-13, 2-14, 2-15. Пар. Практическое задание: найдите дома гвозди железные, обратите внимание на ржавчину и подумайте ,какой же тип химической реакции произошел с простым веществом железом под действием кислорода воздуха и водяных паров.