kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспекта урока химии в 11 классе по теме "Скорость химических реакций"+презентаци

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект урока химии в 11 классе, цель которого актуализировать понятие о скорости химических реакций и единицах её измерения, рассмотреть влияние на скорость реакции следующих факторов: природа реагирующих веществ, их концентрация, площадь соприкосновения, температура, катализатор. К конспекту прилагается компьютерная презентация, технологическая карта лабораторных опытов, схемы и видеофрагмент.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 11 классе Скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе по теме: «Скорость химических реакций»

Цель: Сформировать и расширить знания о скорости химических

реакций.

Задачи:

  • Образовательная: актуализировать понятие о скорости химических реакций и единицах её измерения, рассмотреть влияние на скорость реакции следующих факторов: природа реагирующих веществ, их концентрация, площадь соприкосновения, температура, катализатор.

  • Развивающая: развитие умений и навыков работы в группе; взаимоконтроля, умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • Воспитательная: воспитывать культуру химического эксперимента, устной и письменной речи; продолжить формирование общекультурных навыков.



Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, химическая посуда и оборудование для постановки эксперимента, компьютерная презентация по теме урока.

Ход урока

Орг.момент.

  1. Актуализация знаний. Проблемная беседа.

1.Вспомните, пожалуйста, определение скорости из курса физики и математики.

2.Скажите, пожалуйста, каким символом обозначается «скорость» в физике и математике?

3.Вспомните, пожалуйста, какую единицу измерения имеет «скорость» в физике и математике?

II. Изучение нового материала

1.Введение понятия скорость химической реакции, единица измерения скорости, молярная концентрация.

Учитель актуализирует субъективный опыт учащихся о понятии «скорости» из курса физики и математики.  Во время актуализации учитель вводит понятие  «скорости химической реакции» и сравнивает с известным учащимся содержанием  понятия «скорости», а результаты сравнения фиксируются учителем на доске и учениками в рабочих тетрадях:


Физика и математика

Химия (скорость химических реакций)

Определение скорости



Обозначение скорости



Единица измерения скорости



  В ходе беседы отмечается практическая значимость  изучаемого материала. Для того, чтобы из исходных веществ образовались продукты реакции, требуется время. Одни вещества реагируют быстро, другие – медленно. Скорость химической реакции может изменяться в очень широких пределах.

Учитель предлагает учащимся привести примеры быстрых и медленных реакций. Так, например, очень быстро проходят реакции в водных растворах, практически мгновенно; для образования угля и нефти в земной коре потребовались миллионы лет; ржавление железа протекает медленно; магниевая стружка сгорает очень быстро.

Итог: Таким образом, различают быстрые и медленные реакции, а также реакции, которые протекают с заметной скоростью. Чтобы определить, с какой скоростью протекает химическая реакция, необходимо знать: а) какое кол-во вещества образуется или расходуется; б) за какое время происходит этот процесс;

в) в каком объёме протекает реакция


2. Практическое и научное значение знаний о скоростях химических реакций (сообщение уч-ся 2-3 мин)


3. Химическая кинетика

Химическая кинетиканаука о закономерностях протекания химических реакций во времени.

Задача химической кинетики – предсказание скорости химической реакции, а также выяснение ее зависимости от условий проведения процесса.

Выводы химической кинетики помогают создать условия, способствующие ускорению или замедлению тех или иных химических процессов.

Если химические реакции происходят в однородной среде, то взаимодействие реагирующих веществ происходит во всем объеме. Такие реакции называют гомогенными.

Если реакция идет между веществами, находящимися в разных агрегатных состояниях, то она проходит только на поверхности соприкосновения веществ. Такие реакции называют гетерогенными. Учащиеся приводят примеры гомогенных и гетерогенных реакций.

4.Проблема: От чего зависит скорость химической реакции?

Учитель объясняет, обучающиеся выполняя лабораторную работу, выяснят опытным путем факторы, влияющие на скорость химических реакций. После коллективного обсуждения лабораторных опытов, будут сделаны выводы о зависимости скорости реакции.

Лабораторная работа школьников по предложенным заданиям (инструктивная карта) (Приложение1)

Коллективное обсуждение результатов лабораторной работы

Запись в тетради вывода:

Факторы, влияющие на скорость химической реакции:

- Природа  реагирующих веществ;

-Температура (познакомить с правилом Вант – Гоффа);

-Концентрация реагирующих веществ;

- Площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ;

-Участие катализатора

(повторить понятие катализатора и ввести понятие катализа)

 Активация мыслительной деятельности. Прослушивание арабской притчи «Восемнадцать верблюдов»:

Жил когда-то на Востоке человек, который разводил верблюдов. Всю жизнь он работал, а когда состарился, то позвал к себе сыновей и сказал:
«Дети мои! Я стал стар и немощен и скоро умру. После моей смерти разделите оставшихся верблюдов так, как я вам скажу. Ты, старший сын, работал больше всех — возьми себе половину верблюдов. Ты, средний сын, только начал мне помогать — возьми себе третью часть. А ты, младший, возьми девятую часть».
Прошло время, и старик умер. Тогда сыновья решили разделить наследство так, как завещал им отец. Они выгнали стадо на большое поле, пересчитали, и оказалось, что в стаде всего семнадцать верблюдов. И нельзя было разделить их ни на 2, ни на 3, ни на 9! Что было делать — никто не знал. Стали сыновья спорить, и каждый предлагал своё решение. И они уже устали спорить, но так и не пришли к общему решению.
В это время ехал мимо путник на своём верблюде. Услышав крик и спор, он спросил: «Что случилось?»
И сыновья рассказали о своей беде. Путник слез с верблюда, пустил его в стадо и сказал: «А теперь разделите верблюдов, как велел отец».
И так как верблюдов стало 18, то старший сын взял себе половину, то есть 9, средний — треть, то есть 6 верблюдов, а младший девятую часть, то есть двух верблюдов. И когда они разделили, таким образом, стадо, в поле остался ещё один верблюд, потому что 9+6+2 равно 17.
А путник сел на своего верблюда и поехал дальше.

Какова роль восемнадцатого верблюда? И какая связь этой притчи с темой нашего урока?

5.Обсуждение катализа и механизма действия катализаторов идет по ходу демонстрации видеоурока «Катализаторы» (Приложение)

Закрепление: работа со схемой КАТАЛИЗАТОРЫ И ИНГИБИТОРЫ (Приложение 2)

6. Действие биологических катализаторов

Для объяснения действия биологических  катализаторов проводятся следующие лабораторные опыты:

    1. В две пробирки помещаем перекись водорода, в первую помещаем кусочек вареного картофеля, в другую – картофельный сок.
      2. В две пробирки помещаем перекись водорода, в первую помещаем кусочек вареной моркови, в другую – морковный сок.

Вывод: Бурное выделение кислорода во вторых пробирках показывает действие фермента каталазы, содержащегося в растительных и животных клетках. При варке каталаза разрушается, поэтому в первых пробирках выделения кислорода не происходит.

III. Закрепление нового материала.

С целью закрепления нового материала и подведения итогов урока учитель раздает учащимся карточки с разноуровневыми задачами.

1.Задача. Вычислите среднюю скорость реакции, схема которой А + BC, если начальная концентрация вещества А равна 0,220 моль/л , а через 10 сек0,215 моль/л.

2.Задача. Как изменится скорость химической реакции при охлаждении системы от 100° С до 50° С, если температурный коэффициент скорости химической реакции равен 2?

IV. Подведение итогов урока. Учитель подводит итог урока и благодарит учащихся за активное участие.

5. Домашнее задание:п.15 Упр.4,7,11 стр.136.

Используемая литература.

1.Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2012г.

2.Габриелян О.С., Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская, Настольная книга учителя. Химия 11 класс часть 1. Москва: – Дрофа, 2006г.

Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/635252/

  • school-collection.edu.ru;

  • infourok.ru

Просмотр содержимого документа
«схема катализаторы и ингибиторы»

КВыгнутая влево стрелка 15Выгнутая влево стрелка 16атализаторы и ингибиторы. Виды катализа (Приложение2)

Вещества, влияющие на скорость химической реакции

ИНГИБИТОРЫ

КАТАЛИЗАТОРЫ

ГОМОГЕННЫЙ



ГЕТЕРОГЕННЫЙ



(от греч. сatalysis – разрушение) – изменение скорости химической реакции при воздействии веществ (катализаторов или ингибиторов), которые участвуют в реакции, но не входят в состав продуктов

Катализ при котором реагенты и катализатор находятся в ОДНОМ агрегатном состоянии

Катализ при котором реагенты и катализатор находятся в РАЗНЫХ агрегатных состояниях

Вещества, влияющие замедляющие скорость химической реакции

Вещества, ускоряющие скорость химической реакции

состав и количество этих веществ в конце реакции остаётся НЕИЗМЕННЫМ



КАТАЛИЗ

Пример: взаимодействие пероксида водорода с сульфатом тетраамминмеди (II).

Пример: каталитическое окисление аммиака кислородом воздуха в присутствии оксида хрома (III).



Стрелка вниз 18 Стрелка вниз 19 Стрелка вниз 20 Стрелка вниз 21 Стрелка вниз 22 Стрелка вниз 23 Стрелка вниз 24 Стрелка вниз 25 Стрелка вниз 26 Стрелка вниз 27 Стрелка вниз 28 Стрелка вниз 29

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта к лабораторным опытам»

Технологическая карта к лабораторным опытам.

Цель: выяснить факторы, влияющие на скорость химической реакции.

№ опыта соответствует

Материалы

и

оборудование

Описание

лабораторного

опыта

Признак химической реакции

Время

реакции,

с

Уравнение

химической

реакции

Примечание

Вывод по лабораторному

опыту

1

секундомер,2-е пробирки, гранулы Zn, р-р-р 30%HCl , р-р 30% CH3COOH

В 2-е пробирки поместите по 2-3 гранулы Zn , а затем в 1-ю добавьте HCl, а во 2-ю CH3COOH.

В какой из пробирок быстрее произошли изменения и почему ?


Выделение газа в 2-х пробирках.


Zn+2HCl=ZnCl2+H2

Zn+2 CH3COOH =

Zn (CH3COO)2+H2

Сравните

силу кислот

CH3COOH уступает по силе HCl, т.е скорость х.р. зависит от природы реагирующих веществ

2

секундомер, 2-е пробирки, 0,5М р-р Na2S2O4, H2O дист., 0,5 М р-р Н2SO4

В 1-ю пробирку внесите 1-2 капли Na2S2O4 и 4-е капли воды, а во 2-ю 6 капель Na2S2O4 ; затем в одновременно добавьте по 1 капле Н2SO4.

В какой из пробирок быстрее произошли изменения и почему ?

В осадок выпадает сера , сначала появляется слабая опалесценция, а затем наблюдается постепенное помутнение.


Na2S2O4 + Н2SO4 = Na2SO4 + Н2S2O3


Na2S2O3 = H2O+SO2↑+S↓

Сравните концентрации раствора Na2S2O4

Скорость х.р. зависит от концентрации реагирующих веществ

3

секундомер, 2-е пробирки, 0,5М р-р Na2S2O4, H2O дист., 0,5 М р-р Н2SO4, стакан с хол. и гор.водой

В 2-е пробирки внесите по 1-2 капли Na2S2O4 и 4-е капли воды; затем 1-ю пробирку опустите на несколько минут в стакан с хол.водой , а другую в стакан с гор.водой; потом добавьте в каждую пробирку по 1 капле Н2SO4.

В какой из пробирок быстрее произошли изменения и почему ?

В осадок выпадает сера , сначала появляется слабая опалесценция, а затем наблюдается постепенное помутнение.


Na2S2O4 + Н2SO4 = Na2SO4 + Н2S2O3


Na2S2O3 = H2O+SO2↑+S↓

Сравните температуры растворов

Скорость химической реакции увеличивается при нагревании

4

секундомер, 1-а пробирка, шпатель, Н2О2, MnO2, тлеющая лучинка

В пробирку налейте 2мл Н2О2 и внесите тлеющую лучинку, не прикасаясь к жидкости. Что наблюдаете? Теперь в эту же пробирку поместите на кончике шпателя MnO2 и внесите тле-ющую лучинку. В каком случае быстрее произошли изменения и почему ?

Выделяется кислород при разложении перекиси водорода


2О2=2Н2О+О2

Оксид марганца в реакции не участвует

Скорость реакции зависит от добавляемых веществ


5

секундомер, 2-е пробирки,2г Fe-проволока и 2г Fe-опилки , 5% р-р CuCl2

В 1-ю пробирку поместите Fe-проволоку , а во 2-ю Fe-опилки и в каждую добавляем по 1 мл CuCl2

В какой из пробирок быстрее произошли изменения и почему ?

Появляется оранжевый медный налет на Fe и происходит обесцвечивание раствора


Fe + CuCl2 = Cu↓+FeCl2

Сравните площади соприкосновения веществ

Скорость гетерогенной реакции зависит от площади соприкосновения




1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспекта урока химии в 11 классе по теме "Скорость химических реакций"+презентаци

Автор: Шереметьева Елена Михайловна

Дата: 30.04.2015

Номер свидетельства: 207281

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства