Урок – игра на тему: «ХИМИЧЕСКАЯ АЗБУКА ПИЩИ»
Цель урока: систематизировать знания учащихся об основных компонентах пищи на межпредметной основе (химия и биология, технология приготовления пищи).
Задачи:
Воспитательная: обобщение знаний о химических свойствах веществ, применение знаний на практике, закрепление навыков экспериментирования;
Воспитательная: подтверждение тезиса «Знание – сила» о ведущей роли в познание практики;
Развивающая: развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации, развитие познавательной активности и творческой деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели и задачи.
1) Разминка (за правильный ответ –1 б.)
1. Сколько воды в теле человека? (отв.: 80-90 %);
2. Слово «Газ» означает … (отв.: Легкий);
3. Если в глаза попала щелочь, то нужно промыть... (Раствором борной кислоты)
4. Дождевая вода безвкусная, потому что она образуется... (Из пара, в котором нет солей);
5. Что такое лактоза? (Молочная кислота);
6. Какие продукты содержат жиры? (Пищевые продукты);
7. Какое молоко не пьют? (Известковое);
8. Как называется белок молока? (Казеин);
9. Какое животное долго может обходиться без воды? (Верблюд);
10. В каких частях организма человека содержится глюкоза? (Мышцы, кровь, печень).
Учитель: Начнем урок с вопроса.
- Зачем нужна пища?
-Организм человека- это уникальный «химический комбинат», в котором протекает множество разнообразных химических реакций. Согласно закону сохранения энергии человеку необходимо поддерживать некоторый запас энергии. Расход энергии, как известно, восполняется посредством питания.
- Главные компоненты пищи?
Углеводы, белки, жиры.
Белки -природные полимерыбразованные поликонденсацией альфа аминокислот;
Углеводы - широко распространенные в природе вещества;
Жиры - сложные эфиры, образованные глицерином и карбоновыми кислотами;
В результате пищеварения эти вещества превращаются в более простые и разносятся кровью во все клетки организма, где окисляются кислородом, доставляемым кровью из легких. Молекулы пищевых веществ служат материалом для построения всех клеток нашего организма. В то же время молекулы пищи «сгорают» внутри нас и снабжают организм энергией, необходимой для поддержания его постоянной температуры, физической и мыслительной деятельности. Энергию дает любая пища, но углеводы усваиваются быстрее других продуктов. Чтобы успешно строить клетки нашего организма, нужны более специфические вещества. Основной строительный материал в этом случае - белки и жиры. Также необходимы витамины и минеральные соли.
Каждый, кто следит за своим весом, должен считать калории. Например; порция жаренной в масле картошки содержит 220 ккал.
Откуда берется энергия пищи?
При попадании в организм молекулы веществ окисляются с выделением энергии.
2) Изучите и расскажите о составе, структуре и свойствах белка.
Демонстрационный эксперимент «Состав молока»
Цель: доказать наличие белка в молоке.
Для отделения белка прилейте в стаканчик с молоком несколько капель уксусной кислоты. Перемешайте содержимое стеклянной палочкой. При этом белок казеин сворачивается и образуется творожистый осадок.
Вопрос - ответ (белки)
Карточка № 1
- Почему при тепловой обработке мяса и рыбы происходит уменьшение массы готового продукта?
Отв: под действием температуры происходит изменение вторичной, третичной, и четвертичной структуры белковой молекулы - денатурация.При денатурации белки теряют влагу, разрушаются водородные связи.
Что приводит к уменьшению массы готового продукта.
- У людей привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок сильно растягивается. В результате нарушается пищеварение. Почему?
Отв: При растянутом и переполненном желудке создается
излишнее давление через диафрагму на сердце, затрудняются
движение грудной клетки, ухудшается работа легких.При слабых мышцах желудка пища хуже перемешивается с соками, медленнее передвигается в желудке.
- В чем причина образования пены на поверхности мясных бульонов. Жареных мясных и рыбных изделий?
Отв: - Это объясняется свертыванием растворимых в воде белков (альбумин, глобулин).
Карточка № 2
1. Почему при длительной варке мясной бульон становится мутным и салистым?
Отв: - При лительном кипячении мясных бульонов происходит гидролиз жиров и образование жирных кислот, которые и придают бульону мутность, салистый вкус и неприятный запах.
2. При заболевании у больного повышается температура как защитная реакция организма. Однако при очень высокой
Как это объяснить?
Отв: - Повышение температуры - первичная защитная реакция организма. Но при очень высокой температуре может произойти свертывание белков, поэтому врачи снижают ее при помощи лекарственных препаратов.
3. Зачем маринуют мясо для шашлыка?
Отв: Под воздействием уксусной и лимонной кислоты происходит частичный гидролиз белков. Белки распадаются на поли и дипептиды. Таким образом, маринование облегчает переваривание белка.
конкурс. « Биохим»
Вопросы 1 команде:
- В названии какого кисломолочного продукта нужно убрать буквы, чтобы получилось название углеводорода, в котором массовая доля углерода равна 75 % ( отв. Сменана - метан)
- Какое вещество и почему Леонардо да Винчи назвал соком жизни? ( Вода, водной среде происходят все химические реакции в организме)
- Назовите не менее 7 химических элементов жизни?
(С, 0,H,N,P,Ca, Fe.)
Вопросы 2 команде:
3. В кондитерской промышленности широко используют патоку? Что это за вещество? Из какого углевода получают? (это смесь декстринов и глюкозы, получают из крахмала.)
4. Какая кислота входит в состав желудочного сока и способствует пищеварению (солянная кислота)
5. Придумать не менее 3-х синонимов на название повареной соли ( каменная, пищевая).
3) Изучите и расскажите о составе, структуре и свойствах углеводов.
IV. Вопрос -ответ (углеводы)
Карточка № 1 (устно)
Какие продукты содержат углеводы? ( мед, сахар).
Почему в хлебе много дырочек?
Отв: Дырочки придают хлебу много пышность, а появляются в результате спиртового брожения. Глюкоза под воздействием ферментов превращается в этиловый спирт, и образуется в углекислый газ. Самый древний способ сбраживания теста - добавление небольшого количества дрожжей. Когда тесто попадает в печь, под давлением этиловый спирт испаряется и его пары тоже расширяются. В результате хлеб становится пышным пористым.
- Как отличить котлетный фарш от бифштексного химическим путем?
Отв: - Котлетный фарш содержит кразмал, поэтому под действием йода его роба должна окрасится в синий цвет.
- Какие вещества образуются при гидролизе сахарозы?
Написать уравнение реакции
Карточка № 2
1. Почему при варке крупы, макаронных изделий, киселей происходит увеличение массы прдукции?
- Отв: - Все эти продукты содержат крахмал. Крахмальные зерна при обычной температуре не растворяются в воде, при повышении температуры они набухают, образуя крахмальный клейстер. При клейстиризации крамал способен поглощать 200 - 400 % воды, что приводит к привару
- . Какой крахмал предпочтительнее для фруктового и молочного киселей?
Отв: - Для молочного киселя используют кукурузный крахмал, а картофельный придает ему синий оттенок. А для приготовления фруктово - ягодных киселей нельзя применять кукурузный крахмал, тле появляется беловатый оттенок и неприятный привкус зерна.
- Почему при долгом пережевывании черного хлеба появляется сладковатый вкус?
Отв: -В слюне человека содержится фермент амилаза, вызывающий гидролиз крахмала и образование глюкозы. Обычно человек не чувствует этого сладкого привкуса, поскольку в ротовой полости пища находится 15-18 с.
Написать уравнение брожения глюкозы.
4) Изучите и расскажите о составе, структуре и свойствах жиров.
Вопрос - ответ (жиры)
1. какие прдукты содержат жиры?
Отв: масла, маргарин, рыбы.
2. Почему жиры широко используются для приготовления пищи?
-Жиры и масла можно нагревать до более высокой температуры, чем воду. Они начинают пригорать лишь при температуре 200 -300° С.Когда какой - либо продукт жарят на масле, его поверхность от высокой температуры спекается, и все соки остаются внутри. Кроме того жир придает пище своеобразный вкус и обогащает ее калориями. При жаренье и пассировке, жиры придают.
Итог урока.