kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта и конспект урока "Строение атома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет Физика

Класс 8

Авторы УМК А. В. Перышкин

Изучаемый раздел «Электрические явления»

Количество учебного времени, отведенного для изучения раздела 25

Номер учебного занятия в курсе 27

Номер урока в изучаемом разделе 3

Тема урока «Строение атома»

Цель урока Систематизировать знания о строении атома;  способствовать усвоению последующих тем раздела (проводники, диэлектрики, объяснение явления электризации)

Что должен знать обучающийся Обучающийся должен знать: - состав атома и атомного ядра;

Что должен уметь обучающийся Обучающийся должен уметь: - определять количественный состав атома используя Периодическую таблицу химических элементов

Что должен понимать обучающийся Обучающийся должен понимать: - значение знаний о строении атома

Вид учебного занятия Комбинированный урок

Методы и приемы Кластер, Дерево познания, эссе

Оборудование интерактивная доска,

Раздаточный материал - Периодическая таблица химических элементов; заготовка кластера, таблицы «Состав атомных ядер» и самооценки; опорная схема «Строение атома»

Стадия (этап) урока 

Вызов Проверяет готовность к работе, используя метапредметные связи физики и химии, через вопрос подводит обучающихся к целеполаганию

Выходят на целеполагание

регулятивные УУД развитие навыка постановки цели и задач урока в совместной деятельности с учителем

познавательные УУД выполняют задания для актуализации собственных знаний в соответствии с планируемыми результатами обучения;

коммуникативные УУД слушают и понимают физический смысл речи других учащихся класса и учителя

Осмысление четко формулирует цель урока, ставит проблемный вопрос, просмотр видео «Планетарная модель атома», предлагает задания группам по составлению модели атома, наблюдает за групповым выполнением работ учащимися

регулятивные УУД развитие навыка контроля учебного времени, отведенного для выполнения задания;

выделяют и осознают то, что уже усвоено и что предстоит усвоению

познавательные УУД составляют целое из частей. выделяют и формулируют познавательную цель

коммуникативные УУД формирование навыков учебного сотрудничества при работе в группах по выполнению задания;

Рефлексия  Кластер,  задание на применение полученных знаний используя Дерево познания

регулятивные УУД осознают качество и уровень усвоения

познавательные УУД обобщают имеющиеся знания по теме

коммуникативные УУД развитие навыков коммуникативной рефлексии через самоанализ

Просмотр содержимого документа
«УРОК»

Много проблем ставит перед нами жизнь. Одни решаются легко, над другими человечество бьется тысячи лет. Как устроен мир? Это вопрос, на который труднее всего ответить.

Например, яблоко. Вы скажите, какая же это тайна?

А что можно сделать с яблоком?

Ответы

Съесть и все дела. А по легенде, именно яблоко помогло Ньютону открыть закон всемирного тяготения.

Коллеги, я предлагаю вам сегодня ответить на вопрос: из чего все состоит?

Многое вы уже знаете.

Итак, вещество. Вещество состоит из молекул. Именно они определяют его структуру, поэтому вещество может находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии.

На предыдущем уроке вы изучали явление электризации и установили, что существует два рода электрического заряда.

Как взаимодействуют одноименные заряды? Разноименные?

Задание 1. Определите заряд шариков?

Задание 2. Как называется пространство вокруг любого заряда? На какой шарик электрическое поле действует сильнее?

Молодцы.

Можно ли с помощью представлений о молекулярном строении вещества объяснить явление электризации, ведь молекула не имеет заряда?

(при любом ответе переход на следующую страницу)

Заглянем внутрь атома.

Тема нашего урока «Строение атома»

Задолго до открытия строения атома, в 1869 году, Д. И. Менделеев сформулировал периодический закон химических элементов и сказал: «… атомы сложные существа, образованные сложение еще более мелких частиц»

Формулирование цели урока

Ч

нет ответа

ответ

то вы знаете об атоме



Электроны

Протоны

Нейтроны

Понятие атом появилось 2500 лет назад, но только в 19 веке началось складываться представление о нем



Что хотите узнать? (Целеполагание)

Цель: изучить строение атома.

В 1911 году английский физик Эрнест Резерфорд предложил модель строения атома

Видео Подобно планетам Солнечной системы, которые вращаются вокруг Солнца, электроны вращаются вокруг ядра. Такую модель строения атома назвали планетарной. Стоп

Работа по модели. Электроны имеют отрицательный заряд. Атом – нейтрален, т. е. не имеет заряда, значит, внутри ядра находятся положительные протоны. Каким должно быть число электронов и протонов в атоме, чтобы атом был нейтральным?

Читаем определение на стр. 69

Хорошо знакомая нам таблица химических элементов.

Порядковый номер элемента указывает число протонов в ядре, а значит и число электронов в атоме.

Например, бериллий. № элемента – 4

Протонов – 4 Электронов – 4

К

нет ответа

ответ

п= 9-4 = 5

Из атомной массы вычесть число протонов

ак найти число нейтронов в ядре?





Задание. Определим для кальция и фосфора.

Самостоятельная работа 3 мин. H He C O Na

Проверка выполнения на интерактивной модели

Физкульпауза. Да(хлопок) – Нет

  1. В центре атома находится положительное ядро

  2. Электроны вращаются вокруг ядра

  3. Электроны имеют положительный заряд

  4. Нейтроны не имеют заряда

  5. Отрицательно заряжены протоны

Молодцы.

Перед вами два химических элемента: литий и кальций.

Вопрос. Сколько электронов у атома лития? кальций?

Посредством электрического поля ядро удерживает электроны.

Вопрос На одинаковых ли расстояниях от ядра находятся электроны у этих атомов?

О

правильныйответ

динаковым ли будет действие электрического поляна электроны?

неправильныйответ



Ученики строят атом


Чем дальше электрон от ядра. тем слабее действие электрического поля и электрон может покинуть атом





Рассмотрим на примере кислорода.

Видео. Кислород занимает 8 место в таблице Менделеева, значит имеет 8 электронов и 8 протонов. Потеряв электрон, останется ли атом нейтральным?

Стоп Каких частиц больше? Каким будет заряд атома?

Видео атом не может просто потеряться. Если один атом потерял электрон, другой атом его присоединил.

Стоп Каких частиц больше? Каким стал заряд атома?

Атом, потерявший или присоединивший электрон – называется ион.

Читаем определение на стр 69

Задание. На рис. 1 изображен атом гелия. Что изображено на рис. 2?

Молодцы.

Перед вами схема. В центре – атом. Заполним пустые овалы.

Заполнение с учениками, проговаривая ответы

Учитель заполняет на доске.

?

Молодцы.

Мы хорошо поработали и пришло время вернуться к нашему яблоку.

Знаний стало больше, поэтому перед нами не просто яблоко, а яблоня.

Я задаю вопрос. Правильный ответ – красное яблоко, неправильный – зеленое

  1. Алюминий занимает 13 место в таблице Менделеева. Назовите какие частицы составляют нейтральный атом и их число

  2. На доске

  3. В состав атома лития входят 3 протона. Сколько всего частиц в атоме лития в нейтральном состоянии

  4. На доске

  5. На доске

Молодцы

Наш урок я хочу закончить словами русского поэта Брюсова

Быть может эти электроны

Миры, где пять материков

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков.

Еще быть может каждый атом

Вселенная, где 100 планет

Там все что здесь, в объеме сжатом,

Но так же то, чего здесь нет


Просмотр содержимого документа
«Тех карта Строение атома»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Физика

Класс

8

Авторы УМК

А. В. Перышкин

Изучаемый раздел

«Электрические явления»

Количество учебного времени, отведенного для изучения раздела

25

Номер учебного занятия в курсе

27

Номер урока в изучаемом разделе

3

Тема урока

«Строение атома»

Цель урока

Систематизировать знания о строении атома; способствовать усвоению последующих тем раздела (проводники, диэлектрики, объяснение явления электризации)

Что должен знать обучающийся

Обучающийся должен знать:

- состав атома и атомного ядра;

Что должен уметь обучающийся


Обучающийся должен уметь:

- определять количественный состав атома используя Периодическую таблицу химических элементов

Что должен понимать обучающийся


Обучающийся должен понимать:

- значение знаний о строении атома

Вид учебного занятия

Комбинированный урок

Методы и приемы

Кластер, Дерево познания, эссе

Оборудование

интерактивная доска,

Раздаточный материал

- Периодическая таблица химических элементов; заготовка кластера, таблицы «Состав атомных ядер» и самооценки; опорная схема «Строение атома»


Стадия (этап) урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование и развитие УУД

Вызов

Проверяет готовность к работе, используя метапредметные связи физики и химии, через вопрос подводит обучающихся к целеполаганию

Отвечают на вопросы


Выходят на целеполагание


регулятивных

развитие навыка постановки цели и задач урока в совместной деятельности с учителем

познавательные

выполняют задания для актуализации собственных знаний в соответствии с планируемыми результатами обучения;

коммуникативные

слушают и понимают физический смысл речи других учащихся класса и учителя

Осмысление

четко формулирует цель урока, ставит проблемный вопрос

просмотр видео «Планетарная модель атома»

предлагает задания группам по составлению модели атома, наблюдает за групповым выполнением работ учащимися


предлагает выполнить задания, используя Периодическую таблицу химических элементов

предлагает обратиться к тексту учебника

предлагает выполнить самостоятельную работу

определяет время выполнения работы


через вопросы выходит на определение положительного и отрицательного иона

видефрагмент

предлагает обратиться к тексту учебника

выдвигают гипотезы





работают в группах над выполнение своего задания

демонстрируют свои результаты


фронтальная работа




читают текст,


выполнение работы

самооценивание результата выполнения


отвечают на вопросы




читают текст

регулятивных

развитие навыка контроля учебного времени, отведенного для выполнения задания;

выделяют и осознают то, что уже усвоено и что предстоит усвоению

познавательные

составляют целое из частей. выделяют и формулируют познавательную цель

коммуникативные

формирование навыков учебного сотрудничества при работе в группах по выполнению задания;

Рефлексия

предлагает заполнить Кластер

предлагает задание на применение полученных знаний используя Дерево познания

задает домашнее задание и комментирует его

стимулирует обучающихся к самооценке

Заполняют кластер


выполняют задание




записывают домашнее задание

оценивают уровень своих достижений

регулятивных

осознают качество и уровень усвоения

познавательные

обобщают имеющиеся знания по теме

коммуникативные

развитие навыков коммуникативной рефлексии через самоанализ




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта и конспект урока "Строение атома"

Автор: Лубенина Екатерина Васильевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101808

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока" Свойства растворов кислот с точки ТЭД" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-svoistva-rastvorov-kislot-s-tochki-ted"
    ["file_id"] => string(6) "194098"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427726988"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства