kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физика Атом

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Отыщи всему начало и ты многое поймёшь”. (Козьма Прутков.)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: интегрированный урок (физика, химия) 8 класс.

Цель урока: изучить строение атома.

Задачи:

Образовательные:

  • Изучить планетарную модель атома.
  • Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда.

Развивающие:

  • Отработать навыки определения состава атома, состава ядра атома по периодической системе химических элементов.
  • Продолжить развитие навыков работы с опорным конспектом, таблицами и схемами.
  • Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • Развивать познавательный интерес к предметам.
  • Показать значение опытных фактов.

Оборудование: плакаты, выполненные учащимися; портреты ученых; таблица периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; видеофильм “Опыт Резерфорда” (фрагмент); бланк опорного конспекта (у каждого учащегося, см. Приложение1).

План урока:

  1. Повторение материала.
  2. Вступительное слово учителя, постановка целей урока.
  3. Изложение нового материала.
  4. Отработка изученного материала.
  5. Подведение итогов. Домашнее задание.

1. Фронтальный опрос.

  • Можно ли разделить элементарный электрический заряд на 4?, 3?, 2?
  • Что можно сказать о величине заряда любого заряженного тела?
  • Можно ли передать телу заряд величиной 1,6 • 10 – 20 Кл?; 48 •10 – 20 Кл?

2. Учитель химии. Всем известно, что на одну и туже проблему или какой-либо факт, можно взглянуть с различных точек зрения, что вы порой и делаете, даже не подозревая об этом, на уроках химии, физики, биология, географии. Сегодня мы решили объединить уроки химии и физики, чтобы раскрыть строение одной очень маленькой частички - атома. Слово “атом” придумал очень давно более 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит. С греческого “атом” переводится как “неделимый”. Так ли это?

3. Учитель физики. В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома. В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, различные догадки ученых создавали духовную атмосферу, в которой, в конце концов, и рождалось открытие, ведь в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно.

Учащийся. Делает небольшое сообщение о модели атома (см. рис. 1), предложенной английским физиком Дж. Дж. Томсоном: “Атом” в переводе с греческого - неделимый. Но после открытия в 1897 г. электрона, входящего в состав атома, был сделан вывод о сложном строении атома. Первая достаточно разработанная модель атома была предложена английским физиком Дж. Дж. Томсоном, открывшим электрон. Согласно этой модели вещество в атоме несет положительный заряд и равномерно заполняет весь объем атома. Электроны “вкраплены” в атом. Предполагалось, что их очень много. В целом атом электронейтрален. Для устойчивости атома необходимо, чтобы электроны располагались концентрическими слоями, в каждом слое определенное число электронов. Томсон с помощью данной модели объяснил ряд физических явлений. Например, хорошая проводимость металлов объяснялась тем, что атомы металлов легко теряют часть электронов.

Первая модель атома сыграла положительную роль: в дальнейшем была использована верная идея о слоях электронов в атоме, о потере электронов атомами. Однако скоро обнаружилось несоответствие модели реальной действительности. В частности, модель атома Томсона оказалась в противоречии с результатами опыта Резерфорда”.

Учитель физики. Чтобы проверить гипотезу Дж. Дж. Томсона необходимо провести эксперимент. (Просматривается фрагмент видеофильма об опыте Э.Резерфорда).

Учащийся. Делает пояснения о планетарной модели атома, вытекающей из опытов Э.Резерфорда по самостоятельно изготовленному плакату (см. рис. 2): “В 1909 - 1911 гг. Резерфорд экспериментально доказал, что у атомов есть ядра. В мае 1911 г. на страницах лондонского “философского журнала” он изложил результаты экспериментальных и теоретических поисков в области строения атома. Ядро занимает в атоме ничтожную часть объема, оно положительно заряжено, и в нем сосредоточена почти вся масса атома, так как электроны по сравнению с атомом очень легкие частицы. Электроны движутся вокруг ядра.

Альфа-частицы от радиоактивного источника, пройдя через диафрагму, попадают на тонкую фольгу из золота. Она имеет толщину около микрона, т.е. состоит приблизительно из 3000 атомных слоев. Большая часть альфа-частиц легко проходит через фольгу, мало отклоняясь. Но некоторые, редкие альфа-частицы отклоняются на значительные углы и даже на углы, близкие к 180°, т.е. отбрасываются назад.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Механическое движение»

Трусов Александр Анатольевич

Учитель физики, МБОУ Пичаевская СОШ, с. Пичаево

Конспект урока по  физике 7 класс


Тема  урока: Механическое движение.



Все-таки странно, что существует слово для обозначения того, чего

собственно говоря, в природе не существуют, - спокойствию.



Макс Борн

ЦЕЛЬ УРОКА:

Учебная: установить основные признаки механического движения, сформировать у учащихся представление об относительности механического движения и покоя, познакомить учащихся с понятиями движения и пути, сформировать понятие равномерного и неравномерного движения.

Развивающая: развивать логическое мышление, смекалку

Воспитательная: воспитывать взаимопонимание, доброжелательность.



ОБОРУДОВАНИЕ: игрушечной автомобиль, тележка, груз, несколько предметов



ТИП УРОКА : Изучение нового материала



ПЛАН УРОКА



  1. Мотивация учебной деятельности (5 мин)

  2. Изучение нового учебного материала (20 мин)

  3. Рефлексия знаний (10 мин)

  4. Итоги урока (5 мин)

  5. Домашнее задание (5 мин)

ХОД УРОКА

1. Мотивация учебной деятельности

Самым древним и самым сложным разделом физики является механика. Как часть науки о природе, механика возникла в связи с необходимостью решаемых потребностей человечества по изучению сил природы с целью их использования. Один из вопросов, которые рассматривает механика, - механическое движение. В этом разделе мы с вами познакомимся с механическим движением, законы которого написаны в трудах М. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона.

(Учитель зачитывает эпиграф урока и предлагает ученикам объяснить его содержание. После ответов учеников учитель делает вывод, что с движением все имеют дело на каждом шагу, и предлагает ученикам привести примеры механического движения).

2. Изучение нового учебного материала.

Движение - очень важное явление, движение это значит какие то изменения в природе. Движение - это развитие. Отсутствие движения означает отсутствие не только живой, но и неживой природы.

Самый простой вид движения - механическое движение.

Опыт. Разместим на столе несколько предметов, запустим игрушечный автомобиль.

Вопрос к ученикам:

  • В каком состоянии находятся тела и автомобиль на поверхности стола ?

  • Почему вы считаете тела неподвижными, а автомобиль подвижным?

Из курса природоведения, вам известно, что такое механическое движение.

Механическое движение - это изменение положения тела в пространстве.

Как выяснить, что тело двигается? Ответ на этот вопрос является очень важным.

Представьте себя в вагоне поезда, который остановился на станции. Вы смотрите на соседний поезд, который стоит напротив вашего. Время идет. Вы с нетерпением ожидаете, когда же остановка закончится. Но наконец ваш поезд двигается. Но проходит несколько минут и вы замечаете, что в промежутках между вагонами соседнего поезда появляется одна и та же картинка неподвижный вокзал. Только тогда вы понимаете, что начал двигаться соседний поезд, а не ваш.

Вопрос к ученикам:

  • Что нужно учесть, определяя, двигается тело или нет ?

Механическое движение - это изменение со временем положения тела относительно других тел.

Опыт: продемонстрируем механическое движение тележки, на которой лежит груз.

  • Определите, относительно каких тел тележка двигается, а относительно которых находится в состоянии покоя?

Тело (предмет), относительно которого рассматривают движение данного тела, называют телом отсчета.

Следовательно, для определения положения тела, в любой момент времени сначала надо выбрать тело отсчета, потом связать с ним систему координат.

Еще нужно иметь прибор для измерения времени (часы). Тело отсчета, система координат, часы образуют систему отсчета.

Тело во время движения перемещается из одной точки пространства в другую. Такой переход происходит постепенно, так, что тело описывает определенную линию.

Траектория - линия, которую описывает тело в процессе движения

Вопрос для учеников.

  • какие виды траектории вы знаете?

  • приведите примеры движений с видимыми траекториями.

В зависимости от формы траектории движения разделяют на прямолинейное и криволинейное.

Кроме формы, траектория характеризуется еще, и количественной мерой - путем.

Путь - это физическая величина, которая равняется длине траектории, описанной телом за определенный интервал времени.

Для измерения пути используют приборы, предназначенные для измерения линейных величин. Это линейки, рулетки, мерные ленты, и т.д.

Основной единицей длины является метр (м). Используют также кратные и дольные единицы длин

1 км=1000м=103 м

1 дм =0,1м=10-1м

1 см=0,01 м=10-2м

1мм=0,0001м=10-3м

В астрономии применяют такие единицы длины, как

1 парсек: (1пк=3,08×1016м)

1 световой год: (1 св.г. ≈ 9,46 ×1015м).

Если какое-то тело за одинаковые промежутки времени проходит одинаковые пути, то его движение называют равномерным. Равномерное движение встречается в природе очень редко. Приблизительно одинаковый путь за одинаковое время проходит Земля, вращаясь вокруг Солнца, конец стрелки часов.

Большинство движений не являются равномерными. Например, поезд, выходя от станции, проходит за одинаковые промежутки времени все большие и большие пути. Приближаясь к станции он, напротив, за одинаковые промежутки времени проходит каждый раз меньшие пути. Такое движение является примером неравномерного движения.

3. Рефлексия знаний

Работа в группах

Задание группы № 1

1. На столе в вагоне подвижного поезда лежит книга. В движении или в покое находится книга относительно стола, рельсов, Луны?

2. Какую форму имеет траектория движения детей, которые катаются на карусели ?

3. Нарисуйте траекторию движения сидения велосипедиста относительно дороги.



Задание группы № 2

1. Укажите тело отсчета для автомобиля, который двигается.

2. Прямолинейным или криволинейным является движение: кабины лифта, карандаша когда им пишут, дождевых капель в безветренную погоду ?

3. Нарисуйте траекторию движения звена цепи велосипеда относительно дороги.



Задание группы № 3

1. Укажите тело отсчета для самолета, который летит.

2. Какой вид движения осуществляют разные части швейной машинки?

3.Нарисуйте траекторию движения педали велосипеда относительно дороги.



Задание группы № 4

1. Укажите тело отсчета для подводной лодки, что двигается.

2. Корабль подплывает к пристани. Относительно чего пассажиры, которые стоят на палубе этого корабля, находятся в движении: реки, палубы корабля, берега?

3. Нарисуйте траекторию движения обода колеса велосипеда.





4. Итоги урока

Отчет творческих групп. Каждая группа рисует на доске траектории



5. Домашнее задание

1.Учить параграфы 14-16 упр 2 №2-4

2.Экспериментальное задание. Измерить длину шага и пользуясь этой мерой, определить, какой путь вы проходите от дома до школы.

Определите время своего движения.



Используемая литература:



  1. Физика. 7кл._Перышкин А.В_2013 -224с

  2. Контр. и самост. раб. по физике 7кл. к уч Перышкина_2013 -112с

  3. Физика. 7кл. Задачи и решения. Доп. пос. к учебн Перышкина Филонович Н.В_2004 -112с

  4. Дидактические карточки-задания по физике. 7кл. К учебн. Перышкина А.В._Чеботарева А.В_2010 -112с

Использованные Интернет-ресурсы:

1. http://fcior.edu.ru/




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Физика Атом

Автор: Вусала Гусейнова Камал

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190261

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) ""Ең үздік жас физик" зияткерлік ойыны"
    ["seo_title"] => string(39) "ien_uzdik_zhas_fizik_ziiatkierlik_oiyny"
    ["file_id"] => string(6) "385221"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1485703455"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока 7 класс на тему:"Таби?ат ж?не адам. Физика –таби?ат туралы ?ылым. Физика ж?не техника"."
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekturoka7klassnatiemutabigatzhnieadamfizikatabigatturalygylymfizikazhnietiekhnika"
    ["file_id"] => string(6) "304090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457653239"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "?ызы?ты физика "
    ["seo_title"] => string(16) "k-yzyk-ty-fizika"
    ["file_id"] => string(6) "154861"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421222626"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Сыныптан тыс сабақ: Физика әлеміне саяхат"
    ["seo_title"] => string(43) "synyptan_tys_sabak_fizika_lieminie_saiakhat"
    ["file_id"] => string(6) "356599"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478602805"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Физика ??рметтеуге лайы?!!! "
    ["seo_title"] => string(30) "fizika-k-u-rmiettieughie-laiyk"
    ["file_id"] => string(6) "122956"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414382747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства