kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока и презентация "Водород, его физические и химические свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок "Водород, его физические и химические свойства" - комбинированный урок изучения нового материала. На уроке формируются УУД, дающие представление о водороде, как о химическом элементе и о простом веществе. В конспекте урока подобраны задания, развивающие умения сопоставлять, анализировать, осуществлять взаимосвязь общего и частного, работать с различными источниками информации. Применяются компьютерные технологии, химический эксперимент, технологии развивающего обучения. Цель урока: систематизация и развитие знаний учащихся о водороде как о химическом элементе и о простом веществе, о физических и химических свойствах простого вещества водорода, его применении и получении, роли в природной среде.

Просмотр содержимого документа
«Урок Водород, его физические и химические свойства ФГОС»


Урок с применением базовых технологий ФГОС «Водород, его физические и химические свойства»


Автор: Антонова Ирина Павловна,

учитель химии МБОУ СОШ№8

г.Уссурийска Приморского края















Предмет химия

Класс 9

Автор УМК О.С. Габриелян

Тема урока Водород, его физические и химические свойства

Тип урока Изучение нового материала

Учитель Антонова Ирина Павловна МБОУ СОШ№8 г.Уссурийска


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формируемые УУД

1

2

3

I. Этап «Актуализация знаний»

1. Организация деятельности обучающихся по актуализации понятий : периодический закон, периодическая система, физический смысл порядкового номера, номера группы, металлы. неметаллы.

Учитель предлагает ответить на вопросы:


1.Что является графическим отображением периодического закона?

2.Каков физический смысл порядкового номера?

3.Каков физический смысл номера периода?

4.Каков физический смыл номера группы?

5. На какие две большие группы делятся химические элементы?

6.Как называется связь, возникающая между атомами неметаллов?

7. Какую связь мы называем ковалентной полярной?

8. Что такое изотопы?


Учащиеся слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя, контролируют правильность ответов учащихся.

Познавательные.

Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Регулятивные.

Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания.

Коммуникативные.

Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания

Личностные.

Понимать единство естественнонаучной картины мира.


II. Этап «Целеполагание»

Формирует стремление открыть знания.

- Сегодня мы с вами начнём урок нетрадиционно. Посмотрите, на доске отсутствует запись темы урока. И это не случайно, так как тему урока вы, дети, назовете сами. А поможет вам сделать это сообщение одноклассника.

«История открытия водорода».

Странным на первый взгляд делом занялся однажды английский учёный Кавендиш: он стал пускать мыльные пузыри. Но это было не развлечение. Перед этим Кавендиш заметил, что, когда железные опилки обливают серной кислотой, появляется много пузырьков какого-то газа. Что это за газ? Учёный вывел его по трубочкам из сосуда. Газ был невидим. Имеет ли он запах? Нет. Тогда Кавендиш наполнил им мыльные пузыри, и они легко поднялись вверх! А если поджечь газ? Он загорался голубоватым пламенем, но что удивительно – при горении получалась вода! Кавендиш назвал новый газ горючим воздухом. Ведь он, как и обычный воздух, был без цвета и запаха. Всё это происходило во второй половине 18-ого века. О каком веществе идет речь?

Как вы думаете, какова цель и тема нашего урока?


Учитель: Верно. Ведь позднее французский химик Лавуазье сделал обратное: получил «горючий газ» из воды. Он же дал новому газу и другое имя – гидрогениум, т.е. водород или «рождающий воду».

На сегодняшнем уроке мы изучим способы получения, применения и физические свойства водорода.

Откройте Периодическую систему химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева, найдите в ней водород.

Какой порядковый номер имеет водород?

Какое место он занимает?

Как вы думаете, почему именно водород занимает первое место в таблице химических элементов?



Отвечают на вопросы учителя. Осознают цель предстоящей деятельности и составляют план учебной деятельности



Цель : изучение физических свойств, способов получения, распространение и применение водорода



















Ответ учащегося: я думаю, что мы сегодня будем изучать газ водород, его физические и химические свойства.















Учащиеся отвечают на вопросы:

-Порядковый номер водорода №1.




- Находится водород в 1 периоде, 1 А группе.


Учащиеся высказывают свои предположения:

-Занимает первое место в ПСХЭ, т.к. имеет 1 протон в ядре, т.к. количество протонов в ядре атома определяет порядковый номер химического элемента.

Познавательные.

Овладение логическими действиями анализа, синтеза.

Регулятивные.

Умение осуществлять целеполагание, умение самостоятельно формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности.

Коммуникативные.

Умение находить общее решение, разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета.

Личностные.

Понимать значимость представлений о водороде для формирования целостной естественнонаучной картины мира.

Знать и оценивать вклад зарубежных ученых в развитие мировой химической науки.


III. Этап «Планирование».


Формирует способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

  • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

  • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

Учитель: Водород не случайно занимает такое почётное место в системе. Он обладает уникальными физическими и химическими свойствами, что обеспечивает ему право называться элементом № 1. А почему он получил это право, вы узнаете, прослушав ещё одно сообщение. На ваших столах лежат карточки с незаполненной схемой. Ваша задача: по ходу доклада заполнить ее, указав область распространения и применения водорода.
































Учитель: Пользуясь вашими схемами, назовите область распространения и применения водорода?


Учитель: Молодцы! Мы рассмотрели применение водорода в наше время, но водород был открыт еще в 18-ом веке и уже тогда он находил практическое значение. Давайте узнаем, где же он применялся.


Обобщают планы изучения прошлых тем, составляют план предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия "нового" знания.



Учащиеся представляют сообщение и заполняют схему «Распространение и значение водорода».

Ученик: Водород – самый распространённый элемент вселенной. Он входит в состав всех живых существ, растений, горных пород. Он есть везде: не только на Земле, но и на других планетах и звёздах. Наше Солнце, по меньшей мере, на половину состоит из водорода. Всего на Солнце было обнаружено 69 химических элементов, но водород преобладает. Особенно много его в космическом пространстве. Превращения, которые происходят с водородом при гигантском давлении и температуре в десятки миллионов градусов дают возможность Солнцу излучать тепло и свет. Больше всего различных соединений образует водород с углеродом: нефть и горючие сланцы, бензин и черный асфальт. Такие соединения называются углеводородами. Водород широко применяется при сварке и резке металлов. Если к соединениям углерода и водорода добавить кислород, получаются новые соединения – углеводы, такие как крахмал и сахар. А если водород соединить с азотом получится тоже газ – аммиак. Он необходим для изготовления удобрений.




Ученик: нефть, бензин; космическое пространство; солнце; сварка и резка металлов; крахмал, сахар; аммиак, удобрения.


Ученик: «Историческое значение водорода».

Водород легче воздуха в 14.5 раз, поэтому он нашёл широкое применение в воздухоплавании. Первыми, кто осуществил идею подняться на аппарате легче воздуха, были братья французы Монгольфье в 1783 году. Их воздушный шар был наполнен горячим воздухом. Однако такой шар после охлаждения терял свою подъёмную силу. В этом же году совершил полёт на воздушном шаре, наполненном водороде французский физик Шарль. Уже в 1794 году воздушные шары нашли практическое применение в воздушном деле. В битве французская армия одержала победу над австрийским войском благодаря искусным применениям дирижабля, наполненным водородом. Поднявшись на недосягаемою высоту для неприятельского огня французы в течение всей битвы наблюдали за передвижением противника. Русский химик Менделеев воспользовался воздушным шаром для наблюдения солнечного затмения. Однако применение водорода в воздухоплавании было слишком опасно, т.к. воспламенение водорода приводило к гибели аппарата.



Познавательные.

Умения создавать обобщения, устанавливать аналоги, строить логические рассуждения.

Регулятивные.

Умение планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять способы и средства достижения результатов.

Коммуникативные.

Умение формулировать собственное мнение, позицию, аргументировать их.

Личностные.

Понимать значимость представлений о кислороде для формирования целостной естественнонаучной картины мира.

IV этап "Открытие" нового знании.



Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Организует объяснение увиденного в лабораторном опыте и презентации (Строение атома водорода и строение молекулы водорода). Воспитывает способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи. Побуждает учащихся к поиску решения практической задачи.

Постановка учебной задачи и её решение через эксперимент.

Учитель: Как вы думаете, почему применение водорода было и остаётся опасным? В лаборатории водород в больших количествах получают с помощью аппарата Киппа.

Лабораторный опыт «Получение водорода в лаборатории»

Учитель: Дети, сколько хлопков вы услышали?

Чем, отличается первый хлопок от второго? Как вы думаете, почему?






Учитель: Теперь вы можете ответить, почему применение водорода опасно?

Учитель: Назовите свойства водорода, которые вы рассмотрели в ходе эксперимента (ученики называют свойства водорода для записи в тетрадь).

Обосновывают выбор общего решения или не согласия с мнением других, проводят эксперимент под руководством учителя, соблюдая технику безопасности в химическом кабинете.







Учащиеся выдвигают гипотезу:

- чтобы ответить на этот вопрос нужно знать свойства водорода, а для этого нам надо его получить.




Учащиеся высказывают предполагаемые ответы.

- Первый раз в пробирке находился воздух, а в состав воздуха входит кислород. При получении водорода эти газы смешиваются, и образуется гремучий газ, состоящий из двух объёмов водорода и одного объёма кислорода. В момент опускания горящей спички кислород расходуется, его становится меньше, соотношение газов изменяется, второй хлопок становится тише.


Ученик: Так как при смешивании его с кислородом образуется взрывоопасная гремучая смесь.

Ученик: Газ, без вкуса, цвета и запаха, легче воздуха

Познавательные.

Умение применять и преобразовывать символы , знаки и схемы для решения учебных задач. Проводить наблюдение, объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента

Регулятивные.

Умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки. Планировать учебную деятельность при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий. Умение оценивать результат собственной деятельности, осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение цели.



Коммуникативные.

Понимать и воспринимать на слух замечания учителя. Планировать учебную деятельность при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий

Вызванные учащиеся: адекватно использовать речь. Готовность слушать собеседниками вести диалог.

Умение использовать языковые средства для отображения своих мыслей.

Личностные.

Адекватно понимать границы собственного знания и «незнания». Понимать, как знания о свойствах водорода могут пригодиться при реакциях гидрирования жиров..


Организует деятельность по овладению навыков смыслового чтения.

Создает ситуацию успеха. Слабоуспевающий по предмету ученик получает опережающее задание, читает, осмысливает информацию, а потом сообщает ее классу.

Практическая работа с учебником, поиск заданной информации.

Мы рассмотрели получение водорода в лаборатории, теперь разберем, как получают водород в промышленности. Работая в парах, используя материал учебника на страницах 118 и 80, определите пять промышленных способов получения водорода, выпишете уравнения химических реакций.

Учитель открывает доску с готовыми уравнениями.


Используют в учебных целях информацию из текста.




Учащиеся сверяют свои записи.

1. TiH2 Ti + H2

2. CH4 + 2H2O CO2 + 4H2

3. 2H2O 2H2 + O2

4. CH4 C + 2H2

5. Разложение воздуха N2, O2, H2


Познавательные.

Умение использовать в учебных целях информацию из текста.

Регулятивные.

Умение определять собственные возможности решения учебной задачи.

Коммуникативные.

Владение монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка.

Умение слушать.

Личностные. Адекватно оценить значение водорода в природе.




Организует формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению.

Организует ответ на вопрос «А что вас удивило?».

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. (Предлагает найти изотопы водорода)

Что такое тяжелая и легкая вода? (Как вариант – вспомните сказку о живой и мертвой воде. Что такое живая и мертвая вода?).


Сравнивают полученные данные.

Обсуждают варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор своего решения или несогласия с мнением других, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Ищут ответы на предложенное противоречие. Сравнивают свои результаты с учебником.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Обобщают умозаключения, систематизируют, формулируют определение изотопии. Определяют, что в природе существуют три изотопа водорода: Протий, дейтерий и тритий.

Оценивают правильность своих выводов, решений.


Познавательные.

Умение определять причинно - следственные связи.

Умение определять понятие.

Регулятивные.

Умение определять собственные возможности решения учебной задачи.

Коммуникативные.

воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь.

Личностные.

воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников.

Учитель организует деятельность в группах по рассмотрению учениками химических свойств водорода.



Учитель организует реализацию деятельности групп.








Учитель организует закрепление знаний по данному пункту плана.

Ученики распределяются на группы и используя текст учебника составляют схему по теме «Химические свойства водорода». (Бумага А3)

Ученики защищают свои мини проекты, слушают друг друга, исправляют, дополняют.






Ученики составляют уравнения конкретных химических реакций.

Познавательные.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Регулятивные.

Умение определять собственные возможности решения учебной задачи.

Коммуникативные.

Умение распределять функции и роли в изучение совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной работе.

Личностные.

Адекватно понимать границы собственного знания и «незнания».






Vэтап. Учебные действия по реализации плана.

Предлагает задания на "новое" знание.

Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Выполнение заданий теста, проверка.

Регулятивные.

Осуществлять само- и взаимоконтроль

VI этап. Рефлексия (итог урока).

Формирует способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока; вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей

- Удалось ли вам подняться на высоту звезд в познании свойств водорода?

-Все ли пункты плана мы рассмотрели?

-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

-Что вам было не понятно?


Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности:

называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.


Коммуникативные.

Продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

Личностные.

Адекватно понимать границы собственного знания и «незнания».

Регулятивные.

Умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки.


VII этап. домашнее задание.

Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Организует объяснение выполнения домашнего задания: 1. § 16-17 учебника.

2. Ответить на вопросы и выполнить задания: № 1, 2, 4

Слушают учителя. Записывают домашнее задание


Творческое задание «Почему Водород называют топливом будущего?»

Решить задачу: Вычислить объём водорода, который я получил сегодня на уроке, если у меня было 1 г цинка

Регулятивные.

Адекватно воспринимать оценку учителя

Умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки.







Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.

 



Личностные: развитие ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. · Формирование целостного мировоззрения.

 

Метапредметные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. · Развитие умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. · Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. · Планирование собственной деятельности

 

Предметные: формирование первоначальных представлений о веществах: понятия «химический элемент и простое вещество – водород», получение водорода, физические и химические свойства водорода · Овладение способами химической грамотности: умение писать и читать формулы веществ и химические реакции, характеризующие химические свойства водорода. Формирование навыков написания уравнений химических реакций, распознавания веществ, решения расчетных задач.

Просмотр содержимого презентации
«Антонова И.П, Водород. его физические и химические свойства»

Г. Уссурийск 2014 г

Г. Уссурийск 2014 г

Чтобы стать настоящим химиком, надо знать, уметь, думать!

Чтобы стать настоящим химиком, надо знать, уметь, думать!

А история простая… Один учёный как-то раз, Оксид какой-то нагревая, Обнаружил странный газ – Газ без цвета, без названья. Ярче в нём горит свеча, А не вреден ль для дыханья – Не узнаешь у врача. Новый газ из колбы вышел – Никому он не знаком. Этим газом дышат мыши Под стеклянным колпаком. Человек им тоже дышит. Наш учёный быстро пишет: Воздух делится на части (Эта мысль весьма нова). Здесь у химика от счастья, И у воздуха отчасти, Закружилась голова.

А история простая…

Один учёный как-то раз,

Оксид какой-то нагревая,

Обнаружил странный газ –

Газ без цвета, без названья.

Ярче в нём горит свеча,

А не вреден ль для дыханья –

Не узнаешь у врача.

Новый газ из колбы вышел –

Никому он не знаком.

Этим газом дышат мыши

Под стеклянным колпаком.

Человек им тоже дышит.

Наш учёный быстро пишет:

Воздух делится на части

(Эта мысль весьма нова).

Здесь у химика от счастья,

И у воздуха отчасти,

Закружилась голова.

  1.Что является графическим отображением периодического закона? 2.Каков физический смысл порядкового номера? 3.Физический смысл номера периода? 4.Физический смыл номера группы? 5. На какие две большие группы делятся химические элементы? 6.Как называется связь, возникающая между атомами неметаллов? 7. Какую связь мы называем ковалентной полярной? 8. Что такое изотопы?

 

  • 1.Что является графическим отображением периодического закона?
  • 2.Каков физический смысл порядкового номера?
  • 3.Физический смысл номера периода?
  • 4.Физический смыл номера группы?
  • 5. На какие две большие группы делятся химические элементы?
  • 6.Как называется связь, возникающая между атомами неметаллов?
  • 7. Какую связь мы называем ковалентной полярной?
  • 8. Что такое изотопы?

Цель:  Познакомиться с распространением водорода в природе Познакомиться с историей открытия водорода Изучить физические и химические свойства водорода в сравнении с кислородом Рассмотреть основные области применения водорода

Цель:

  • Познакомиться с распространением водорода в природе
  • Познакомиться с историей открытия водорода
  • Изучить физические и химические свойства водорода в сравнении с кислородом
  • Рассмотреть основные области применения водорода

На долю  водорода приходится 50 % массы  Солнца и других  звезд

На долю

водорода

приходится

50 % массы

Солнца и других

звезд

1 % 99 %

1 %

99 %

В составе атмосферного воздуха присутствие водорода менее 0,0001 %

В составе атмосферного воздуха присутствие водорода менее 0,0001 %

На долю  водорода  в воде приходится 11%

На долю

водорода

в воде

приходится

11%

Вода – Н 2 О Метан -  CH 4  Сероводород-  H 2 S

Вода – Н 2 О

Метан - CH 4 Сероводород-

H 2 S

Водород — самый распространённый элемент во Вселенной. На его долю приходится около 92 % всех атомов водород — основная составная часть звёзд и межзвёздного газа.  В условиях звёздных температур водород существует в виде плазмы, в межзвёздном пространстве этот элемент существует в виде отдельных молекул, атомов и ионов .
  • Водород — самый распространённый элемент во Вселенной.
  • На его долю приходится около 92 % всех атомов
  • водород — основная составная часть звёзд и межзвёздного газа.
  • В условиях звёздных температур водород существует в виде плазмы,
  • в межзвёздном пространстве этот элемент существует в виде отдельных молекул, атомов и ионов .

Г. Кавендиш Парацельс  А. Лавуазье  Н. Лемери Р.Бойль

Г. Кавендиш Парацельс А. Лавуазье Н. Лемери Р.Бойль

Генри Кавендиш Знаменитый английский физик и химик Г.Каведиш в 1766 исследовал этот газ и назвал его «горючим воздухом». При сжигании «горючий воздух» давал воду, но приверженность Кавендиша теории флогистона помешала ему сделать правильные выводы .

Генри Кавендиш

Знаменитый английский физик и химик Г.Каведиш в 1766 исследовал этот газ и назвал его «горючим воздухом». При сжигании «горючий воздух» давал воду, но приверженность Кавендиша теории флогистона помешала ему сделать правильные выводы .

Французский химик А. Лавуазье совместно с инженером Ж. Менье, используя специальные газометры, в 1783 г. осуществил синтез воды, а затем и ее анализ, разложив водяной пар раскаленным железом.   Он установил, что «горючий воздух» входит в состав воды и может быть из нее получен.     В 1787 Лавуазье пришел к выводу, что «горючий воздух» представляет собой простое вещество.   Он дал ему название hydrogene (от греческого hydor — вода и gennao — рождаю) — «рождающий воду».  .

  • Французский химик А. Лавуазье совместно с инженером Ж. Менье, используя специальные газометры, в 1783 г. осуществил синтез воды, а затем и ее анализ, разложив водяной пар раскаленным железом.

Он установил, что «горючий воздух» входит в состав воды и может быть из нее получен.

В 1787 Лавуазье пришел к выводу, что «горючий воздух» представляет собой простое вещество.

Он дал ему название hydrogene (от греческого hydor — вода и gennao — рождаю) — «рождающий воду».

.

Русское название «водород» предложил химик М. Ф. Соловьев в 1824 году. На рубеже 18 и 19 века было установлено, что атом водорода очень легкий (по сравнению с атомами других элементов),
  • Русское название «водород» предложил химик М. Ф. Соловьев в 1824 году.
  • На рубеже 18 и 19 века было установлено, что атом водорода очень легкий (по сравнению с атомами других элементов),

и вес (масса) атома водорода был принят за единицу.

Молекула водорода двухатомна — Н 2 .  При нормальных условиях — это газ без цвета, запаха и вкуса. Плотность 0,08987 г/л (н.у.), Температура кипения −252,76 °C, Малорастворим в воде — 18,8 мл/л. M (H 2 )= 2г/моль  Степени окисления +1; 0; -1;
  • Молекула водорода двухатомна — Н 2 .
  • При нормальных условиях — это газ без цвета, запаха и вкуса.
  • Плотность 0,08987 г/л (н.у.),
  • Температура кипения −252,76 °C,
  • Малорастворим в воде — 18,8 мл/л.
  • M (H 2 )= 2г/моль
  • Степени окисления +1; 0; -1;

Кислород Кислород Химический знак Химический знак Относительная атомная масса Водород Относительная атомная масса О Водород О 16 16 Молекула Молекула   Относительная молекулярная масса О 2 Относительная молекулярная масса О 2   32 32 Молярная масса Молярная масса Валентность 32 г  / моль 32 г  / моль Степень окисления II -2

Кислород

Кислород

Химический знак

Химический знак

Относительная атомная масса

Водород

Относительная атомная масса

О

Водород

О

16

16

Молекула

Молекула

Относительная молекулярная масса

О 2

Относительная молекулярная масса

О 2

32

32

Молярная масса

Молярная масса

Валентность

32 г / моль

32 г / моль

Степень окисления

II

-2

Кислород Химический знак Водород О Относительная атомная масса 16 Н Молекула 1 О 2 Относительная молекулярная масса 32 Молярная масса Н 2 2 32 г  / моль Валентность -2 2 г / моль +1, 0, -1

Кислород

Химический знак

Водород

О

Относительная атомная масса

16

Н

Молекула

1

О 2

Относительная молекулярная масса

32

Молярная масса

Н 2

2

32 г / моль

Валентность

-2

2 г / моль

+1, 0, -1

Самый лёгкий газ на свете, И в галактике он есть. На воздушном шаре с газом Можно к звёздам улететь. _____________________________ Без него мы жить не можем, Он всегда нам всем поможет. Он находится везде – И на суше и в воде. Кто же скажет мне из вас, Как зовётся этот газ? ____________________________ В храме Менделеева
  • Самый лёгкий газ на свете,

И в галактике он есть.

На воздушном шаре с газом

Можно к звёздам улететь.

_____________________________

  • Без него мы жить не можем,

Он всегда нам всем поможет.

Он находится везде –

И на суше и в воде.

Кто же скажет мне из вас,

Как зовётся этот газ?

____________________________

  • В храме Менделеева

Наверху проживаю,

В разных подъездах

Две квартиры занимаю.

Причем – под номером один!

Вот какой я господин!

В лаборатории: Взаимодействие цинка с соляной кислотой:  Zn+2HCl=ZnCl 2 +  H 2  хлорид цинка Взаимодействие натрия с водой: 2 Na + 2H 2 O=2NaOH+H 2  гидроксид  натрия  В промышленности : Разложение воды электрическим током: 2 H 2 O=2H 2 +O 2

В лаборатории:

  • Взаимодействие цинка с соляной кислотой:

Zn+2HCl=ZnCl 2 + H 2

хлорид цинка

  • Взаимодействие натрия с водой:

2 Na + 2H 2 O=2NaOH+H 2

гидроксид

натрия

В промышленности :

Разложение воды электрическим током:

2 H 2 O=2H 2 +O 2

Реакция горение водорода

Реакция горение водорода

Водород при смеси с воздухом образует взрывоопасную смесь — так называемый гремучий газ. при объёмном отношении водорода и кислорода 2:1, или водорода и воздуха приближённо 2:5  Также водород пожароопасен.  Жидкий водород при попадании на кожу может вызвать сильное обморожение.
  • Водород при смеси с воздухом образует взрывоопасную смесь — так называемый гремучий газ.
  • при объёмном отношении водорода и кислорода 2:1,
  • или водорода и воздуха приближённо 2:5
  • Также водород пожароопасен.
  • Жидкий водород при попадании на кожу может вызвать сильное обморожение.

Признаки сравнения Сопоставление физических свойств веществ кислород Агрегатное состояние ГАЗ Цвет  Выводы водород Запах б / ц     б / з  Вкус б / в Плотность (легче или тяжелее) =1,429 г / л Растворимость в воде малорастворим t кипения - 183 о

Признаки сравнения

Сопоставление физических свойств веществ

кислород

Агрегатное состояние

ГАЗ

Цвет

Выводы

водород

Запах

б / ц

б / з

Вкус

б / в

Плотность (легче или тяжелее)

=1,429 г / л

Растворимость в воде

малорастворим

t кипения

- 183 о

Признаки сравнения Сопоставление физических свойств веществ кислород Агрегатное состояние ГАЗ Выводы водород Цвет  Запах ГАЗ б / ц Вкус     Mr ( воздуха )=29 Mr ( О 2 )= 32 Mr ( Н 2 )=2 Водород легче воздуха и кислорода. Самый лёгкий газ. б / з  б / ц  Плотность (легче или тяжелее) б / в б / з  =1,429 г / л Растворимость в воде б / в  малорастворим =0,089 г / л t кипения малорастворим - 183 о - 252 о

Признаки сравнения

Сопоставление физических свойств веществ

кислород

Агрегатное состояние

ГАЗ

Выводы

водород

Цвет

Запах

ГАЗ

б / ц

Вкус

Mr ( воздуха )=29

Mr ( О 2 )= 32

Mr ( Н 2 )=2

Водород легче воздуха и кислорода.

Самый лёгкий газ.

б / з

б / ц

Плотность (легче или тяжелее)

б / в

б / з

=1,429 г / л

Растворимость в воде

б / в

малорастворим

=0,089 г / л

t кипения

малорастворим

- 183 о

- 252 о

Заполнение воздушных шаров водородом

Заполнение воздушных шаров водородом

Признаки сравнения   Сравнение химических свойств газообразных веществ    Выводы Водород Кислород Соединения с простыми веществами: а)с металлами  б)с неметаллами  1 Взаимодействие с кальцием 2Са+О 2 = 2СаО  оксид  кальция 2 Взаимодействие с серой S+O 2 =SO 2   Оксид серы( IV)  3 Взаимодействие с фосфором 4Р+5О 2 =4Р 2 О 5  Оксид фосфора( V) 4 Взаимодействие кислорода с водородом 2Н 2 +О 2 =2Н 2 О  Взаимодействие со сложными веществами.  Взаимодействие с метаном(СН 4 ) Взаимодействие с оксидом меди( II) СН 4 +2О 2 =СО 2 +2Н 2 О+ Q  Оксид  оксид  углерода( IV) водорода О 2 – окислитель

Признаки сравнения

Сравнение химических свойств газообразных веществ

Выводы

Водород Кислород

Соединения с простыми веществами:

а)с металлами

б)с неметаллами

1 Взаимодействие с кальцием

2Са+О 2 = 2СаО

оксид кальция

2 Взаимодействие с серой

S+O 2 =SO 2

Оксид серы( IV)

3 Взаимодействие с фосфором

4Р+5О 2 =4Р 2 О 5

Оксид фосфора( V)

4 Взаимодействие кислорода с водородом

2 2 =2Н 2 О

Взаимодействие со сложными веществами.

Взаимодействие

с метаном(СН 4 )

Взаимодействие

с оксидом меди( II) СН 4 +2О 2 =СО 2 +2Н 2 О+ Q

Оксид оксид

углерода( IV) водорода

О 2 – окислитель

Признаки сравнения  Сравнение химических свойств газообразных веществ Водород Соединения с простыми веществами: а)с металлами (с Са) б)с неметаллами (P,S) Взаимодействие со сложными веществами. Кислород Взаимодействие с кальцием Са+Н 2 =СаН 2  гидрид кальция Взаимодействие водорода с азотом 3 H 2 + N 2 =2 N Н 3  аммиак Взаимодействие с серой Н 2 + S=H 2 S  сероводород Выводы Взаимодействие с оксидом меди ( II )  H 2 + CuO = Cu +H 2 O   черный красный Взаимодействие с кальцием 2Са+О 2 = 2СаО  оксид  кальция Взаимодействие с фосфором 4Р+5О 2 =4Р 2 О 5  Оксид фосфора( V) Взаимодействие с серой S+O 2 =SO 2   Оксид серы( IV) Взаимодействие кислорода с водородом 2Н 2 +О 2 =2Н 2 О Водород и кислород могут взаимодействовать с простыми и сложными веществами. Но, при этом, кислород всегда является окислителем, а водород проявляет восстанови- тельные свойства при взаимодейст- вии с оксидами металлов. Взаимодействие с метаном(СН 4 ) СН 4 +2О 2 =СО 2 +2Н 2 О+ Q  Оксид  оксид  углерода( IV) водорода

Признаки сравнения

Сравнение химических свойств газообразных веществ

Водород

Соединения с простыми веществами:

а)с металлами

(с Са)

б)с неметаллами

(P,S)

Взаимодействие со сложными веществами.

Кислород

Взаимодействие

с кальцием

Са+Н 2 =СаН 2

гидрид кальция

Взаимодействие водорода с азотом

3 H 2 + N 2 =2 N Н 3

аммиак

Взаимодействие с серой

Н 2 + S=H 2 S

сероводород

Выводы

Взаимодействие с оксидом меди ( II )

H 2 + CuO = Cu +H 2 O

черный красный

Взаимодействие

с кальцием

2Са+О 2 = 2СаО

оксид кальция

Взаимодействие с фосфором

4Р+5О 2 =4Р 2 О 5

Оксид фосфора( V)

Взаимодействие с серой

S+O 2 =SO 2

Оксид серы( IV)

Взаимодействие кислорода с водородом

2 2 =2Н 2 О

Водород и кислород могут взаимодействовать с простыми и сложными веществами.

Но, при этом, кислород всегда является окислителем, а водород проявляет восстанови-

тельные свойства при взаимодейст-

вии с оксидами металлов.

Взаимодействие с метаном(СН 4 )

СН 4 +2О 2 =СО 2 +2Н 2 О+ Q

Оксид оксид

углерода( IV) водорода

Пронумеруйте 8 строчек в столбик. Записывайте возле каждого номера формулу нужного газа. 1. Легкий газ 2. Тяжелый газ 3. Газ, поддерживающий горение 4.Газ при смешивании с кислородом взрывается при обычных условиях. 5.Собирают вытеснением воздуха. 6. Собирают в опрокинутый вверх дном сосуд 7. Собирают методом вытеснения воды. 8. Собирают в сосуд, поставленный на дно.

Пронумеруйте 8 строчек в столбик. Записывайте возле каждого номера формулу нужного газа.

  • 1. Легкий газ
  • 2. Тяжелый газ
  • 3. Газ, поддерживающий горение
  • 4.Газ при смешивании с кислородом взрывается при обычных условиях.
  • 5.Собирают вытеснением воздуха.
  • 6. Собирают в опрокинутый вверх дном сосуд
  • 7. Собирают методом вытеснения воды.
  • 8. Собирают в сосуд, поставленный на дно.

1) Н 2 количество баллов : 2) О 2 «5»-10-9 отв. 3) О 2 . «4»- 8-7 отв. 4) Н 2 «3»- 6-4 отв. 5) Н 2 , О 2 . 6) Н 2 . 7) О 2 , Н 2  8) О 2 .
  • 1) Н 2 количество баллов :
  • 2) О 2 «5»-10-9 отв.
  • 3) О 2 . «4»- 8-7 отв.
  • 4) Н 2 «3»- 6-4 отв.
  • 5) Н 2 , О 2 .
  • 6) Н 2 .
  • 7) О 2 , Н 2
  • 8) О 2 .

§ 16-17 ; Упр. 1-4 Творческое задание «Почему Водород называют топливом будущего?» Решить задачу: найти объем водорода, полученного при взаимодействии 1 г цинка с соляной кислотой.
  • § 16-17 ;
  • Упр. 1-4
  • Творческое задание «Почему Водород называют топливом будущего?»
  • Решить задачу: найти объем водорода, полученного при взаимодействии 1 г цинка с соляной кислотой.

Удалось ли мне подняться на высоту звёзд в приобретении знаний о водороде. Что нового вы узнали на уроке?  Что вам было не понятно?  Все ли пункты плана мы рассмотрели?  Все ли пункты плана мы рассмотрели? Что нового вы узнали на сеянем уроке? Что вам было не понятно?

Удалось ли мне подняться на высоту звёзд в приобретении знаний о водороде.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам было не понятно?

Все ли пункты плана мы рассмотрели?

Все ли пункты плана мы рассмотрели?

Что нового вы узнали на сеянем уроке?

Что вам было не понятно?

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Водород 2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Аппарат_Киппа 3. http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/VODOROD.html 4. Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс. Учебник - 176 с., 2009г. 5. Л. Аликберова. Занимательная химия, Москва «АСТ-ПРЕСС», 1999 6. В.А. Крицман Книга для чтения по неорганической химии. Книга для чтения учащихся.- Москва: «Просвещение», 1993г. 1. http://himbio.ucoz.ru/index/illjustracii/0-21 2. http://www.alhimikov.net/video/neorganika/menu.html 3. http://sc.uriit.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/23511/ 4. http://images.yandex.ru/yandsearch 5. http://www.youtube.ru

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Водород

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Аппарат_Киппа

3. http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/VODOROD.html

4. Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс. Учебник - 176 с., 2009г.

5. Л. Аликберова. Занимательная химия, Москва «АСТ-ПРЕСС», 1999

6. В.А. Крицман Книга для чтения по неорганической химии. Книга для чтения учащихся.- Москва: «Просвещение», 1993г. 1. http://himbio.ucoz.ru/index/illjustracii/0-21

2. http://www.alhimikov.net/video/neorganika/menu.html

3. http://sc.uriit.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/23511/

4. http://images.yandex.ru/yandsearch

5. http://www.youtube.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока и презентация "Водород, его физические и химические свойства"

Автор: Антонова Ирина Павловна

Дата: 18.03.2015

Номер свидетельства: 188347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по химии "Его Величество Кислород" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-khimii-iegho-vielichiestvo-kislorod"
    ["file_id"] => string(6) "143864"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418589611"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Физические и химические свойства водорода. Применение" "
    ["seo_title"] => string(62) "fizichieskiie-i-khimichieskiie-svoistva-vodoroda-primienieniie"
    ["file_id"] => string(6) "134516"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416756907"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "конспект урока "Кислоты состав, номенклатура, классификация, физические свойства""
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-kisloty-sostav-nomienklatura-klassifikatsiia-fizichieskiie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "262862"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449418949"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Конспект урока по химии  "Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода  и его физические свойства»"
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekturokapokhimiivodorodieghoobshchaiakharaktieristikainakhozhdieniievprirodiepoluchieniievodorodaiieghofizichieskiiesvoistva"
    ["file_id"] => string(6) "265505"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449952120"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока по химии на тему "Алкены" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-khimii-na-tiemu-alkieny"
    ["file_id"] => string(6) "101811"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402454813"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства