Кислоты состав, номенклатура, классификация, физические свойства.
ЦЕЛЬ:
- углубить знания учащихся об основных видах неорганических соединений;
- сформировать четкое представление о составе, классификации, распространение в природе и современной номенклатуре неорганических кислот;
- ознакомить учащихся с классификацией кислот, мерами безопасности при работе с растворами кислот;
- научить учащихся определять степень окисления кислотных остатков
- продолжить совершенствовать умения учащихся составлять химические формулы соединений по степени окисления, уравнивать уравнения химических реакций, проводить количественные вычисления;
- способствовать развитию познавательной активности учащихся, аналитического и логического мышления;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, коммуникативную и социальную компетентность, продолжить экологическое воспитание обучающихся.
Тип урока: использование знаний и развития познавательной активности
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, схемы-конспекты, карточки с формулами оксидов, кислот, периодическая система химических элементов, тестовые задания по вариантам, ключ для взаимопроверки тестов.
Базовые понятия: сложное вещество, оксиды, кислоты, кислотный остаток, степень окисления.
Формы и методы проведения: работа со схемами-конспектами, работа в паре, интеллектуальные игры, химический тренажер, тестирования.
Ход урока.
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
ІІ.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Уважаемые друзья, нас сегодня ожидает знакомство со следующим классом сложных веществ. Мы будем изучать вещества, без которых не можем прожить и дня, которые рядом с нами и есть даже в нашем желудке, вещества, которые работают и в промышленности, и в быту, а также помогают нам переваривать пищу, делают вкус пищи более привлекательным, насыщенным. А еще эти вещества требуют особого уважения к себе, и не прощают небрежности.
ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Осень. Облетает желтый лист. ноябрь.
И несколько особых «химических» листочков госпожа Осень щедро рассыпала на наши учебные столы. На листочках - вопрос. Знаешь ответ - смело отвечай, тебя ждет «свободный микрофон», если же вопрос оказался для тебя сложным - считай, что получил индивидуальное дополнительное домашнее задание.
Вопрос:
1. Какие бывают вещества по составу?
2. Что такое сложное вещество?
3. Какие классы сложных веществ вам известны?
4. Какие вещества называются оксидами?
5. На какие группы, по химическому характеру, делятся оксиды?
6. Оксиды, каких элементов относятся к основным?
7. Оксиды, каких элементов относятся к амфотерным?
8. Оксиды, каких элементов относятся к кислотным?
9. При взаимодействии с водой оксиды металлов I и II группы образуют.?
10. Большинство кислотных оксидов реагируют с водой, образуя.?
Обучающимся со средним и низким уровнем учебных достижений предлагаю карточки с формулами оксидов. Обучающимся необходимо назвать оксид и определить его характер.
Осенняя симфония из желтых листьев
кружит тихонько у нас за окном.
Их ветер-озорник срывает, кружит в осеннем вальсе и
укрывает землю красочным ковром.
Вот и в нашей блок-схеме ветер, все совершенно спутал - необходимо быстро навести порядок и классифицировать вещества.
SO3, Fe2O3, H2SO4,Ba(OH)2, H2O, NaCl, P2O5, Ca(NO3)2, FePO4, Al(OH)3, HNO3, HBr, Mg(OH)2, CuSO4, KOH, H3PO4
Работаем в группах - рядах, первая группа - выбирает формулы оксидов, вторая группа - кислот, третья - оснований. Представитель группы на магнитной доске размещает, выбраны формулы под соответствующей общей формуле класса.
Работа в группах.
RxOy HnROm Me(OH)n MeROm
SO3
Fe2O3
H2O
P2O5
HBr
H2SO4
HNO3
H3PO4
Mg(OH)2
KOH
Ba(OH)2
Al(OH)3
NaCl
Ca(NO3)2
CuSO4
FePO4
Учитель осуществляет коррекционную работу, в случае необходимости, проверку работы осуществляет класс.
Спасибо группам за активность, и последний вопрос, к какому классу сложных веществ относятся вещества, формулы которых остались без вашего внимания?
ІV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Говоря об оксидах, как сложных веществах, мы отмечали их распределение по характеру на основные, амфотерные и кислотные. В схеме-конспекте указано, что при взаимодействии последних с водой образуются кислоты. В общем виде уравнение реакции взаимодействия кислотных оксидов с водой имеет вид:
RxOy + Н2О → HnROm
Например: SO3 + Н2О→ H2SO4
СО2+Н2О→Н2СО3
На предыдущем уроке мы выяснили, что характерной особенностью кислот является наличие атомов водорода в составе молекул. Наш следующий шаг - знакомство с представителями класса кислот.
1.Состав и номенклатура кислот.
Работа со схемой-конспектом «Кислоты», таблица кислот. Обращаем внимание на названия кислот и их традиционные названия.
2. Понятие кислотный остаток и степень окисления кислотного остатка.
Химическая формула любого вещества позволяет нам определить степень окисления элементов, входящих в состав молекулы. Именно так, по алгоритму, мы работали с формулами бинарных соединений, например для оксидов, хлоридов и т.д.
В формулах кислот группа атомов за водородом, получила название - кислотный остаток. Эта группа имеет общее название, образованное из названия кислоты, и общую степень окисления, которая численно равна количеству атомов водорода. По таблице кислот определите степень окисления кислотных остатков.
Ученики читают формулу кислоты, называют кислотный остаток и его степень окисления.
3. Классификация кислот.
Учащиеся прорабатывают учебный материал по презентации.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
Просто знать - это еще не все.
Знание нужно использовать.
И. Гете
Так, и на моем столе госпожа Осень оставила несколько листочков, помогите разобраться с ними. Как давно вы играли в «крестики-нолики»? Только сегодня в роли крестиков и ноликов - химические вещества: оксиды и кислоты. Наша задача в ходе игры закрепить знания о классификации этих соединений, их названиях.
Химические «крестики-нолики»
Задача на планшетах, учащимся необходимо найти выигрышную линию и назвать к какому классу неорганических соединений относятся вещества, формулы которых образовали выигрышную линию, назвать вещества.
HCl
HNO3
H2SiO3
H2SO4
H2S
H2O
H3PO4
H2CO3
HI
- Выигрышная комбинация – бескислородные кислоты:
- Выигрышная комбинация – двухосновные кислоты:
H2SiO3
HI
H3PO4
H2S
HBr
HNO3
H2SO4
H2SO3
HPO3
- Выигрышная комбинация – основные оксиды:
H2O
SO2
ZnO
BaO
Na2O
K2O
H2S
Al2O3
P2O5
- Выигрышная комбинация – несолеобразующие оксиды:
Fe2O3
CaO
NO
CO2
N2O
P2O5
CO
SO2
Cr2O3
На ваших рабочих местах госпожа Осень оставила еще один «листик» - тест. Работать необходимо по вариантам, внимательно и быстро. Помните:
Чтобы достичь успеха в обучении
пытайся догнать тех, кто впереди,
но никогда не оглядывайся на тех,
кто остался за тобой.