kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Кислоты состав, номенклатура, классификация, физические свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кислоты состав, номенклатура, классификация, физические свойства.

ЦЕЛЬ:

  • углубить знания учащихся об основных видах неорганических соединений;
  • сформировать четкое представление о составе, классификации, распространение в природе и современной номенклатуре неорганических кислот;
  •  ознакомить учащихся с классификацией кислот, мерами безопасности при работе с растворами кислот;
  •  научить учащихся определять степень окисления кислотных остатков
  •  продолжить совершенствовать умения учащихся составлять химические формулы соединений по степени окисления, уравнивать уравнения химических реакций, проводить количественные вычисления;
  • способствовать развитию познавательной активности учащихся, аналитического и логического мышления;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, коммуникативную и социальную компетентность, продолжить экологическое воспитание обучающихся.

Тип урока: использование знаний и развития познавательной активности

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, схемы-конспекты, карточки с формулами оксидов, кислот, периодическая система химических элементов, тестовые задания по вариантам, ключ для взаимопроверки тестов.

Базовые понятия: сложное вещество, оксиды, кислоты, кислотный остаток, степень окисления.

Формы и методы проведения: работа со схемами-конспектами, работа в паре, интеллектуальные игры, химический тренажер, тестирования.

                                                 Ход урока.

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

ІІ.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

 Уважаемые друзья, нас сегодня ожидает знакомство со следующим классом сложных веществ.  Мы будем изучать вещества, без которых не можем прожить и дня, которые рядом с нами и есть даже в нашем желудке, вещества, которые работают и в промышленности, и в быту, а также помогают нам переваривать пищу, делают вкус пищи более привлекательным, насыщенным. А еще эти вещества требуют особого уважения к себе, и не прощают небрежности.

ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

                                              Осень. Облетает желтый лист. ноябрь.

И несколько особых «химических» листочков госпожа Осень щедро рассыпала на наши учебные столы. На листочках - вопрос. Знаешь ответ - смело отвечай, тебя ждет «свободный микрофон», если же вопрос оказался для тебя сложным - считай, что получил индивидуальное дополнительное домашнее задание.

Вопрос:

1. Какие бывают вещества по составу?

2. Что такое сложное вещество?

3. Какие классы сложных веществ вам известны?

4. Какие вещества называются оксидами?

5. На какие группы, по химическому характеру, делятся оксиды?

6. Оксиды, каких элементов относятся к основным?

7. Оксиды, каких элементов относятся к амфотерным?

8. Оксиды, каких элементов относятся к кислотным?

9. При взаимодействии с водой оксиды металлов I и II группы образуют.?

10. Большинство кислотных оксидов реагируют с водой,  образуя.?

Обучающимся со средним и низким уровнем учебных достижений предлагаю карточки с формулами оксидов. Обучающимся необходимо назвать оксид и определить его характер.

Осенняя симфония из желтых листьев

                                                       кружит тихонько у нас за окном.

                             Их ветер-озорник срывает, кружит в осеннем вальсе и

                                                               укрывает  землю красочным ковром.

Вот и в нашей блок-схеме ветер, все совершенно спутал - необходимо быстро навести порядок и классифицировать вещества.

SO3, Fe2O3, H2SO4,Ba(OH)2, H2O, NaCl, P2O5, Ca(NO3)2, FePO4, Al(OH)3, HNO3, HBr, Mg(OH)2, CuSO4, KOH, H3PO4

Работаем в группах - рядах, первая группа - выбирает формулы оксидов, вторая группа - кислот, третья - оснований. Представитель группы на магнитной доске размещает, выбраны формулы под соответствующей общей формуле класса.

Работа в группах.

RxOy                              HnROm                     Me(OH)n          MeROm

SO3

Fe2O3

H2O

P2O5

HBr

H2SO4

HNO3

H3PO4

Mg(OH)2

KOH

Ba(OH)2

Al(OH)3

NaCl

Ca(NO3)2

CuSO4

FePO4

Учитель осуществляет коррекционную работу, в случае необходимости, проверку работы осуществляет класс.

Спасибо группам за активность, и последний вопрос, к какому классу сложных веществ относятся вещества, формулы которых остались без вашего внимания?

ІV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Говоря об оксидах, как сложных веществах, мы отмечали их распределение по характеру на основные, амфотерные и кислотные. В схеме-конспекте указано, что при взаимодействии последних с водой образуются кислоты. В общем виде уравнение реакции взаимодействия кислотных оксидов с водой имеет вид:

                          RxOy + Н2О → HnROm

                          Например: SO3 + Н2О→ H2SO4

                                              СО2+Н2О→Н2СО3

На предыдущем уроке мы выяснили, что характерной особенностью кислот является наличие атомов водорода в составе молекул. Наш следующий шаг - знакомство с представителями класса кислот.

     1.Состав и номенклатура кислот.

Работа со схемой-конспектом «Кислоты», таблица кислот. Обращаем внимание на названия кислот и их традиционные названия.

2. Понятие  кислотный остаток и степень окисления  кислотного остатка.

        Химическая формула любого вещества позволяет нам определить степень окисления элементов, входящих в состав молекулы. Именно так, по алгоритму, мы работали с формулами бинарных соединений, например для оксидов, хлоридов и т.д.

 В формулах кислот группа атомов за водородом, получила название - кислотный остаток. Эта группа имеет общее название, образованное из названия кислоты, и общую степень окисления, которая  численно равна количеству атомов водорода. По таблице кислот определите степень окисления кислотных остатков.

Ученики читают формулу кислоты, называют кислотный остаток и его степень окисления.

3. Классификация кислот.

Учащиеся прорабатывают учебный материал по презентации.

 V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

                                               Просто знать - это еще не все.

                                               Знание нужно использовать.

                                                                                                    И. Гете

Так, и на моем столе госпожа Осень оставила несколько листочков, помогите разобраться с ними. Как давно вы играли в «крестики-нолики»? Только сегодня в роли крестиков и ноликов - химические вещества: оксиды и кислоты. Наша задача в ходе игры закрепить знания о классификации этих соединений, их названиях.

                                  Химические «крестики-нолики»

Задача на планшетах, учащимся необходимо найти выигрышную линию и назвать к какому классу неорганических соединений относятся вещества, формулы которых образовали выигрышную линию, назвать вещества.

HCl

HNO3

H2SiO3

 H2SO4

H2S

H2O

H3PO4

H2CO3

HI

  1.  Выигрышная комбинация – бескислородные кислоты:
  1. Выигрышная комбинация – двухосновные кислоты:

H2SiO3

HI

H3PO4

H2S

HBr

HNO3

H2SO4

H2SO3

HPO3

  1. Выигрышная комбинация – основные оксиды:

H2O

SO2

ZnO

BaO

Na2O

K2O

H2S

Al2O3

P2O5

  1. Выигрышная комбинация – несолеобразующие оксиды:

Fe2O3

CaO

NO

CO2

N2O

P2O5

CO

SO2

Cr2O3

На ваших рабочих местах госпожа Осень оставила еще один «листик» - тест. Работать необходимо по вариантам, внимательно и быстро. Помните:

Чтобы достичь успеха в обучении

пытайся догнать тех, кто впереди,

но никогда не оглядывайся на тех,

кто остался за тобой.

  •  

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Кислоты состав, номенклатура, классификация, физические свойства"»

Кислоты состав, номенклатура, классификация, физические свойства.

ЦЕЛЬ:

  • углубить знания учащихся об основных видах неорганических соединений;

  • сформировать четкое представление о составе, классификации, распространение в природе и современной номенклатуре неорганических кислот;

  • ознакомить учащихся с классификацией кислот, мерами безопасности при работе с растворами кислот;

  • научить учащихся определять степень окисления кислотных остатков

  • продолжить совершенствовать умения учащихся составлять химические формулы соединений по степени окисления, уравнивать уравнения химических реакций, проводить количественные вычисления;

  • способствовать развитию познавательной активности учащихся, аналитического и логического мышления;

  • воспитывать сознательное отношение к учебе, коммуникативную и социальную компетентность, продолжить экологическое воспитание обучающихся.

Тип урока: использование знаний и развития познавательной активности

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, схемы-конспекты, карточки с формулами оксидов, кислот, периодическая система химических элементов, тестовые задания по вариантам, ключ для взаимопроверки тестов.

Базовые понятия: сложное вещество, оксиды, кислоты, кислотный остаток, степень окисления.

Формы и методы проведения: работа со схемами-конспектами, работа в паре, интеллектуальные игры, химический тренажер, тестирования.

                                                 Ход урока.

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

ІІ.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

 Уважаемые друзья, нас сегодня ожидает знакомство со следующим классом сложных веществ. Мы будем изучать вещества, без которых не можем прожить и дня, которые рядом с нами и есть даже в нашем желудке, вещества, которые работают и в промышленности, и в быту, а также помогают нам переваривать пищу, делают вкус пищи более привлекательным, насыщенным. А еще эти вещества требуют особого уважения к себе, и не прощают небрежности.

ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Осень ... Облетает желтый лист ... ноябрь ...

И несколько особых «химических» листочков госпожа Осень щедро рассыпала на наши учебные столы. На листочках - вопрос. Знаешь ответ - смело отвечай, тебя ждет «свободный микрофон», если же вопрос оказался для тебя сложным - считай, что получил индивидуальное дополнительное домашнее задание.

Вопрос:

1. Какие бывают вещества по составу?

2. Что такое сложное вещество?

3. Какие классы сложных веществ вам известны?

4. Какие вещества называются оксидами?

5. На какие группы, по химическому характеру, делятся оксиды?

6. Оксиды, каких элементов относятся к основным?

7. Оксиды, каких элементов относятся к амфотерным?

8. Оксиды, каких элементов относятся к кислотным?

9. При взаимодействии с водой оксиды металлов I и II группы образуют ...?

10. Большинство кислотных оксидов реагируют с водой, образуя ...?

Обучающимся со средним и низким уровнем учебных достижений предлагаю карточки с формулами оксидов. Обучающимся необходимо назвать оксид и определить его характер.

Осенняя симфония из желтых листьев

кружит тихонько у нас за окном ...

            Их ветер-озорник срывает, кружит в осеннем вальсе и

            укрывает землю красочным ковром ...

Вот и в нашей блок-схеме ветер, все совершенно спутал - необходимо быстро навести порядок и классифицировать вещества.

SO3, Fe2O3, H2SO4,Ba(OH)2, H2O, NaCl, P2O5, Ca(NO3)2, FePO4, Al(OH)3, HNO3, HBr , Mg(OH)2, CuSO4, KOH, H3PO4

Работаем в группах - рядах, первая группа - выбирает формулы оксидов, вторая группа - кислот, третья - оснований. Представитель группы на магнитной доске размещает, выбраны формулы под соответствующей общей формуле класса.

Работа в группах.

RxOy HnROm Me(OH)n MeROm

SO3

Fe2O3

H2O

P2O5

HBr

H2SO4

HNO3

H3PO4

Mg(OH)2

KOH

Ba(OH)2

Al(OH)3

NaCl

Ca(NO3)2

CuSO4

FePO4

 

Учитель осуществляет коррекционную работу, в случае необходимости, проверку работы осуществляет класс.

Спасибо группам за активность, и последний вопрос, к какому классу сложных веществ относятся вещества, формулы которых остались без вашего внимания?

ІV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Говоря об оксидах, как сложных веществах, мы отмечали их распределение по характеру на основные, амфотерные и кислотные. В схеме-конспекте указано, что при взаимодействии последних с водой образуются кислоты. В общем виде уравнение реакции взаимодействия кислотных оксидов с водой имеет вид:

                          RxOy + Н2О → HnROm

                          Например: SO3 + Н2О→ H2SO4

СО22О→Н2СО3

На предыдущем уроке мы выяснили, что характерной особенностью кислот является наличие атомов водорода в составе молекул. Наш следующий шаг - знакомство с представителями класса кислот.

     1.Состав и номенклатура кислот.

Работа со схемой-конспектом «Кислоты», таблица кислот. Обращаем внимание на названия кислот и их традиционные названия.

2. Понятие кислотный остаток и степень окисления кислотного остатка.

        Химическая формула любого вещества позволяет нам определить степень окисления элементов, входящих в состав молекулы. Именно так, по алгоритму, мы работали с формулами бинарных соединений, например для оксидов, хлоридов и т.д.

 В формулах кислот группа атомов за водородом, получила название - кислотный остаток. Эта группа имеет общее название, образованное из названия кислоты, и общую степень окисления, которая численно равна количеству атомов водорода. По таблице кислот определите степень окисления кислотных остатков.

Ученики читают формулу кислоты, называют кислотный остаток и его степень окисления.

3. Классификация кислот.

Учащиеся прорабатывают учебный материал по презентации.

 V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

                                               Просто знать - это еще не все.

                                               Знание нужно использовать.

                                                                                                    И. Гете

Так, и на моем столе госпожа Осень оставила несколько листочков, помогите разобраться с ними. Как давно вы играли в «крестики-нолики»? Только сегодня в роли крестиков и ноликов - химические вещества: оксиды и кислоты. Наша задача в ходе игры закрепить знания о классификации этих соединений, их названиях.

                                  Химические «крестики-нолики»

Задача на планшетах, учащимся необходимо найти выигрышную линию и назвать к какому классу неорганических соединений относятся вещества, формулы которых образовали выигрышную линию, назвать вещества.

  1. HCl

    HNO3

    H2SiO3

    H2SO4

    H2S

    H2O

    H3PO4

    H2CO3

    HI

    Выигрышная комбинация – бескислородные кислоты:









  1. Выигрышная комбинация – двухосновные кислоты:

    H2SiO3

    HI

    H3PO4

    H2S

    HBr

    HNO3

    H2SO4

    H2SO3

    HPO3

  2. Выигрышная комбинация – основные оксиды:



H2O

SO2

ZnO

BaO

Na2O

K2O

H2S

Al2O3

P2O5





  1. Выигрышная комбинация – несолеобразующие оксиды:

Fe2O3

CaO

NO

CO2

N2O

P2O5

CO

SO2

Cr2O3









На ваших рабочих местах госпожа Осень оставила еще один «листик» - тест. Работать необходимо по вариантам, внимательно и быстро. Помните:

Чтобы достичь успеха в обучении

пытайся догнать тех, кто впереди,

но никогда не оглядывайся на тех,

кто остался за тобой.

                             Аристотель

ТЕСТ «Классификация, состав, номенклатура кислот, оснований, оксидов и солей».

1 вариант

  1. Укажите ряд в котором приведены формулы оксидов, запишите названия этих оксидов:

    1. H2SiO3, Mg(OH)2, HBr, PbO2,

    2. Li3PO4, Fe(OH)3, Al(OH)3, KOH;

    3. SO3, NO2, MgO, CO2

    4. HNO3, NaOH, CaCO3, HI

  1. Выберите правильное определение оснований -

    1. Сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксильных групп;

    2. Сложные вещества, состоящие из атомов неметаллов и одной или нескольких гидроксильных групп;

    3. Сложные вещества, состоящие из атомов двух химических элементов один из которых кислород (+2).

  2. Выберите формулу нитратной/азотной кислоты:

    1. H2 NO3,

    2. HNO2,

    3. HNO3,

    4. КNO2.

  1. Укажите, к какому классу принадлежит вещество CaCO3

    1. основание

    2. кислота

    3. оксид

    4. соль

  1. Установите соответствие между формулой и названием вещества:

    1. MgO

    2. NaOH

    3. HI

    4. Zn(NO3)2

    5. H2SiO3

1. цинка нитрат

2. силикатная кислота

3. оксид магния

4. иодидная кислота

5. гидроксид натрия

  1. Выпишите отдельно формулы нерастворимых оснований и щелочей:

Mg(OH)2,, Li3PO4, Fe(OH)3, KOH, CO2, MgO, NaOH, H2SO4, Al(OH)3, Ва(ОН)2, KCl, HI.

  1. Установите соответствие между реагентами и продуктами реакций:

а/ SO2+ H2O

б/ CaO+SiO2

в/ SO3 + H2O

г/ K2O + H2O


  1. 2KOH

  2. H2SO3

  3. Ca(OH)2

  4. CaSiO3

  5. H2SO4


  1. Расставьте коэффициенты в схемах уравнений химических реакций:

Mg + H 3 PO4 → Mg3 (PO4)2 + H2

Na + H2O → NaOH + H2

H2 + Cr2O3→ Cr + H2O

Br2 + H2→ HBr

H2S+O2 → H2O+ SO2


2 вариант


  1. Укажите ряд, в котором приведены формулы кислот, запишите названия этих кислот:

    1. H2SiO3, H2SO4, HBr, HNO3.

    2. Li3PO4, Zn(NO3)2, Al(OH)3, KCl;

    3. SO3, KOH, MgO, К2CO3

    4. HNO3, NaOH, CaCO3, HI

2. Выберите правильное определение оксиды -

    1. Сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксильных групп;

    2. Сложные вещества, состоящие из атомов неметаллов и одной или нескольких гидроксильных групп;

    3. Сложные вещества, состоящие из атомов двух химических элементов один из которых кислород (+2).

3. Выберите формулу гидроксида железа (+3):

    1. Fe(OH)2

    2. Fe(OH)3

    3. Fe2(OH)3

    4. Fe(OH)2.

  1. Укажите к какому классу принадлежит вещество H2SO4

    1. основание

    2. кислота

    3. оксид

    4. соль

  1. установите соответствие между названием оксида и его классификацией:

  1. оксид калия

  2. оксид марганца (+7)

  3. оксид азота (+1)

  4. оксид углерода (+4)



  1. Оксид металла, основной

  2. Оксид неметалла, кислотный

  3. Оксид неметалла, несолеобразующий

  4. Оксид металла, кислотный

  5. Оксид металла, амфотерный

  1. Выпишите отдельно формулы бескислородных кислот и кислородсодержащих:

HNO3, Fe(OH)3, H2SiO3, CO2, H2S, NaOH, H2SO4, Al(OH)3, Ва(ОН)2, НCl, HI.

  1. Установите соответствие между реагентами и продуктами реакций:

  1. CO2 + H2O

  2. CaO + H2O

  3. ZnO + 2HCl

  4. CaO + CO2


  1. Ca(OH)2

  2. ZnCl2+ H2O

  3. H2CO3

  4. CaCl2+ H2O

  5. CaCO3


  1. Расставьте коэффициенты в схемах уравнений химических реакций:

Аl2O3+HCl→AlCl3+ H2O

C2H6+O2 → CO2+ H2O

NO2 + O2+ H2O→HNO3

SiO2+Cr2O3 →Cr2(SiO3)3

FeCl3+NaOH →Fe(OH)3+NaCl





Предлагаю ученикам оценить комфортность деятельности на уроке, используя смайлики. На выполнение тестовых заданий отводится 8 - 10 минут. После этого ученики обмениваются выполненными вариантами и с помощью ключа осуществляют взаимопроверку. Работы сдаются учителю после проверки. Краткий анализ результатов теста.

VІ РЕФЛЕКСИЯ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • С каким классом неорганических веществ мы познакомились на уроке?

  • Была учебная информация интересной, полезной?

  • Достигли ли вы поставленной цели?

  • Что было главным на уроке?

Хочу поблагодарить за активную работу обучающихся, надеюсь, вам было интересно и комфортно работать на уроке, поскольку большинство смайликов улыбаются мне из ваших листочков-ответов.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

проработать § и презентацию, по базовой схеме «Кислоты» выучить формулы и названия кислот, вычислить массовые доли химических элементов в серной кислоте.

Творческое задание: подготовить мини-доклады об использовании кислот в быту, в различных отраслях народного хозяйства.

VIII. Подведение итогов урока


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
конспект урока "Кислоты состав, номенклатура, классификация, физические свойства"

Автор: Подлесная Ольга Николаевна

Дата: 06.12.2015

Номер свидетельства: 262862

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока по химии"Получение и свойства кислот" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-khimii-poluchieniie-i-svoistva-kislot"
    ["file_id"] => string(6) "168567"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423245511"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока «Аминокислоты» (технология коллективных способов обучения)"
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-aminokisloty-tiekhnologhiia-kolliektivnykh-sposobov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "308458"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458582541"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства