kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Углерод и его оксиды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка к уроку химии по теме "Углерод и его оксиды". В конспекте рассмотрены особенности химических и физических свойств оксидов углерода, аллотропные модификации углерода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Углерод и его оксиды"»

Андреева Елена Сергеевна

учитель химии

МБОУ Школа №166 г.о.Самара

Класс: 9

Конспект


Тема: «Углерод и его оксиды»

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: изучить химические свойства углерода и его оксидов

Задачи урока:

  1. Образовательные: изучить строение кристаллических решеток соединений углерода; познакомиться с аллотропными модификациями углерода; рассмотреть физические и химические свойства оксидов углерода

  2. Развивающие: развитие понятий «аллотропия», «адсорбция», «десорбция», «основный оксид», «кислотный оксид», развитие умений обобщать результаты и делать выводы; развитие мышления.

  3. Воспитательные: формирование научного мировоззрения.

Оборудование и материалы: Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, макеты кристаллических решеток углерода, ноутбук, проектор, учебник.

 Методы обучения: наглядные (демонстрация макета строения кристаллических решеток алмаза и графита), словесные (рассказ), практические (выполнение практических заданий: решение задач)

Литература:

  1. Микитюк А.Д. Сборник задач и упражнений по химии. 8-11 классы / А.Д. Микитюк. – М.: Изд. «Экзамен», 2009. (с. 115–116)

  2. Оржековский П.А. Сборник задач и упражнений по химии: 9-й кл./ П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2007. (с. 118–124)

  3. Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. – М.: АСТ: Астрель, 2007. (§39)

  4. Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. (с. 78–79)

  5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003. (с. 207–212)

Структура (план) урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин.)

  2. Контроль достижений учащихся (7 мин.)

  3. Актуализация и мотивация учебной деятельности. (5-6 мин)

  4. Целеполагание (1-2 мин.)

  5. Изложение нового материала (15-20 мин.)

  6. Первичное закрепление (3-5 мин.)

  7. Постановка домашнего задания (3 мин.)

  8. Подведение итогов урока (2 мин.)


Ход урока:

1. Организационный момент (1-2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Здоровается с учащимися. Проверяет, все ли вы готовы к уроку. Предлагает садиться.

Учащиеся готовятся к уроку, стоят, молча приветствуя, учителя.

Садятся.

-

2. Контроль достижений учащихся (7 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Организует работу обучающихся, раздает задания.

1. Работа у доски

А) Изобразить схемы электронного строения атомов углерода и кремния, указать сходства и различия в строении атомов этих химических элементов.

Б) Привести примеры атомных орбиталей.

В) Как распределяются электроны по атомным орбиталям? Какое максимальное количество электронов может находиться на s-орбитали?

2. Работа с классом.

Задача.


При взаимодействии углерода с кремнием выделилось 13,44 л смеси двух газов (н.у.). Рассчитайте массу углерода, вступившего в реакцию.

Отвечают на вопросы учителя, решают задания.

А)


Углерод и кремний — это неметаллы, так как
на внешнем электронном слое 4 электрона. Поэтому проявляют валентность 4. В невозбужденном
состоянии их атомы имеют по 2 неспаренных электрона. Но атомы этих элементов имеют на внешнем
уровне свободные орбитали, поэтому при переходе
в возбужденное состояние распаривают электроны
s-подуровней. Проявляют как положительную, так
и отрицательную степени окисления. Углерод и
кремний в соединениях проявляют степени окисления -4; +2; +4. Например: СО2, SiО2, СО, SIO,
СН4, SiH4. Но так как кремний имеет больший
радиус атома, чем углерод, то для него более характерна способность отдавать электроны, чем для
углерода.

Б) Примеры атомных орбиталей: s-, p-, d-, f-орбитали.

В) Электроны заселяют атомные орбитали, начиная с подуровня с меньшей энергией. В этом состоит правило минимума энергии. Последовательность в нарастании энергии подуровней акова: 1s s p s p s ≤ 3d p s и так далее.

В каждой атомной орбитали может размещаться максимально два электрона (принцип Паули).

При наличии орбиталей с одинаковой энергией (например, трех р-орбиталей одного подуровня) каждая орбиталь заполняется вначале наполовину (и поэтому на р-подуровне не может быть более трех неспаренных электронов), а затем уже полностью, с образованием электронных пар (правило Хунда).

На s-орбитале может находиться максимум 2 электрона.


2.Решение задачи.

Пусть в реакцию

С + 2Н24(конц) = СО2↑ + 2SО2↑ + 2Н2О

вступило х моль С, тогда образовалось х моль СО2 и 2х моль SО2, всего Зх моль газов. По условию, количество газов в смеси равно 13,44/22,4 = 0,6 = Зх, откуда х = 0,2. Масса углерода равна 0,2.12 = 2,4 г.

Ответ. 2,4 г С.



Практические (решение задачи)

3. Актуализация и мотивация учебной деятельности. (5-6 мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Ребята, сегодня мы изучим химические свойства углерода и его оксидов.

Оксид какого элемента используется для изготовления газировки? (диоксид углерода)

Это соединение вызывает отравление, очень токсично, образуется при неполном сгорании топлива?(угарный газ)


- Ребята, какие оксиды углерода вы знаете?

-Чем отличаются кислотные оксиды от основных?

Слушают учителя, отвечают на его вопросы.



4. Целеполагание (1-2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Учитель рассказывает об интересных фактах о углероде.

I. Согласно шестому по численности числу элементов во Вселенной, углерод образуется в внутри звезд в реакции, называемой тройным альфа-процессом, согласно Центру астрофизики.

II.Углерод-14 представляет собой радиоактивный изотоп углерода, используемый археологами для современных организмов и останков. Углерод-14 естественным образом встречается в атмосфере. По словам Университета штата Колорадо, растения принимают его в дыхании, в котором они превращают сахара, полученные во время фотосинтеза, в энергию, которую они используют для роста и поддержания других процессов. Живые организмы включают углерод-14 в свои тела, употребляя в пищу растения или других животных, питающихся растениями. По данным Университета Аризоны, углерод-14 имеет период полураспада 5730 лет, а это означает, что после этого времени половина углерода-14 в образце распадается.

Итак, ребята, вы догадались, что тема урока «Углерод и его оксиды»




Формулируют тему урока и его цель. Обучающиеся формулируют цель урока: «изучить химические свойства углерода и его оксидов»


5. Изложение нового материала (15-20 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Учитель рассказывает обучающимся о химических свойствах углерода.

Простые вещества, образованные углеродом – это типичные неметаллы. Рассмотрим их химические свойства на примере угля. Реакция горения

С + О2 = СО2

При недостатке кислорода происходит неполное сгорание угля с образованием оксида углерода (II) – угарного газа:

2С + О2 = 2СО

При взаимодействии угля с водородом образуется метан:

С + 2Н2 = СН4.

При спекании угля с кальцием или оксидом кальция образуется карбид кальция СаС2:

Са + 2С = СаС2

СаО + 3С = СаС2 + СО

Раскаленный уголь реагирует с водой с образованием водяного газа – смеси угарного газа и водорода: С + Н2О = СО + Н2

При нагревании уголь окисляется концентрированной серной кислотой, при этом образуются углекислый газ, оксид углерода (IV) и вода:

С + 2H2SO4 = CO2 + 2SO2 + 2H2O.

Учитель предлагает выписать химические свойства оксидов углерода в тетрадь, пользуясь параграфом учебника «Оксиды углерода»

Слушают объяснение учителя, записывают основные термины и определения в тетрадь.

Выписывают в тетрадь уравнения реакций, описывающих химические свойства оксидов углерода.

Оксид углерода (II), или, как его еще можно назвать, монооксид углерода, а также угарный газ – это несолеобразующий оксид. По своим физическим свойствам оксид углерода (II) – бесцветный газ, без запаха, плохо растворимый в воде. Угарным газом это вещество называют потому, что оно очень ядовито.

Монооксид углерода образуется при неполном сгорании угля или органических веществ:

2С + О2 = 2СО.

В лаборатории его легче всего получить, действуя на муравьиную кислоту концентрированной серной кислотой, которая связывает воду:

               H2SO4, t

НСООН     →      СО↑ + Н2О

Оксид углерода (II) – сильный восстановитель, его широко используют в металлургии для восстановления металлов из их оксидов:

СО + CuO = Cu + CO2

В кислороде и на воздухе оксид углерода (II) горит голубоватым пламенем, выделяя много теплоты, при этом образуется оксид углерода (IV):

2СО + О2 = 2СО2 + 577 кДж

2. Оксид углерода (IV)

Оксид углерода (IV), или диоксид углерода, а также углекислый газ является типично кислотным оксидом, в котором углерод находится в степени окисления +4. Этот оксид способен взаимодействовать с водой с образованием угольной кислоты, с основными оксидами и щелочами.

Углекислый газ не имеет цвета и запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха и неплохо растворим в воде. Всем известная газированная вода – это раствор оксида углерода (IV) в воде. При обычной температуре и высоком давлении диоксид углерода сжижается. При его испарении поглощается так много теплоты, что часть оксида углерода (IV)превращается в снегообразную массу – «сухой лед»

Благодаря тому, что оксид углерода (IV) не поддерживает горения, им заполняют огнетушители.



6. Первичное закрепление (3-5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Предлагает обучающимся выполнить следующее задание

Задание: С=О определите вид связи, механизм ее образования, устойчивость.

Читают условие задачи, записывают решение, проверяют своё решение с ответом другого обучающегося у доски.

Решение:

Двойная связь — результат образования двух общих электронных пар обменным механизмом образования ковалентной полярной связи. Но существует еще одна ковалентная связь, образованная по донорно-акцепторному механизму. Таким образом, атомы связаны не двойной, а тройной связью. В какой молекуле вы наблюдали тройную связь? Верно, в молекуле азота. Какое предположение можно сделать о характере свойств вещества? Вещество, вероятно, неактивно взаимодействует с другими веществами. Действительно, молекула очень прочна, однако малоактивным вещество не назовешь. Молекула оксида углерода (II) полярна, так как кислород смещает электронную плотность связи на себя.

Биологическое значение — ядовитое вещество!


Практические. Решение задач (закрепление полученных на уроке знаний)

7. Постановка домашнего задания (3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Записывает домашнее задание на доске, объясняет выполнение заданий

№№493, 506 из «Сборник задач и упражнений по химии: 9-й кл.» (П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле – М.: АСТ: Астрель, 2007)

Записывают домашнее задание в дневник, слушают учителя.

-

8. Подведение итогов урока (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Итак, ребята, подведем итог сегодняшнего урока.

Назовите основные понятия сегодняшнего урока, что нового вы узнали?

Учитель оценивает работу обучающихся на уроке, выставляет оценки

По очереди отвечают на вопросы учителя.

Фронтальный опрос






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Углерод и его оксиды"

Автор: Андреева Елена Сергеевна

Дата: 08.01.2021

Номер свидетельства: 569535

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока "Углерод и его соединения""
    ["seo_title"] => string(40) "konspekt_uroka_uglerod_i_ego_soedineniia"
    ["file_id"] => string(6) "552115"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590950846"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока химии по теме "Оксиды углерода" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-po-tiemie-oksidy-ughlieroda"
    ["file_id"] => string(6) "184596"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426072825"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по теме "Кремний и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kriemnii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224497"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438868377"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока и презентация по теме оксиды"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-oksidy"
    ["file_id"] => string(6) "250587"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447091368"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок по теме "Обобщение свойств основных классов неорганических соединений в свете теории ЭДС" "
    ["seo_title"] => string(110) "urok-po-tiemie-obobshchieniie-svoistv-osnovnykh-klassov-nieorghanichieskikh-soiedinienii-v-svietie-tieorii-eds"
    ["file_id"] => string(6) "113362"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410008057"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства