Цель урока: формировать понятия "основания", "щелочи", "качественная реакция", индикатор"; учить составлять формулы и названия оснований, классифицировать основания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Основания"»
Урок в 8 классе
Тема уроков. Основания.
Цель уроков. Формирование понятий «основания», «щелочи», «качественная реакция», «индикатор». Формирование умений составлять формулы и названия оснований; классифицировать основания по растворимости в воде; устанавливать генетическую связь между оксидом и основанием; описывать свойства отдельных представителей оснований.
Проблемный вопрос уроков. Что такое основания? Каков их состав? По каким признакам их можно классифицировать?
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Вопросы и задания
1) Какие соединения относятся к классу оксидов? Приведите соответствующие примеры.
2) Охарактеризуйте роль воды и углекислого газа в природе, промышленности, в быту.
3) Составьте формулы летучих водородных соединений элементов 2-го периода. Определите степень окисления и валентность входящих в их состав химических элементов.
4) Охарактеризуйте значение хлороводорода и аммиака в природе, промышленности, медицине.
II. Диалог на уроке
Формирование умения составлять формулы и названия оснований, классифицировать основания по растворимости в воде, проводить качественные реакции на примере щелочей; осуществлять наблюдение; описывать свойства отдельных представителей оснований.
Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 20 учебника.
Вопросы и задания
1) Выделите общее в составе следующих веществ: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2, Fe(OH)2.
Какой общей формулой можно выразить состав этих соединений?
Записи в тетради
Основания — сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов ОН–.
M(OH)n — общая формула оснований, где М — металл, n — число гидроксогрупп ОН–.
Названия оснований:
«гидроксид» + «металла» (с. о., если переменная)
NaOH — гидроксид натрия;
Ba(OH)2 — гидроксид бария;
Fe(OH)2 — гидроксид железа (II).
Демонстрации. Образцы оснований.
2) Запишите формулы представленных в коллекции оснований. Опишите их физические свойства.
3) Классифицируйте основания по признаку растворимости в воде, используя таблицу «Растворимость оснований, кислот и солей в воде».
Записи в тетради
Основания растворимые (щелочи)
NaOH, KOH
нерастворимые
Cu(OH)2, Fe(OH)2
4) Послушайте сообщения о некоторых щелочах — гидроксидах натрия, калия, кальция
(индивидуальные презентации обучающихся).
5) Какое применение находят щелочи в промышленности, строительстве, в быту? Какие меры предосторожности следует соблюдать при работе со щелочами?
6) Как можно отличить прозрачный бесцветный раствор гидроксида кальция от воды или от других подобных растворов?
Записи в тетради
Реакции, с помощью которых распознают определенные вещества, называют качественными.
Лабораторный опыт. Качественная реакция на углекислый газ.
Демонстрации. Изменение окраски индикаторов (фенолфталеина, лакмуса и метилового оранжевого) в щелочной среде.
7) Составьте таблицу «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды» (заполнение таблицы продолжится на следующем уроке).
III. Систематизация пройденного материала
Самостоятельное выполнение заданий № 1—3 после с. 119 § 20 учебника
IV. Подведение итогов
Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос уроков.
Домашнее задание: § 20, с. 119 у. 4 учебник Габриелян О.С.