Предметные: обучающиеся должны объяснять принципы деления веществ на классы: оксиды, основания. Перечислять признаки оксидов, оснований, устанавливать аналогии между веществами, создавать обобщения по классам веществ.
  анализировать полученную информацию, выделять главное в каждом классе неорганических веществ, существенное,  делать выводы при выборе конкретного вещества, предложенном учителем, сотрудничать с одноклассниками, работая в группе, совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.  
  Личностные: учиться работать в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием, связывая его с реальными жизненными ситуациями.
  Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного   подхода  в  преподавании  химии.
  Оборудование. На столе учителя: образцы оснований (Ca(OH)2, Cu(OH)2), растворы щелочей NaOH, KOH, индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, пробирки, раствор Ca(OH)2 соломка для соков
  На  столах учащихся: стеклянные палочки, вода в стакане, реактивы: гидроксид натрия (кристаллы), свежеполученный гидроксид меди(II), фенолфталеин 
       | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | 
  | 1. Оргмомент 2.Актуализация опыта. 
 | Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.  1.Фронтальный опрос:  - написать общую формулу оксидов на доске;  - дать определение классу неорганических соединений - оксиды;  - что значит бинарные соединения?;  -степень окисления кислорода?;  - кислород соединяется с металлами или с неметаллами в оксиде?;  - как узнать степень окисления элемента в оксиде?;  - как узнать по положению химического элемента в ПСХЭ металл он или нет?;  - напишите формулу воды и углекислого газа;  - какие частицы называются ионами?;  - расставьте степени окисления над элементами, напишите названия оксидов:  N₂O3 -, N₂O -. 
  Задание 1. Из следующего списка выпишите: оксиды. (Слайд 1)  Сu2О, KOH, LiOH, FeО, N2O5 Fe(ОН)2, Fe(ОН)3, P2O3, SO3,Cu(OH)2. - Как вы думаете, какие вещества оказались не выписанными? - Запишите их в столбик.    - Проанализируем их. Какие это вещества: простые или сложные?   -Что их объединяет? Что стоит на первом месте в формулах?   - Что стоит на втором месте?   - Эта группа атомов называется гидроксогруппой, а вещества – гидроксидами или основаниями.   - Какой класс веществ мы будем изучать сегодня? | Учащиеся приветствуют учителя 
 
 
 - 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ученики записывают их в тетрадях, меняются тетрадями проверяют по ответам, оценивают работу соседа по парте (Слайд 2)  Новый класс веществ. 
 
 
 - Эти вещества являются сложными по составу. - Атом металла.   
 
 - Группа ОН. - Основания |  Личностные УУД  ( умение выполнять самые простые, общие для всех людей правила) создать мотивацию к учебной деятельности Создание проблемной ситуации   формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 3 Этап целеполагания на уроке   | -Назовите тему сегодняшнего урока? - Давайте наметим план, по которому будем изучать эту тему. Что мы хотим узнать о данном классе соединений? Какие цели определим? (Слайд 4) Учитель вместе с учащимися составляет план (слайд 5).   | - Основания. (слайд 3)   Учащиеся записывают тему урока и план в тетради.   План 1Определение, название оснований. (Слайд 5) 2. Классификация оснований. 3. Индикаторы. 4.Физические свойства оснований, их значение в жизни человека. | Регулятивные: целеполагание, планирование, формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; постановка проблемы. Коммуникативные: постановка вопросов, умение точно выразить свои мысли; владение диалогической формой речи. | 
  | 4. Этап «Открытие нового знания»   
 
 
 
 |  - Сколько гидроксигрупп содержится в каждой из этих формул?   - А атомов металла?   -Следовательно, чему равен заряд гидроксогруппы? - Чем будет определяться количество гидроксогрупп?   - Сформулируйте определение оснований.   - выведите общую формулу оснований по составленному определению.  | - Разное количество.   - Всегда один.    - Единица.   - Степенью окисления металла.   - Основания – сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроксогрупп (слайд 6,7()йд 3кокисленияму равна ем изучать сегодня?___________________________________________________________________________________). Учащиеся записывают определение и общую формулу в тетради. | построение логической цепи рассуждений; - подведение под понятие, выведение следствий; 
 | 
  | 5. Первичная проверка усвоения нового материала 
 
 
 
 Физкультминутка (Слайд 9) | (слайд 8) 1) Какое из двух веществ можно отнести к гидроксидам: а) NaOH или NaNО3 б) Ca(OH)2 или CaO? Ответ мотивируйте.  2)Выпишите в столбик из перечня химических формул веществ формулы гидроксидов: SO3, LiOH, H2O, H2CO3, Fe(OН)2, P2O5, CO2, FeCl3, P2O3, Fe(OН)3, H2SO4. | Учащиеся выполняют задание в тетрадях. |  Познавательные УУД (умение находить ответ на вопросы, используя свои знания) 
 
 | 
  | 6. Этап «Открытие нового знания»   
 | Работа в группах. (слайд 10) Давайте дадим названия новым веществам: LiOH, Fe(ОН)2, Fe(ОН)3 Для этого необходимо составить алгоритм. Используем текст § 20 стр. 115. | Учащиеся составляют алгоритм:    гидроксид + название металла в родительном падеже (степень окисления в случае ее переменности) Ученики называют устно: LiOH – гидроксид лития,   Fe(ОН)2 - гидроксид железа(II), Fe(ОН)3 - гидроксид железа(III).   |  Коммукативные УУД  ( умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) 
 | 
  | 6. Первичная проверка усвоения нового материала. | (слайд 11) Составьте формулы по названиям: гидроксид калия, гидроксид магния, гидроксид натрия, гидроксид меди(II), гидроксид алюминия, гидроксид хрома(III). | Учащиеся выполняют задание в тетрадях.   
 
 - ученики записывают формулы | регулятивные: контроль, оценка, коррекция. познавательные: общеучебные | 
  | 7. Этап «Открытие нового знания» | - Постарайтесь разбить их на три колонки. Что получилось? Проверим на слайде 12. - По какому признаку вы их разделили?   - Ребята, а что мы с вами только что сделали?   -Таким образом, мы перешли ко второму пункту плана. И провели первую классификацию – по составу. На слайде 12.      | Классификация по составу:х = 1 однокислотные основания;
 х = 2 двухкислотные основания;
 х = 3 трехкислотные основания.
 |   -Но существует еще одна классификация. Проведем эксперимент. | Ученики выполняют задание, зачитывают. 
 - По количеству гидроксигрупп.   
 - Провели классификацию. |  Коммукативные УУД  ( умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) 
 | 
  | 8. Проверка правил техники безопасности 
 |  – В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ. Помните, работа со щелочами требует осторожности, избегайте попадания их на кожу и одежду. В случае попадания щелочи на одежду или участок кожи следует немедленно сообщить учителю о случившемся и сделать следующее: тщательно и обильно промыть участок кожи водой из-под крана, затем обработать это место нейтрализующим раствором борной кислоты, вновь промыть водой и смазать место ожога вазелиновым маслом. Обязательно обратиться в медпункт школы для наблюдения и оказания дальнейшей медицинской помощи (слайд 13,14). Недаром их называют едкими.   | Учащиеся называют правила работы с щелочами, стеклянной посудой | формирование умений безопасного обращения с веществами | 
  | 9. Этап «Открытие нового знания ( | - На столах в двух пробирках содержатся твердые вещества. В одной – вещество белого цвета – гидроксид натрия, во второй – синего цвета – гидроксид меди (II). Добавьте в обе пробирки воды и перемешайте палочками. Что наблюдаете? - Следовательно, на какие еще группы делятся основания? - Растворимые в воде основания называют щелочами. Их образуют активные металлы главных подгрупп I и II групп периодической системы. Определить растворимость оснований в воде можно экспериментально, но не всегда. Будем пользоваться таблицей растворимости. (Слайд16) | Учащиеся проводят опыт   
 - (после проведения опыта.) Белое вещество растворилось, а синее – нет. - Растворимые и нерастворимые в воде (слайд 15)    Классификация по растворимости
 
 Растворимые щелочи) Нерастворимые 
 | освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей,  Регулятивные: планирование экспериментального исследования; саморегуляция, Познавательные: наблюдать и делать выводы на основе эксперимента, анализ и сравнение веществ.  Коммуникативные: владение диалогической формой речи. 
 | 
  | 10.Первичная проверка усвоения нового материала. | Запишите в тетрадях примеры щелочей и нерастворимых оснований, пользуясь таблицей растворимости. | Ученики выполняют работу в тетрадях, затем фронтально проверяют. | регулятивные: контроль, оценка, коррекция. познавательные: общеучебные | 
  | 11. Этап «Открытие нового знания» Лабораторный опыт   | - Растворимые основания способны изменить цвет специальных веществ – индикаторов. Индикаторы – вещества, изменяющие цвет в зависимости от среды. (Слайд 17)Учитель предлагает ученикам посмотреть табл. 4 (с. 118), раздает таблицу «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды»   Проверим, как изменяет цвет фенолфталеин в щелочной среде. (Слайд18)Прилейте раствор фенолфталеина к полученному раствору в ваших пробирках. Как изменилась окраска раствора? - Проверим, как изменяет цвет лакмус и метиловый оранжевый в щелочной среде.   Учитель проводит эксперимент.   - Проверим, изменяет ли цвет индикатора нерастворимые в воде основания. Прилейте раствор фенолфталеина в пробирку с гидроксидом меди (II). Сделайте вывод. - По таблице растворимости определите, к какому классу относится гидроксид кальция. - Давайте проверим, будет ли этот гидроксид изменять окраску индикаторов?   Учитель приливает к Ca(OH)2 воду и фенолфталеин. Цвет индикатора изменяется на малиновый.    Углекислый газ входит в состав выдыхаемого нами воздуха. (Учитель проводит опыт, изображенный на рис. 61 стр. 117: продувает выдыхаемый воздух через растворы гидроксида кальция . В пробирке, где наблюдается помутнение, находится известковая вода.  Осуществляя этот эксперимент, учитель заостряет внимание учащихся на соблюдении правил ТБ.) 
  - Реакции, которые используют для обнаружения вещества, называются качественными.    Найдите в тексте параграфа Физические свойства оснований, их значение в жизни человека. и выпишите их в тетрадь стр.116.    Гидроксид кальция Ca(OH)2 - малорастворимое основание. Раствор гидроксида кальция прозрачный, его называют известковой водой. Историческое название – гашенная известь (слайд 19).  Гидроксид калия KOH - растворимое основание, щелочь, прозрачный бесцветный раствор, мылкий на ощупь. Историческое название гидроксида калия – едкое кали (слайд 20).  Гидроксид натрия NaOH - растворимое основание, щелочь, прозрачный бесцветный раствор, мылкий на ощупь. Историческое название гидроксида натрия – едкий натр (слайд 21).  Применение (слайд 22):    LiOH – в аккумуляторах.  NaOH – для очистки нефти, производства мыла, в текстильной промышленности, для органического синтеза.  KOH - в аккумуляторах.  Ca(OH)2 – в производстве сахара, соды, в строительстве, применяют для приготовления бордовской смеси – средства для борьбы с болезнями и вредителями растений.  
 
 | 
 
 
 
 
 
 - Раствор стал малиновым.   
 - учащиеся комментируют, записывают в тетрадь. 
 
 - Нерастворимые основания окраску индикаторов не изменяют. - Гидроксид кальция относится к малорастворимым основаниям. 
 
 - делают вывод. Ca(OH)2 – щелочь.   
 - Известковая вода мутнеет при пропускании углекислого газа.   - Ученики оформляют лабораторный опыт 9, рис 61 на стр. 117. | освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей) | 
  | 12. Подведение итогов. Рефлексия.  | – Что нового вы узнали сегодня о гидроксидах? Слайд 23)– Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
 – Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.
 Я понял, что …Я научился …
 Мне необходимо …
 |  Учащиеся отвечают на вопросы Делают следующие выводы:    Основания – это сложные вещества, образованные ионами металла и гидроксид-ионами.  Общая формула оснований Мᶧn(ОН)n.  Основаниям соответствуют оксиды металлов.  По растворимости в воде основания делятся на хорошо растворимые, малорастворимые и нерастворимые.  Хорошо растворимые основания в воде называются щелочами.  Индикаторы – вещества, определяющие реакцию среды. Среда бывает нейтральная, щелочная и кислотная.     2. Выполнение учениками теста «Пятерочка» с последующим самооцениванием ( приложение 1)(слайды 25).  меняются тетрадями проверяют по ответам, оценивают работу соседа по парте  Проверка (слайд 26) .   |  формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия , корректировать, оценивать действия партнёра  Регулятивные УУД(умение определять успешность выполнения задания)  Познавательные УУД (умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт)  Коммукативные УУД (умение слушать и понимать других) 
 | 
  | 13. Домашние задание. |  - прочитать текст § 20 стр.115-119- письменно выполнить № 1 – 4 стр.119
 | 
 | 
 |