kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему " Основания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени. Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему " Основания"»

Класс: 8 Предмет: химия

Тема урока: “Основания”

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

Предметные: обучающиеся должны объяснять принципы деления веществ на классы: оксиды, основания. Перечислять признаки оксидов, оснований, устанавливать аналогии между веществами, создавать обобщения по классам веществ.

Метапредметные: развивать интеллектуальные способности обучающихся:

анализировать полученную информацию, выделять главное в каждом классе неорганических веществ, существенное,  делать выводы при выборе конкретного вещества, предложенном учителем, сотрудничать с одноклассниками, работая в группе, совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.

Личностные: учиться работать в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием, связывая его с реальными жизненными ситуациями.

 

Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного   подхода  в  преподавании  химии.

Оборудование. На столе учителя: образцы оснований (Ca(OH)2, Cu(OH)2), растворы щелочей NaOH, KOH, индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, пробирки, раствор Ca(OH)2 соломка для соков

На  столах учащихся: стеклянные палочки, вода в стакане, реактивы: гидроксид натрия (кристаллы), свежеполученный гидроксид меди(II), фенолфталеин

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Оргмомент

2.Актуализация опыта.


Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

1.Фронтальный опрос:

- написать общую формулу оксидов на доске;

- дать определение классу неорганических соединений - оксиды;

- что значит бинарные соединения?;

-степень окисления кислорода?;

- кислород соединяется с металлами или с неметаллами в оксиде?;

- как узнать степень окисления элемента в оксиде?;

- как узнать по положению химического элемента в ПСХЭ металл он или нет?;

- напишите формулу воды и углекислого газа;

- какие частицы называются ионами?;

- расставьте степени окисления над элементами, напишите названия оксидов: NO3 -, NO -.


Задание 1. Из следующего списка выпишите: оксиды. (Слайд 1)

Сu2О, KOH, LiOH, FeО, N2O5 Fe(ОН)2, Fe(ОН)3, P2O3, SO3,Cu(OH)2.

- Как вы думаете, какие вещества оказались не выписанными?

- Запишите их в столбик.

- Проанализируем их. Какие это вещества: простые или сложные?

-Что их объединяет? Что стоит на первом месте в формулах?

- Что стоит на втором месте?

- Эта группа атомов называется гидроксогруппой, а вещества – гидроксидами или основаниями.

- Какой класс веществ мы будем изучать сегодня?

Учащиеся приветствуют учителя




-




















Ученики записывают их в тетрадях, меняются тетрадями проверяют по ответам, оценивают работу соседа по парте (Слайд 2)

Новый класс веществ.




- Эти вещества являются сложными по составу.

- Атом металла.



- Группа ОН.

- Основания

Личностные УУД

( умение выполнять самые простые, общие для всех людей правила)

создать мотивацию к учебной деятельности

Создание проблемной ситуации

формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели





3 Этап целеполагания на уроке

-Назовите тему сегодняшнего урока?

- Давайте наметим план, по которому будем изучать эту тему. Что мы хотим узнать о данном классе соединений? Какие цели определим? (Слайд 4)

Учитель вместе с учащимися составляет план (слайд 5).

- Основания. (слайд 3)

Учащиеся записывают тему урока и план в тетради.

План

1Определение, название оснований. (Слайд 5)

2. Классификация оснований.

3. Индикаторы.

4.Физические свойства оснований, их значение в жизни человека.

Регулятивные: целеполагание, планирование,

формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; постановка проблемы.

Коммуникативные: постановка вопросов, умение точно выразить свои мысли; владение диалогической формой речи.

4. Этап «Открытие нового знания»





- Сколько гидроксигрупп содержится в каждой из этих формул?

- А атомов металла?

-Следовательно, чему равен заряд гидроксогруппы?

- Чем будет определяться количество гидроксогрупп?

- Сформулируйте определение оснований.

- выведите общую формулу оснований по составленному определению. 

- Разное количество.

- Всегда один.

- Единица.

- Степенью окисления металла.

- Основания – сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроксогрупп (слайд 6,7()йд 3кокисленияму равна ем изучать сегодня?___________________________________________________________________________________). Учащиеся записывают определение и общую формулу в тетради.

построение логической цепи рассуждений;

- подведение под понятие, выведение следствий;


5. Первичная проверка усвоения нового материала





Физкультминутка (Слайд 9)

(слайд 8) 1) Какое из двух веществ можно отнести к гидроксидам: а) NaOH или NaNО3 б) Ca(OH)2 или CaO? Ответ мотивируйте.

2)Выпишите в столбик из перечня химических формул веществ формулы гидроксидов:

SO3, LiOH, H2O, H2CO3, Fe(OН)2, P2O5, CO2, FeCl3, P2O3, Fe(OН)3, H2SO4.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

Познавательные УУД (умение находить ответ на вопросы, используя свои знания)



6. Этап «Открытие нового знания»


Работа в группах. (слайд 10)

Давайте дадим названия новым веществам: LiOH, Fe(ОН)2, Fe(ОН)3

Для этого необходимо составить алгоритм. Используем текст § 20 стр. 115.

Учащиеся составляют алгоритм:

гидроксид + название металла в родительном падеже (степень окисления в случае ее переменности) Ученики называют устно: LiOH – гидроксид лития,

Fe(ОН)2 - гидроксид железа(II), Fe(ОН)3 - гидроксид железа(III).

Коммукативные УУД

( умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)


6. Первичная проверка усвоения нового материала.

(слайд 11) Составьте формулы по названиям: гидроксид калия, гидроксид магния, гидроксид натрия, гидроксид меди(II), гидроксид алюминия, гидроксид хрома(III).

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.



- ученики записывают формулы

регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

познавательные: общеучебные

7. Этап «Открытие нового знания»

- Постарайтесь разбить их на три колонки. Что получилось? Проверим на слайде 12.

- По какому признаку вы их разделили?

- Ребята, а что мы с вами только что сделали?

-Таким образом, мы перешли ко второму пункту плана. И провели первую классификацию – по составу. На слайде 12.

Классификация по составу:
х = 1 однокислотные основания;
х = 2 двухкислотные основания;
х = 3 трехкислотные основания.

-Но существует еще одна классификация. Проведем эксперимент.

Ученики выполняют задание, зачитывают.


- По количеству гидроксигрупп.


- Провели классификацию.

Коммукативные УУД

( умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)


8. Проверка правил техники

безопасности


– В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ. Помните, работа со щелочами требует осторожности, избегайте попадания их на кожу и одежду. В случае попадания щелочи на одежду или участок кожи следует немедленно сообщить учителю о случившемся и сделать следующее: тщательно и обильно промыть участок кожи водой из-под крана, затем обработать это место нейтрализующим раствором борной кислоты, вновь промыть водой и смазать место ожога вазелиновым маслом. Обязательно обратиться в медпункт школы для наблюдения и оказания дальнейшей медицинской помощи (слайд 13,14).

Недаром их называют едкими.

Учащиеся называют правила работы с щелочами, стеклянной посудой

формирование умений

безопасного обращения с веществами

9. Этап «Открытие нового знания (

- На столах в двух пробирках содержатся твердые вещества. В одной – вещество белого цвета – гидроксид натрия, во второй – синего цвета – гидроксид меди (II). Добавьте в обе пробирки воды и перемешайте палочками. Что наблюдаете?

- Следовательно, на какие еще группы делятся основания?

- Растворимые в воде основания называют щелочами. Их образуют активные металлы главных подгрупп I и II групп периодической системы. Определить растворимость оснований в воде можно экспериментально, но не всегда. Будем пользоваться таблицей растворимости. (Слайд16)

Учащиеся проводят опыт


- (после проведения опыта.) Белое вещество растворилось, а синее – нет.

- Растворимые и нерастворимые в воде (слайд 15)

Классификация по растворимости


Растворимые щелочи) Нерастворимые


освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей,

Регулятивные: планирование экспериментального исследования; саморегуляция, Познавательные: наблюдать и делать выводы на основе эксперимента, анализ и сравнение веществ.

Коммуникативные: владение диалогической формой речи.


10.Первичная проверка усвоения нового материала.

Запишите в тетрадях примеры щелочей и нерастворимых оснований, пользуясь таблицей растворимости.

Ученики выполняют работу в тетрадях, затем фронтально проверяют.

регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

познавательные: общеучебные

11. Этап «Открытие нового знания» Лабораторный опыт

- Растворимые основания способны изменить цвет специальных веществ – индикаторов.

Индикаторы – вещества, изменяющие цвет в зависимости от среды. (Слайд 17)Учитель предлагает ученикам посмотреть табл. 4 (с. 118), раздает таблицу «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды»

Проверим, как изменяет цвет фенолфталеин в щелочной среде. (Слайд18)Прилейте раствор фенолфталеина к полученному раствору в ваших пробирках. Как изменилась окраска раствора?

- Проверим, как изменяет цвет лакмус и метиловый оранжевый в щелочной среде.

Учитель проводит эксперимент.

- Проверим, изменяет ли цвет индикатора нерастворимые в воде основания. Прилейте раствор фенолфталеина в пробирку с гидроксидом меди (II).

Сделайте вывод.

- По таблице растворимости определите, к какому классу относится гидроксид кальция.

- Давайте проверим, будет ли этот гидроксид изменять окраску индикаторов?

Учитель приливает к Ca(OH)2 воду и фенолфталеин. Цвет индикатора изменяется на малиновый.

Углекислый газ входит в состав выдыхаемого нами воздуха. (Учитель проводит опыт, изображенный на рис. 61 стр. 117: продувает выдыхаемый воздух через растворы гидроксида кальция . В пробирке, где наблюдается помутнение, находится известковая вода.

Осуществляя этот эксперимент, учитель заостряет внимание учащихся на соблюдении правил ТБ.)


- Реакции, которые используют для обнаружения вещества, называются качественными.

Найдите в тексте параграфа Физические свойства оснований, их значение в жизни человека. и выпишите их в тетрадь стр.116.

Гидроксид кальция Ca(OH)2 - малорастворимое основание. Раствор гидроксида кальция прозрачный, его называют известковой водой. Историческое название – гашенная известь (слайд 19).

Гидроксид калия KOH - растворимое основание, щелочь, прозрачный бесцветный раствор, мылкий на ощупь. Историческое название гидроксида калия – едкое кали (слайд 20).

Гидроксид натрия NaOH - растворимое основание, щелочь, прозрачный бесцветный раствор, мылкий на ощупь. Историческое название гидроксида натрия – едкий натр (слайд 21).

Применение (слайд 22):

LiOH – в аккумуляторах.

NaOH – для очистки нефти, производства мыла, в текстильной промышленности, для органического синтеза.

KOH - в аккумуляторах.

Ca(OH)2 – в производстве сахара, соды, в строительстве, применяют для приготовления бордовской смеси – средства для борьбы с болезнями и вредителями растений.









- Раствор стал малиновым.


- учащиеся комментируют, записывают в тетрадь.



- Нерастворимые основания окраску индикаторов не изменяют.

- Гидроксид кальция относится к малорастворимым основаниям.



- делают вывод. Ca(OH)2 – щелочь.


- Известковая вода мутнеет при пропускании углекислого газа.

- Ученики оформляют лабораторный опыт 9, рис 61 на стр. 117.

освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей)

12. Подведение итогов. Рефлексия. 

– Что нового вы узнали сегодня о гидроксидах? Слайд 23)
– Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
– Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо …

Учащиеся отвечают на вопросы Делают следующие выводы:

  1. Основания – это сложные вещества, образованные ионами металла и гидроксид-ионами.

  2. Общая формула оснований Мᶧn(ОН)n.

  3. Основаниям соответствуют оксиды металлов.

  4. По растворимости в воде основания делятся на хорошо растворимые, малорастворимые и нерастворимые.

  5. Хорошо растворимые основания в воде называются щелочами.

Индикаторы – вещества, определяющие реакцию среды. Среда бывает нейтральная, щелочная и кислотная.

 2. Выполнение учениками теста «Пятерочка» с последующим самооцениванием ( приложение 1)(слайды 25).

меняются тетрадями проверяют по ответам, оценивают работу соседа по парте

Проверка (слайд 26)

.

формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия , корректировать, оценивать действия партнёра

Регулятивные УУД(умение определять успешность выполнения задания)

Познавательные УУД (умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт)

Коммукативные УУД (умение слушать и понимать других)


13. Домашние задание.

- прочитать текст § 20 стр.115-119
- письменно выполнить № 1 – 4 стр.119






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему " Основания"

Автор: Батаева Ирина Александровна

Дата: 23.08.2020

Номер свидетельства: 556305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока "Многогранники и фигуры вращения" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-mnoghoghranniki-i-fighury-vrashchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "111891"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408023058"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Герои поэм Гомера""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_na_tiemu_gieroi_poem_gomiera"
    ["file_id"] => string(6) "353821"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477921772"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "конспект урока на тему "Сумма углов треугольника""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokanatiemusummaughlovtrieugholnika"
    ["file_id"] => string(6) "289747"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454856484"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по математике на тему: "Умножение и деление числа 4" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-umnozhieniie-i-dielieniie-chisla-4"
    ["file_id"] => string(6) "211834"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431690250"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока математики "Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.""
    ["seo_title"] => string(76) "konspekt_uroka_matematiki_povtorenie_proidennogo_chto_uznali_chemu_nauchilis"
    ["file_id"] => string(6) "505490"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554048871"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства