Предметные: обучающиеся должны объяснять принципы деления веществ на классы: оксиды, основания. Перечислять признаки оксидов, оснований, устанавливать аналогии между веществами, создавать обобщения по классам веществ.
анализировать полученную информацию, выделять главное в каждом классе неорганических веществ, существенное, делать выводы при выборе конкретного вещества, предложенном учителем, сотрудничать с одноклассниками, работая в группе, совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
Личностные: учиться работать в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием, связывая его с реальными жизненными ситуациями.
Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании химии.
Оборудование. На столе учителя: образцы оснований (Ca(OH)2, Cu(OH)2), растворы щелочей NaOH, KOH, индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, пробирки, раствор Ca(OH)2 соломка для соков
На столах учащихся: стеклянные палочки, вода в стакане, реактивы: гидроксид натрия (кристаллы), свежеполученный гидроксид меди(II), фенолфталеин
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Оргмомент 2.Актуализация опыта. | Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. 1.Фронтальный опрос: - написать общую формулу оксидов на доске; - дать определение классу неорганических соединений - оксиды; - что значит бинарные соединения?; -степень окисления кислорода?; - кислород соединяется с металлами или с неметаллами в оксиде?; - как узнать степень окисления элемента в оксиде?; - как узнать по положению химического элемента в ПСХЭ металл он или нет?; - напишите формулу воды и углекислого газа; - какие частицы называются ионами?; - расставьте степени окисления над элементами, напишите названия оксидов: N₂O3 -, N₂O -. Задание 1. Из следующего списка выпишите: оксиды. (Слайд 1) Сu2О, KOH, LiOH, FeО, N2O5 Fe(ОН)2, Fe(ОН)3, P2O3, SO3,Cu(OH)2. - Как вы думаете, какие вещества оказались не выписанными? - Запишите их в столбик. - Проанализируем их. Какие это вещества: простые или сложные? -Что их объединяет? Что стоит на первом месте в формулах? - Что стоит на втором месте? - Эта группа атомов называется гидроксогруппой, а вещества – гидроксидами или основаниями. - Какой класс веществ мы будем изучать сегодня? | Учащиеся приветствуют учителя - Ученики записывают их в тетрадях, меняются тетрадями проверяют по ответам, оценивают работу соседа по парте (Слайд 2) Новый класс веществ. - Эти вещества являются сложными по составу. - Атом металла. - Группа ОН. - Основания | Личностные УУД ( умение выполнять самые простые, общие для всех людей правила) создать мотивацию к учебной деятельности Создание проблемной ситуации формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели |
| | | |
3 Этап целеполагания на уроке | -Назовите тему сегодняшнего урока? - Давайте наметим план, по которому будем изучать эту тему. Что мы хотим узнать о данном классе соединений? Какие цели определим? (Слайд 4) Учитель вместе с учащимися составляет план (слайд 5). | - Основания. (слайд 3) Учащиеся записывают тему урока и план в тетради. План 1Определение, название оснований. (Слайд 5) 2. Классификация оснований. 3. Индикаторы. 4.Физические свойства оснований, их значение в жизни человека. | Регулятивные: целеполагание, планирование, формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; постановка проблемы. Коммуникативные: постановка вопросов, умение точно выразить свои мысли; владение диалогической формой речи. |
4. Этап «Открытие нового знания» | - Сколько гидроксигрупп содержится в каждой из этих формул? - А атомов металла? -Следовательно, чему равен заряд гидроксогруппы? - Чем будет определяться количество гидроксогрупп? - Сформулируйте определение оснований. - выведите общую формулу оснований по составленному определению. | - Разное количество. - Всегда один. - Единица. - Степенью окисления металла. - Основания – сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроксогрупп (слайд 6,7()йд 3кокисленияму равна ем изучать сегодня?___________________________________________________________________________________). Учащиеся записывают определение и общую формулу в тетради. | построение логической цепи рассуждений; - подведение под понятие, выведение следствий; |
5. Первичная проверка усвоения нового материала Физкультминутка (Слайд 9) | (слайд 8) 1) Какое из двух веществ можно отнести к гидроксидам: а) NaOH или NaNО3 б) Ca(OH)2 или CaO? Ответ мотивируйте. 2)Выпишите в столбик из перечня химических формул веществ формулы гидроксидов: SO3, LiOH, H2O, H2CO3, Fe(OН)2, P2O5, CO2, FeCl3, P2O3, Fe(OН)3, H2SO4. | Учащиеся выполняют задание в тетрадях. | Познавательные УУД (умение находить ответ на вопросы, используя свои знания) |
6. Этап «Открытие нового знания» | Работа в группах. (слайд 10) Давайте дадим названия новым веществам: LiOH, Fe(ОН)2, Fe(ОН)3 Для этого необходимо составить алгоритм. Используем текст § 20 стр. 115. | Учащиеся составляют алгоритм: гидроксид + название металла в родительном падеже (степень окисления в случае ее переменности) Ученики называют устно: LiOH – гидроксид лития, Fe(ОН)2 - гидроксид железа(II), Fe(ОН)3 - гидроксид железа(III). | Коммукативные УУД ( умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) |
6. Первичная проверка усвоения нового материала. | (слайд 11) Составьте формулы по названиям: гидроксид калия, гидроксид магния, гидроксид натрия, гидроксид меди(II), гидроксид алюминия, гидроксид хрома(III). | Учащиеся выполняют задание в тетрадях. - ученики записывают формулы | регулятивные: контроль, оценка, коррекция. познавательные: общеучебные |
7. Этап «Открытие нового знания» | - Постарайтесь разбить их на три колонки. Что получилось? Проверим на слайде 12. - По какому признаку вы их разделили? - Ребята, а что мы с вами только что сделали? -Таким образом, мы перешли ко второму пункту плана. И провели первую классификацию – по составу. На слайде 12. Классификация по составу: х = 1 однокислотные основания; х = 2 двухкислотные основания; х = 3 трехкислотные основания. | -Но существует еще одна классификация. Проведем эксперимент. | Ученики выполняют задание, зачитывают. - По количеству гидроксигрупп. - Провели классификацию. | Коммукативные УУД ( умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) |
8. Проверка правил техники безопасности | – В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ. Помните, работа со щелочами требует осторожности, избегайте попадания их на кожу и одежду. В случае попадания щелочи на одежду или участок кожи следует немедленно сообщить учителю о случившемся и сделать следующее: тщательно и обильно промыть участок кожи водой из-под крана, затем обработать это место нейтрализующим раствором борной кислоты, вновь промыть водой и смазать место ожога вазелиновым маслом. Обязательно обратиться в медпункт школы для наблюдения и оказания дальнейшей медицинской помощи (слайд 13,14). Недаром их называют едкими. | Учащиеся называют правила работы с щелочами, стеклянной посудой | формирование умений безопасного обращения с веществами |
9. Этап «Открытие нового знания ( | - На столах в двух пробирках содержатся твердые вещества. В одной – вещество белого цвета – гидроксид натрия, во второй – синего цвета – гидроксид меди (II). Добавьте в обе пробирки воды и перемешайте палочками. Что наблюдаете? - Следовательно, на какие еще группы делятся основания? - Растворимые в воде основания называют щелочами. Их образуют активные металлы главных подгрупп I и II групп периодической системы. Определить растворимость оснований в воде можно экспериментально, но не всегда. Будем пользоваться таблицей растворимости. (Слайд16) | Учащиеся проводят опыт - (после проведения опыта.) Белое вещество растворилось, а синее – нет. - Растворимые и нерастворимые в воде (слайд 15) Классификация по растворимости Растворимые щелочи) Нерастворимые | освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей, Регулятивные: планирование экспериментального исследования; саморегуляция, Познавательные: наблюдать и делать выводы на основе эксперимента, анализ и сравнение веществ. Коммуникативные: владение диалогической формой речи. |
10.Первичная проверка усвоения нового материала. | Запишите в тетрадях примеры щелочей и нерастворимых оснований, пользуясь таблицей растворимости. | Ученики выполняют работу в тетрадях, затем фронтально проверяют. | регулятивные: контроль, оценка, коррекция. познавательные: общеучебные |
11. Этап «Открытие нового знания» Лабораторный опыт | - Растворимые основания способны изменить цвет специальных веществ – индикаторов. Индикаторы – вещества, изменяющие цвет в зависимости от среды. (Слайд 17)Учитель предлагает ученикам посмотреть табл. 4 (с. 118), раздает таблицу «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды» Проверим, как изменяет цвет фенолфталеин в щелочной среде. (Слайд18)Прилейте раствор фенолфталеина к полученному раствору в ваших пробирках. Как изменилась окраска раствора? - Проверим, как изменяет цвет лакмус и метиловый оранжевый в щелочной среде. Учитель проводит эксперимент. - Проверим, изменяет ли цвет индикатора нерастворимые в воде основания. Прилейте раствор фенолфталеина в пробирку с гидроксидом меди (II). Сделайте вывод. - По таблице растворимости определите, к какому классу относится гидроксид кальция. - Давайте проверим, будет ли этот гидроксид изменять окраску индикаторов? Учитель приливает к Ca(OH)2 воду и фенолфталеин. Цвет индикатора изменяется на малиновый. Углекислый газ входит в состав выдыхаемого нами воздуха. (Учитель проводит опыт, изображенный на рис. 61 стр. 117: продувает выдыхаемый воздух через растворы гидроксида кальция . В пробирке, где наблюдается помутнение, находится известковая вода. Осуществляя этот эксперимент, учитель заостряет внимание учащихся на соблюдении правил ТБ.) - Реакции, которые используют для обнаружения вещества, называются качественными. Найдите в тексте параграфа Физические свойства оснований, их значение в жизни человека. и выпишите их в тетрадь стр.116. Гидроксид кальция Ca(OH)2 - малорастворимое основание. Раствор гидроксида кальция прозрачный, его называют известковой водой. Историческое название – гашенная известь (слайд 19). Гидроксид калия KOH - растворимое основание, щелочь, прозрачный бесцветный раствор, мылкий на ощупь. Историческое название гидроксида калия – едкое кали (слайд 20). Гидроксид натрия NaOH - растворимое основание, щелочь, прозрачный бесцветный раствор, мылкий на ощупь. Историческое название гидроксида натрия – едкий натр (слайд 21). Применение (слайд 22): LiOH – в аккумуляторах. NaOH – для очистки нефти, производства мыла, в текстильной промышленности, для органического синтеза. KOH - в аккумуляторах. Ca(OH)2 – в производстве сахара, соды, в строительстве, применяют для приготовления бордовской смеси – средства для борьбы с болезнями и вредителями растений. | - Раствор стал малиновым. - учащиеся комментируют, записывают в тетрадь. - Нерастворимые основания окраску индикаторов не изменяют. - Гидроксид кальция относится к малорастворимым основаниям. - делают вывод. Ca(OH)2 – щелочь. - Известковая вода мутнеет при пропускании углекислого газа. - Ученики оформляют лабораторный опыт 9, рис 61 на стр. 117. | освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей) |
12. Подведение итогов. Рефлексия. | – Что нового вы узнали сегодня о гидроксидах? Слайд 23) – Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты? – Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности. Я понял, что … Я научился … Мне необходимо … | Учащиеся отвечают на вопросы Делают следующие выводы: Основания – это сложные вещества, образованные ионами металла и гидроксид-ионами. Общая формула оснований Мᶧn(ОН)n. Основаниям соответствуют оксиды металлов. По растворимости в воде основания делятся на хорошо растворимые, малорастворимые и нерастворимые. Хорошо растворимые основания в воде называются щелочами. Индикаторы – вещества, определяющие реакцию среды. Среда бывает нейтральная, щелочная и кислотная. 2. Выполнение учениками теста «Пятерочка» с последующим самооцениванием ( приложение 1)(слайды 25). меняются тетрадями проверяют по ответам, оценивают работу соседа по парте Проверка (слайд 26) . | формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия , корректировать, оценивать действия партнёра Регулятивные УУД(умение определять успешность выполнения задания) Познавательные УУД (умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт) Коммукативные УУД (умение слушать и понимать других) |
13. Домашние задание. | - прочитать текст § 20 стр.115-119 - письменно выполнить № 1 – 4 стр.119 | | |