kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классификация химических элементов

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Классификация химических элементов. Одной из первых попыток систематизации химических элементов была их классификация, т. е. распределение по классам на основе общих свойств и признаков. Еще в конце XVIII в. элементы стали делить на две группы — металлы и неметаллы. Такая классификация была основана на различии свойств простых веществ.

Вспомним общие свойства простых веществ металлов и неметаллов. Металлы хорошо проводят электрический ток и теплоту, имеют характерный металлический блеск. Многие из них пластичны, т. е. легко расплющиваются, вытягиваются, поддаются обработке, особенно в нагретом состоянии. Все металлы (кроме ртути) — твердые кристаллические вещества.

Неметаллы, как правило, плохие проводники тока, не обладают блеском и пластичностью. При обычных условиях простые вещества неметаллы могут быть твердыми (сера, фосфор), жидкими (бром), газообразными (кислород, азот).

Эти две группы простых веществ существенно различаются и по химическим свойствам. Металлы взаимодействуют с кислородом и другими неметаллами, кислотами, солями, но газообразных соединений не образуют.

Неметаллы образуют с водородом летучие соединения; взаимодействуют с кислородом, часто с образованием газообразных оксидов. С разбавленными кислотами большинство из них не реагируют.

Как доказать, что оксид, соответствующий металлу, является основным его гидроксид проявляет свойства оснований?

Поместим в пробирку небольшое количество оксида кальция. Добавим к нему воды объемом 2 см3 и хорошо встряхнем. Внесем в полученный раствор 2—3 капли раствора фенолфталеина и по появлению окраски отметим наличие щелочи в растворе. Добавив 2 капли раствора соляной кислоты, отметим изменение окраски.

Не все основные оксиды взаимодействуют с водой, однако каждому из нисоответствует гидроксид, проявляющий свойства основания. Так, оксид FeOне реагирует с водой, но ему соответствует основание Fe(OH) 2. И оксид, и основание реагируют с кислотами:

FeO + 2HCl = FeCl2 + H2O;
Fe(OH) 2 + 2HCl = FeCl2 + 2H2O.


Кислородные соединения неметаллов обычно являются кислотными оксидами, а их гидроксиды — кислотами.

Доказательством кислотных свойств этих соединений неметаллов является их способность вступать в реакции со щелочами с образованием соли и воды:

CO2 + 2KOH = K2CO3 + H2O;
H3PO4 + 3KOH = K3PO4 + 3H2O.


Кислотные свойства гидроксидов неметаллов легко доказать с помощью индикаторов (лакмуса, метилоранжа или универсального индикатора) по характерной красной окраске.

Однако еще в ХIX в. выяснилось, что оксиды и гидроксиды некоторых элементов могут проявлять как кислотные, так и основные свойства. Например, простые вещества таких элементов, как цинк Zn и алюминий Al, по своим физическим свойствам являются металлами, но их гидроксиды Zn(OH) 2, Al(OH) 3 проявляют свойства как оснований, так и кислот, т. е. являются амфотерными соединениями. Слово «амфотерные» происходит от древнегреческого «амфи» — двойственный. Так, например, осадок гидроксида алюминия, взаимодействуя с кислотой, растворяется, т. е. ведет себя как основание. В то же время этот гидроксид может реагировать и со щелочью, проявляя свойство кислоты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классификация химических элементов »

Тема: Классификация химических элементов, амфотерность.

Цель урока:

1.История создания Периодического закона химических элементов.

2.Рассмотреть закономерности изменения свойств химических элементов малых периодов

3.Познакомиться с амфотерными свойствами оксидов и гидроксидов.

Оборудование : Таблица «Периодическая система химических элементов» Д.И. Менделеева, химические реактивы: оксиды, гидроксиды амфотерных металлов , химическая мини-лаборатория

Ход урока:

Сообщаю обучающимся ,что им предстоит на уроке познакомиться с историей создания периодической системы химических элементов. Рассмотреть периодичность элементов , познакомиться с амфотерностью и провести исследование.

Презентация «Классификация химических элементов»

Амфотерность.

Амфотерные свойства оксидов,оснований

Проведение исследовательской работы

Составить генетическую связь одного амфотерного элемента

  • 1.Выступления уч-ся о историях открытий отдельных элементов и их свойств.

  • 2. Классификация химических элементов.



Классификация химических элементов

металлы неметаллы

железо, алюминий ,ртуть кислород . водород , сера.

физические свойства

1.твердые 1.твердые, жидкие, газообразные

2.обладает метал. блеском 2.не обладает метал. блеском

3.электро и теплопроводностью 3.изоляторы

4.ковкие 4.хрупкие



Химические свойства

  • 3. Далее рассмотреть изменение свойств соединений элементов 3 периода

Na2 O , MgO Al2 O3 SiO3, P2 O5 , SO3 , Cl2 O7

NaOH , Mg(OH)2 Al(OH)3 H 2SiO3, H 3PO4 , H 2SO4 , HСlO4

Оновные свойства амфотерные свойства кислотные свойства

Ослабевают основные свойства оксидов и гидроксидов

(Показать ИКТ амфотерность ,химические свойства)

Амфотерные оксиды и гидроксиды

Оксиды и гидроксиды,которые способны реагировать и с кислотами .и со щелочами –называются амфотерными.(амфотерос - греческое слово оба, тот и другой)

Амфотерные элементы

Оксиды Гидроксиды

Zn O , Be O , Al 2O3 , Cr 2O3 Zn(OH)2, Be(OH)2, A1(OH)3,

Кислоты

HalO2, H 2BeO2, H 2ZnO2 , H 2CrO4

  • 4. Показать пример составления химических уравнений реакций:

1. Al 2O3 + 2NaOH = 2NaAlO2+ H 2O

3. Al (OH)3 + Na OH = Na H 2Al O 3+H2

  • 5. Провести расследование с амфотерными веществами . (уч-ся проводят химические реакции смотрят различные изменения записывают их. Составляют уравнения реакции)

План проведения исследования

1.Рассмотреть физические свойства по наглядным признакам.

2.Провести химические реакции с выданными реактивами:

а) амфотерный оксид + кислота = соль +вода

б) амфотерный оксид + щёлочь = соль +вода

в) амфотерный гидроксид +кислота = соль +вода

г) амфотерные гидроксиды + щёлочь = соль+вода

  • 6.После исследования составить генетическую связь одного из предложенного элемента

Например: Al - Al 2О3 - Al(OH)3 - Na Al O2

Задание на дом пар.34 вопрос 1-3






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классификация химических элементов

Автор: Ганиева Лейсан Фаргатовна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101573

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку химии в 8 классе "Классификация химических элементов" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-v-8-klassie-klassifikatsiia-khimichieskikh-eliemientov"
    ["file_id"] => string(6) "236152"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443971503"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Периодический закон и периодическая таблица химических элементов"
    ["seo_title"] => string(78) "pieriodichieskii-zakon-i-pieriodichieskaia-tablitsa-khimichieskikh-eliemientov"
    ["file_id"] => string(6) "250234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447060711"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок игра  "Периодический закон и периодическая система  химических элементов Д. И. Менделеева." "
    ["seo_title"] => string(108) "urok-ighra-pieriodichieskii-zakon-i-pieriodichieskaia-sistiema-khimichieskikh-eliemientov-d-i-miendielieieva"
    ["file_id"] => string(6) "192438"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427459318"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Периодическая система химических элементов "
    ["seo_title"] => string(53) "pieriodichieskaia-sistiema-khimichieskikh-eliemientov"
    ["file_id"] => string(6) "179363"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424978044"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева "
    ["seo_title"] => string(99) "pieriodichieskii-zakon-i-pieriodichieskaia-sistiema-khimichieskikh-eliemientov-d-i-miendielieieva-1"
    ["file_id"] => string(6) "136460"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417108012"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства