kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Периодический закон и периодическая таблица химических элементов

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Периодический закон и периодическая таблица химических элементов

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: раскрыть сущность периодического закона и строение периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

Задачи:

·         Образовательные: познакомить с историей открытия периодического закона Д.И. Менделеева; закрепить знания о взаимосвязи между положением элемента в периодической системе и строением атома; дать понятие периодичности; раскрыть сущность, структуру, значение периодического закона и периодической таблицы химических элементов.

·         Развивающие: стимулировать познавательную активность учащихся; способствовать формированию научного мировоззрения; развивать логическое мышление, умение выделить главное, сравнивать, обобщать.

·         Воспитательные: интерес к предмету, к истории развития науки, патриотизм, умение работать в группе, чувство сопричастности к общему делу.

·         Методические: развитие познавательной деятельности и познавательной активности на уроке химии, путем применения наглядных средств обучения с элементами дидактических игр.

Методы: словесный; словесно-наглядный; поисково-исследовательский; метод проектов.  Информационно-коммуникационные технологии.        

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; творческие проекты учеников; проектор, магнитофон.

Подготовка урока: За 2 недели до урока формируются группы, в которую входят 5-6 учеников. Каждый группе сообщаются темы, по которым должны подготовить презентации. Необходимо не позже за два дня до проведения урока проверить презентации, чтобы материал не выходил за рамки программы и был сформулирован корректно.

Эпиграф: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а лишь надстройки и развитие обещает».

Ход урока

Учитель: Хочу раскрыть вам один секрет: экзамен по химии очень сложный, но его сдать легко и просто, так как учитель сам раздает шпаргалки.периодическую таблицу химических элементов Д.И. Менделеева. Ведь из периодической таблицы мы можем почерпнуть всю интересующую нас информацию. А для этого нам необходимо изучить и раскрыть сущность периодического закона и периодической таблицы химических элементов Менделеева.

Начать нашу работу я бы хотела с музыки. Послушайте.

Д.И. Менделеев очень любил музыку, особенно произведения композитора Л. Бетховена…

Нам с вами предстоит пройти тернистый путь исследований, чтобы доказать правоту нашего великого соотечественника. Надеюсь, эта музыка вдохновит и вас на плодотворную работу.

Еще алхимики пытались найти закон природы, на основе которого можно было бы систематизировать химические элементы. Но им недоставало надежных и подробных сведений об элементах. К середине 19 века знаний о химических элементах стало достаточно, а число элементов возросло настолько, что в науке возникла естественная потребность в их классификации (63 элемента).

Актуализация опорных знаний.

Презентация 1. Первые попытки классификации химических элементов.

Учитель: Работая в Петербургском университете Д.И. Менделеев не нашел ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. И решил написать новую книгу «Основы химии». Работа над учебником привело к открытию периодического закона.

Мир сложен. Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок.
Как чудо природы
Является гений,
И в хаосе этом
Находит порядок.
Весь мир большой:
Жара и стужа,
Планет круженье, свет зари –
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
Найдется ль правило простое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит,
Природы ищет алфавит.

Презентация 2. Сущность открытия периодического закона.

(выступление группы 2 ).  

Вопросы к классу:

·                    На что обратил внимание Д.И. Менделеев при расположении элементов в таблице?

·                    Что такое периодичность?

Учитель: К сожалению, сторонников периодического закона сначала было очень мало, даже среди русских ученых. Противников – иного, особенно в Германии и Англии. Возникало много вопросов.  

Презентация 3. Современная формулировка периодического закона.

(выступление группы 3)

Вопросы к классу:

·         В чем различия современной формулировки периодического закона от формулировки данной Д.И. Менделеевым?

·         От чего зависит свойства элементов?

Учитель: Графическим изображением периодического закона является периодическая таблица химических элементов.

Презентация 4Структура периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

(выступление группы 4, 

Вопросы к классу:

·         Какую информацию в себе несет порядковый номер элемента?

·         Какую информацию в себе несет порядковый номер группы?

·         Какую информацию в себе несет порядковый номер периоды ?

·         Какие именно электроны отвечают за свойства атомов?

·         Почему свойства элементов периодически повторяются?

·         В чем же физический смысл периодического закона?

Презентация 5. Значение периодического закона.  (Выступление группы 5),

·         Периодическая система и периодический закон дают возможность сформировать представление о единстве и целостности мира, более глубоко изучить химические элементы и их свойства;

·         Периодическая система была первой естественной классификацией химических элементов и явилась могучим орудием для дальнейших исследований;

·         периодическая система дала толчок к исправлению атомных масс некоторых элементов.

·         Предсказательное значение: учёные могли открыть элементы с заданными свойствами, ранее не известные и синтезировать новые химические элементы.

·         Периодический закон открыл путь к изучению строения атома;

          Учитель: Закон, открытый Д.И. Менделеевым объективно и верно отражает явления и процессы, протекающие в природе.

Д.И.Менделеев работал над созданием таблицы 15 лет. Он был великим ученным.

Презентация 6. Д.И. Менделеев. Жизнь и деятельность.

(выступление группы 6, см. Слайд №19. 

Химическая викторина.        (См. слайд №20).

·         1. Какой химический элемент сначала обнаружили на Солнце потом на Земле

·         2. Какой элемент может быть легким, как сажа, а твердый как алмаз.

·         3. Какой цвет имеет иод.

·         4. Название элемента похоже на планету

·         5. Назвать химический элемент, состоящий из двух млекопитающих

·         6. Химический элемент названный в честь нашей страны

·         7. Химические элементы названные в честь городов

·         8. Элементы названные в честь стран

·         9. Самый распространенный элемент на планете

·         10. Назвать благородные металлы

·         11. Назвать металл, который обладает наивысшей электропроводностью

·         12. Назвать самый твердый металл.

·         13. Назвать самый легкий металл

·         14. Назвать самый тяжелый металл

·         15. Назвать аллотропную модификацию кислорода

·         16. Назвать второй по распространенности химический элемент

·         17. Назвать третий по распространенности химический элемент

·         18. Назвать газ необходимый для дыхания.

·          19. Назвать самый сильный окислитель

·         20. Назвать жидкий металл

·         21. Назвать химический элемент №101

Химический кроссворд.    ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНОСТЬ. (Слайд №21).

   Тесты.            (См. слайд №22).

Завет детям Д.И. Менделеева: (Слайд №23).
«Главный секрет вот какой: один человек — нуль, вместе — только люди. Поэтому, живите для других, начиная с мамы, друг с друга, брата или сестры, затем для всех других. Сами трудитесь, трудясь, вы сделаете всё и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда – попробуйте ещё, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу. С ним и живите. С ним завещайте».

«Труд, работа не всякая, а осмысленная, сознательная, нужная людям».

Задание на дом: §3, с.19 № 4-6

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Периодический закон и периодическая таблица химических элементов»



"Периодический закон и периодическая таблица химических элементов

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: раскрыть сущность периодического закона и строение периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с историей открытия периодического закона Д.И. Менделеева; закрепить знания о взаимосвязи между положением элемента в периодической системе и строением атома; дать понятие периодичности; раскрыть сущность, структуру, значение периодического закона и периодической таблицы химических элементов.

  • Развивающие: стимулировать познавательную активность учащихся; способствовать формированию научного мировоззрения; развивать логическое мышление, умение выделить главное, сравнивать, обобщать.

  • Воспитательные: интерес к предмету, к истории развития науки, патриотизм, умение работать в группе, чувство сопричастности к общему делу.

  • Методические: развитие познавательной деятельности и познавательной активности на уроке химии, путем применения наглядных средств обучения с элементами дидактических игр.

Методы: словесный; словесно-наглядный; поисково-исследовательский; метод проектов.  Информационно-коммуникационные технологии.        

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; творческие проекты учеников; проектор, магнитофон.

Подготовка урока: За 2 недели до урока формируются группы, в которую входят 5-6 учеников. Каждый группе сообщаются темы, по которым должны подготовить презентации. Необходимо не позже за два дня до проведения урока проверить презентации, чтобы материал не выходил за рамки программы и был сформулирован корректно.

Эпиграф: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а лишь надстройки и развитие обещает».

Ход урока

Учитель: Хочу раскрыть вам один секрет: экзамен по химии очень сложный, но его сдать легко и просто, так как учитель сам раздает шпаргалки...периодическую таблицу химических элементов Д.И. Менделеева. Ведь из периодической таблицы мы можем почерпнуть всю интересующую нас информацию. А для этого нам необходимо изучить и раскрыть сущность периодического закона и периодической таблицы химических элементов Менделеева.

Начать нашу работу я бы хотела с музыки. Послушайте....

Д.И. Менделеев очень любил музыку, особенно произведения композитора Л. Бетховена…

Нам с вами предстоит пройти тернистый путь исследований, чтобы доказать правоту нашего великого соотечественника. Надеюсь, эта музыка вдохновит и вас на плодотворную работу.

Еще алхимики пытались найти закон природы, на основе которого можно было бы систематизировать химические элементы. Но им недоставало надежных и подробных сведений об элементах. К середине 19 века знаний о химических элементах стало достаточно, а число элементов возросло настолько, что в науке возникла естественная потребность в их классификации (63 элемента).

Актуализация опорных знаний.

Презентация 1. Первые попытки классификации химических элементов.

Учитель: Работая в Петербургском университете Д.И. Менделеев не нашел ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. И решил написать новую книгу «Основы химии». Работа над учебником привело к открытию периодического закона.

Мир сложен. Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок.
Как чудо природы
Является гений,
И в хаосе этом
Находит порядок...
Весь мир большой:
Жара и стужа,
Планет круженье, свет зари –
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
Найдется ль правило простое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит,
Природы ищет алфавит.

Презентация 2. Сущность открытия периодического закона.

(выступление группы 2 ).  

Вопросы к классу:

  • На что обратил внимание Д.И. Менделеев при расположении элементов в таблице?

  • Что такое периодичность?

Учитель: К сожалению, сторонников периодического закона сначала было очень мало, даже среди русских ученых. Противников – иного, особенно в Германии и Англии. Возникало много вопросов.  

Презентация 3. Современная формулировка периодического закона.

(выступление группы 3)

Вопросы к классу:

  • В чем различия современной формулировки периодического закона от формулировки данной Д.И. Менделеевым?

  • От чего зависит свойства элементов?

Учитель: Графическим изображением периодического закона является периодическая таблица химических элементов.

Презентация 4Структура периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

(выступление группы 4, 

Вопросы к классу:

  • Какую информацию в себе несет порядковый номер элемента?

  • Какую информацию в себе несет порядковый номер группы?

  • Какую информацию в себе несет порядковый номер периоды ?

  • Какие именно электроны отвечают за свойства атомов?

  • Почему свойства элементов периодически повторяются?

  • В чем же физический смысл периодического закона?

Презентация 5. Значение периодического закона.  (Выступление группы 5),

  • Периодическая система и периодический закон дают возможность сформировать представление о единстве и целостности мира, более глубоко изучить химические элементы и их свойства;

  • Периодическая система была первой естественной классификацией химических элементов и явилась могучим орудием для дальнейших исследований;

  • периодическая система дала толчок к исправлению атомных масс некоторых элементов.

  • Предсказательное значение: учёные могли открыть элементы с заданными свойствами, ранее не известные и синтезировать новые химические элементы.

  • Периодический закон открыл путь к изучению строения атома;

          Учитель: Закон, открытый Д.И. Менделеевым объективно и верно отражает явления и процессы, протекающие в природе.

Д.И.Менделеев работал над созданием таблицы 15 лет. Он был великим ученным.

Презентация 6. Д.И. Менделеев. Жизнь и деятельность.

(выступление группы 6, см. Слайд №19. 

Химическая викторина.        (См. слайд №20).

  • 1. Какой химический элемент сначала обнаружили на Солнце потом на Земле

  • 2. Какой элемент может быть легким, как сажа, а твердый как алмаз.

  • 3. Какой цвет имеет иод.

  • 4. Название элемента похоже на планету

  • 5. Назвать химический элемент, состоящий из двух млекопитающих

  • 6. Химический элемент названный в честь нашей страны

  • 7. Химические элементы названные в честь городов

  • 8. Элементы названные в честь стран

  • 9. Самый распространенный элемент на планете

  • 10. Назвать благородные металлы

  • 11. Назвать металл, который обладает наивысшей электропроводностью

  • 12. Назвать самый твердый металл.

  • 13. Назвать самый легкий металл

  • 14. Назвать самый тяжелый металл

  • 15. Назвать аллотропную модификацию кислорода

  • 16. Назвать второй по распространенности химический элемент

  • 17. Назвать третий по распространенности химический элемент

  • 18. Назвать газ необходимый для дыхания.

  •  19. Назвать самый сильный окислитель

  • 20. Назвать жидкий металл

  • 21. Назвать химический элемент №101

Химический кроссворд.    ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНОСТЬ. (Слайд №21).

   Тесты.            (См. слайд №22).

Завет детям Д.И. Менделеева: (Слайд №23).
«Главный секрет вот какой: один человек — нуль, вместе — только люди. Поэтому, живите для других, начиная с мамы, друг с друга, брата или сестры, затем для всех других... Сами трудитесь, трудясь, вы сделаете всё и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда – попробуйте ещё, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу. С ним и живите. С ним завещайте».

«Труд, работа не всякая, а осмысленная, сознательная, нужная людям».

Задание на дом: §3, с.19 № 4-6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Периодический закон и периодическая таблица химических элементов

Автор: Алиева Лариса Мизамовна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250234

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "«Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». "
    ["seo_title"] => string(113) "znaki-simvoly-khimichieskikh-eliemientov-pieriodichieskaia-sistiema-khimichieskikh-eliemientov-d-i-miendielieieva"
    ["file_id"] => string(6) "113451"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410254383"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) ""Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Группы и периоды." "
    ["seo_title"] => string(115) "pieriodichieskii-zakon-i-pieriodichieskaia-sistiema-khimichieskikh-eliemientov-d-i-miendielieieva-gruppy-i-pieriody"
    ["file_id"] => string(6) "228919"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441549160"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Методическая разработка урока по химии: "Периодическое изменение свойств элементов" "
    ["seo_title"] => string(94) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-khimii-pieriodichieskoie-izmienieniie-svoistv-eliemientov"
    ["file_id"] => string(6) "119128"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413340760"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома."
    ["seo_title"] => string(151) "pieriodichieskii-zakon-d-i-miendielieieva-pieriodichieskaia-sistiema-khimichieskikh-eliemientov-d-i-miendielieieva-v-svietie-tieorii-stroieniia-atoma-1"
    ["file_id"] => string(6) "259047"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448635909"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок игра  "Периодический закон и периодическая система  химических элементов Д. И. Менделеева." "
    ["seo_title"] => string(108) "urok-ighra-pieriodichieskii-zakon-i-pieriodichieskaia-sistiema-khimichieskikh-eliemientov-d-i-miendielieieva"
    ["file_id"] => string(6) "192438"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427459318"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства