Химия 8 класс
ТЕМА: «ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА»
Цель: создать ситуацию успеха для участников вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе конкурса, способствовать повышению познавательного интереса к науке химия.
Тип урока: урок -игра
Предварительная подготовка к игре
За две недели до игры все учащиеся класса разбиваются на команды. Ребята готовят простейшие приспособления, состоящие из лампочек, батарейки, выключателя, с помощью которых учитель будет фиксировать готовность команд к ответу (лампочки устанавливаются на демонстрационном столе).
ХОД УРОКА
Правила игры
Игра проходит следующим образом. Учитель зачитывает вопрос и включает секундомер. Первой отвечает та команда которая быстрее сигнализирует о готовности отвечать(зажигает лампочку). За правильный ответ команда получает 1 балл. Если ответ неправильный слово предоставляется другой команде. Если же в отведенное время (1 минута) правильную версию не может предложить ни одна из команд, отвечает учитель. Побеждает та команда, которая набирает большее число баллов. Все ее участники получают отличные отметки.
РАУНД I
На подступах к периодическому закону. Открытие периодического закона.
1.Число попыток классификации химических элементов до Д. И. Менделеева, считывая варианты таблиц, достигала 50. Некоторые из ученных Мейер, Ньюлендс очень близко подошли к открытию закона. И все же им не удалось довести свои попытки до завершения. Укажите основной недостаток в работах всех предшественников Д. И. Менделеева. (Все они проводили параллель только между сходными элементами, даже не сравнивая явно несходные, такие, например, как натрий и хлор.)
2.Что положил в основу классификации химических элементов Д. И. Менделеев?
(Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве)
3.Кого Д.И. Менделеев называл «укрепителями» периодического закона?
(Ученных которые своими работами подтверждали справедливость периодического закона.)
РАУНДII
Некоторые факты из биографии Д. И. Менделеева
1.Дед Д. И. Менделеева по отцу имел фамилию Соколов, отец же Менделеев. Почему?
(В родословной, составленной братом Павлом Менделеевым, записан:»Фамилию давали нередко учителями духовного училища ; фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял ,как соседний помещик Менделеев менял лошадей и прочее. Учитель созвучию «мену делать» вписал и отца под фамилией Менделеев.»)
2.Всем вам известна сказка «Конек -горбунок». Ее написал учитель гимназии, в которой учился Д. И. Менделеев. Назовите фамилию автора сказки? (П.П. Ершов.)
3.По какому поводу крестьяне соседних с именьем Д. И.Менделеева деревень с любопытством и восхищением спрашивали Дмитрия Ивановича, талант у него илисчастье?
( Применяя научные методы ведения сельского хозяйства, Д. И. Менделеев получал в своем имении урожаи в два и более раза выше, чем крестьяне из соседних деревень.)
4.Д. И. Менделеев говорил, что для него дети и внуки –самое дорогое в жизни. А сколько детей было у Д. И. Менделеева?
(Шестеро – три сына и три дочери.)
5.Какое отношение к Д. И. Менделееву имел известный русский поэт А. Блок?
(А. Блок был женат на дочери ученого –Любови Дмитриевне Менделеевой.)
РаундIII
Путешествие по периодической системе
1.Название каких химических элементов происходит от названий частей света?
( №63 европий назван в честь Европы, № 95америций назван в честь Америки.)
2. Что означает буква м в символе элемента №96?
( Соответствует первой букве имени Марии-Склодовской-Кюри. Хотя назван элемент кюрием,его символ См.Таким способом первооткрыватели элемента увековечили имена Пьера Кюри и Марии Склодовской-Кюри.)
3.Три металла имеют магнитные свойства. Назовите порядковые номера химических элементов, из атомов которых эти металлы состоят?
(№26 железо, №27 кобальт, №28 никель.)
4.Какой элемент сначала был открыт на Солнце,а уже потом на Земле?
(№ 2 гелий.)
5.Вопрос –шутка. Если названию элемента прибавить впереди одну букву, то получится синоним слова метель. О каком элементе идет речь?
( №92 уран-буран.)
Подведение итогов
Выставление оценок