kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Кислоты как электролиты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок по химии и физике проводился на 1 курсе в группе ЭМ-121 в рамках "Фестиваля открытых уроков" в ГПОУ НТТТ г.Новокузнецка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Кислоты как электролиты"»

Тема урока №31 по дисциплинам Химия и Физика «Кислоты как электролиты»

Профессия: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживания электрооборудования (по отраслям)

Группа ЭМ-121



«Просто знать еще не все,

знания надо уметь использовать».

Гете.

Цель урока: сформировать знания у обучающихся об электролитах и не электролитах, о диссоциации веществ, о строении и свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации.

Задачи урока:

А) образовательная – систематизировать знания обучающихся о химических  свойствах кислот; формировать умение записывать химические уравнения с учетом ТЭД, научить обучающихся, используя ряд напряжения металлов и таблицу растворимости, прогнозировать возможность протекания химических реакций с кислотами.

Б) развивающая – развивать познавательные способности, мышление, внимание, умения использовать изученный материал для познания нового.

В) воспитательная – показать учащимся необходимость изучения свойств веществ для объяснения различных процессов, происходящих в жизни; воспитать интерес к дисциплинам Химия и Физика

Тип урока: бинарный урок раскрытия новых знаний

Технологии: ИКТ, игровые технологии, элементы проблемного обучения

Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная (дифференцированная) работа.

Методы и методические приемы обучения: словесный: объяснение, беседа с элементами лекции;

наглядный: демонстрация (слайдов, опытов );

практический: лабораторный опыт;

рефлексивный: итоговая рефлексия.

Учебно-методическое оснащение урока: презентация по теме: "Кислоты как электролиты", инструкции к практической работе, пробирки, набор реактивов, индикаторы, таблицы «Степени окисления», стихи, загадки, отрывок поэмы «Ленинские горы», музыкальное сопровождение, ЛОК, оценочная таблица, демонстрационный материал: фрукты, напитки и моющие средства, содержащие кислоты.

1.Литература:

1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс, [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. -6-е изд., М.: Дрофа,2016.

2. Габриелян О.С., И.П.Воскобойникова, [Текст]: Настольная книга для учителя., М.: Дрофа, 2002 г.

3. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. Проф. образования /Т.И. Трофимова, А.В. Фирсов. – 4-е изд., стр. – М.: Издательский центр “Академия”, 2018. – 288 с.

4.«Федеральный институт педагогических измерений» (банк открытых заданий)

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

2.Ресурсы интернет:

Общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развитияОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Планируемые результаты обучения.

Знать:

Формулы кислот;

состав кислот и их классификацию.

Свойства кислот;

Получение и применение кислот;

Диссоциацию кислот на ионы;

Роль кислот в ГСМ;

правила техники безопасности при работе с кислотами.

Уметь:

определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот, 

распознавать кислоты с помощью индикаторов.
















План-конспект урока

1.Организационный этап (2 мин) - приветствие обучающихся, проверка отсутствующих, готовности к уроку, мотивация на урок.

2.Мотивация учебной деятельности студентов. Постановка цели и задач урока (7 мин)

Преподаватели по очереди читают отрывок поэмы.:

«О, физика, наука из наук!
Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знание человеческое шире».

М. Алигер «Ленинские горы»

Преподаватель физики: как вы понимаете данные строки? А в чем же связь двух наук? Как вы думаете?

Преподаватель химии: Вся история взаимодействия химии я физики полна при­меров обмена идеями, объектами и методами исследования. Связь эта носит генетический ха­рактер. Химия и физика изучают практически одни и те же объек­ты, но только каждая из них видит в этих объектах свою сторону, свой предмет изучения. Т.О. 2 науки непрерывно дополняют друг друга. Как сказал М.В.Ломоносов «Химия — это правая рука физики».

Преподаватель физики: и сегодня мы объединим 2 темы по 2 предметам в одно целое. А какие темы? Попробуйте догадаться сами.

Преподаватель химии: Мы будем изучать определенный класс соединений, а какой?

1. В составе кока-колы присутствует данное вещество. Популярный напиток широко применяется для очистки канализации, заржавевших болтов.

2. Это вещество, выделяемое муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников.

3. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Впоследствии его научились использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок. О чем речь?

Отгадайте данный класс (читает загадки)

«Этих веществ очень много на свете,

Их опасаются взрослые, дети!

Если не так их смешаешь с водой,

Может все обернуться бедой!»

***

Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться — цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие …» (Кислоты)

Преподаватель химии: да, ребята, мы сегодня действительно познакомимся с одним из классов «Неорганических соединений» – кислотами. «Кислоты…» — это первая часть формулировки нашей темы. А какова же вторая?

Преподаватель физики:

Мы с тобой – два электрода,

Между нами жизнь, природа,

Медный купорос небес.

Электролиза процесс.

Преподаватель физики: итак, тема нашего урока «Кислоты как электролиты».

Преподаватель химии: А какова цель нашего урока? Подумайте и сформулируйте. Что мы должны изучить и закрепить?

Опорные слова: сформировать, расширить, углубить.

Цель: сформировать знания у обучающихся об электролитах и не электролитах, о диссоциации веществ, о строении и свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации.

Работать будем и индивидуально, и в группах, осуществляя химический эксперимент, и самостоятельно на этапе закрепления знаний

Оценивать будем работу на каждом этапе урока по оценочному листу по бальной системе , в конце, при подведении итогов, выставим оценку за урок наиболее активным ребятам и за «Задания на закрепления-игра викторина».

Итоговая оценка будет объявлена на следующем уроке. За подготовку докладов, презентаций оценку будет сегодня. Удачи!

2.Изучение новой темы (30 мин.):

Преподаватель химии: Писать сегодня будем не в тетрадях, а в ЛОК темы, вы их вклеите в тетрадь. В ЛОК есть план изучения темы, определенная информация пропечатана, что то нужно будет заполнить по ходу урока.

Итак, в ЛОК Запишите тему урока: «Кислоты как электролиты»

Изучать тему будем по плану :

1.Определение кислот.

2.Формулы кислот.

3.Классификация.

4.Физические свойства.

5.Электролиты и не электролиты

6.Электролитическая диссоциация

7.Положение ТЭД

8.Степень диссоциации

9.Кислоты с точки зрения ТЭД

10.Химические свойства.

11.Применение кислот.

Преподаватель химии: вот они кислоты: лимон, аскорбинка, уксусная кислота, яблоко.

Так что же такое кислоты? Что это за вещества? Почему так названы? Какие они на вкус? Где мы встречаемся с кислотами в природе?

«Кислота» - кислые на вкус, отсюда и название.

(Сл.7-8) «От кислых яблок – сразу кисну». В.Шекспир

– Что же объединяет все эти кислоты, кроме кислого вкуса?

1.Дадим определение:

«Кислоты — это вещества, состоящие из водорода и кислотного остатка».
2. Обратимся к составу кислот, посмотрим на формулы:

НСl– соляная кислота

H2S-сероводородная кислота

HNO3– азотная кислота

HI-йод водородная кислота

H2SO4– серная кислота

HBr-бром водородная кислота

H2CO3– угольная кислота

H2SiO3-кремниевая кислота

H3PO4 – фосфорная кислота


Все состоят из водорода и кислотного остатка

«Мы состоим из двух частей:

Во первых, водород-о,кей

Во вторых, остаток наш,

Вот и весь наш экипаж!»

«Кислоты-это вещества, состоящие из водорода и кислотного остатка».

3.Классификация кислот:

Делятся на органические и неорганические

(слайд 19 ) По какому признаку разделены кислоты?

(слайд 20 ) А. по количеству водорода: 1-основные, 2-основные, 3-основные.

(слайд21 ) По какому признаку разделены кислоты?

(слайд22 ) Б. по наличию водорода: бескислородные, кислородсодержащие.

В. По состоянию: жидкие, твердые.

4.Физические свойства:

Кислоты могут быть жидкие, твердые вещества, растворимые в воде (кроме H2SiO3), вызывают ожоги! Опасны! Проводят электрический ток! Значит являются электролитами.

Преподаватель физики: А что же такое электролиты и не электролиты?

Понятие электролитов и не электролитов впервые ввёл М. Фарадей в первой половине 19 века.

5.Электролиты-вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток.

Электролитами являются вещества с сильно полярной ковалентной или ионной связью. К ним относятся соли, щёлочи, кислоты.

Неэлектролиты - вещества, растворы или расплавы которых не проводят электрический ток.

Неэлектролитами являются вещества с неполярными или слабополярными ковалентными связями. К ним относится большинство органических соединений (глюкоза, фруктоза, сахароза, этанол, глицерин и др.), простые вещества-неметаллы (сера, алмаз, азот, кислород и др.).

А что такое электролитическая диссоциация?

  • Почему растворы кислот, солей и щелочей проводят электрический ток.

  • Почему температура кипения раствора электролита всегда будет выше, чем температура кипения раствора не электролита той же концентрации.

Сванте Аррениус: В 1887 году шведский физико-химик Сванте Аррениус, исследуя электропроводность водных растворов, высказал предположение, что в таких растворах вещества распадаются на заряженные частицы – ионы, которые могут передвигаться к электродам – отрицательно заряженному катоду и положительно заряженному аноду.

Это и есть причина электрического тока в растворах. Данный процесс получил название 6.электролитической диссоциации (дословный перевод – расщепление, разложение под действием электричества). Такое название также предполагает, что диссоциация происходит под действием электрического тока.

Дальнейшие исследования показали, что это не так: ионы являются только переносчиками зарядов в растворе и существуют в нем независимо от того, проходит через раствор ток или нет. При активном участии Сванте Аррениуса была сформулирована теория электролитической диссоциации, которою часто называют в честь этого ученого. Основная идея данной теории заключается в том, что электролиты под действием растворителя самопроизвольно распадаются на ионы. И именно эти ионы являются носителями заряда и отвечают за электропроводность раствора.

Электрический ток - это направленное движение свободных заряженных частиц. Вы уже знаете, что растворы и расплавы солей и щелочей электропроводны, так как состоят не из нейтральных молекул, а из заряженных частиц – ионов. При расплавлении или растворении ионы становятся свободными переносчиками электрического заряда.

7.Теорию электролитической диссоциации можно представить в виде следующих положений.

  1. При растворении в воде электролиты диссоциируют (распадаются) на ионы.
    Свойства ионов отличаются от свойств атомов или группы атомов, из которых они образовались.

  2. Причиной диссоциации электролита в водном растворе является его гидратация, т. е. взаимодействие электролита с молекулами воды и разрыв химической связи в нём.

В растворе ионы существуют в гидратированном виде, в отличие от безводных солей, в которых ионы негидратированные.

  1. Под действием электрического тока катионы движутся к отрицательному полюсу источника тока — катоду, а анионы — к положительному полюсу источника тока — аноду.

  2. Химические свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации.

Количественной характеристикой диссоциации электролита является степень диссоциации.

Степень диссоциации – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы (Nд), к общему числу растворенных частиц (NP):

α=

Степень диссоциации электролита определяется опытным путем и выражается в долях или процентах. Если α=0, то диссоциация отсутствует, а если α=1, или 100%, то электролит полностью распадается на ионы. Различные электролиты имеют различную степень диссоциации, то есть степень диссоциации зависит от природы электролита. Она также зависит и от концентрации: с разбавлением раствора степень диссоциации увеличивается.

По степени электролитической диссоциации электролиты разделяют на сильные и слабые.

Сильные электролиты – такие электролиты, которые при растворении в воде практически полностью диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к единице.

К сильным электролитам относятся:

1) все растворимые соли;

2) сильные кислоты, например: H2SO4, HCl, HNO3;

3) все щелочи, например: NaOH, KOH.

Слабые электролиты – это такие электролиты, которые при растворении в воде почти не диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к нулю.

К слабым электролитам относятся:

  1. Слабые кислоты – H2S, H2CO3, HNO2;

  2. водный раствор аммиака NH3*H2O;

  3. вода.

8.Степень диссоциации зависит от природы электролита, его концентрации, природы растворителя, температуры.

Степень диссоциации может изменяться от 0 до 1, т. е. от 0 до 100%. Если степень диссоциации равна 0%, это означает, что диссоциации вещества не происходит. Если степень диссоциации равна 100%, это означает, что вещество полностью диссоциирует на ионы.

В зависимости от значения степени диссоциации различают сильные и слабые электролиты.

Сильными называются электролиты, степень диссоциации которых больше 30%. К ним относятся все растворимые соли, щёлочи, некоторые кислоты (соляная, азотная, серная НСl ,HNO3 ,H2SO4)

Слабыми называются электролиты, степень диссоциации которых меньше 3%. К ним относятся вода, слабые кислоты (H2CO3 ,H3PO4 ,H2S)

Преподаватель химии: при диссоциации кислот образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка.

HNO3 → H+ NO3

HCl → H + Cl-

Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато.

Н3РО4 ↔ Н+ + Н2РО4 (первая ступень)

Н2РО4 ↔ Н+ НРO4 (вторая ступень)

НРО4 ↔ Н+ PО4 (третья ступень)

9.Т.е. с точки зрения ЭД Кислоты это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка.

10.Химические свойства:

Чтобы перейти к химическим свойствам кислот, нам нужно повторить технику безопасности при работе с кислотами .

Назовите мне «4 не» при работе с кислотами (не пробовать, не разливать, не нюхать!)

Преподаватель химии: как вы думаете, какими химическими свойствами будут обладать кислоты?

-Как кислоты окрашивают цвета индикаторов?

-Давайте вспомним, какие вещества существуют в природе?

Ответы: соли, металлы, неметаллы, оксиды, щелочи.

-Как вы думаете, с какими из них могут взаимодействовать кислоты?

-Предположите свойства кислот. 

-Предлагаю химические свойства изучить самостоятельно, работая в группах (25 мин.).

 Каждая группа получает инструктивную карту (всего 6 карт, содержащих по одному вопросу), выполняют по ней экспериментальную задачу, отвечают на вопросы, пишут уравнения и делают выводы. (инструктивные карты см. приложение):

1.  Устойчива ли гашеная известь к действию кислот?

2. Почему нельзя варить компот в алюминиевой кастрюле?

3. Почему металлические конструкции  в природе постепенно разрушаются?

4. Почему после того, как вы съели кислое яблоко, нельзя чистить зубы?

5.Как определить наличие кислот в продуктах питания и в напитках?

6.Почему кока-колу рекомендуют употреблять после приема пищи?

 Преподаватель химии: итак, мы с вами выяснили и подтвердили, что кислоты взаимодействуют с металлами, основаниями, солями, изменяют цвета индикаторов.

Почему проходит реакция с данными веществами, какой ион вступает в реакцию? Правильно, ион водорода.

11. Применение:

1.Удобрения.

2.электролит.

3.паяние.

4.в лечебных целях.

5.в пищевой промышленности.

Вывод: 1.Кислота – это сложное вещество, в молекуле которого имеется один или несколько атомов водорода и кислотный остаток.  2.Кислоты классифицируются по 4 признакам.3.Кислоты реагируют с металлами, солями, основаниями.

4.Закрепление изученного материала (12 мин.): игра-викторина

5.Итог урока (2 мин): Выставление оценок, рефлексия (сл.41): Обучающиеся оценивают работу по критериям: «Я, Группа, Преподаватель» - По 5-бальной шкале. «Дерево успеха»-зеленые, оранжевые, красные яблоки. 6.Домашнее задание (1 мин.)

Составить кроссворд по теме «Кислоты -как электролиты»

Мини сказка из 10 предложений по теме: «Кислоты», «Электролиты»

7.Окончание урока (1 мин)























Приложение:

Сва́нте А́вгуст Арре́ниус шведский физико-химик, автор теории электролитической диссоциации, лауреат Нобелевской премии по химии (1903). Будучи маленьким ребёнком, Аррениус уже с удовольствием складывал числа в отчётах, которые составлял его отец, в три года самостоятельно научился читать, а посещая кафедральное училище в Уппсале, он проявил исключительные способности к биологии, физике и математике. В 8 лет поступил в кафедральное училище в Уппсале, сразу в пятый класс, которое закончил в 1876 году самым молодым и способным выпускником с особыми успехами в физике и математике. В том же году он поступил в Уппсальский университет (специализировался в физике и химии), где в 1878 году получил степень бакалавра естественных наук, а затем в течение ещё трёх лет продолжал изучать там физику.

В 1881 году переехал в Стокгольм и продолжил обучение в Физическом институте Королевской шведской Академии наук. Там Аррениус, начав с методов определения молекулярной массы растворенных веществ, специализировался в изучении проводимости электролитов.

Новизна его теории была в том, что он предположил распад электролитов в растворах в отсутствие каких-либо внешних сил. В 1884 году на основе своей теории предложил определения кислоты и основания: кислотой он считал вещество, образующее в растворе ионы водорода, а основанием - вещество, дающее в растворе гидроксид-ионы. В 1887 году окончательно сформулировал теорию электролитической диссоциации.


История кислот (доклады) 1.Уксусная кислота ( около 3 тысяч лет) – самой первой кислотой , которую научился добывать и использовать человек была, видимо, уксусная. Почему уксусная оказалась первой догадаться несложно. С древнейших времён люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Уксусную кислоту на рубеже17-18 веков в России называли„ кислой влажностью” или „древесной кислотой.”

2 .Серная кислота ( 10 в) – с серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в 10 веке. Серную кислоту выделили из купоросов, например из железного купороса и соответственно назвали купоросным маслом. Серную кислоту получали нагреванием железного купороса в глиняной реторте. В 1772 году Дж. Пристли показал, что при действии концентрированной серной кислотой на поваренную соль выделяется бесцветный газ, который может быть собран над ртутью и растворён в воде. Этот раствор назвали «муриевая кислота» (от слова «мурия» - рассол, солёная вода). Пристли назвал кислотой мурия соляную кислоту и её иногда до сих пор называют так. 

3.Соляная кислота ( 15в) – Соляную кислоту называли соляным спиртом. В 17 веке в русских аптеках среди лекарство обязательно было и вещество по имени – дух из солей-( по латыни- спиритус салис) или кислый спирт. Соляную кислоту получали в аптеках прокаливанием смеси поваренной соли с железным купоросом.

4. Азотная кислота (15в) – В России азотную кислоту называли в старину „зияющей красным гасом кислотой” или „селитряной дымистой водкой”. Когда Иоганн Рудольф Глаубер получил азотную кислоту, он обнаружил её необычайную химическую активность. Она растворяла все металлы, и железо и медь и серебро, только золото оставалось в этой кислоте неизменным.

5. Угольная кислота (18в) – Угольную кислоту впервые получил Джозеф Пристли. Для этого он растворял в воде углекислый газ, этот раствор он назвал содовой водой, а так как она получила широкое применение в качестве напитка, за это открытие Д. Пристли наградили золотой медалью.



Инструктивная карта №1

Группа №1:…………………………………………………………………


Проблемный вопрос: почему металлические конструкции в природе постепенно разрушаются.  Все ли металлы подвергаются такому разрушению?

 

Опорные знания: взаимодействие кислот с металлами, электрохимический ряд напряжений (ряд активности) металлов, реакции замещения.


Цель эксперимента: исследовать действие кислот на различные металлы.


Ход эксперимента:


1. В первую пробирку с 1 мл. соляной кислоты поместить железный порошок. Что наблюдаете?

2. Во вторую пробирку с 1-2 мл. соляной кислоты поместите гранулу цинка.

Что наблюдаете?

Заполните таблицу:


Название кислоты

Металл

Наблюдения

Уравнения реакции в молекулярном и ионном виде

1.Соляная кислота



Fe


Fe+HCl=…………………………






2.Соляная кислота

Zn






Zn+HCl=……………………….








Сделайте вывод о взаимодействии кислот с металлами. С какими металлами взаимодействуют кислоты?..................................................................................

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….







Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,

1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.




Инструктивная карта №2

Группа №2……………………………………………………………………

Проблемный вопрос: почему в алюминиевой кастрюле нельзя варить кислые щи  или компот из свежих ягод?

Опорные знания: алюминий, из которого изготовлена  кастрюля, покрыт неядовитой оксидной пленкой. Типы реакций.

Цель эксперимента: определить, будет ли реагировать оксид алюминия с кислотами.

Ход эксперимента:

1.   В первую пробирку с 1-2 мл  Серной  кислоты добавьте немного оксида алюминия, Что наблюдаете?

2.   Во  вторую пробирку с 1-2 мл  Соляной  кислоты добавьте немного оксида алюминия, Что наблюдаете?

Заполните таблицу:

Кислота

Оксид алюминия

Наблюдения

Уравнения реакции

1.Серная кислота


AL2O3



AL2O3+H2SO4=………………………




2.Соляная кислота

AL2O3



AL2O3+HCl=………………………….





Сделайте вывод о взаимодействии кислот с оксидами металлов………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………



Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,

1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.



Инструктивная карта №3

Группа №3:………………………………………………………………………

Проблемный вопрос: известно, что гашеная известь, входит в состав штукатурки, стеновых покрытий, строительных материалов. Устойчива ли она к действию кислот?

Опорные знания: гашеная известь Сa (OH)2; взаимодействие кислот с основаниями, реакция нейтрализации, реакции обмена.

Цель эксперимента: определить, будет ли реагировать гашеная известь с кислотами.

Ход эксперимента:

1.В первую пробирку с 1-2 мл. гидроксида кальция Сa (OH)2 добавьте соляной кислоты.

Что наблюдаете?

2. Во вторую пробирку с 1-2 мл  гидроксида кальция Са(OH)2 прилейте немного серной кислоты. Что наблюдаете?

Заполните таблицу:

Кислота

Основание

Наблюдение

Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

1.Соляная кислота

Сa(OH)2


Сa (OH)2+ HCl=………………………………….



2.Серная кислота


Са(OH)2


Сa (OH)2+ H2SO4=…………………………………..





Сделайте вывод о взаимодействии кислот с основаниями………………………………

………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………..


Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,

1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.



Инструктивная карта №4

Группа №4:……………………………………………………………………

Проблемный вопрос: почему после того, как вы съели кислое яблоко, нельзя чистить зубы?

Опорные знания: В состав эмали зубов входят соли: карбонаты и фосфаты кальция (Сa CO3,   Сa3 (PO4)2 ); угольная кислота неустойчивая, разлагается на воду и углекислый газ.

Цель эксперимента: определить, как реагируют  соли с кислотами.

Ход эксперимента:

1.В первую пробирку с соляной кислотой добавьте кусочек карбоната кальция. Что наблюдаете?

2.  Во   вторую пробирку с серной кислотой добавьте кусочек карбоната кальция. Что наблюдаете?

Заполните таблицу:

Кислота

соль

наблюдения

Уравнения реакции в молекулярном и ионном виде

1.Соляная кислота


СaCO3




СaCO3 + HCl=………………………………….



2.Серная кислота


СaCO3


СaCO3 +H2SO4=………………………………..




Сделайте вывод о взаимодействии кислот с солями……………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………..



Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,

1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.




Инструктивная карта №5

Группа №5:……………………………………………………………………

Проблемный вопрос: как можно определить наличие кислот в продуктах питания и напитках? (пробовать на вкус запрещено!!!)

Опорные знания: индикаторы, окрашивание индикатора в различные цвета.

Цель эксперимента: определить, как изменяется цвет индикатора при взаимодействии с кислотами.

Ход эксперимента:

1.В первую пробирку с содержимым опустите лакмусовую бумажку. Что наблюдаете?

2.  Во   вторую пробирку с содержимым добавьте фенолфталеин. Что наблюдаете?

3.В 3 пробирку с содержимым добавьте фенолфталеин. Что наблюдаете?

Заполните таблицу:

Кислота

индикатор

наблюдения

Диссоциация веществ

1.Соляная кислота (HCl)

Лакмусовая бумага





HCl=

2.Серная

Кислота

(H2SO4)

Фенолфталеин


H2SO4=

3.Шелочь

(NaOH)

Фенолфталеин


NaOH=



Сделайте вывод о смене окраски индикаторов в кислой и щелочной средах

………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………..



Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,

1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.



Инструктивная карта №5

Группа №5:…………………………………………………………………

Проблемный вопрос: почему напитки Фанта и Кока-кола рекомендуют употреблять после приема пищи?

Опорные знания: индикаторы, окрашивание индикатора при реакции с кислотой, содержание ортофосфорной кислоты в напитках.

Цель эксперимента: определить, как изменяется цвет индикатора при взаимодействии с Соляной кислотой и образцом напитка Кока-кола.

Ход эксперимента:

1.В первую пробирку с Соляной кислотой (HCl) опустите лакмусовую бумажку. Что наблюдаете? Распишите диссоциацию веществ.

2.  Во   вторую пробирку с напитком Кока-кола опустите лакмусовую бумажку. Что наблюдаете? Составьте многоступенчатую диссоциацию фосфорной кислоты.

Заполните таблицу:

Кислота

индикатор

наблюдения

Диссоциация веществ

1.Соляная кислота (HCl)

Лакмусовая бумага





HCl=

2.Кока-кола

(H3PO4)



Лакмусовая бумажка


H3РO4=


Сделайте вывод о смене окраски индикаторов в соляной кислоте и напитке Кока-кола

………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………..



Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,

1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.


Итоговая таблица оценки работы обучающихся на различных этапах урока:

ФИ обучающегося

1.Ответы на уроке

2.Внеаудиторная самостоятельная работа

3.Лабораторные опыты

4.Викторина

5.Рефлексия

Итог


































































































































































Критерии оценки: 25 баллов - оценка «5», 18-20 баллов-«4»,
13-17 баллов-«3».







20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Кислоты как электролиты"

Автор: Татьяна Михайловна Стежко

Дата: 08.04.2022

Номер свидетельства: 604442

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Презентация на тему " Кислоты как электролиты" учитель химии высшей категории Беленькая Т.В. "
    ["seo_title"] => string(103) "priezientatsiia-na-tiemu-kisloty-kak-eliektrolity-uchitiel-khimii-vysshiei-katieghorii-bielien-kaia-t-v"
    ["file_id"] => string(6) "119851"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413542345"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Презентация на тему: "Кислоты – как электролиты""
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-na-tiemu-kisloty-kak-eliektrolity"
    ["file_id"] => string(6) "261676"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449164796"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. "
    ["seo_title"] => string(62) "eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia-kislot-osnovanii-i-soliei"
    ["file_id"] => string(6) "194745"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427808833"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Свойства кислот с точки зрения  электролитический диссоциации."
    ["seo_title"] => string(68) "svoistva-kislot-s-tochki-zrieniia-eliektrolitichieskii-dissotsiatsii"
    ["file_id"] => string(6) "281253"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453485039"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Разработка открытого урока по биологии по теме "Кислоты как электролиты", 8 класс"
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka_otkrytogo_uroka_po_biologii_po_teme_kisloty_kak_elektrolity_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "620509"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1671108220"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства