Просмотр содержимого документа
«"Кислоты как электролиты"»
Тема урока №31 по дисциплинам Химия и Физика «Кислоты как электролиты»
Профессия: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживания электрооборудования (по отраслям)
Группа ЭМ-121
«Просто знать еще не все,
знания надо уметь использовать».
Гете.
Цель урока: сформировать знания у обучающихся об электролитах и не электролитах, о диссоциации веществ, о строении и свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Задачи урока:
А) образовательная – систематизировать знания обучающихся о химических свойствах кислот; формировать умение записывать химические уравнения с учетом ТЭД, научить обучающихся, используя ряд напряжения металлов и таблицу растворимости, прогнозировать возможность протекания химических реакций с кислотами.
Б) развивающая – развивать познавательные способности, мышление, внимание, умения использовать изученный материал для познания нового.
В) воспитательная – показать учащимся необходимость изучения свойств веществ для объяснения различных процессов, происходящих в жизни; воспитать интерес к дисциплинам Химия и Физика
Тип урока: бинарный урок раскрытия новых знаний
Технологии: ИКТ, игровые технологии, элементы проблемного обучения
Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная (дифференцированная) работа.
Методы и методические приемы обучения: словесный: объяснение, беседа с элементами лекции;
наглядный: демонстрация (слайдов, опытов );
практический: лабораторный опыт;
рефлексивный: итоговая рефлексия.
Учебно-методическое оснащение урока: презентация по теме: "Кислоты как электролиты", инструкции к практической работе, пробирки, набор реактивов, индикаторы, таблицы «Степени окисления», стихи, загадки, отрывок поэмы «Ленинские горы», музыкальное сопровождение, ЛОК, оценочная таблица, демонстрационный материал: фрукты, напитки и моющие средства, содержащие кислоты.
1.Литература:
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс, [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. -6-е изд., М.: Дрофа,2016.
2. Габриелян О.С., И.П.Воскобойникова, [Текст]: Настольная книга для учителя., М.: Дрофа, 2002 г.
3. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. Проф. образования /Т.И. Трофимова, А.В. Фирсов. – 4-е изд., стр. – М.: Издательский центр “Академия”, 2018. – 288 с.
4.«Федеральный институт педагогических измерений» (банк открытых заданий)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развитияОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Планируемые результаты обучения.
Знать:
Формулы кислот;
состав кислот и их классификацию.
Свойства кислот;
Получение и применение кислот;
Диссоциацию кислот на ионы;
Роль кислот в ГСМ;
правила техники безопасности при работе с кислотами.
Уметь:
определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот,
распознавать кислоты с помощью индикаторов.
План-конспект урока
1.Организационный этап (2 мин) - приветствие обучающихся, проверка отсутствующих, готовности к уроку, мотивация на урок.
2.Мотивация учебной деятельности студентов. Постановка цели и задач урока (7 мин)
Преподаватели по очереди читают отрывок поэмы.:
«О, физика, наука из наук! Все впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук, Пусть станет математика очами. Не разлучайте этих трех сестер Познания всего в подлунном мире, Тогда лишь будет ум и глаз остер И знание человеческое шире».
М. Алигер «Ленинские горы»
Преподаватель физики: как вы понимаете данные строки? А в чем же связь двух наук? Как вы думаете?
Преподаватель химии: Вся история взаимодействия химии я физики полна примеров обмена идеями, объектами и методами исследования. Связь эта носит генетический характер. Химия и физика изучают практически одни и те же объекты, но только каждая из них видит в этих объектах свою сторону, свой предмет изучения. Т.О. 2 науки непрерывно дополняют друг друга. Как сказал М.В.Ломоносов «Химия — это правая рука физики».
Преподаватель физики: и сегодня мы объединим 2 темы по 2 предметам в одно целое. А какие темы? Попробуйте догадаться сами.
Преподаватель химии: Мы будем изучать определенный класс соединений, а какой?
1. В составе кока-колы присутствует данное вещество. Популярный напиток широко применяется для очистки канализации, заржавевших болтов.
2. Это вещество, выделяемое муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников.
3. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Впоследствии его научились использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок. О чем речь?
Отгадайте данный класс (читает загадки)
«Этих веществ очень много на свете,
Их опасаются взрослые, дети!
Если не так их смешаешь с водой,
Может все обернуться бедой!»
***
Лакмус будет в них краснеть, Растворяться — цинк и медь. А мелок в них, посмотри, Вмиг пускает пузыри! И опасны для работы Эти жгучие …» (Кислоты)
Преподаватель химии: да, ребята, мы сегодня действительно познакомимся с одним из классов «Неорганических соединений» – кислотами. «Кислоты…» — это первая часть формулировки нашей темы. А какова же вторая?
Преподаватель физики:
Мы с тобой – два электрода,
Между нами жизнь, природа,
Медный купорос небес.
Электролиза процесс.
Преподаватель физики: итак, тема нашего урока «Кислоты как электролиты».
Преподаватель химии: А какова цель нашего урока? Подумайте и сформулируйте. Что мы должны изучить и закрепить?
Опорные слова: сформировать, расширить, углубить.
Цель: сформировать знания у обучающихся об электролитах и не электролитах, о диссоциации веществ, о строении и свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Работать будем и индивидуально, и в группах, осуществляя химический эксперимент, и самостоятельно на этапе закрепления знаний
Оценивать будем работу на каждом этапе урока по оценочному листу по бальной системе , в конце, при подведении итогов, выставим оценку за урок наиболее активным ребятам и за «Задания на закрепления-игра викторина».
Итоговая оценка будет объявлена на следующем уроке. За подготовку докладов, презентаций оценку будет сегодня. Удачи!
2.Изучение новой темы (30 мин.):
Преподаватель химии: Писать сегодня будем не в тетрадях, а в ЛОК темы, вы их вклеите в тетрадь. В ЛОК есть план изучения темы, определенная информация пропечатана, что то нужно будет заполнить по ходу урока.
Итак, в ЛОК Запишите тему урока: «Кислоты как электролиты»
Изучать тему будем по плану :
1.Определение кислот.
2.Формулы кислот.
3.Классификация.
4.Физические свойства.
5.Электролиты и не электролиты
6.Электролитическая диссоциация
7.Положение ТЭД
8.Степень диссоциации
9.Кислоты с точки зрения ТЭД
10.Химические свойства.
11.Применение кислот.
Преподаватель химии: вот они кислоты: лимон, аскорбинка, уксусная кислота, яблоко.
Так что же такое кислоты? Что это за вещества? Почему так названы? Какие они на вкус? Где мы встречаемся с кислотами в природе?
«Кислота» - кислые на вкус, отсюда и название.
(Сл.7-8) «От кислых яблок – сразу кисну». В.Шекспир
– Что же объединяет все эти кислоты, кроме кислого вкуса?
1.Дадим определение:
«Кислоты — это вещества, состоящие из водорода и кислотного остатка». 2. Обратимся к составу кислот, посмотрим на формулы:
НСl– соляная кислота
H2S-сероводородная кислота
HNO3– азотная кислота
HI-йод водородная кислота
H2SO4– серная кислота
HBr-бром водородная кислота
H2CO3– угольная кислота
H2SiO3-кремниевая кислота
H3PO4 – фосфорная кислота
Все состоят из водорода и кислотного остатка
«Мы состоим из двух частей:
Во первых, водород-о,кей
Во вторых, остаток наш,
Вот и весь наш экипаж!»
«Кислоты-это вещества, состоящие из водорода и кислотного остатка».
3.Классификация кислот:
Делятся на органические и неорганические
(слайд 19 ) По какому признаку разделены кислоты?
(слайд 20 ) А. по количеству водорода: 1-основные, 2-основные, 3-основные.
(слайд21 ) По какому признаку разделены кислоты?
(слайд22 ) Б. по наличию водорода: бескислородные, кислородсодержащие.
В. По состоянию: жидкие, твердые.
4.Физические свойства:
Кислоты могут быть жидкие, твердые вещества, растворимые в воде (кроме H2SiO3), вызывают ожоги! Опасны! Проводят электрический ток! Значит являются электролитами.
Преподаватель физики: А что же такое электролиты и не электролиты?
Понятие электролитов и не электролитов впервые ввёл М. Фарадей в первой половине 19 века.
5.Электролиты-вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток.
Электролитами являются вещества с сильно полярной ковалентной или ионной связью. К ним относятся соли, щёлочи, кислоты.
Неэлектролиты - вещества, растворы или расплавы которых не проводят электрический ток.
Неэлектролитами являются вещества с неполярными или слабополярными ковалентными связями. К ним относится большинство органических соединений (глюкоза, фруктоза, сахароза, этанол, глицерин и др.), простые вещества-неметаллы (сера, алмаз, азот, кислород и др.).
А что такое электролитическая диссоциация?
Почему растворы кислот, солей и щелочей проводят электрический ток.
Почему температура кипения раствора электролита всегда будет выше, чем температура кипения раствора не электролита той же концентрации.
Сванте Аррениус: В 1887 году шведский физико-химик Сванте Аррениус, исследуя электропроводность водных растворов, высказал предположение, что в таких растворах вещества распадаются на заряженные частицы – ионы, которые могут передвигаться к электродам – отрицательно заряженному катоду и положительно заряженному аноду.
Это и есть причина электрического тока в растворах. Данный процесс получил название 6.электролитической диссоциации(дословный перевод – расщепление, разложение под действием электричества). Такое название также предполагает, что диссоциация происходит под действием электрического тока.
Дальнейшие исследования показали, что это не так: ионы являются только переносчиками зарядов в растворе и существуют в нем независимо от того, проходит через раствор ток или нет. При активном участии Сванте Аррениуса была сформулирована теория электролитической диссоциации, которою часто называют в честь этого ученого. Основная идея данной теории заключается в том, что электролиты под действием растворителя самопроизвольно распадаются на ионы. И именно эти ионы являются носителями заряда и отвечают за электропроводность раствора.
Электрический ток - это направленное движение свободных заряженных частиц. Вы уже знаете, что растворы и расплавы солей и щелочей электропроводны, так как состоят не из нейтральных молекул, а из заряженных частиц – ионов. При расплавлении или растворении ионы становятся свободными переносчиками электрического заряда.
7.Теорию электролитической диссоциации можно представить в виде следующих положений.
При растворении в воде электролиты диссоциируют (распадаются) на ионы. Свойства ионов отличаются от свойств атомов или группы атомов, из которых они образовались.
Причиной диссоциации электролита в водном растворе является его гидратация, т. е. взаимодействие электролита с молекулами воды и разрыв химической связи в нём.
В растворе ионы существуют в гидратированном виде, в отличие от безводных солей, в которых ионы негидратированные.
Под действием электрического тока катионы движутся к отрицательному полюсу источника тока — катоду, а анионы — к положительному полюсу источника тока — аноду.
Химические свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации.
Количественной характеристикой диссоциации электролита является степень диссоциации.
Степень диссоциации – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы (Nд), к общему числу растворенных частиц (NP):
α=
Степень диссоциации электролита определяется опытным путем и выражается в долях или процентах. Если α=0, то диссоциация отсутствует, а если α=1, или 100%, то электролит полностью распадается на ионы. Различные электролиты имеют различную степень диссоциации, то есть степень диссоциации зависит от природы электролита. Она также зависит и от концентрации: с разбавлением раствора степень диссоциации увеличивается.
По степени электролитической диссоциации электролиты разделяют на сильные и слабые.
Сильные электролиты – такие электролиты, которые при растворении в воде практически полностью диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к единице.
К сильным электролитам относятся:
1) все растворимые соли;
2) сильные кислоты, например: H2SO4, HCl, HNO3;
3) все щелочи, например: NaOH, KOH.
Слабые электролиты – это такие электролиты, которые при растворении в воде почти не диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к нулю.
К слабым электролитам относятся:
Слабые кислоты – H2S, H2CO3, HNO2;
водный раствор аммиака NH3*H2O;
вода.
8.Степень диссоциации зависит от природы электролита, его концентрации, природы растворителя, температуры.
Степень диссоциации может изменяться от 0 до 1, т. е. от 0 до 100%. Если степень диссоциации равна 0%, это означает, что диссоциации вещества не происходит. Если степень диссоциации равна 100%, это означает, что вещество полностью диссоциирует на ионы.
В зависимости от значения степени диссоциации различают сильные и слабые электролиты.
Сильными называются электролиты, степень диссоциации которых больше 30%. К ним относятся все растворимые соли, щёлочи, некоторые кислоты (соляная, азотная, серная НСl ,HNO3 ,H2SO4)
Слабыми называются электролиты, степень диссоциации которых меньше 3%. К ним относятся вода, слабые кислоты (H2CO3 ,H3PO4 ,H2S)
Преподаватель химии: при диссоциации кислот образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка.
HNO3 → H+ NO3
HCl → H + Cl-
Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато.
Н3РО4 ↔ Н+ + Н2РО4 (первая ступень)
Н2РО4 ↔ Н+ НРO4 (вторая ступень)
НРО4 ↔ Н+ PО4 (третья ступень)
9.Т.е. с точки зрения ЭД Кислоты — это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка.
10.Химические свойства:
Чтобы перейти к химическим свойствам кислот, нам нужно повторить технику безопасности при работе с кислотами .
Назовите мне «4 не» при работе с кислотами (не пробовать, не разливать, не нюхать!)
Преподаватель химии: как вы думаете, какими химическими свойствами будут обладать кислоты?
-Как кислоты окрашивают цвета индикаторов?
-Давайте вспомним, какие вещества существуют в природе?
Ответы: соли, металлы, неметаллы, оксиды, щелочи.
-Как вы думаете, с какими из них могут взаимодействовать кислоты?
-Предположите свойства кислот.
-Предлагаю химические свойства изучить самостоятельно, работая в группах (25 мин.).
Каждая группа получает инструктивную карту (всего 6 карт, содержащих по одному вопросу), выполняют по ней экспериментальную задачу, отвечают на вопросы, пишут уравнения и делают выводы. (инструктивные карты см. приложение):
1. Устойчива ли гашеная известь к действию кислот?
2. Почему нельзя варить компот в алюминиевой кастрюле?
3. Почему металлические конструкции в природе постепенно разрушаются?
4. Почему после того, как вы съели кислое яблоко, нельзя чистить зубы?
5.Как определить наличие кислот в продуктах питания и в напитках?
6.Почему кока-колу рекомендуют употреблять после приема пищи?
Преподаватель химии: итак, мы с вами выяснили и подтвердили, что кислоты взаимодействуют с металлами, основаниями, солями, изменяют цвета индикаторов.
Почему проходит реакция с данными веществами, какой ион вступает в реакцию? Правильно, ион водорода.
11. Применение:
1.Удобрения.
2.электролит.
3.паяние.
4.в лечебных целях.
5.в пищевой промышленности.
Вывод: 1.Кислота – это сложное вещество, в молекуле которого имеется один или несколько атомов водорода и кислотный остаток. 2.Кислоты классифицируются по 4 признакам.3.Кислоты реагируют с металлами, солями, основаниями.
4.Закрепление изученного материала (12 мин.):игра-викторина
5.Итог урока (2 мин): Выставление оценок, рефлексия (сл.41): Обучающиеся оценивают работу по критериям: «Я, Группа, Преподаватель» - По 5-бальной шкале. «Дерево успеха»-зеленые, оранжевые, красные яблоки. 6.Домашнее задание (1 мин.)
Составить кроссворд по теме «Кислоты -как электролиты»
Мини сказка из 10 предложений по теме: «Кислоты», «Электролиты»
7.Окончание урока (1 мин)
Приложение:
Сва́нте А́вгуст Арре́ниус шведский физико-химик, автор теории электролитической диссоциации, лауреат Нобелевской премии по химии (1903). Будучи маленьким ребёнком, Аррениус уже с удовольствием складывал числа в отчётах, которые составлял его отец, в три года самостоятельно научился читать, а посещая кафедральное училище в Уппсале, он проявил исключительные способности к биологии, физике и математике. В 8 лет поступил в кафедральное училище в Уппсале, сразу в пятый класс, которое закончил в 1876 году самым молодым и способным выпускником с особыми успехами в физике и математике. В том же году он поступил в Уппсальский университет (специализировался в физике и химии), где в 1878 году получил степень бакалавра естественных наук, а затем в течение ещё трёх лет продолжал изучать там физику.
В 1881 году переехал в Стокгольм и продолжил обучение в Физическом институте Королевской шведской Академии наук. Там Аррениус, начав с методов определения молекулярной массы растворенных веществ, специализировался в изучении проводимостиэлектролитов.
Новизна его теории была в том, что он предположил распад электролитов в растворах в отсутствие каких-либо внешних сил. В 1884 году на основе своей теории предложил определения кислоты и основания: кислотой он считал вещество, образующее в растворе ионы водорода, а основанием - вещество, дающее в растворе гидроксид-ионы. В 1887 году окончательно сформулировал теорию электролитической диссоциации.
История кислот (доклады) 1.Уксусная кислота ( около 3 тысяч лет) – самой первой кислотой , которую научился добывать и использовать человек была, видимо, уксусная. Почему уксусная оказалась первой догадаться несложно. С древнейших времён люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Уксусную кислоту на рубеже17-18 веков в России называли„ кислой влажностью” или „древесной кислотой.”
2 .Серная кислота ( 10 в) – с серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в 10 веке. Серную кислоту выделили из купоросов, например из железного купороса и соответственно назвали купоросным маслом. Серную кислоту получали нагреванием железного купороса в глиняной реторте. В 1772 году Дж. Пристли показал, что при действии концентрированной серной кислотой на поваренную соль выделяется бесцветный газ, который может быть собран над ртутью и растворён в воде. Этот раствор назвали «муриевая кислота» (от слова «мурия» - рассол, солёная вода). Пристли назвал кислотой мурия соляную кислоту и её иногда до сих пор называют так.
3.Соляная кислота ( 15в) – Соляную кислоту называли соляным спиртом. В 17 веке в русских аптеках среди лекарство обязательно было и вещество по имени – дух из солей-( по латыни- спиритус салис) или кислый спирт. Соляную кислоту получали в аптеках прокаливанием смеси поваренной соли с железным купоросом.
4. Азотная кислота (15в) – В России азотную кислоту называли в старину „зияющей красным гасом кислотой” или „селитряной дымистой водкой”. Когда Иоганн Рудольф Глаубер получил азотную кислоту, он обнаружил её необычайную химическую активность. Она растворяла все металлы, и железо и медь и серебро, только золото оставалось в этой кислоте неизменным.
5. Угольная кислота (18в) – Угольную кислоту впервые получил Джозеф Пристли. Для этого он растворял в воде углекислый газ, этот раствор он назвал содовой водой, а так как она получила широкое применение в качестве напитка, за это открытие Д. Пристли наградили золотой медалью.
Инструктивная карта №1
Группа №1:…………………………………………………………………
Проблемный вопрос: почемуметаллические конструкции в природе постепенно разрушаются. Все ли металлы подвергаются такому разрушению?
Опорные знания: взаимодействие кислот с металлами, электрохимический ряд напряжений (ряд активности) металлов, реакции замещения.
Цель эксперимента: исследовать действие кислот на различные металлы.
Ход эксперимента:
1. В первую пробирку с 1 мл. соляной кислоты поместить железный порошок. Что наблюдаете?
2. Во вторую пробирку с 1-2 мл. соляной кислоты поместите гранулу цинка.
Что наблюдаете?
Заполните таблицу:
Название кислоты
Металл
Наблюдения
Уравнения реакции в молекулярном и ионном виде
1.Соляная кислота
Fe
Fe+HCl=…………………………
2.Соляная кислота
Zn
Zn+HCl=……………………….
Сделайте вывод о взаимодействии кислот с металлами. С какими металлами взаимодействуют кислоты?..................................................................................
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,
1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.
Инструктивная карта №2
Группа №2……………………………………………………………………
Проблемный вопрос: почему в алюминиевой кастрюле нельзя варить кислые щи или компот из свежих ягод?
Опорные знания: алюминий, из которого изготовлена кастрюля, покрыт неядовитой оксидной пленкой. Типы реакций.
Цель эксперимента: определить, будет ли реагировать оксид алюминия с кислотами.
Ход эксперимента:
1. В первую пробирку с 1-2 мл Серной кислоты добавьте немного оксида алюминия, Что наблюдаете?
2. Во вторую пробирку с 1-2 мл Соляной кислоты добавьте немного оксида алюминия, Что наблюдаете?
Заполните таблицу:
Кислота
Оксид алюминия
Наблюдения
Уравнения реакции
1.Серная кислота
AL2O3
AL2O3+H2SO4=………………………
2.Соляная кислота
AL2O3
AL2O3+HCl=………………………….
Сделайте вывод о взаимодействии кислот с оксидами металлов………………………….
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………
Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,
1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.
Инструктивная карта №3
Группа №3:………………………………………………………………………
Проблемный вопрос: известно, что гашеная известь, входит в состав штукатурки, стеновых покрытий, строительных материалов. Устойчива ли она к действию кислот?
Опорные знания: гашеная известь Сa (OH)2; взаимодействие кислот с основаниями, реакция нейтрализации, реакции обмена.
Цель эксперимента: определить, будет ли реагировать гашеная известь с кислотами.
Ход эксперимента:
1.В первую пробирку с 1-2 мл. гидроксида кальция Сa (OH)2 добавьте соляной кислоты.
Что наблюдаете?
2. Во вторую пробирку с 1-2 мл гидроксида кальция Са(OH)2прилейте немного серной кислоты. Что наблюдаете?
Заполните таблицу:
Кислота
Основание
Наблюдение
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
1.Соляная кислота
Сa(OH)2
Сa (OH)2+ HCl=………………………………….
2.Серная кислота
Са(OH)2
Сa (OH)2+ H2SO4=…………………………………..
Сделайте вывод о взаимодействии кислот с основаниями………………………………
………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………..
Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,
1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.
Инструктивная карта №4
Группа №4:……………………………………………………………………
Проблемный вопрос: почему после того, как вы съели кислое яблоко, нельзя чистить зубы?
Опорные знания: В состав эмали зубов входят соли: карбонаты и фосфаты кальция (Сa CO3,Сa3 (PO4)2 ); угольная кислота неустойчивая, разлагается на воду и углекислый газ.
Цель эксперимента: определить, как реагируют соли с кислотами.
Ход эксперимента:
1.В первую пробирку с соляной кислотой добавьте кусочек карбоната кальция. Что наблюдаете?
2. Во вторую пробирку с серной кислотой добавьте кусочек карбоната кальция. Что наблюдаете?
Заполните таблицу:
Кислота
соль
наблюдения
Уравнения реакции в молекулярном и ионном виде
1.Соляная кислота
СaCO3
СaCO3 + HCl=………………………………….
2.Серная кислота
СaCO3
СaCO3 +H2SO4=………………………………..
Сделайте вывод о взаимодействии кислот с солями……………………………………..
………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………..
Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,
1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.
Инструктивная карта №5
Группа №5:……………………………………………………………………
Проблемный вопрос: как можно определить наличие кислот в продуктах питания и напитках? (пробовать на вкус запрещено!!!)
Опорные знания: индикаторы, окрашивание индикатора в различные цвета.
Цель эксперимента: определить, как изменяется цвет индикатора при взаимодействии с кислотами.
Ход эксперимента:
1.В первую пробирку с содержимым опустите лакмусовую бумажку. Что наблюдаете?
2. Во вторую пробирку с содержимым добавьте фенолфталеин. Что наблюдаете?
3.В 3 пробирку с содержимым добавьте фенолфталеин. Что наблюдаете?
Заполните таблицу:
Кислота
индикатор
наблюдения
Диссоциация веществ
1.Соляная кислота(HCl)
Лакмусовая бумага
HCl=
2.Серная
Кислота
(H2SO4)
Фенолфталеин
H2SO4=
3.Шелочь
(NaOH)
Фенолфталеин
NaOH=
Сделайте вывод о смене окраски индикаторов в кислой и щелочной средах
………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………..
Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,
1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.
Инструктивная карта №5
Группа №5:…………………………………………………………………
Проблемный вопрос: почему напитки Фанта и Кока-кола рекомендуют употреблять после приема пищи?
Опорные знания: индикаторы, окрашивание индикатора при реакции с кислотой, содержание ортофосфорной кислоты в напитках.
Цель эксперимента: определить, как изменяется цвет индикатора при взаимодействии с Соляной кислотой и образцом напитка Кока-кола.
Ход эксперимента:
1.В первую пробирку с Соляной кислотой (HCl) опустите лакмусовую бумажку. Что наблюдаете? Распишите диссоциацию веществ.
2. Во вторую пробирку с напитком Кока-кола опустите лакмусовую бумажку. Что наблюдаете? Составьте многоступенчатую диссоциацию фосфорной кислоты.
Заполните таблицу:
Кислота
индикатор
наблюдения
Диссоциация веществ
1.Соляная кислота(HCl)
Лакмусовая бумага
HCl=
2.Кока-кола
(H3PO4)
Лакмусовая бумажка
H3РO4=
Сделайте вывод о смене окраски индикаторов в соляной кислоте и напитке Кока-кола
………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………..
Критерии оценивания: без ошибок выполненные и оформленные опыты- 5 баллов,
1-2 ошибки-4 балла, 3-4 ошибки-3 балла, более 4 ошибок-2 балла.
Итоговая таблица оценки работы обучающихся на различных этапах урока: