Цель урока: изучить химические свойства металлов на примере представителей металлов I,II, III групп.
Задачи:
Образовательные:
-выяснить лабораторным путем основные свойства металлов;
- закрепить знания о восстановительных свойствах металлов;
- познакомиться с электрохимическим рядом металлов, вспомнить правила вытеснительной активности металлов;
- изучить поправки к правилам применения электрохимического ряда напряжений;
- рассмотреть типовые задачи на вытеснительную активность металлов.
2. Развивающие:
- развивать у учащихся умение самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;
- формировать у учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции и излагать их в устной и письменной форме;
- развивать воображение, память и внимание;
- развивать у учащихся интерес к научным познаниям на примере лабораторных опытов.
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- продолжить формирование интереса учащихся к научным знаниям;
- формирование мировоззрения у учащихся и расширение их кругозора.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, проектор.
Понятия урока: восстановительные свойства металлов, взаимодействие металлов с кислородом и другими металлами, электрохимический ряд напряжений, правила применения электрохимического ряда напряжений при определении возможности взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, поправки к правилам применения электрохимического ряда напряжений.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: традиционный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Химические свойства металлов. »
Конспект урока химии
Тема 6:
Химические свойства металлов.
Цель урока: изучить химические свойства металлов на примере представителей металлов I,II, III групп.
Задачи:
Образовательные:
-выяснить лабораторным путем основные свойства металлов;
- закрепить знания о восстановительных свойствах металлов;
- познакомиться с электрохимическим рядом металлов, вспомнить правила вытеснительной активности металлов;
- изучить поправки к правилам применения электрохимического ряда напряжений;
- рассмотреть типовые задачи на вытеснительную активность металлов.
2. Развивающие:
- развивать у учащихся умение самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;
- формировать у учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции и излагать их в устной и письменной форме;
- развивать воображение, память и внимание;
- развивать у учащихся интерес к научным познаниям на примере лабораторных опытов.
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- продолжить формирование интереса учащихся к научным знаниям;
- формирование мировоззрения у учащихся и расширение их кругозора.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, проектор.
Понятия урока: восстановительные свойства металлов, взаимодействие металлов с кислородом и другими металлами, электрохимический ряд напряжений, правила применения электрохимического ряда напряжений при определении возможности взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, поправки к правилам применения электрохимического ряда напряжений.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: традиционный.
МЕТАЛЛЫ. ПОЛОЖЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА.
Вариант 1
Установите правильную последовательность.
1. Элементы диагонали, делящей периодическую систему на металлы и неметаллы слева направо:
а) As; б) Te; в) Si г) At; д) B.
2. Признак классификации: группы металлов:
1) плотность; а) мягкие и твердые;
2) твердость; б) плохо и хорошо проводящие ток;
в) легкие и тяжелые;
г) легкоплавкие и тугоплавкие.
Выпишите номер правильного ответа.
3. Ряд щелочных металлов:
а) Sr, Mg, Be; в) Sr, Ba, Ca;
б) Rb, K, Na; г) Rb, Cu, Ag.
4. Способность, характеризующая свойства металлов:
а) окислительная;
б) восстановительная;
в) окислительно-восстановительная.
Дополните.
5. Число электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов щелочноземельных металлов равно … .
6. Названия двух наиболее пластичных металлов – … .
7. Свойство вещества менять форму под внешним воздействием и сохранять принятую форму после прекращения этого воздействия – … .
8. Название самого легкого металла – … .
9. Какие компоненты входят в состав чугуна?
МЕТАЛЛЫ. ПОЛОЖЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА.
Вариант 2
Установите правильную последовательность.
1. Элементы диагонали, делящей периодическую систему на металлы и неметаллы справа налево:
а) As; б) Te; в) Si г) At; д) B.
2. Признак классификации: группы металлов:
1) температура плавления; а) мягкие и твердые;
2) электропроводность б) плохо и хорошо проводящие ток;
в) легкие и тяжелые;
г) легкоплавкие и тугоплавкие.
Выпишите номер правильного ответа.
3. Ряд щелочноземельных металлов:
а) Sr, Mg, Be; в) Sr, Ba, Ca;
б) Rb, K, Na; г) Rb, Cu, Ag.
4. Свойство вещества менять форму под внешним воздействием и сохранять принятую форму после прекращения этого воздействия:
а) электропроводность;
б) плотность;
в) пластичность;
г) плавкость.
Дополните.
5. Число электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов щелочных металлов равно … .
6. Названия двух наиболее электропроводных металлов – … .
7. Самый легкоплавкий металл – … .
8. Название самого тяжелого металла – … .
9. Какие компоненты входят в состав бронзы?
Ход урока.
1. Организационный момент.
Итак, сегодня на уроке мы будем изучать новую тему «Химические свойства металлов». Разберем д/з:
задача у доски
таблица в тетрадях
определение «Сплавы»
Изучение нового материала.
Давайте вспомним, какие свойства проявляют металлы в химических реакциях?(только восстановительные) А почему?(их атомы отдают электроны, образуя в результате положительные ионы)
С кислородом воздуха легко взаимодействуют щелочные и щелочноземельные металлы(поэтому их хранят под керосином)
Опыт 1. Окисление цезия, горение кальция. (запишем уравнения реакций на доске и в тетрадях)
Железо, цинк, медь и другие менее активные металлы энергично окисляются кислородом только при нагревании
Золото, платина не окисляются кислородом воздуха ни при каких условиях.
Как вы уже знаете, металлы образуют с неметаллами бинарные соединения – оксиды, хлориды, сульфиды, например:
Опыт 2. Взаимодействие йода с алюминием, взаимодействие калия с хлором, взаимодействие меди с хлором. (запишем уравнения реакций на доске и в тетрадях)
Щелочные и щелочноземельные металлы легко реагируют с водой, восстанавливая катионы водорода до свободного водорода, и образуя при этом растворимые основания – щелочи.
Опыт 3. Щелочные металлы с водой. Взаимодействие алюминия с водой(запишем уравнения реакций на доске и в тетрадях)
Менее активные металлы(например железо), взаимодействует с водой только в раскаленном виде. При этом при горении железа получается оксид состава Fe3O4 (железная окалина), который представляет собой смесь двух оксидов FeO*Fe2O3.
По восстановительной способности, как вы уже знаете, металлы располагают в ряд, который называют электрохимическим рядом напряжений:
В этот ряд помещен водород, как вы думаете, почему?(как и металлы способен отдавать электроны, образуя при этом положительно заряженные ионы). Вы помните какие два правила вытекают из положения металлов в ряду напряжений:
1. Металлы, стоящие в ряду напряжений левее водорода, вытесняют его из растворов кислот, а стоящие правее – не вытесняют водород из растворов кислот.
Опыт 4. Химическая активность металлов(запишем уравнения реакций на доске и в тетрадях)
Напомним, что это правило имеет ряд поправок:
правило соблюдается, если в реакции металла с кислотой образeтся растворимая соль;
концентрированная азотная и серная кислоты любой концентрации реагируют с металлами по-особому, при этом водород не образуется;
на щелочные металлы правило не распространяется, т.к. они легко взаимодействуют с водой(а указанное правило относится к реакциям водных растворов кислот с металлами).
2. Каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся правее него в ряду напряжений, и сам может быть вытеснен металлами, расположенными левее (поправка – при условии образования растворимой соли; не распространяется на щелочные металлы)
Опыт 5. Вытеснение металлов другими металлами из солей.
Закрепление изученного материала.
Итак, сегодня мы с вами вспомнили химические свойства металлов.
Какие свойства проявляют металлы?
Как металлы взаимодействуют с кислородом?(на примере кальция и меди)
Почему золото и платина считаются драгоценными металлами?
Взаимодействуют ли металлы с неметаллами, что образуется?
Как различные металлы ведут себя в воде?
Что показывает электрохимический ряд напряжения металлов?
Как вы думаете, почему в нем стоит водород?
Вспомните основные правила электрохимического ряда напряжения металлов. Какие поправки он имеет.