Актуализация опорных знаний и умений (Повторение пройденного) | Личностные УУД: - активизация имевшихся ранее знаний; - формирование понятийного аппарата на основе примеров из личного опыта Познавательные УУД: - формирование умения находить ответы на вопросы; Коммуникативные УУД: -формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения | - Учащиеся получают коллекции металлов и из коллекции получают один металл ,который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения -Перечислите основные физические свойства металлов Чем они обусловлены? - Какая особенность строения атомов металлов обуславливает общность их свойств ? Как эти свойства называются? | Рассматривают образцы металлов и характеризуют его физические свойства Перечисляют физические свойства металлов. Отмечают ,что все металлы в химических реакциях легко отдают электроны, превращаясь при этом в положительно заряженные ионы-катионы. В реакциях служат восстановителями. |
Постановка учебной проблемы | Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу Познавательные УУД: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; Личностные УУД: - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Коммуникативные УУД: - формирование умения ставить цель деятельности. | Прозвучало словосочетание в химических реакциях Значит о чем же сегодня мы будем говорить ? Выслушав учащихся учитель еще раз уточняет названную тему урока « Химические свойства металлов»и говорит о том, что одновременно необходимо вспомнить ранее изученный материал,касающейся химических реакций( типы химических реакций,типы химических связей, основы номенклатура химических соединений) | Учащиеся делают заключение ,что речь пойдет о реакциях В которые будут вступать металлы ,или о химических свойствах металлов |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Регулятивные УУД: - формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Познавательные УУД: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; Личностные УУД: - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Коммуникативные УУД: - формирование умения ставить цель деятельности. | Используя материал учебника , рабочую тетрадь стр 49 попробуйте спланировать работу на уроке. | Учащиеся читают, ставят цели Планируют оъем работы |
Открытие нового знания | Регулятивные УУД: - формирование умения слушать и понимать других; - формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; Познавательные УУД: - формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию | Все металлы являются восстановителями ( Ме – nе → Меⁿ+) Для того чтобы прошла реакция записанная на доске ,необходимо наличие окислителя. По реэультатам обсуждения составляется список веществ,которые могут вступать в реакции с металлами 1. Неметаллы: кислород,галогены,сера,водород и др. 2Вода 3. Кислоты 4. Соли Учитель предлагает учащимся выполнить лабораторный опыт,используя инструктивную карточку которая находится у вас на столах. На столах у вас наборы реактивов: цинк в гранулах, медная проволока, железная скрепка, раствор соляной кислоты, магний, раствор сульфата меди (II), раствор хлорида железа (II), спиртовка, спички, пустые пробирки.
Используя эти реактивы проделайте опыты, запишите уравнения химических реакций, составьте схемы электронного баланса.
После выполнения работы учащиеся делают вывод относительно химических свойств металлов. Попробуйте самостоятельно ,а кто затрудняется ,используя таблицы « Типы химических реакций», « Виды химических связей» ,» Номенклатура неорганических соединений» определить для каждой реакции ее тип , назвать продукты реакции, указать тип кристаллической решетки | Учащиеся рассуждают и вспоминают вещества, которые могут служить в качестве окислителей при взаимодействии с металлами. Учащиеся вместе с учителем составляют уравнения химических реакций, уравнивая их с помощью электронного баланса. Учащиеся выполняют лабораторную работу, используя инструктивную карту.
Проделайте следующие опыты: между цинком и соляной кислотой (опустите гранулу цинка в пробирку, прилейте 1 мл соляной кислоты, понаблюдайте за признаками реакции); между медью и соляной кислотой (к медной проволоке прилейте 1 мл соляной кислоты, понаблюдайте за признаками реакции); между железом и сульфатом меди (II) (в пробирку прилейте 2 мл сульфата меди (II) и опустите в раствор железную скрепку, понаблюдайте за признаками реакции0; между медью и хлоридом железа (II) (в пробирку прилейте 2 мл хлорида железа; (II) и опустите медную проволоку, понаблюдайте за признаками реакции; между медью и кислородом (нагрейте медь в пламени спиртовки, понаблюдайте за признаками реакции). Между магнием и водой Запишите уравнения возможных реакций, составьте схемы электронного баланса.
Учащиеся проделывают опыты и записывают следующие уравнения реакций: 1. Zn + 2HCl → ZnCL2 + H2 ↑ 1 Zn0 - 2e → Zn+2 - восстановитель, окисление 1 2H+ + 2e → H2 - окислитель, восстановление 2. Сu + HCl? реакция не протекает, так как медь стоит в ряду напряжений металлов после водорода, следовательно не вытесняет водород из растворов кислот (по особому реагирует с азотной кислотой). 3. Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu 1 Fe0 - 2e → Fe+2 - восстановитель, окисление 1 Cu+2 + 2e → Cu0 - окислитель, восстановление 4. Cu + FeCl2 ? реакция не протекает, так как медь стоит в ряду напряжений металлов правее железа, следовательно, не может вытеснить его из раствора соли. 5. 2Cu + O2 → 2CuO 2 Cu0 - 2e → Cu+2 - восстановитель, окисление 1 O20 + 4e → 2O-2 - окислитель, восстановление
Сделайте вывод (все ли реакции протекали, если не все, то почему, свойства окислителя или восстановителя проявляют металлы в химических реакциях). Предполагаемый вывод учащихся: металлы взаимодействуют с неметаллами, с растворами солей и растворами кислот согласно их расположению в ряду напряжений металлов, взаимодействие с водой зависит от активности металлов. Металлы проявляют свойства восстановителей. На основе ранее изученного определяют тип реакции дают названия веществам ,определяют вид связи.- |
Первичная проверка понимания | Личностные УУД: - формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции; - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Коммуникативные УУД: - формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | В четырех колонках приведены формулы попарно взятых веществ. Сопоставьте вещества и определите между какими парами веществ возможны химические реакции 1 медь и сера Цинк и кислород Магний и хлор 2 натрий и вода медь и вода магний и вода 3 цинк и соляная кислота железо и соляная кислота серебро и соляная кислота 4 медь и сульфат цинка цинк и сульфат меди железо и хлорид меди | Учащиеся самостоятельно записывают уравнения осуществимых реакций.. Дают названия продуктам реакции При затруднении выполнения задания обращаются к карточкам консультантам ( обучающая карточка) |
Обобщение к уроку | Познавательные УУД: - развитие речи, - умение кратко формулировать мысль - умение обрабатывать информацию - развитие навыков исследования, закрепление навыков самостоятельной работы с учебником, Формирование понятия «Главное». | Записывая уравнения реакций мы должны помнить поправки к правилам применения электрохимического ряда напряжений металлов | - Читают учебник, стр №40.Еще раз обращаясь к ряду напряжений металлов |
Применение новых знаний | Регулятивные УУД: - формирование навыков построения задания - планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане; Коммуникативные УУД: - умение работать в группах Личностные УУД: - применение на практике полученных знаний; Познавательные УУД: - умение структурировать знания, построение логической цепи рассуждений. | Учитель предлагает поработать в парах Необходимо составить для соседа по парте задание на тему урока Задание должно содержать Четыре схемы уравнений реакций ,причем два из них не должны практически осуществлятся. | Учащиеся составляют схемы реакций ,затем обмениваются заданиями ,решают вариант предложенный соседом. Если сосед не справился с заданием решают один вариант,тогда один из учеников выступает в роли консультанта. |
Рефлексия учебной деятельности | Личностные УУД: - развитие самооценки - формирование навыков самоорганизации - формирование навыков Коммуникативные УУД: - формирование умения полно и точно выражать свои мысли. Формирование у учащихся способности к самостоятельной образовательной деятельности | Рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока: - Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как вы можете использовать полученные знания на уроке при изучении других предметов и в жизни? - Как бы вы оценили свою работу? | Отвечают на вопросы. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Анализируют работу на уроке через самооценку. Анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Работа с дневниками |