Урок химии 11 класс, автор учебника О.С. Габриелян. В ходе урока используется проблемная ситуация для решения образовательной задачи, которая определяет мотивацию учебной деятельности учащихся на основе их конкретного опыта.
Просмотр содержимого документа
«Гидролиз солей, урок химии 11 класс»
Тема урока: Гидролиз солей.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.
Задачи:
- научить определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии;
-углубить знания о свойствах солей, роли гидролиза в природе и жизни человека;
-развить мышление учащихся, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту;
-закрепить умения и навыки химического эксперимента, работы со справочным материалом
Учитель. Сегодняшний урок начнём с решения задачи, текст которой вы видите на своих столах (1 ученик решает у доски, остальные в тетрадях).
Задача: При сливании раствора, содержащего 5 моль хлорида железа(III), с избытком раствора кальцинированной соды выделяется газ и выпадает осадок. Определите массу выпавшего осадка.
Дано
n(FeCl3)=5
m(осадка)-?
Решение
2 FeCl3 + 3Na2CO3=6NaCl+Fe2(CO3)3
Ученики констатируют факт, что среди продуктов нет газа. Учитель предлагает проверить по таблице растворимости соль Fe2(CO3)3.ученики устанавливают тот факт, что в таблице растворимости на месте этой соли стоит прочерк.
Учитель. А может условия задачи ошибочны? Проверим опытным путём.
Учащиеся делают опыт №1 (см инструкцию Лабораторного опыта) проводят реакцию между хлоридом железа (III) и карбонатом натрия
Учитель. Что наблюдаем? (Выделяется бесцветный газ и выпадает коричневого цвета осадок). Проводя эксперимент, мы можем сделать вывод, что в условии задачи все сформулировано правильно, а вот мы при составлении уравнения реакции чем –то пренебрегли.
Мы этого не учли, поэтому у нас не получается решение задачи. На этом уроке мы рассмотрим, как различные соли взаимодействуют с водой, а затем попробуем вернуться к решению этой задачи. Давайте запишем тему урока: «Гидролиз солей».
Изучение новой темы
Учитель. гидролизом - это взаимодействие между некоторыми солями и водой. «Гидро» - вода, «лизис» - разложение.
Гидролиз соли- это взаимодействие ионов соли с водой. Известно, что молекула воды хотя и не значительно, но все же диссоциирует на ионы Н+ и ОН-. Для определения кислотности или щёлочности среды пользуются водородным показателем pH (информацию выносим на слайд).
1) Если рН = 7,то среда нейтральная и при этом [Н+] = [ ОН-] = 10-7 моль/л.
2) Если рН 7,то среда щёлочная, при этом [Н+] -]
3) Если рН +] [ ОН-]
Для понимания сущности гидролиза проанализируем отношение солей к воде в присутствии индикатора. По изменению цвета индикатора можно сделать вывод, что некоторые соли реагируют с водой. Каким образом? Давайте проверим опытным путем.
Учащиеся делают опыт №2 и №3
Опыт №2 Хлорид железа(III) и метиловый оранжевый. Что мы наблюдаем? (Окраска раствора становиться красной).
Опыт №3 Соляная кислота и метиловый оранжевый. Что мы наблюдаем теперь?(Окраска раствора становиться ярко-розовой).
Учитель. Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли хлорида железа(III) так же, как и раствор кислоты, имеет pH ).
Проанализируем состав соли. Каким основанием и какой кислотой может быть образована эта соль? Сильными или слабыми электролитами являются эти основание и кислота?(СольFeCl3 образована слабым основанием Fe(OH)3-нерастворимое основание, сильной кислотой HCl )
Учитель записывает уравнение на доске
FeCl3 + HOH ↔ HCl + FeOHCl2
Fe3+ +3Cl- +HOH ↔ H+ + Cl- + FeOH2+ + 2Cl-
Fe3++ HOH↔ FeOH2+ + H+
наличие H+ делает среду - кислой
FeOHCl2 - основная соль гидроксохлорид железа
Учащиеся делают вывод: что сильнее (каким сильным соединением кислотой или щелочью образована соль), то и определяет среду,- и записывают определение: «Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую среду, так как имеется избыток ионов водорода».
Учитель. Проведите опыт №4 и №5
Опыт №4 раствора карбоната натрия и фенолфталеин. Что вы наблюдаете? (Раствор окрасился в малиновый цвет)
Опыт №5 гидроксид натрия и фенолфталеин. Что мы наблюдаем? (Раствор окрасился в малиновый цвет).
Учитель. Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор карбоната натрия так же, как и раствор гидроксида натрия, имеетpH 7, среда щелочная).
Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли.(Соль Na2CO3 образованна угольной кислотой H2CO3 и гидроксидом натрия NaOH )
Какой силы эти электролиты? (Угольная кислота – слабая, гидроксид натрия – сильное основание, щелочь).
Один из учащихся составляет уравнения реакции гидролиза записав его на доске. Na2CO3 + HOH ↔ NaOH + NaHCO3
2Na+ + CO32- + HOH↔ Na+ +OH- +HCO3-
CO32- + HOH ↔ OH- + HCO3-
[OH-] -среда щелочная
NaHCO3 - кислая соль гидрокарбонат натрия
Учащиеся убеждаются в правильности вывода «что сильнее то и определяет среду», и записывают определения.
«Раствор соли, образованный сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную среду, так как имеется избыток гидроксид анионов ».
Проведите опыт №6 и №7
Опыт №6 раствор хлорида натрия и фенолфталеин. Что вы наблюдаете? (Изменения окраски раствора не происходит)
Опыт №7 раствор хлорида и метиловый оранжевый. Что вы наблюдаете? ( Цвет не изменился)
Учитель. Сделайте вывод ( Присутствие фенолфталеина и метилового оранжевого не изменило цвет индикаторов).
Используя таблицу растворимости , проанализируйте состав соли(Соль NaCl образована кислотой НСl и гидроксидом натрия NaOH)
А какай силы эти электролиты (Соляная кислота – сильный электролит, гидроксил натрия сильное растворимое основание, щёлочь)
Один из учащихся составляет уравнение реакции гидролиза записывая его на доске
NaCl +HOH ↔ NaOH + HCl
Na+ + Cl- + HOH ↔ Na+ + OH- + H+ + Cl-
HOH↔ OH- + H+ среда нейтральная
Учащиеся делают вывод: силы электролитов равны,- и записывают определение: «Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой, имеет нейтральную среду, так как равенство концентраций ионов водорода и гидроксид – ионов не нарушено. Можно сказать, что такие соли гидролизу не подвергаются».
Учитель. Чем еще могут быть образованы соли?(Соль может быть образованна слабым основанием и слабой кислотой).
Давайте обратимся за помощью к тексту учебника на странице 73
Учащиеся читают текст учебника и выписывают уравнение реакции гидролиза сульфида алюминия.
Очевидно, такому же необратимому гидролизу подвергается карбонат железа(III)
Fe2(CO3)3 + 3HOH → 2Fe(OH)3↓ + 3CO2↑
Учащиеся делают вывод: «соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой, подвергаются необратимому гидролизу, то есть полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа».
Разрешение проблемы (решение задачи).
Вернёмся к задаче, при решении которой зашли в тупик .Что нужно изменить в написании уравнения реакции?
Приглашается тот же ученик закончить решение задачи. Ученик изменяет уравнение реакции и производит расчеты