kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гидролиз солей, урок химии 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии 11 класс, автор учебника  О.С. Габриелян. В ходе урока используется  проблемная ситуация  для  решения  образовательной  задачи, которая определяет мотивацию учебной деятельности учащихся на основе их конкретного опыта.

Просмотр содержимого документа
«Гидролиз солей, урок химии 11 класс»

Тема урока: Гидролиз солей. 

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей. 

Задачи:

- научить определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии;

 -углубить знания о свойствах солей, роли гидролиза в природе и жизни человека;

-развить мышление учащихся, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту;

-закрепить умения и навыки химического эксперимента, работы со справочным материалом

Оборудование: учебник  Габриелян О.С. таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками; растворы фенолфталеина, метилового оранжевого, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа (III), карбоната натрия, хлорида натрия.


Ход урока


  1. Постановка проблемы.

Учитель. Сегодняшний урок начнём с решения задачи, текст которой вы видите на своих столах (1 ученик решает у доски, остальные в тетрадях).

Задача: При сливании раствора, содержащего 5 моль хлорида железа(III), с избытком раствора кальцинированной соды выделяется газ и выпадает осадок. Определите массу выпавшего осадка.

Дано

n(FeCl3)=5

m(осадка)-?

Решение

2 FeCl3 + 3Na2CO3=6NaCl+Fe2(CO3)3


Ученики констатируют факт, что среди продуктов нет газа. Учитель предлагает проверить по таблице растворимости соль Fe2(CO3)3.ученики устанавливают тот факт, что в таблице растворимости на месте этой соли стоит прочерк.

Учитель. А может условия задачи ошибочны? Проверим опытным путём.

Учащиеся делают опыт №1 (см инструкцию Лабораторного опыта) проводят реакцию между хлоридом железа (III) и карбонатом натрия

Учитель. Что наблюдаем? (Выделяется бесцветный газ и выпадает коричневого цвета осадок). Проводя эксперимент, мы можем сделать вывод, что в условии задачи все сформулировано правильно, а вот мы при составлении уравнения реакции чем –то пренебрегли.

Мы этого не учли, поэтому у нас не получается решение задачи. На этом уроке мы рассмотрим, как различные соли взаимодействуют с водой, а затем попробуем вернуться к решению этой задачи. Давайте запишем тему урока: «Гидролиз солей».

  1. Изучение новой темы


Учитель. гидролизом - это взаимодействие между некоторыми солями и водой. «Гидро» - вода, «лизис» - разложение.

Гидролиз соли- это взаимодействие ионов соли с водой. Известно, что молекула воды хотя и не значительно, но все же диссоциирует  на ионы  Н+ и ОН-. Для определения кислотности  или щёлочности среды пользуются водородным показателем pH (информацию выносим на слайд).

1) Если  рН = 7,то среда нейтральная и при этом [Н+] = [ ОН-] = 10-7 моль/л.

2) Если  рН 7,то среда щёлочная, при этом [Н+] -]

3) Если  рН +] [ ОН-

Для понимания сущности гидролиза проанализируем отношение солей к воде в присутствии индикатора. По изменению цвета индикатора можно сделать вывод, что некоторые соли реагируют с водой. Каким образом? Давайте проверим опытным путем.

 Учащиеся делают опыт №2 и №3

Опыт №2 Хлорид железа(III) и метиловый оранжевый. Что мы наблюдаем? (Окраска раствора становиться красной).

Опыт №3 Соляная кислота и метиловый оранжевый. Что мы наблюдаем теперь?(Окраска раствора становиться  ярко-розовой).  

Учитель. Какой вывод мы  можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли хлорида железа(III) так же, как и раствор кислотыимеет pH ).

Проанализируем состав соли. Каким основанием и какой кислотой может быть образована эта соль? Сильными или слабыми электролитами являются  эти основание и кислота?(Соль FeClобразована слабым основанием Fe(OH)3-нерастворимое основание, сильной кислотой HCl )

Учитель записывает уравнение на доске

 FeCl3 + HOH ↔ HCl + FeOHCl2 

Fe3+ +3Cl- +HOH ↔ H+ + Cl- + FeOH2+ + 2Cl-

Fe3++ HOH↔ FeOH2+ + H+ 

наличие H+  делает среду - кислой

FeOHCl2 - основная соль гидроксохлорид железа


Учащиеся делают вывод: что сильнее (каким сильным соединением кислотой или щелочью образована соль), то и определяет среду,- и записывают определение: «Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую среду, так как  имеется избыток ионов водорода».


Учитель. Проведите опыт №4 и №5

Опыт №4 раствора карбоната натрия и фенолфталеин. Что вы наблюдаете? (Раствор окрасился в малиновый цвет)

Опыт №5 гидроксид натрия и фенолфталеин. Что мы наблюдаем? (Раствор окрасился в малиновый цвет).

Учитель. Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор карбоната натрия так же, как и раствор гидроксида натрия, имеет pH 7, среда щелочная).

Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли.(Соль Na2CO3 образованна угольной кислотой H2CO3 и гидроксидом натрия NaOH )

Какой силы эти электролиты?  (Угольная кислота – слабая, гидроксид натрия – сильное основание, щелочь).

Один из учащихся составляет уравнения реакции гидролиза записав его на доске.  Na2CO3 + HOH ↔ NaOH + NaHCO3

2Na+ + CO32- + HOH↔ Na+ +OH- +HCO3-

CO32- + HOH ↔ OH- + HCO3-

[OH-] -среда щелочная

NaHCO3 - кислая соль гидрокарбонат натрия

Учащиеся убеждаются в правильности вывода «что сильнее то и определяет среду», и записывают определения.

«Раствор соли, образованный сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную среду, так как имеется избыток гидроксид анионов ».

Проведите опыт №6 и №7

Опыт №6 раствор хлорида натрия и фенолфталеин. Что вы наблюдаете? (Изменения окраски раствора не происходит)

Опыт №7 раствор хлорида и метиловый оранжевый. Что вы наблюдаете? ( Цвет не изменился)

  Учитель. Сделайте вывод ( Присутствие фенолфталеина и метилового оранжевого не изменило цвет индикаторов).

Используя таблицу растворимости , проанализируйте состав соли(Соль NaCl образована кислотой НСl и гидроксидом натрия NaOH)

А какай силы эти электролиты (Соляная кислота – сильный электролит, гидроксил натрия сильное растворимое основание, щёлочь)

Один из учащихся составляет уравнение реакции гидролиза записывая его на доске  

NaCl +HOH ↔ NaOH +  HCl

Na+ + Cl- + HOH ↔ Na+ + OH- + H+ + Cl-

HOH↔ OH- + H+ среда нейтральная

Учащиеся делают вывод: силы электролитов равны,- и записывают определение: «Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой, имеет нейтральную среду, так как равенство концентраций ионов водорода и гидроксид – ионов не нарушено. Можно сказать, что такие соли гидролизу не подвергаются».

Учитель. Чем еще могут быть образованы соли?(Соль может быть образованна слабым основанием и слабой кислотой).

Давайте обратимся за помощью к тексту учебника на странице 73

Учащиеся читают текст учебника и выписывают уравнение реакции гидролиза сульфида алюминия.

Очевидно, такому же необратимому гидролизу подвергается карбонат железа(III) 

Fe2(CO3)3 + 3HOH → 2Fe(OH)3↓ + 3CO2

Учащиеся делают вывод: «соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой, подвергаются необратимому гидролизу, то есть полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа».


  1. Разрешение проблемы (решение задачи). 

Вернёмся к задаче, при решении которой зашли в тупик .Что нужно изменить в  написании уравнения реакции?

Приглашается тот же ученик закончить решение задачи. Ученик изменяет уравнение реакции и производит расчеты 

2 FeCl+3Na2CO+ 3H2O=  2Fe(OH)3↓ + 3CO2↑ + 6NaCl

n (Fe(OH)3) = n (FeCl3) = 5 моль

m (Fe(OH)3) = M ∙ n = 107 г\моль∙ 5 моль = 535г

(Масса выпавшего осадка составляет 535г. )


  1. Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека.

Учитель Так ли уж часто следует учитывать процессы гидролиза?

Учащиеся слушают сообщение о значении гидролиза в природе и в жизни человека.

Один из учеников выступает с сообщением.


  1. Подведение итогов.

Сегодня мы познакомились с гидролизом солей.

1.Что такое гидролиз?

2.На какие группы можно разделить соли?

3.Как происходит гидролиз каждой группы?

Проверим результативность нашей совместной исследовательской деятельности и напишем  диктант (Приложение 2), выполните работу в бланках.

Учащиеся обмениваются заполненными бланками выставляют друг другу оценки по оценочной шкале: 5-6 правильных ответов «3», 7-8 оценка «4», 9-10 оценка «5»

На слайде  шаблон с правильными ответами 1 +   2-   3 +   4+    5-    6+    7+    8-   9+  10-

Прошу поднять руку тех учеников, которые справились на «хорошо», «отлично».

Домашнее задание :§18  №4 


Приложение 1

Инструкция

Лабораторный опыт

Правила ТБ

Опыт №1

В пробирку налейте 1мл хлорида железа (III) (FeCl3) и добавьте 1 мл карбоната натрия (Na2CO3). Что наблюдаете?

Опыт №2

В пробирку налейте 1мл хлорида железа (III) (FeCl3) и добавьте 1-2 капли метилового оранжевого. Что наблюдаете?

Опыт №3

В пробирку налейте 1мл соляной кислоты (HCl) и добавьте 1 мл карбоната натрия (Na2CO3). Что наблюдаете?

Опыт №4

В пробирку налейте 1 мл карбоната натрия (Na2CO3) и добавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?

Опыт №5

В пробирку налейте 1мл хлорида натрия (NaCl) и добавьте 1 мл карбоната натрия. Что наблюдаете?

Опыт №6

В пробирку налейте 1 мл гидроксида натрия (NaOH) и добавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?

Опыт №7

В пробирку налейте 1 мл гидроксида натрия (NaOH) и добавьте 1-2 капли метилоранжа. Что наблюдаете?


Приложение 2

1.В чистой воде рН = 7.

2.Раствор соляной кислоты- слабый электролит.

3.Соль Na2CO3 образована сильным основанием и слабой кислотой.

4.Соль AlCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой.

5.Водный раствор соли  NaCl имеет рН

6.Водный раствор соли K2SO4  имеет  рН = 7.

7.Водный раствор соли Al2(SO4)3 имеет рН

8.Соль KNO3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.

9.Раствор соли Na2SiO3 при действии фенолфталеина окраситься в малиновый цвет.

10. Раствор соли K2CO3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.


Ученики выполняют работу в бланках.

Бланк химического диктанта

Фамилия, имя_____________________________

1     2     3     4     5     6     7     8      9      10

+ да

- нет



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гидролиз солей, урок химии 11 класс

Автор: Антонова Ольга Викторовна

Дата: 13.08.2020

Номер свидетельства: 555683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Урок химии "Белки" "
    ["seo_title"] => string(18) "urok-khimii-bielki"
    ["file_id"] => string(6) "229873"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441899870"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Гидролиз солей. Определение реакции среды в различных солях."
    ["seo_title"] => string(70) "gidroliz-soliei-opriedielieniie-rieaktsii-sriedy-v-razlichnykh-soliakh"
    ["file_id"] => string(6) "300025"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456656420"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Урок химии 11 класс Гидролиз солей"
    ["seo_title"] => string(36) "urok_khimii_11_klass_gidroliz_soliei"
    ["file_id"] => string(6) "403187"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490447735"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Проблемно-диалогический урок химии в 9 классе. "Гидролиз солей ""
    ["seo_title"] => string(62) "problemno_dialogicheskii_urok_khimii_v_9_klasse_gidroliz_solei"
    ["file_id"] => string(6) "514719"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560481096"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Поурочное планирование "Гидролиз солей""
    ["seo_title"] => string(41) "pourochnoie_planirovaniie_gidroliz_soliei"
    ["file_id"] => string(6) "350744"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476957266"
  }
}



ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства