kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гидролиз солей, урок химии 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии 11 класс, автор учебника  О.С. Габриелян. В ходе урока используется  проблемная ситуация  для  решения  образовательной  задачи, которая определяет мотивацию учебной деятельности учащихся на основе их конкретного опыта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гидролиз солей, урок химии 11 класс»

Тема урока: Гидролиз солей. 

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей. 

Задачи:

- научить определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии;

 -углубить знания о свойствах солей, роли гидролиза в природе и жизни человека;

-развить мышление учащихся, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту;

-закрепить умения и навыки химического эксперимента, работы со справочным материалом

Оборудование: учебник  Габриелян О.С. таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками; растворы фенолфталеина, метилового оранжевого, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа (III), карбоната натрия, хлорида натрия.


Ход урока


  1. Постановка проблемы.

Учитель. Сегодняшний урок начнём с решения задачи, текст которой вы видите на своих столах (1 ученик решает у доски, остальные в тетрадях).

Задача: При сливании раствора, содержащего 5 моль хлорида железа(III), с избытком раствора кальцинированной соды выделяется газ и выпадает осадок. Определите массу выпавшего осадка.

Дано

n(FeCl3)=5

m(осадка)-?

Решение

2 FeCl3 + 3Na2CO3=6NaCl+Fe2(CO3)3


Ученики констатируют факт, что среди продуктов нет газа. Учитель предлагает проверить по таблице растворимости соль Fe2(CO3)3.ученики устанавливают тот факт, что в таблице растворимости на месте этой соли стоит прочерк.

Учитель. А может условия задачи ошибочны? Проверим опытным путём.

Учащиеся делают опыт №1 (см инструкцию Лабораторного опыта) проводят реакцию между хлоридом железа (III) и карбонатом натрия

Учитель. Что наблюдаем? (Выделяется бесцветный газ и выпадает коричневого цвета осадок). Проводя эксперимент, мы можем сделать вывод, что в условии задачи все сформулировано правильно, а вот мы при составлении уравнения реакции чем –то пренебрегли.

Мы этого не учли, поэтому у нас не получается решение задачи. На этом уроке мы рассмотрим, как различные соли взаимодействуют с водой, а затем попробуем вернуться к решению этой задачи. Давайте запишем тему урока: «Гидролиз солей».

  1. Изучение новой темы


Учитель. гидролизом - это взаимодействие между некоторыми солями и водой. «Гидро» - вода, «лизис» - разложение.

Гидролиз соли- это взаимодействие ионов соли с водой. Известно, что молекула воды хотя и не значительно, но все же диссоциирует  на ионы  Н+ и ОН-. Для определения кислотности  или щёлочности среды пользуются водородным показателем pH (информацию выносим на слайд).

1) Если  рН = 7,то среда нейтральная и при этом [Н+] = [ ОН-] = 10-7 моль/л.

2) Если  рН 7,то среда щёлочная, при этом [Н+] -]

3) Если  рН +] [ ОН-

Для понимания сущности гидролиза проанализируем отношение солей к воде в присутствии индикатора. По изменению цвета индикатора можно сделать вывод, что некоторые соли реагируют с водой. Каким образом? Давайте проверим опытным путем.

 Учащиеся делают опыт №2 и №3

Опыт №2 Хлорид железа(III) и метиловый оранжевый. Что мы наблюдаем? (Окраска раствора становиться красной).

Опыт №3 Соляная кислота и метиловый оранжевый. Что мы наблюдаем теперь?(Окраска раствора становиться  ярко-розовой).  

Учитель. Какой вывод мы  можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли хлорида железа(III) так же, как и раствор кислотыимеет pH ).

Проанализируем состав соли. Каким основанием и какой кислотой может быть образована эта соль? Сильными или слабыми электролитами являются  эти основание и кислота?(Соль FeClобразована слабым основанием Fe(OH)3-нерастворимое основание, сильной кислотой HCl )

Учитель записывает уравнение на доске

 FeCl3 + HOH ↔ HCl + FeOHCl2 

Fe3+ +3Cl- +HOH ↔ H+ + Cl- + FeOH2+ + 2Cl-

Fe3++ HOH↔ FeOH2+ + H+ 

наличие H+  делает среду - кислой

FeOHCl2 - основная соль гидроксохлорид железа


Учащиеся делают вывод: что сильнее (каким сильным соединением кислотой или щелочью образована соль), то и определяет среду,- и записывают определение: «Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую среду, так как  имеется избыток ионов водорода».


Учитель. Проведите опыт №4 и №5

Опыт №4 раствора карбоната натрия и фенолфталеин. Что вы наблюдаете? (Раствор окрасился в малиновый цвет)

Опыт №5 гидроксид натрия и фенолфталеин. Что мы наблюдаем? (Раствор окрасился в малиновый цвет).

Учитель. Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор карбоната натрия так же, как и раствор гидроксида натрия, имеет pH 7, среда щелочная).

Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли.(Соль Na2CO3 образованна угольной кислотой H2CO3 и гидроксидом натрия NaOH )

Какой силы эти электролиты?  (Угольная кислота – слабая, гидроксид натрия – сильное основание, щелочь).

Один из учащихся составляет уравнения реакции гидролиза записав его на доске.  Na2CO3 + HOH ↔ NaOH + NaHCO3

2Na+ + CO32- + HOH↔ Na+ +OH- +HCO3-

CO32- + HOH ↔ OH- + HCO3-

[OH-] -среда щелочная

NaHCO3 - кислая соль гидрокарбонат натрия

Учащиеся убеждаются в правильности вывода «что сильнее то и определяет среду», и записывают определения.

«Раствор соли, образованный сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную среду, так как имеется избыток гидроксид анионов ».

Проведите опыт №6 и №7

Опыт №6 раствор хлорида натрия и фенолфталеин. Что вы наблюдаете? (Изменения окраски раствора не происходит)

Опыт №7 раствор хлорида и метиловый оранжевый. Что вы наблюдаете? ( Цвет не изменился)

  Учитель. Сделайте вывод ( Присутствие фенолфталеина и метилового оранжевого не изменило цвет индикаторов).

Используя таблицу растворимости , проанализируйте состав соли(Соль NaCl образована кислотой НСl и гидроксидом натрия NaOH)

А какай силы эти электролиты (Соляная кислота – сильный электролит, гидроксил натрия сильное растворимое основание, щёлочь)

Один из учащихся составляет уравнение реакции гидролиза записывая его на доске  

NaCl +HOH ↔ NaOH +  HCl

Na+ + Cl- + HOH ↔ Na+ + OH- + H+ + Cl-

HOH↔ OH- + H+ среда нейтральная

Учащиеся делают вывод: силы электролитов равны,- и записывают определение: «Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой, имеет нейтральную среду, так как равенство концентраций ионов водорода и гидроксид – ионов не нарушено. Можно сказать, что такие соли гидролизу не подвергаются».

Учитель. Чем еще могут быть образованы соли?(Соль может быть образованна слабым основанием и слабой кислотой).

Давайте обратимся за помощью к тексту учебника на странице 73

Учащиеся читают текст учебника и выписывают уравнение реакции гидролиза сульфида алюминия.

Очевидно, такому же необратимому гидролизу подвергается карбонат железа(III) 

Fe2(CO3)3 + 3HOH → 2Fe(OH)3↓ + 3CO2

Учащиеся делают вывод: «соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой, подвергаются необратимому гидролизу, то есть полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа».


  1. Разрешение проблемы (решение задачи). 

Вернёмся к задаче, при решении которой зашли в тупик .Что нужно изменить в  написании уравнения реакции?

Приглашается тот же ученик закончить решение задачи. Ученик изменяет уравнение реакции и производит расчеты 

2 FeCl+3Na2CO+ 3H2O=  2Fe(OH)3↓ + 3CO2↑ + 6NaCl

n (Fe(OH)3) = n (FeCl3) = 5 моль

m (Fe(OH)3) = M ∙ n = 107 г\моль∙ 5 моль = 535г

(Масса выпавшего осадка составляет 535г. )


  1. Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека.

Учитель Так ли уж часто следует учитывать процессы гидролиза?

Учащиеся слушают сообщение о значении гидролиза в природе и в жизни человека.

Один из учеников выступает с сообщением.


  1. Подведение итогов.

Сегодня мы познакомились с гидролизом солей.

1.Что такое гидролиз?

2.На какие группы можно разделить соли?

3.Как происходит гидролиз каждой группы?

Проверим результативность нашей совместной исследовательской деятельности и напишем  диктант (Приложение 2), выполните работу в бланках.

Учащиеся обмениваются заполненными бланками выставляют друг другу оценки по оценочной шкале: 5-6 правильных ответов «3», 7-8 оценка «4», 9-10 оценка «5»

На слайде  шаблон с правильными ответами 1 +   2-   3 +   4+    5-    6+    7+    8-   9+  10-

Прошу поднять руку тех учеников, которые справились на «хорошо», «отлично».

Домашнее задание :§18  №4 


Приложение 1

Инструкция

Лабораторный опыт

Правила ТБ

Опыт №1

В пробирку налейте 1мл хлорида железа (III) (FeCl3) и добавьте 1 мл карбоната натрия (Na2CO3). Что наблюдаете?

Опыт №2

В пробирку налейте 1мл хлорида железа (III) (FeCl3) и добавьте 1-2 капли метилового оранжевого. Что наблюдаете?

Опыт №3

В пробирку налейте 1мл соляной кислоты (HCl) и добавьте 1 мл карбоната натрия (Na2CO3). Что наблюдаете?

Опыт №4

В пробирку налейте 1 мл карбоната натрия (Na2CO3) и добавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?

Опыт №5

В пробирку налейте 1мл хлорида натрия (NaCl) и добавьте 1 мл карбоната натрия. Что наблюдаете?

Опыт №6

В пробирку налейте 1 мл гидроксида натрия (NaOH) и добавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?

Опыт №7

В пробирку налейте 1 мл гидроксида натрия (NaOH) и добавьте 1-2 капли метилоранжа. Что наблюдаете?


Приложение 2

1.В чистой воде рН = 7.

2.Раствор соляной кислоты- слабый электролит.

3.Соль Na2CO3 образована сильным основанием и слабой кислотой.

4.Соль AlCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой.

5.Водный раствор соли  NaCl имеет рН

6.Водный раствор соли K2SO4  имеет  рН = 7.

7.Водный раствор соли Al2(SO4)3 имеет рН

8.Соль KNO3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.

9.Раствор соли Na2SiO3 при действии фенолфталеина окраситься в малиновый цвет.

10. Раствор соли K2CO3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.


Ученики выполняют работу в бланках.

Бланк химического диктанта

Фамилия, имя_____________________________

1     2     3     4     5     6     7     8      9      10

+ да

- нет



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гидролиз солей, урок химии 11 класс

Автор: Антонова Ольга Викторовна

Дата: 13.08.2020

Номер свидетельства: 555683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Урок химии "Белки" "
    ["seo_title"] => string(18) "urok-khimii-bielki"
    ["file_id"] => string(6) "229873"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441899870"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Гидролиз солей. Определение реакции среды в различных солях."
    ["seo_title"] => string(70) "gidroliz-soliei-opriedielieniie-rieaktsii-sriedy-v-razlichnykh-soliakh"
    ["file_id"] => string(6) "300025"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456656420"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Методическая разработка урока химии по теме: Гидролиз солей."
    ["seo_title"] => string(61) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_khimii_po_teme_gidroliz_solei"
    ["file_id"] => string(6) "554642"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1594405547"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Урок химии 11 класс Гидролиз солей"
    ["seo_title"] => string(36) "urok_khimii_11_klass_gidroliz_soliei"
    ["file_id"] => string(6) "403187"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490447735"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Проблемно-диалогический урок химии в 9 классе. "Гидролиз солей ""
    ["seo_title"] => string(62) "problemno_dialogicheskii_urok_khimii_v_9_klasse_gidroliz_solei"
    ["file_id"] => string(6) "514719"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560481096"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства