kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гибридизация атомных орбиталей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

гибридизация атомных орбиталей 10 кл Еcтественно- математическое направление.Урок по теме химическая связь. Строение вещества.

Просмотр содержимого документа
«Гибридизация атомных орбиталей.»

Дата

Предмет химия Класс 10 ЕМ Урок 14


Учитель химии Новохатская А.Н. КГУ «Гимназия №15» г.Алматы

Название занятия

Гибридизация атомных орбиталей (sp, sp2, sp3 гибридизации) и геометрия молекул. Зависимость свойств веществ от химического, электронного и пространственного строения молекул, взаимного влияния атомов.

Общие цели

и задачи

Цель: сформировать основные понятия по теме «Гибридизация атомных орбиталей (sp, sp2, sp3 гибридизации) и геометрия молекул. Зависимость свойств веществ от химического, электронного и пространственного строения молекул, взаимного влияния атомов»; обобщить знания учащихся о строении неорганических веществ.

Обучающая: обобщить и пополнить знания учащихся об электронном, пространственном строении неорганических веществ, о явлении гибридизации и геометрии молекул

Развивающая: Развитие  «химического» мышления помощью ТКРМ, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы. Анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.

Воспитывающая:  Формирование  интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке. Воспитывать взаимоуважение при работе в группе.

Ключевые идеи

Гибридизация атомных орбиталей (sp,sp2, sp3 гибридизации) и геометрия молекул. Пространственное строение веществ.

Источники

Учебник химии 10 ЕМ класса

Н.Н. Нурахметов, К. Бектуров, Н.А. Заграничная, Г.В. Абрамова

Материалы и оборудование

ИКТ. Компьютер, проектор, экран, презентация.

Раздаточный материал к уроку. Периодическая система химических элементов.

Ход занятия


Этапы проведения занятия

Время

Действия учителя и действия учеников

1.Организационный момент.



1 мин.

  • подготовка аудитории к работе на уроке

  • приветствие

  • наличие учащихся

2. Мотивация

1 мин.

Итак, ребята, вы уже познакомились на предыдущих уроках с видами химических связей, типами кристаллических решеток, а также зависимостью свойств веществ от их строения. Сегодня мы обобщим изученный ранее материал и продолжим знакомство с явлением гибридизации и геометрией молекул
Сообщение темы урока, постановка познавательных задач для учащихся. Тема урока записана на доске.

3. Актуализация

Формативное оценивание (самооценивание)


Стадия Вызова

Вызывает уже имеющиеся знания, задаёт вопросы по ранее изученному материалу, обсуждает полученную от учащихся информацию.













































10

мин.







1.Проверка домашнего задания (учащимся выданы правильные ответы)

 в атоме три неспаренных электрона;

 в молекуле 3 σ-связи

Один неспаренный p-электрон, а необходимо три. В атоме происходит распаривание:

Три неспаренных электрона, 1s-электрон и 2p-электрона. sp2-гибридизация: три гибридных орбитали; угол 120°.

 в атоме три неспаренных электрона;

 в молекуле 3 σ-связи

В атоме три неспаренных электрона, в гибридизацию вступают пара спаренных электронов 2s и три неспаренных p-электрона; sр3-гибридизация. Четыре гибридных орбитали. Направление в пространстве 109°28':

На этой модели отмечаем три сигма связи:

Геометрия молекулы — плоский треугольник:

F +9: 1s22s22p5

1 p-электрон

F +9; 1s22s22p5

1 неспаренный p-электрон

Тригональная пирамида; угол 107°, уменьшается за счет действия повышенной плотности атома азота, имеющего неподеленную пару электронов

2.Задание на ассоциации. Заполните таблицу.


Вопросы


Ответы


Дополнения и исправления

1. Почему ковалентная связь разделена на два подвида?





2. Вещества, какого строения (связь, решетка) хорошо растворимы в воде?






3. Объясните, почему возникает гибридизация?





4. В чем особенность водородной связи?





5. Почему металлы проявляют сходные свойства?






Во время взаимопроверки ответов учащиеся ставят по 1 баллу за верно выполненное задание. Таким образом, они могут максимально получить 5 баллов.

4. Формирование новых знаний и их применение. Формирование умений и навыков.


Стадия осмысления.


Рассказывает содержание нового материала, ведёт записи на доске, поддерживает интерес учащихся к теме.





25мин.

Электронная презентация: Гибридизация атомных орбиталей. Геометрия молекул.


Задания учащимся:

Задание I

а) Определить тип химической связи в следующих соединениях, дать обоснованный ответ.

СО2; NaCl; Mg; H2S; CCl4; СО;

б) В соединениях СO2 и СО определить тип гибридизации и геометрию молекул.

Если учащиеся готовы с ответом у доски, то необходимо их выслушать, а затем проверить работу, выполненную учащимися класса. В качестве контроля учитель предлагает правильно выполненные задания.

Ответы на задание.

1) Металлическая связь — Mg; простое вещество — металл.

Ионная связь — NaCl; соединение образовано металлом Na, неметаллом Сl, которые резко отличаются в ЭО.

Коваленткая полярная связь — ССl4; H2S; СO2; СО.

Соединения образованы атомами неметаллов, которые отличаются в ЭО не резко.

 4 неспаренных электрона в атоме;

 2 σ-связи в молекуле

С +6; 1s22s22p2

Два неспаренных электрона, а необходимо — четыре, идет распаривание двух s-электронов

В гибридизации участвуют две орбитали s- иp-, так как 2σ-связи; sр-гибридизация, 180°

линейная форма молекулы

 в атоме 2 неспаренных

электрона;

 в молекуле 1 σ-связи

С +6; 1s22s22p2

Один неспаренный электрон, а необходимо три, происходит распаривание 2s-электронов

В гибридизацию вступают 2s-орбиталь и 2р-орбиталь;

sp- гибридизация

линейная форма молекулы

1 σ-связь; 1 π-связь одна связь по донорно-акцепторному механизму



Учащиеся самостоятельно сверяют, определяют свои ошибки, исправляют ответы на вопросы.


Самостоятельная работа.

Определить тип гибридизации и геометрию молекул по алгоритму

Вариант 1 Вариант 2

OF2  NH3


Ответы на самостоятельную работу

Вариант I

 2 неспаренных электрона в атоме;

 2σ-связи в молекуле.

 В гибридизации участвуют орбитали s- и р-.

 

Выделяем две связи: угловая форма молекулы

Вариант II

 три неспаренных электрона в атоме;

 3 σ-связи в молекуле.

 В гибридизации участвуют s- и р-орбитали; sp3-гибридизация, угол 109°28’ четыре гибридные орбитали.

 Выделяем три связи.

Тригональная пирамида в атоме азота в вершине пирамиды, угол гибридизации изменяется за счет пары электронов азота и становится 107°.

Перекрывание орбиталей

5. Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Помогает проанализировать изученную информацию, установить причинно - следственные связи между блоками информации.

7 мин.

Составить синквэйн.

Правила написания синквэйна:


  • В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (два прилагательных).

  • Третья строчка – описание действия в рамках темы тремя глаголами.

  • Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  • Пятая - синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


Что нового вы узнали на уроке?

Что вызвало затруднение?

Учащиеся сдают оценочный лист.

Учитель дает оценку работе класса в течение урока. Отмечает лучшие ответы.

6. Информация о домашнем задании.

1мин.

Учитель информирует о домашнем задании, дает консультацию.

Учебник § 2.3 №2,3 стр.53

Определить тип гибридизации и геометрию ClF3; SCl4;



Ответы на вопросы ученика (цы) ____________________________________________________

Вопросы






Ответы

Дополнения и исправления

1. Почему ковалентная связь разделена на два подвида?



2. Вещества, какого строения (связь, решетка) хорошо растворимы в воде?



3. Объясните, почему возникает гибридизация?



4. В чем особенность водородной связи?



5. Почему металлы проявляют сходные свойства?





Составить синквэйн.

Правила написания синквэйна:

  • В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (два прилагательных).

  • Третья строчка – описание действия в рамках темы тремя глаголами.

  • Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  • Пятая - синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

1.____________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________





Оценочный лист

Ф.И. ученика

Домашнее задание

Ответы на вопросы

Самостоятельная работа

Активность на уроке













5 – полное выполнение задания;

4 – допущено 2,3 ошибки;

3 – более половины работы;

2 – менее половины работы










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гибридизация атомных орбиталей.

Автор: Новохатская Алла Николаевна

Дата: 29.05.2017

Номер свидетельства: 419157

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Гибридизация атомных орбиталей (sp, sp2, sp3 гибридизации) и геометрия молекул"
    ["seo_title"] => string(80) "gibridizatsiia_atomnykh_orbitaliei_sp_sp2_sp3_ghibridizatsii_i_ghieomietriia_mol"
    ["file_id"] => string(6) "405860"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491134107"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Гибридизация атомных орбиталей. Геометрия молекул "
    ["seo_title"] => string(56) "gibridizatsiia-atomnykh-orbitaliei-gieomietriia-moliekul"
    ["file_id"] => string(6) "144434"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418726385"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) ""Гибридизация атомных орбиталей (sp, sp2, sp3 гибридизации) и геометрия молекул" "
    ["seo_title"] => string(85) "gibridizatsiia-atomnykh-orbitaliei-sp-sp2-sp3-ghibridizatsii-i-ghieomietriia-moliekul"
    ["file_id"] => string(6) "244802"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446015165"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект  урока на тему: "Алканы и алкены" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-na-tiemu-alkany-i-alkieny"
    ["file_id"] => string(6) "229872"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441899825"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Углеводороды. Урок обобщения и систематизации знаний."
    ["seo_title"] => string(55) "ughlievodorodyurokobobshchieniiaisistiematizatsiiznanii"
    ["file_id"] => string(6) "319135"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460735032"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства