kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник:  «Алгебра  9  класс», под ред. С. А. Теляковского. 2011 г.

Средства обучения: доска, учебник, дидактический материал, презентация.

Тип урока:  изучение нового материала.
 

Цели урока:

  • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
  • Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи:

  • предметные: повторить определение арифметической прогрессии, формулы n-го члена, свойство членов прогрессии; вывести формулу суммы первых n членов арифметической прогрессии, сформировать у учащихся умения применять данную формулу при решении задач;
  • развивающие: развитие способностей к обобщению, сравнению; эмоционального восприятия математических объектов;
  •  воспитательные: формирование представлений о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии »

Урок по теме:

Формула суммы первых n членов

арифметической прогрессии

9 класс

Учебник: «Алгебра 9 класс», под ред. С. А. Теляковского. 2011 г.

Средства обучения: доска, учебник, дидактический материал, презентация.

Тип урока: изучение нового материала.


Цели урока:

  • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

  • Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи:

  • предметные: повторить определение арифметической прогрессии, формулы n-го члена, свойство членов прогрессии; вывести формулу суммы первых n членов арифметической прогрессии, сформировать у учащихся умения применять данную формулу при решении задач;

  • развивающие: развитие способностей к обобщению, сравнению; эмоционального восприятия математических объектов;

  • воспитательные: формирование представлений о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры.


Этапы урока:


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка проблемы.

  4. Постановка учебной задачи.

  5. «Открытие» нового знания.

  6. Первичное закрепление.

  7. Домашнее задание.

  8. Рефлексия деятельности (итог урока).


Ход урока

Учитель

Ученик

  1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, высказывает добрые пожелания.

Эпиграф к уроку «С малой удачи начинается большой успех»

Ученики приветствуют учителя. Садятся.


  1. Актуализация знаний

Вопросы:

  • дайте определение арифметической прогрессии;

  • напишите формулу n-го члена арифметической прогрессии;

  • назовите свойство членов арифметической прогрессии.

Задания для устной работы:

  1. Последовательность уn задана формулой n-го члена: уn = 5n + 1.

Найдите у1, у4, у20, у100.

  1. Последовательность задана формулой аn = 15 - 3n.

Найдите номер члена последовательности, равного

0; -3.

  1. Зная, первые два члена арифметической прогрессии 3; -2; …, найдите следующие за ними четыре ее члена.


  1. n): 3; 7; … - арифметическая прогрессия. Найдите: 1). d. 2). а17. 3). Составьте формулу n-го члена арифметической прогрессии.

Ученики отвечают на вопросы.







Ответы:

        1. у1 = 5 • 1 + 1 = 6;

у4 = 5 • 4 + 1 = 21;

у20 = 5 • 20 + 1 = 101;

у100 = 5 • 100 + 1 = 501.

        1. 0 = 15 - 3n; -3 = 15 - 3n;

3n = 15; 3n = 18;

n = 5. n= 6.



        1. d = -2 -3 = -5;

а3 = -2 + (-5) = -7;

а4 = -7 + (-5) = -12;

а5 = -12 + (-5) = -17;

а6 = -17 + (-5) = -22.

4.

1). d = 7 – 3 = 4;

2). а17 = 3 + 4(17 – 1) = 68;

3). аn = 3 + 4(n – 1);

аn = 4n – 1.

Регулятивные, коммуникативные УУД

  1. Постановка проблемы

Классу предлагается решить несколько занимательных задач.

  1. Можно ли циферблат часов разделить на 6 частей так, чтобы в каждой части находилось по два числа, причем суммы этих двух чисел в каждой из шести частей были бы равны между собой?











  1. Не прибегая к последовательному сложению, сосчитать, сколько очков на всех десяти косточках домино.









А теперь рассмотрим арифметическую прогрессию, представляющую собой ряд натуральных чисел, и найдем сумму ста первых ее членов.




Совет мудреца

Задача очень не проста:

Как сделать, чтобы быстро

От единицы и до ста

Сложить в уме все числа?

Давным-давно один мудрец

Сказал, что прежде надо

Связать начало и конец

У численного ряда.

Пять первых связок изучи,

Найдешь к решению ключи!




Замечание. Сначала открывается первое четверостишье. Если учащиеся ответ не дадут, то учитель открывает подсказку – остальную часть стихотворения.

Сколько таких пар?

Как вычислить сумму?

Рассказать учащимся о маленьком Карле Гауссе, который решил эту задачу, будучи 10-летним учеником.



Когда учитель предложил ученикам третьего класса сложить все числа от 1 до 100 включительно, рассчитывая при этом надолго занять их работой, маленький Карл моментально подошел с готовым ответом. Возможно, он заметил, что каждая из сумм 1 + 100, 2 + 99, 3 + 98, … равна 101, а таких сумм 50.


Предлагают различные варианты решения.

Верный ход решения.

а). Сумма всех чисел, обозначенная на циферблате равна 78, т.е. 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 +11 + 12 = 78.

б). А так как нам нужно циферблат разделить на 6 частей, то получаем

78 : 6 = 13.






Ответ. Циферблат можно разделить на 6 равных частей.


а). Приходим к необходимости вычислить сумму 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10.

б). Образуем пары чисел, которые нужно сложить: 1 и 10, 2 и 9, 3 и 8, 4 и 7, 5 и 6.

в). Сумма очков в каждой паре равна 11, а таких пар пять, находим 11• 5 = 55.

Ответ. 55.


Регулятивные, познавательные УУД


















Учащиеся предлагают сложить пары чисел 1 и 100, 2 и 99, 3 и 98 и т.д., замечают, что сумма одинаковая.


Ответ. 50.

Ответ. Сумма равна 101 • 50 = 5050.

У
чащиеся рассказывают исторические сведения о том, что многочисленные исследования К. Гаусса в области алгебры, теории чисел и математического анализа оказали значительное влияние на развитие теоретической и прикладной математики, астрономии, физики.

Личностные, познавательные УУД

  1. Постановка учебной задачи

Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Ответ учащихся: не знаем формулу, как найти сумму первых n членов любой арифметической прогрессии.

5. «Открытие» нового знания

С помощью рассуждений, аналогичных тем, которые мы провели при вычислении суммы первых ста натуральных чисел, можно найти сумму первых n членов любой арифметической прогрессии.

Что получится, если в формулу вместо аn подставить формулу n-го члена арифметической прогрессии?

Замечание. При вычислении суммы первых n членов арифметической прогрессии учащиеся могут использовать ту из двух формул, применение которой в каждом конкретном случае более целесообразно.

Путем рассуждений учащиеся выводят формулу, учитывая то, что сумма членов арифметической прогрессии, равностоящих от ее концов, есть величина постоянная.


Ответ. Еще одна формула для вычисления суммы первых n членов любой арифметической прогрессии.


Регулятивные, познавательные УУД

6. Первичное закрепление

В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием. В ходе работы учитель оказывает помощь учащимся класса.


№ 610. Найдите сумму членов арифметической прогрессии с пятнадцатого по тридцатый включительно, если первый член 10 и разность равна 3.




№ 616. Шары расположены в форме треугольника так, что в первом ряду 1 шар, во втором – 2, в третьем – 3 и т.д. Во сколько рядов размещены шары, если их число равно 120?

Учащиеся записывают решение в тетрадях.




Решение.

а15 = 10 + 14•3 = 52,

а30 = 10 + 29•3 = 97.

Найдем номер последнего члена этой прогрессии:

97 = 52 + (n-1) • 3, n = 16

S16 = (52 + 97) • 16 : 2 = 1192.

Ответ. 1192.


Решение.

Так как количество шаров в ряду равно номеру ряда, составим последовательность: 1; 2; 3; …; n. Тогда количество всех шаров, размещенных в n рядах – это сумма первых n членов арифметической прогрессии.

Sn = (1 + n) • n: 2, Sn = 120.

Решая уравнение n2 + n – 240 = 0, получим n = 15.

Ответ. 15.



Регулятивные УУД


7. Домашнее задание

Учитель разъясняет выполнение домашнего задания.

Заполните таблицу, где (аn) - арифметическая прогрессия. а1 – первый член арифметической прогрессии, аnn-ый член арифметической прогрессии, n – число ее членов, Sn – сумма первых n членов арифметической прогрессии, d – разность прогрессии.



а1

d

n

аn

Sn

8


33


1848

14

5



26150

4

3

33



5

-7



-1656

84

-4





Учащиеся выполняют работу в тетрадях.









Ответ.


а1

d

n

аn

Sn

8

3

33

104

1848

14

5

100

509

26150

4

3

33

100

1716

5

-7

23

-149

-1656

84

-4

25

-12

900


8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Учитель подводит итог урока, оценивает работу учащихся, выставляет отметки, комментируя их, просит каждого ученика нарисовать смайлик соответствующий его эмоциональному состоянию.


Вопросы:

  • какую задачу ставили?

  • Удалось решить поставленную задачу?

  • Каким способом?

  • Какие получили результаты?

  • Где можно применить новые знания?

Оцени себя сам

На уроке немного

затруднялся, не все понятно.

На уроке было трудно,

ничего не понял.

На уроке было комфортно

и все понятно














СПАСИБО ЗА УРОК !





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии

Автор: Саранцына Ольга Петровна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190463

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Разработка урока алгебры по теме «ФОРМУЛЫ  n ПЕРВЫХ ЧЛЕНОВ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ» "
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-uroka-alghiebry-po-tiemie-formuly-n-piervykh-chlienov-arifmietichieskoi-progriessii"
    ["file_id"] => string(6) "150440"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420477929"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Арифметическая прогрессия. Формула суммы n- членов арифметической прогрессии"
    ["seo_title"] => string(79) "arifmeticheskaia_progressiia_formula_summy_n_chlenov_arifmeticheskoi_progressii"
    ["file_id"] => string(6) "496920"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1548263010"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Урок по математике в 9 классе тема «Сумма n первых членов арифметической прогрессии»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_matiematikie_v_9_klassie_tiema_summa_n_piervykh_chlienov_arifmietichiesk"
    ["file_id"] => string(6) "397683"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488615643"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока по алгебре для 9 класса  «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии» "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-po-alghiebrie-dlia-9-klassa-summa-n-piervykh-chlienov-arifmietichieskoi-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "115218"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411901566"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "конспект урока   на тему "Арифметическая прогрессия.Формула n-го члена арифметической прогрессии""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekturokanatiemuarifmietichieskaiaproghriessiiaformulanghochlienaarifmietichieskoiproghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "266166"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450104565"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства