Цель: привлечь к работе "слабых", контроль знания формул.
Тестовая работа ( по заданиям, аналогичным домашней работе)
3.Этап закрепления ЗУН и использование их в нестандартных условиях.
Это интересно знать
Законам арифметической прогрессии подчиняются даже стихотворения.
Вспомним строки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», сказанные о его герое: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».
Отличие ямба от хорея состоит в различных расположениях ударных слогов стиха.
Ямб – стихотворный метр с ударениями на четных слогах стиха (Мой дядя самых честных правил), то есть ударными являются 2, 4, 6, 8 и так далее слоги. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью, равной 2
(an) : 2, 4, 6, 8, …
Хорей – стихотворный размер с ударением на нечетных слогах стиха (буря небо мглою кроет).
Номера ударных слогов также образуют арифметическую прогрессию, но ее первый член равен 1, а разность, по-прежнему, равна 2:
(bn) : 1, 3, 5, 7, …
Хорей: «Ветер по морю гуляет…»
Вообще, зная формулы арифметической прогрессии, можно решить много интересных задач литературного, исторического и практического содержания.
Главное при этом научиться текстовую информацию переводить на математический язык и моделировать задачу. Вот этому мы сегодня будем учиться.
Задача№ 1( оздоровительная) Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч 45 мин?
Записываем условие и решение задачи.
Имеем арифметическую прогрессию а1=15, d=10, аn=105. Найти n. Решение: аn=a1 +(n-1)*d 105=15+(n-1)*10 105=15+10n-10 10n=100 n=10 Ответ: 10 процедур.
Задача № 2( Экологическая).Чтобы благоустроить территорию школы № 40 учащиеся планируют весной 2016 года посадить деревья. Первоклассники планируют посадить 6 деревьев, а каждый следующий класс - на 3 дерева больше предыдущего. Сколько всего посадят деревьев учащиеся школы № 40?
Решение.
Анализ условия.
Как вы считаете, будет ли количество посаженых каждым классом деревьев образовывать арифметическую прогрессию. Какое предложение из условия это подтверждает ?
Тогда назовите первый член этой прогрессии. Разность. Какого условия не хватает в задаче? Как вы считаете, что нужно найти в этой прогрессии, чтобы ответить на главный вопрос задачи?
Записываем условие и решение задачи.
Дано: а1=6, d=3, n=11.
Найти: S11 .
Решение. S11 = ( 2*6+3*(11-1))/2*11=231 ( дерево)
Ответ: 231 дерево.
Задача№ 3 (Строительная): Бригада маляров красит забор длиной 300 метров, ежедневно увеличивая норму покраски на одно и то же число метров. Известно, что за первый день бригада покрасила 20 метров забора. Определите, сколько метров забора покрасила бригада в последний день, если вся работа была выполнена за 6 дней.
Записываем условие и решение задачи.
Дано: а1=20, S6=300 , n=6.
Найти: а6.
Решение.
300 = 6:
100=20+х;
х=80м
Ответ: 80 метров.
РАЗБИВАЕМ КЛАСС НА ТРИ ГРУППЫ.
1 группа
Задача № 5( Коммерческая. )Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить и обновить ему мобильный телефон. Для этого они в первый месяц отложили 650 рублей, а в каждый последующий месяц они откладывали на 50 рублей больше, чем в предыдущий. Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев?
Дано: (аn) – арифм. прогрессия
а1=650, d = 50, n=10
Найти: S10 - ?
Решение:
Ответ: 8750 рублей
2 группа.(Строительная)
Задача : При свободном падении тело проходит в первую секунду 5 м, а в каждую следующую на 10 м больше. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло ее дна через 5 с после начала падения.
Дано:
(аn) – арифм.прогрессия
а1=5, d = 10
Найти: S5 - ?
Решение:
Ответ: 125 м
Задача № 3 ( Экономическая).В квартире подтекает водопроводный кран. За 1 час вытекает 0,5 л воды, за 2 часа - 1 л. Сколько воды вытекает из неисправного крана за сутки (24 часа)?
4.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению.
Так как урок сегодня был необычный то и задание домой необычное. На листе формата А4 составить тест по теме «Арифметическая прогрессия». Тест должен содержать 5 заданий. Помогут вам в этом сборники для подготовки к ГИА и учебник «Алгебра 9» под редакцией А.Г.Мордковича.
Решить задачи.
1.На складе 1 числа было 50 тонн угля. Каждый день в течение месяца на склад приходит машина с 3 тоннами угля. Сколько угля будет на складе 30 числа, если в течение этого времени уголь со склада не расходовался.
2.Джентльмен получил наследство. Первый месяц он истратил 1000$, а каждый следующий месяц он тратил на 500$ больше, чем в предыдущий. Сколько $ он истратил за второй месяц? За третий? Каков размер наследства, если денег хватило на год такой безбедной жизни?
5.Этап подведения итогов урока.
Итак, сегодня мы с вами говорили о прогрессии, которая называется арифметической. Но есть и другая прогрессия. А вот что это за прогрессия, мы узнаем на последующих уроках. А пока я вам расскажу такую легенду - загадку.
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен её остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.
-Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, -сказал царь.
Мудрец поклонился.
-Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание, - продолжал царь. - Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.
Сета молчал.
-Не робей, - ободрил его царь. – Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.
-Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра я сообщу тебе мою просьбу.
Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.
-Повелитель, - сказал Сета, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.
-Простое пшеничное зерно? – изумился царь.
-Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью - 4, за четвертую - 8, за пятую - 16, за шестую -32…
-Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.
Сета улыбнулся хитро, покинул дворец и стал дожидаться своего вознаграждения.
Стоит ли царю смеяться?
А ответить на этот вопрос вы сможете, изучив другую прогрессию, которая называется геометрической.
Рефлексия _________________________________
Фамилия, имя
Тест.
Результатом своей личной работы считаю, что я ..
А. Разобрался в теории. В. Научился решать задачи. С. Повторил весь ранее изученный материал
2.Что вам не хватало на уроке при решении задач?
А. Знаний. Б. Времени. С. Желания. Д. Решал нормально.
3.Кто оказывал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?
А. Одноклассники. Б. Учитель. С. Учебник. Д. Никто.