kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физические и химические явления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Химические явления называются химическими реакциями.  Любая химическая реакция сопровождается изменениями, которые называются признаками химических реакций.

Просмотр содержимого документа
«Физические и химические явления»

Урок химии "Физические и химические явления"

Цели: совершенствовать умение отличать физические процессы от химических, выяснить признаки химических реакций на основе проблемного обучения и исследовательской деятельности.

Основные понятия.

Физические явления. Химические явления (химические реакции).

Планируемые результаты обучения

Предметные. Знать определение химической реакции, признаки и условия протекания химических реакций. Уметь отличать физические процессы от химических реакций.

Метапредметные. Формировать умения ставить вопросы, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения.

Личностные. Формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. Развивать коммуникативную компетентность, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работ

Основные виды деятельности учащихся.

Учиться наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ в ходе демонстрационных и лабораторных опытов. Пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой в соответствии с правилами по технике безопасности.

Демонстрации. Примеры физических и химических явлений: изменения, происходящие при растворении сахара в воде, при нагревании сахара, при плавлении и горении парафина, при взаимодействии сульфата натрия с хлоридом бария.

Лабораторные опыты. Изучение физических и химических явлений.

Оборудование : ПК, проектор, экран,

Оборудование и реактивы:

  • Бумага, парафин, стеклянная трубка, медная проволока свёрнутая в спираль, химический стакан с водой, пробирки, пробирокодержатель, спиртовка, кусочек мела, ступка и пестик, гвоздь, фарфоровая чаша, спирт этиловый, сульфат натрия хлорид бария

  • Дидактический материал:

  • Тестовые задание

  • Тип урока: комбинированный. Основная часть – формирование новых знаний и умений.



Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

II. Актуализация опорных знаний

1. Актуализация знаний по теме «Предмет химии. Вещества и их свойства».

1. Предметом изучения науки химии является:

1) движение небесных тел
2) поведение животных
3) распространение растений
4) свойства веществ

2. Важнейшим методом изучения веществ является:

1) моделирование
2) наблюдение
3) эксперимент
4) измерение

3. К веществам относится:

  1) вода

  2) сосулька

  3) айсберг

  4) льдина

4. В химической посуде без этикеток находятся медь, алюминий, мрамор, уксусная кислота и поваренная соль. По каким свойствам можно распознать эти вещества? Выпишите названия веществ и характерное свойство каждого вещества, используемое для его распознавания.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.





.

III. Целеполагание и планирование

Химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства.   Нас  окружают какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными? В природе непрерывно происходит изменение агрегатного состояния вещества или его формы, а также  идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ.

Записываем тему урока “Физические и химические явления»

Формулирование темы и цели урока (совместно с учителем).

















Учащиеся пытаются сформулировать цели урока и свою деятельность на уроке.

IV. Изучение нового материала

1. Физические явления.

Учитель с помощью школьников демонстрирует явления, комментирует увиденное:

– нагревание воды в пробирке (изменилось агрегатное состояние);

– нарезание бумаги (изменилась форма);

– выпрямление спирали медной проволоки (изменилась форма);

– растирание кусочка мела в ступке (изменилась форма).

Запись определения в тетрадь:

(§6,стр.21)

2. Химические явления.

Учитель демонстрирует химические явления: сгорание спирта, ржавление железа (поставить опыт заранее), скисание молока, выпадение осадка при взаимодействии сульфата натрия с хлоридом бария.

Химическое явление – явление, в результате которого происходит образование нового вещества.

Учащиеся называют, учитель записывает признаки химических реакций:

Изменение окраски;

Образование осадка;

Появление запаха;

Выделение газа;

Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом).

Учитель обращает на соблюдение  техники безопасности при проведении опытов.



Лабораторные опыты (с. 21— 22 учебника).



Учащиеся демонстрируют физические явления и комментируют увиденное.

Предполагаемый ответ: Физическими называются такие явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.







Учащиеся объясняют, какие изменения указывают на протекание химической реакции, приходят к выводу, что исходные вещества превращаются в новые вещества, т. е. эти изменения относятся к химическим явлениям, или химическим реакциям.

Называют признаки химических реакций.











Учащиеся выполняют лабораторные опыты

V. Закрепление изученного материала

Учитель делит класс на 4 группы. Каждая группа получает по 4 рисунка с физическими и химическими явлениями.


Работают в группах по выявлению физического и химического явления, признаков химических реакций.

VI. Валеологическая пауза

Учитель предлагает классу выполнить упражнения для снятия усталости глаз; и упражнения, активизирующие кровообращение головного мозга.

Выполняют упражнения, предложенные учителем.

VII. Закрепление изученного материала

1вариант.

1.Из предложенного перечня явлений выпишите только химические реакции: горение лучины, растворение сахара в воде, ржавление железной проволоки, помутнение хранящейся в сосуде без пробки известковой воды, образование инея, таяние льда. 2. Какие признаки подтверждают, что пригорание масла во время приготовления пищи — химическое явление?

2вариант.

1. Из предложенного перечня явлений выпишите химические реакции: почернение медной пластинки при нагревании, плавление металла в пламени ацетиленово-кислородной горелки, образование кристаллов соли при упаривании её раствора, выделение пузырьков газа из открытой бутылки с минеральной водой, обугливание лучины, скисание молока. 2. Поясните, какие признаки подтверждают, что гниение пищевых остатков — химическая реакция.

Ребята выполняют упражнение индивидуально, а затем производят взаимопроверку, выставляют оценки друг другу в тетрадь.

VIII. Рефлексия

Учащимся предлагается рефлексивный прием «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…


Ребята высказываются одним предложением, оценивают полноту полученных знаний, проводят самооценку своей работы.


IX. Домашнее задание

Учитель предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, комментирует предложенные задания:

1 уровень: §6,упр.1, 2 ,3стр.24.

2 уровень: §6,составить тест по изученной теме или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.

3 уровень: презентация «Физические и химические явления в повседневной жизни»

Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.








Литература:

Гара Н.Н. Химия. Уроки в 8 классе: пособие для учителя. _ М.: Просвещение, 2009

Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016.-207с.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Физические и химические явления

Автор: Одарченко Татьяна Андреевна

Дата: 04.01.2021

Номер свидетельства: 569296

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока "Физические и химические явления.Признаки химических реакций" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-fizichieskiie-i-khimichieskiie-iavlieniia-priznaki-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "222018"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435767001"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Физические и химические явления "
    ["seo_title"] => string(41) "fizichieskiie-i-khimichieskiie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "163296"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422462408"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Физические и химические явления. Химические реакции."
    ["seo_title"] => string(66) "fizichieskiie-i-khimichieskiie-iavlieniia-khimichieskiie-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "267964"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450510353"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Разработка урока по биологии для 5 класса "Химические явления. Горение" (ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(84) "razrabotka-uroka-po-biologhii-dlia-5-klassa-khimichieskiie-iavlieniia-gorieniie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "249706"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446965726"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по теме: "Физические и химические явления" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-fizichieskiie-i-khimichieskiie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "111275"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407319240"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства