Цели урока:
1. Сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях химических реакций.
2. Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.
3. Показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.
4. Способствовать патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию учащихся.
Оборудование:
• На демонстрационном столе:
свеча, FeCL3, КCNS, K2Cr2O4, Mg, C2H5OH, , пробирки, лабораторный штатив, асбестовая сетка, , стеклянная палочка, лучинка, спички, спиртовка.
• На столах учащихся: лотки для проведения опытов FeCL3, КCNS, пробирки, раствор CuSO4, раствор NaOH, раствор HCL, кусочки мела CaCO3,
• Презентация урока.
1. Организационный момент
2.Мотивационно-ориентационный этап.
Звучит песня в исполнении А.Пугачевой «Зажженная свеча».На столе зажигается свеча.
Учитель зажигает на столе свечу и говорит слова Майкла Фарадея «Я, собираюсь изложить вам … ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи.(слайд 1). А на уроке мы конечно будем говорить о веществах а ведь
В природе с момента ее зарожденья:
Всегда с веществами идут превращенья.
Про эти природные измененья
Мы с вами сказали бы: “Это явленья!”
Явленья бывают различными,
Рассмотрим химические и физические.
Должны научиться мы их наблюдать,
А самое главное их различать
«Физические и химические явления»- тема нашего сегодняшнего урока. Запишите тему урока.
Итак сегодня мы должны: (слайд 2)
• определить сущность физических и химических явлений
• выявить признаки химических реакций
• познакомиться с видами химических реакций
• рассмотреть условия возникновения и протекания реакций
.отметить значение химических реакций
Это будет планом нашего урока.
III. Изучение нового материала.
Преступим к реализации нашего плана и помочь нам определить сущность физических и химических явлений простейший опыт: разрезание листа и сжигание листа (демонстрация).Чем первое явление отличается от второго?
(ответы детей)
Физические явления - это явления: происходящие с веществами с сохранением их молекул, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние;
Химические явления - это явления, происходящие с веществами с разрушением молекул , в результате которых из одних веществ образуются другие.
При изучении химии нас конечно же нас будут интересовать явления химические , они имеют определенные признаки Как их можно определить? С помощью эксперимента! На ваших столах имеются инструктивные карты и необходимый набор реактивов. Перед его выполнением я напоминаю о необходимости соблюдения правил техники безопасности.
Выполнение лабораторных опытов.(слайд 3)
1) к 4-5 каплям раствора FeCl3 добавляем 1-2 капли раствора роданида калия KCNS.
Что наблюдаете?
б) раствор CuSO4 смешать с раствором NaOH.
Что наблюдаете?
г)в полученный осадок Cu(OH)2 прилить 3-5 капель раствора HCL .
Что наблюдаете?
в)к кусочкам мела CaCO3 добавляем 1-2 капли раствора соляной кислоты HCL.
Что наблюдаете?
Демонстрация «Вулкан»
Микроитог: Признаки химических реакций(слайд 4)
1.Изменение цвета
2. Выделение газа
3. Выделение газа
4. Растворение осадка.
5. Выделение света, тепла
6.Изменение вкуса и запаха.
Угадайка?
Демонстрация слайда: Какой признак химической реакции показан на предложенном рисунке.(слайд 5)
Последняя картинка «Горящая свеча»
А ведь горящая свеча это универсальный объект, глядя на неё можно наблюдать, как физи ческие, так и химические явления.(слайд 6).
И вообще, горящая свеча это удивительный объект. Имеет место такой исторический факт. Во время Великой Отечественной войны , которая длилась в период с 1941по1945г.,одной из самых страшных войн, когда советский народ, защитил весь мир от фашизма, врачи также исполняли свой долг. Очень часто им приходилось проводить операции в походных условиях и инструменты обрабатывали ,прокаливая их над огнем. Огонь-целитель! Он обеззараживает все ! И такими инструментами делались операции. Значит можно смело сказать, что вместе с воинами освободителями горящая свеча ковала Великую Победу 65-летие которой, мы отмечаем в этом году.
Много интересного можно рассказать о пламене свечи. Подготовить сообщение на тему
« Огонь друг или враг» я поручаю тому, кто интересуется чем-то необычным, а на занятие химического кружка мы это обсудим.
А сейчас, свеча поможет нам познакомиться с видами химических реакций по тепловому эффекту. При горении выделяется свет и тепло.(слайд№7)
Внимание, новое понятие:
Реакции идущие с выделением тепла называются Экзотермическими.
Реакции идущие с поглащением тепла называются Эндотермическими.
(слайд№8)
Изучены реакции химические
Экзотермическими и эндотермическими.
Они, как противники энергетические, –
Экзотермические и эндотермические.
Эндо – тепло подавай скорей,
Как в дом зимой тепло батарей.
Экзо – тепло само принесло,
Как будто бы лето к тебе пришло.
Эти стихи я подарю тому кто любит стихи больше химии, а в замен жду на следующий урок, сочиненный тобой стих о зкзо -и –эндотермических реакциях.
Пришло время рассмотреть условия возникновения и протекания реакций.
(самостоятельная работа с учебником).
Микроитог: Отчет о прочитанном.
Отметить значение химических реакций а хочу процитировав слова русского химика, лауреата Нобелевской премии Н.Н.Сесенова «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии.» (слайд№9)
Сегодня мы приступили к изучению одной из главных тем химии, знание которой, позволит сделать нашу жизнь лучше.
Намеченный в начале урока план реализован. Пришло время подводить итоги.
IV. Закрепление.
Что узнали на уроке.(Ответы детей)
Вывод по уроку.
V. Итог (выставление оценок)
Проверка знаний учащихся. (Рейтинговая система оценки)
1.Что общего и чем различаются физические и химические явления? (3 балла)
2.Перечислите признаки химических явлений. (3 балла)
3.Какие химические реакции называются эндотермическими,
экзотермическими ? (3 балла)
4.Какие условия необходимы для протекания реакций?
(3 балла)
5.Графический диктант(10баллов)
Физическое или химическое явление?
• кипение воды;
• образование на деревьях инея;
• скисание молока;
• ржавление гвоздя;
• таяние льда;
• горение бенгальских огней;
• гниение растений;
• приготовление сахарного сиропа;
• приготовление сахарной пудры из сахара;
• горение свечи.
6.Что не является признаком химических реакций(1балл)
1.Выделение тепла и света
2. Изменение объёма
3.Выпадение или растворение осадка
4.Изменение цвета
7. Указать тип химической реакции
а) 2Н2О = 2Н2 + О2 – Q;
б) 2Mg + О2 = 2MgO + Q;
в) Fе + S = FеS + 95,4 кДж;
г) N2 + О2 = 2NO – 180,8 кДж
8. О каком явлении идет речь? (1балл)
И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко.
И.Суриков
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре,
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз…
С.Я.Маршак
….А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте
Е.Ефимовский
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
А.Ахматова
Когда металл в крутые формы льем,
Мне верится, что оживут в металле
Горячие полдневные поля.
Кипит металл, и ждут его поля.
А.Кравцов
V|. Итог (выставление оценок)
Домашние задание: §26
- Литература:
- Габриелян О.С. Химия. 8класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 10-е изд., перераб.– М: Дрофа, 2009.
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс.– М.: Дрофа, 2002, 416 с.;
- Интернет-ресурсы