kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физические и химические явления

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

Цели урока:

1. Сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях химических реакций.

2. Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

3. Показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.

4. Способствовать патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование:

• На демонстрационном столе:

свеча, FeCL3, КCNS, K2Cr2O4, Mg, C2H5OH, , пробирки, лабораторный штатив, асбестовая сетка, , стеклянная палочка, лучинка, спички, спиртовка.

• На столах учащихся: лотки для проведения опытов FeCL3, КCNS, пробирки, раствор CuSO4, раствор NaOH, раствор  HCL, кусочки мела CaCO3,

• Презентация урока.

1. Организационный момент

2.Мотивационно-ориентационный этап.

Звучит песня в исполнении А.Пугачевой «Зажженная свеча».На столе зажигается свеча.

Учитель зажигает на столе свечу и говорит слова Майкла Фарадея «Я,  собираюсь  изложить вам … ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи.(слайд 1). А на уроке мы конечно будем говорить о веществах а ведь

В природе с момента ее зарожденья:
Всегда с веществами идут превращенья.
Про эти природные измененья
Мы с вами сказали бы: “Это явленья!”
Явленья бывают различными,
Рассмотрим химические и физические.
Должны научиться мы их наблюдать,
А самое главное их различать

 

«Физические и химические явления»- тема нашего сегодняшнего урока. Запишите тему урока.

Итак сегодня мы должны: (слайд 2)

• определить  сущность физических и химических явлений

• выявить  признаки химических реакций

• познакомиться с  видами химических реакций

• рассмотреть условия возникновения и протекания реакций

.отметить  значение химических реакций

 Это будет планом нашего урока.

III. Изучение нового материала.

Преступим к реализации нашего плана и помочь нам определить  сущность физических и химических явлений простейший опыт: разрезание листа и сжигание листа (демонстрация).Чем первое явление отличается от второго?

(ответы детей)

Физические явления - это явления: происходящие с веществами с сохранением их молекул, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние;

Химические явления - это явления, происходящие с веществами с разрушением молекул , в результате которых из одних веществ образуются другие.

При изучении химии нас конечно же нас будут интересовать явления химические , они имеют определенные признаки Как их можно определить? С помощью эксперимента! На ваших столах имеются инструктивные карты и необходимый набор реактивов. Перед его выполнением я напоминаю о необходимости соблюдения правил техники безопасности.

Выполнение лабораторных опытов.(слайд 3)

 1) к 4-5 каплям раствора FeCl3 добавляем 1-2 капли раствора роданида калия KCNS.

Что наблюдаете?

 

б) раствор CuSO4 смешать с раствором NaOH.

Что наблюдаете?

 

г)в полученный осадок Cu(OH)2 прилить 3-5 капель раствора  HCL .

Что наблюдаете?

 

в)к кусочкам мела CaCO3 добавляем 1-2 капли раствора соляной кислоты HCL.

Что наблюдаете?

 

Демонстрация «Вулкан»

 

Микроитог: Признаки химических реакций(слайд 4)

 

1.Изменение цвета

2. Выделение газа

3. Выделение газа

4. Растворение осадка.

5. Выделение света, тепла

6.Изменение вкуса и запаха.

 

Угадайка?

Демонстрация слайда: Какой признак химической реакции показан на предложенном рисунке.(слайд 5)

 

Последняя картинка «Горящая свеча»

А ведь горящая свеча это универсальный объект, глядя на неё можно наблюдать, как физи ческие, так и химические явления.(слайд 6).

И вообще, горящая свеча это удивительный объект. Имеет место такой исторический факт. Во время Великой Отечественной войны , которая длилась в период  с 1941по1945г.,одной из самых страшных войн, когда советский народ, защитил весь мир от фашизма, врачи также исполняли свой долг. Очень часто им приходилось проводить операции в походных условиях и инструменты обрабатывали ,прокаливая их над огнем. Огонь-целитель! Он обеззараживает все ! И такими инструментами делались операции. Значит  можно смело сказать, что вместе с воинами освободителями горящая свеча ковала Великую Победу 65-летие которой, мы отмечаем в этом году.

   Много интересного можно рассказать  о пламене свечи. Подготовить сообщение на тему

 « Огонь друг или враг» я поручаю тому, кто интересуется чем-то необычным, а на занятие химического кружка мы это обсудим.

   А сейчас, свеча поможет нам  познакомиться с  видами химических реакций по тепловому эффекту. При горении выделяется свет и тепло.(слайд№7)

Внимание, новое понятие:

 Реакции идущие с выделением тепла называются Экзотермическими.

Реакции идущие с поглащением тепла называются Эндотермическими.

 

(слайд№8)

Изучены реакции химические
Экзотермическими и эндотермическими.
Они, как противники энергетические, –
Экзотермические и эндотермические.

Эндо – тепло подавай скорей,
Как в дом зимой тепло батарей.
Экзо – тепло само принесло,
Как будто бы лето к тебе пришло.

Эти стихи я подарю тому кто любит стихи больше химии, а в замен жду на следующий урок, сочиненный тобой стих о зкзо -и –эндотермических реакциях.

Пришло время рассмотреть условия возникновения и протекания реакций.

(самостоятельная работа с учебником).

Микроитог: Отчет о прочитанном.

Отметить  значение химических реакций а хочу процитировав слова русского химика, лауреата Нобелевской премии Н.Н.Сесенова «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии.» (слайд№9)

Сегодня мы приступили к изучению одной из главных тем химии, знание  которой, позволит сделать нашу жизнь лучше.

 Намеченный в начале урока план реализован. Пришло время подводить итоги.

IV. Закрепление.

 Что узнали на уроке.(Ответы детей)

 

Вывод по уроку.

 

V. Итог (выставление оценок)

 

Проверка знаний учащихся. (Рейтинговая система оценки)

 

 

1.Что общего и чем различаются физические и химические явления? (3 балла)

 

2.Перечислите признаки химических явлений. (3 балла)

3.Какие химические реакции называются эндотермическими,

 экзотермическими ? (3 балла)

 

4.Какие условия необходимы для протекания  реакций?

(3 балла)

 

5.Графический диктант(10баллов)

Физическое или химическое явление?

• кипение воды;
• образование на деревьях инея;
• скисание молока;
• ржавление гвоздя;
• таяние льда;
• горение бенгальских огней;
• гниение растений;
• приготовление сахарного сиропа;
• приготовление сахарной пудры из сахара;
• горение свечи.

 

6.Что не является признаком химических реакций(1балл)

1.Выделение тепла и света

2. Изменение объёма

3.Выпадение или растворение осадка

4.Изменение цвета

7. Указать тип химической реакции

а) 2Н2О = 2Н2 + О2 – Q;

б) 2Mg + О2 = 2MgO + Q;

в) Fе + S = FеS + 95,4 кДж;

г) N2 + О2 = 2NO – 180,8 кДж

8. О каком явлении идет речь? (1балл)

И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко.
  И.Суриков

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре,
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз…
  С.Я.Маршак

….А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте
  Е.Ефимовский

На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
  А.Ахматова

Когда металл в крутые формы льем,
Мне верится, что оживут в металле
Горячие полдневные поля.
Кипит металл, и ждут его поля.
  А.Кравцов

V|. Итог (выставление оценок)

Домашние задание: §26

  • Литература:
  1. Габриелян О.С. Химия. 8класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 10-е изд., перераб.– М: Дрофа, 2009.
  2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс.– М.: Дрофа, 2002, 416 с.;

 

  • Интернет-ресурсы

 

 

Просмотр содержимого документа
«Физические и химические явления »

Алексахина Елена Николаевна,

учитель химии и экологии

МОУ«Саловская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия


«Физические и химические явления»

Цели урока:

1. Сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях химических реакций.

2. Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

3. Показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.

4. Способствовать патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование:

• На демонстрационном столе:

свеча, FeCL3, КCNS, K2Cr2O4, Mg, C2H5OH, , пробирки, лабораторный штатив, асбестовая сетка, , стеклянная палочка, лучинка, спички, спиртовка.

• На столах учащихся: лотки для проведения опытов FeCL3, КCNS, пробирки, раствор CuSO4, раствор NaOH, раствор HCL, кусочки мела CaCO3,

• Презентация урока.

1. Организационный момент

2.Мотивационно-ориентационный этап.

Звучит песня в исполнении А.Пугачевой «Зажженная свеча».На столе зажигается свеча.

Учитель зажигает на столе свечу и говорит слова Майкла Фарадея «Я,  собираюсь  изложить вам … ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи.(слайд 1). А на уроке мы конечно будем говорить о веществах а ведь

В природе с момента ее зарожденья:
Всегда с веществами идут превращенья.
Про эти природные измененья
Мы с вами сказали бы: “Это явленья!”
Явленья бывают различными,
Рассмотрим химические и физические.
Должны научиться мы их наблюдать,
А самое главное их различать


«Физические и химические явления»- тема нашего сегодняшнего урока. Запишите тему урока.

Итак сегодня мы должны: (слайд 2)

• определить сущность физических и химических явлений

• выявить признаки химических реакций

• познакомиться с видами химических реакций

• рассмотреть условия возникновения и протекания реакций

.отметить значение химических реакций

Это будет планом нашего урока.

III. Изучение нового материала.

Преступим к реализации нашего плана и помочь нам определить сущность физических и химических явлений простейший опыт: разрезание листа и сжигание листа (демонстрация).Чем первое явление отличается от второго?

(ответы детей)

Физические явления - это явления: происходящие с веществами с сохранением их молекул, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние;

Химические явления - это явления, происходящие с веществами с разрушением молекул , в результате которых из одних веществ образуются другие.

При изучении химии нас конечно же нас будут интересовать явления химические , они имеют определенные признаки Как их можно определить? С помощью эксперимента! На ваших столах имеются инструктивные карты и необходимый набор реактивов. Перед его выполнением я напоминаю о необходимости соблюдения правил техники безопасности.

Выполнение лабораторных опытов.(слайд 3)

1) к 4-5 каплям раствора FeCl3 добавляем 1-2 капли раствора роданида калия KCNS.

Что наблюдаете?


б) раствор CuSO4 смешать с раствором NaOH.

Что наблюдаете?


г)в полученный осадок Cu(OH)2 прилить 3-5 капель раствора HCL .

Что наблюдаете?


в)к кусочкам мела CaCO3 добавляем 1-2 капли раствора соляной кислоты HCL.

Что наблюдаете?


Демонстрация «Вулкан»


Микроитог: Признаки химических реакций(слайд 4)


1.Изменение цвета

2. Выделение газа

3. Выделение газа

4. Растворение осадка.

5. Выделение света, тепла

6.Изменение вкуса и запаха.


Угадайка?

Демонстрация слайда: Какой признак химической реакции показан на предложенном рисунке.(слайд 5)


Последняя картинка «Горящая свеча»

А ведь горящая свеча это универсальный объект, глядя на неё можно наблюдать, как физи ческие, так и химические явления.(слайд 6).

И вообще, горящая свеча это удивительный объект. Имеет место такой исторический факт. Во время Великой Отечественной войны , которая длилась в период с 1941по1945г.,одной из самых страшных войн, когда советский народ, защитил весь мир от фашизма, врачи также исполняли свой долг. Очень часто им приходилось проводить операции в походных условиях и инструменты обрабатывали ,прокаливая их над огнем. Огонь-целитель! Он обеззараживает все ! И такими инструментами делались операции. Значит можно смело сказать, что вместе с воинами освободителями горящая свеча ковала Великую Победу 65-летие которой, мы отмечаем в этом году.

Много интересного можно рассказать о пламене свечи. Подготовить сообщение на тему

« Огонь друг или враг» я поручаю тому, кто интересуется чем-то необычным, а на занятие химического кружка мы это обсудим.

А сейчас, свеча поможет нам познакомиться с видами химических реакций по тепловому эффекту. При горении выделяется свет и тепло.(слайд№7)

Внимание, новое понятие:

Реакции идущие с выделением тепла называются Экзотермическими.

Реакции идущие с поглащением тепла называются Эндотермическими.


(слайд№8)

Изучены реакции химические
Экзотермическими и эндотермическими.
Они, как противники энергетические, –
Экзотермические и эндотермические.

Эндо – тепло подавай скорей,
Как в дом зимой тепло батарей.
Экзо – тепло само принесло,
Как будто бы лето к тебе пришло.

Эти стихи я подарю тому кто любит стихи больше химии, а в замен жду на следующий урок, сочиненный тобой стих о зкзо -и –эндотермических реакциях.

Пришло время рассмотреть условия возникновения и протекания реакций.

(самостоятельная работа с учебником).

Микроитог: Отчет о прочитанном.

Отметить значение химических реакций а хочу процитировав слова русского химика, лауреата Нобелевской премии Н.Н.Сесенова «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии.» (слайд№9)

Сегодня мы приступили к изучению одной из главных тем химии, знание которой, позволит сделать нашу жизнь лучше.

Намеченный в начале урока план реализован. Пришло время подводить итоги.

IV. Закрепление.

Что узнали на уроке.(Ответы детей)


Вывод по уроку.


V. Итог (выставление оценок)


Проверка знаний учащихся. (Рейтинговая система оценки)



1.Что общего и чем различаются физические и химические явления? (3 балла)


2.Перечислите признаки химических явлений. (3 балла)

3.Какие химические реакции называются эндотермическими,

экзотермическими ? (3 балла)


4.Какие условия необходимы для протекания реакций?

(3 балла)


5.Графический диктант(10баллов)

Физическое или химическое явление?

• кипение воды;
• образование на деревьях инея;
• скисание молока;
• ржавление гвоздя;
• таяние льда;
• горение бенгальских огней;
• гниение растений;
• приготовление сахарного сиропа;
• приготовление сахарной пудры из сахара;
• горение свечи.

6.Что не является признаком химических реакций(1балл)

1.Выделение тепла и света

2. Изменение объёма

3.Выпадение или растворение осадка

4.Изменение цвета

7. Указать тип химической реакции

а) 2Н2О = 2Н2 + О2 – Q;

б) 2Mg + О2 = 2MgO + Q;

в) Fе + S = FеS + 95,4 кДж;

г) N2 + О2 = 2NO – 180,8 кДж

8. О каком явлении идет речь? (1балл)

И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко.
  И.Суриков

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре,
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз…
  С.Я.Маршак

….А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте
  Е.Ефимовский

На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
  А.Ахматова

Когда металл в крутые формы льем,
Мне верится, что оживут в металле
Горячие полдневные поля.
Кипит металл, и ждут его поля.
  А.Кравцов

V|. Итог (выставление оценок)

Домашние задание: §26

  • Литература:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 10-е изд., перераб.– М: Дрофа, 2009.

  2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс.– М.: Дрофа, 2002, 416 с.;


  • Интернет-ресурсы






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Физические и химические явления

Автор: Алексахина Елена Николаевна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163296

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока "Физические и химические явления.Признаки химических реакций" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-fizichieskiie-i-khimichieskiie-iavlieniia-priznaki-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "222018"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435767001"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Физические и химические явления. Химические реакции."
    ["seo_title"] => string(66) "fizichieskiie-i-khimichieskiie-iavlieniia-khimichieskiie-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "267964"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450510353"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Разработка урока по биологии для 5 класса "Химические явления. Горение" (ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(84) "razrabotka-uroka-po-biologhii-dlia-5-klassa-khimichieskiie-iavlieniia-gorieniie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "249706"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446965726"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по теме: "Физические и химические явления" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-fizichieskiie-i-khimichieskiie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "111275"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407319240"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Урок "Физические и химические явления. Признаки химических реакций" "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-fizichieskiie-i-khimichieskiie-iavlieniia-priznaki-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "111782"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407930679"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства