kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей (урок химии в 9 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗАДАЧИ:

1. Рассмотреть на какие ионы распадаются основания, кислоты и соли; выделить общие закономерности в диссоциации этих классов соединений;

2. Научить составлять уравнения диссоциации кислот, оснований, солей ;

3. Развивать основы научно мировоззрения, показать познаваемость различных процессов в природе; воспитывать работоспособность, внимание, критическое мышление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей (урок химии в 9 классе)»



ТЕМА: «Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей»

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с особенностями диссоциации кислот,

оснований, солей

Образовательная: закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся о солях, основаниях и кислотах, формировать умения записывать химические формулы и ионные уравнения диссоциации.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, формировать у учащихся навыки совместной работы.

Развивающая: развивать у учащихся внимание, способность к логическому и чёткому мышлению, умение пользоваться химической терминологией.

ЗАДАЧИ:

1. Рассмотреть на какие ионы распадаются основания, кислоты и соли; выделить общие закономерности в диссоциации этих классов соединений;

2. Научить составлять уравнения диссоциации кислот, оснований, солей ;

3. Развивать основы научно мировоззрения, показать познаваемость различных процессов в природе; воспитывать работоспособность, внимание, критическое мышление;

ТИП УРОКА: усвоение новых знаний, умений и навыков.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица растворимости, раздаточный материал.



ПЛАН УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.Стадия вызова

2.1. «Верно — неверно»

2.2. «Перепутанные цепочки»

3.Стадия осмысления

3.1 «Аукцион знаний»

3.2. «Диаграмма Венна»

4. Стадия рефлексии

4.1. «Жокеи и лошади»

4.2. «Заполни таблицу»

5. Подведение итогов

6. Д/З





ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку. Учитель сообщает, что сегодня урок усвоения новых знаний, что тема урока «Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей». Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цель урока, выслушивает мнения учащихся и подводит итог формулировкой целей и задач урока.

  1. Стадия вызова. Актуализация опорных знаний происходит путём выполнения следующих форм работы:

2.1.«Верно — неверно»

Вопрос

Верно

Неверно

  1. Электролитическая диссоциация – это процесс растворения веществ в воде.

  2. Электролиты – это вещества, растворы которых проводят электрический ток.

  3. Диссоциация – это распад электролита на ионы.

  4. Отрицательно заряженные ионы называются анионы.

  5. Положительно заряженные ионы называются катионы.

  6. Положительно заряженный электрод – это катод.

  7. Положительно заряженный электрод – это анод.

  8. Вещество при расплавлении диссоциирует на ионы.

  9. Соляная кислота – сильный электролит.

  10. Раствор сахара – сильный электролит.



Учащиеся заполняют таблицу, осуществляют взаимопроверку, озвучивают правильные ответы.

    1. «Перепутанные цепочки»

K+ , OH- , Na+ , Al3+ , NH4+ , SO42- , NO3- , Cu2+ , SO42- ,Al3+ , Cl- ,Cu2+ , РО43- , Zn2+ , SiO32- , Ag+ , CO32- .

А) Выписать отдельно катионы по возрастанию их заряда.

Б) Выписать отдельно анионы по возрастанию их заряда.

У доски работают два ученика, остальные учащиеся – в тетрадях, затем проводится проверка правильности выполнения задания.

3.Стадия осмысления

3.1 «Аукцион знаний»

Первый лот: принимаются все известные учащимся сведения о кислотах. Затем учитель записывает как диссоциируют кислоты в водных растворах, на примере многоосновных кислот рассматривает ступенчатую диссоциацию таких кислот:

HCl = H+ + Cl- ;

HNO3 = H+ + NO3 -;

1-я ступень: H2SO4 = H+ + HSO4-

2-я ступень: HSO4- = H+ + SO42-

Суммарное уравнение диссоциации: H2SO4 = 2H+ + SO42-

3.2. «Диаграмма Венна»

Учащиеся заполняют таблицу, сравнивая диссоциацию рассмотренных кислот.

Общие черты диссоциации

HCl, HNO3 , H2SO4

Отличительные особенности диссоциации
HCl

Отличительные особенности диссоциации
HNO3

Отличительные особенности диссоциации
H2SO4

По результатам заполнения учащиеся формулируют и записывают определение кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации:

КИСЛОТЫ – это электролиты, которые диссоциируют на катионы___________ (общее) и анионы _____________(индивидуальное).

Второй лот: принимаются все известные учащимся сведения об основаниях .Затем учитель записывает как диссоциируют щёлочи в водных растворах, на примере многокислотных щелочей рассматривает ступенчатую диссоциацию таких оснований:

KOH = K+ + OH- ;

NaOH = Na+ + OH- ;

1-я ступень: Ba(OH)2 = Ba OH + + OH- ;

2-я ступень: Ba OH += Ba2+ +OH-

Суммарное уравнение диссоциации: Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OH- ;

Fe(OH)2 = не диссоциирует, т.к. является нерастворимым в воде основанием



Общие черты диссоциации

KOH ,NaOH, Ba(OH)2


Отличительные особенности диссоциации
NaOH

Отличительные особенности диссоциаци KOH

Отличительные особенности диссоциаци Ba(OH)2



По результатам заполнения учащиеся формулируют и записывают определение щелочей с точки зрения теории электролитической диссоциации:

ЩЁЛОЧИ – это электролиты, которые диссоциируют на катионы _____________(индивидуальное) и анионы ___________(общее).



Третий лот: принимаются все известные учащимся сведения о солях. Затем учитель записывает как диссоциируют соли в водных растворах, на примере средних, кислых и основных солей:

Na2 SO4 = 2Na+ + SO42- ;

AgNO3 = Ag+ + NO3- ;



Al2(SO4)3 = 2Al3+ + 3SO42 - ;

NH4Cl = NH4+ + Cl- ;

1-я ступень: NaНSO4 = Na++ НSO4-

2-я ступень: НSO4 -= Н + + SO42-

Суммарное уравнение: NaНSO4= Na++ Н + + SO42-

1-я ступень: BaОНСl = BaОН+ + Сl-;

2-я ступень: Ba OH += Ba2+ +OH-

Суммарное уравнение: BaОНСl= Ba2+ +OH- + Сl-

BaSO4 = не диссоциирует, т.к. является нерастворимой в воде солью.

Общие черты диссоциации

Na2 SO4 AgNO3 Al2(SO4)3

Отличительные особенности диссоциации
Na2 SO4

Отличительные особенности диссоциаци AgNO3

Отличительные особенности диссоциаци Al2(SO4)3

По результатам заполнения учащиеся формулируют и записывают определение солей с точки зрения теории электролитической диссоциации:

CОЛИ-это электролиты, которые диссоциируют на катионы _______________ или аммония NH4+ и анионы___________.

4. Стадия рефлексии

4.1. «Жокеи и лошади»

Класс делится на две группы:

1-я группа получает карточки с формулами веществ.

2-я группа получает карточки с указанием ионов. Первая группа – сидит на местах. По классу передвигаются учащиеся второй группы и находят вещества, которые диссоциируют на ионы, указанные на карточках.

Учитель проверяет работу учащихся, исправляет ошибки, проводит коррекцию знаний.

4.2. «Заполни таблицу»

Каждый ученик выбирает карточку с таблицей и заполняет её. Например: составить уравнения диссоциации следующих веществ, если это возможно.

Формула

Уравнение диссоциации

HBr


NH4OH


Ba(NO3)2


CaCO3


MgSO4


5. Подведение итогов. Выставление оценок.

6. Д/З с комментариями учителя.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей (урок химии в 9 классе)

Автор: Мареева Елена Васильевна

Дата: 12.03.2017

Номер свидетельства: 399632

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. "
    ["seo_title"] => string(62) "eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia-kislot-osnovanii-i-soliei"
    ["file_id"] => string(6) "194745"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427808833"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов. "
    ["seo_title"] => string(93) "eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia-sil-nyie-i-slabyie-eliektrolity-srieda-vodnykh-rastvorov"
    ["file_id"] => string(6) "197307"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428232626"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "конспект урока химии9 класс: " Качественные реакции на катионы и анионы" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-khimii9-klass-kachiestviennyie-rieaktsii-na-kationy-i-aniony"
    ["file_id"] => string(6) "117939"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961426"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Презентация к уроку по химии "Электролитическая диссоциация" "
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsiia-k-uroku-po-khimii-eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "216321"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432928835"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по химии"Электролитическая диссоциация" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-khimii-eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "216316"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432927912"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства