3. Развивать основы научно мировоззрения, показать познаваемость различных процессов в природе; воспитывать работоспособность, внимание, критическое мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с особенностями диссоциации кислот,
оснований, солей
Образовательная: закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся о солях, основаниях и кислотах, формировать умения записывать химические формулы и ионные уравнения диссоциации.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, формировать у учащихся навыки совместной работы.
Развивающая: развивать у учащихся внимание, способность к логическому и чёткому мышлению, умение пользоваться химической терминологией.
ЗАДАЧИ:
1. Рассмотреть на какие ионы распадаются основания, кислоты и соли; выделить общие закономерности в диссоциации этих классов соединений;
3. Развивать основы научно мировоззрения, показать познаваемость различных процессов в природе; воспитывать работоспособность, внимание, критическое мышление;
ТИП УРОКА: усвоение новых знаний, умений и навыков.
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку. Учитель сообщает, что сегодня урок усвоения новых знаний, что тема урока «Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей». Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цель урока, выслушивает мнения учащихся и подводит итог формулировкой целей и задач урока.
Стадия вызова. Актуализация опорных знаний происходит путём выполнения следующих форм работы:
2.1.«Верно — неверно»
Вопрос
Верно
Неверно
Электролитическая диссоциация – это процесс растворения веществ в воде.
Электролиты – это вещества, растворы которых проводят электрический ток.
А) Выписать отдельно катионы по возрастанию их заряда.
Б) Выписать отдельно анионы по возрастанию их заряда.
У доски работают два ученика, остальные учащиеся – в тетрадях, затем проводится проверка правильности выполнения задания.
3.Стадия осмысления
3.1 «Аукцион знаний»
Первый лот: принимаются все известные учащимся сведения о кислотах. Затем учитель записывает как диссоциируют кислоты в водных растворах, на примере многоосновных кислот рассматривает ступенчатую диссоциацию таких кислот:
По результатам заполнения учащиеся формулируют и записывают определение кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации:
КИСЛОТЫ – это электролиты, которые диссоциируют на катионы___________ (общее) и анионы _____________(индивидуальное).
Второй лот: принимаются все известные учащимся сведения об основаниях .Затем учитель записывает как диссоциируют щёлочи в водных растворах, на примере многокислотных щелочей рассматривает ступенчатую диссоциацию таких оснований:
Fe(OH)2 = не диссоциирует, т.к. является нерастворимым в воде основанием
Общие черты диссоциации
KOH ,NaOH, Ba(OH)2
Отличительные особенности диссоциации NaOH
Отличительные особенности диссоциаци KOH
Отличительные особенности диссоциаци Ba(OH)2
По результатам заполнения учащиеся формулируют и записывают определение щелочей с точки зрения теории электролитической диссоциации:
ЩЁЛОЧИ – это электролиты, которые диссоциируют на катионы _____________(индивидуальное) и анионы ___________(общее).
Третий лот: принимаются все известные учащимся сведения о солях. Затем учитель записывает как диссоциируют соли в водных растворах, на примере средних, кислых и основных солей:
Na2 SO4= 2Na+ + SO42- ;
AgNO3 = Ag+ + NO3- ;
Al2(SO4)3 = 2Al3+ + 3SO42 - ;
NH4Cl = NH4+ + Cl- ;
1-я ступень: NaНSO4 = Na++ НSO4-
2-я ступень: НSO4 -= Н + + SO42-
Суммарное уравнение: NaНSO4= Na++ Н + + SO42-
1-я ступень: BaОНСl = BaОН+ + Сl-;
2-я ступень: Ba OH += Ba2+ +OH-
Суммарное уравнение: BaОНСl= Ba2+ +OH- + Сl-
BaSO4 = не диссоциирует, т.к. является нерастворимой в воде солью.
Общие черты диссоциации
Na2 SO4 AgNO3 Al2(SO4)3
Отличительные особенности диссоциации Na2 SO4
Отличительные особенности диссоциаци AgNO3
Отличительные особенности диссоциаци Al2(SO4)3
По результатам заполнения учащиеся формулируют и записывают определение солей с точки зрения теории электролитической диссоциации:
CОЛИ-это электролиты, которые диссоциируют на катионы _______________ или аммония NH4+ и анионы___________.
4. Стадия рефлексии
4.1. «Жокеи и лошади»
Класс делится на две группы:
1-я группа получает карточки с формулами веществ.
2-я группа получает карточки с указанием ионов. Первая группа – сидит на местах. По классу передвигаются учащиеся второй группы и находят вещества, которые диссоциируют на ионы, указанные на карточках.
Учитель проверяет работу учащихся, исправляет ошибки, проводит коррекцию знаний.
4.2. «Заполни таблицу»
Каждый ученик выбирает карточку с таблицей и заполняет её. Например: составить уравнения диссоциации следующих веществ, если это возможно.