конспект урока химии9 класс: " Качественные реакции на катионы и анионы"
Конспект урока химии9 класс: " Качественные реакции на катионы и анионы"
Тема урока: «Качественные реакции на катионы и анионы»
Цель работы: проведение качественных реакций на ионы.
Задачи работы:
Научиться распознавать наличие определенных ионов в растворе;
На основе теории электролитической диссоциации научиться составлять краткие ионные уравнения для качественных реакций на ионы;
Научиться составлять молекулярные уравнения для качественных реакций на основе ионных уравнений и проводить их;
Отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Научиться составлять молекулярные уравнения для качественных реакций на основе ионных уравнений и проводить их;
Отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Оборудование и реактивы: таблицы: "Растворимость кислот, оснований и солей в воде" и "Определение анионов и катионов», "Изменение окраски кислотно-основных индикаторов в зависимости от среды раствора (pН) ", реактивы .
Опорные знания: Основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока химии9 класс: " Качественные реакции на катионы и анионы" »
Тема урока: «Качественные реакции на катионы и анионы» Цель работы: проведение качественных реакций на ионы.
Задачи работы:
Научиться распознавать наличие определенных ионов в растворе;
На основе теории электролитической диссоциации научиться составлять краткие ионные уравнения для качественных реакций на ионы;
Научиться составлять молекулярные уравнения для качественных реакций на основе ионных уравнений и проводить их;
Отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Научиться составлять молекулярные уравнения для качественных реакций на основе ионных уравнений и проводить их;
Отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Оборудование и реактивы: таблицы: "Растворимость кислот, оснований и солей в воде" и "Определение анионов и катионов», "Изменение окраски кислотно-основных индикаторов в зависимости от среды раствора (pН) ", реактивы .
Опорные знания: Основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей.
Ход урока:
Этапы
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Орг.момент
2 мин
Я желаю себе на сегодняшнем уроке выполнить все, что подготовила и запланировала. А что вы пожелаете себе?
Высказывает пожелание себе. Психологический настрой на работу.
2. Актуализация опорных знаний
8 мин
Давайте проведем «морское путешествие» для закрепления полученных знаний прошлого урока.
I. Бухта «Всезнайка» Ответьте на вопросы теста.
1. Определите, в каком случае реакция протекает до конца:
а) MgSO4 + Ba(NO3)2 →
б) MgCl2 + Ba(NO3)2 →
в) BaCl2 + Mg(NO3)2 →
г) BaSO4 + Mg(NO3)2 →
2. Определите в каком случае реакция обратима:
а) AgNO3 + NaCl →
б) MgCl2 + Na2SO4 →
в) K2CO3 + HCl →
г) H3PO4 + KOH →
3. Реакция ионного обмена идет до конца в результате выделения газа при взаимодействии:
Работа в тетради, взаимопроверка и оценка по ключу.
Ответы: 1) а; 2) г; 3) б; 4) б; 5) в.
Фронтальная проверка
3.Изучение нового материала.
10 мин
Проблемный вопрос:
Представьте себе, что вы лаборант и вам завтра необходимо проводить эксперимент, а вы обнаружили , что не на всех бутылочках с реактивами есть этикетки, ваши действия?
Качественные реакции — это легко выполнимые, характерные химические реакции, при которых наблюдается появление или исчезновение окрашивания, выделение или растворение осадка, образование газа и др.. Качественный анализ в водных растворах основан на ионных реакциях и позволяет обнаружить катионы или анионы.
Тема урока: « Качественные реакции на катионы и анионы»
Объяснение учителя.
1. гидроксида натрия NaOH↔Na++ OH-
Na+пламя_________________________
OH- цвет индикаторной бумаги _____________
OH- цвет индикаторной бумаги _____________
2. серной кислоты H2SO4↔2H++ SO42-
H+ цвет индикаторной бумаги __________________________
SO42-+ Ba2+→ BaSO4↓ _____
Н2SO4+ BaCl2→…
Обсуждение
Запись в тетради.
Запись в тетради, работа с таблицами .
Обсуждение , выход на цель урока.
15 мин
Алгоритм проведения опыта по определению веществ:
1. Определить самый простой, доступный и быстрый способ решения данной экспериментальной задачи.
2. Составить план эксперимента по определению соли в растворе .
3.Провести эксперимент и записать наблюдаемые явления в таблицу «Оформление отчета».
4. Подтвердить решение экспериментальной задачи при помощи уравнений химических реакций каждой соли в ионном виде.
Парная работа.
Работа с таблицами, проведение экспериментов, защита.
Оформление отчета
4.Вывод по теме урока:
2 мин
Указать, на чем основано использование качественных реакций ионов для определения и распознавания их.
Учащиеся самостоятельно формулирует вывод урока.
4 мин
Заполнить оценочный лист по критериям, разработанным учителем.
Ученики заполняют оценочный лист.
5.Рефлексия
2 мин
Вывод общей оценки за урок: 80-100%-«5»
60-79% - «4»
45-59% «3» Учащимся предлагаются разноцветные яблоки - стикеры: расположите на дереве знаний яблоки в соответствии со своими оценками: «5» зеленые, «4» желтые и «3» красные.
Выбирают яблоки зависимости от оценок, развешивают на дереве
6. Инф. О дом задании
2 мин
Творческое задание:
Составьте план по распознаванию веществ хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия. Подтвердите реакциями ионного обмена.
Запись в тетрадь или в дневник.
Таблица 1. "Изменение окраски кислотно-основных индикаторов в зависимости от среды раствора (pН) ".
индикаторы
среда
кислая
щелочная
нейтральная
Синий лакмус
Красный
Синий
Фиолетовый
Фенолфталеин
Бесцветный
Малиновый
Бесцветный
Метиловый
оранжевый
Красный
Желтый
Оранжевый
Алгоритм проведения опыта по определению веществ:
1. Определить самый простой, доступный и быстрый способ решения данной экспериментальной задачи.
2. Составить план эксперимента по определению соли в растворе .
3.Провести эксперимент и записать наблюдаемые явления в таблицу «Оформление отчета».
4. Подтвердить решение экспериментальной задачи при помощи уравнений химических реакций каждой соли в ионном виде.
1 пара
2 пара
3 пара
4 пара
5 пара
Na2CO3
K2SO4
BaCl2
NaI
AlBr3
Форма отчета.
Дано (формула вещества)
Распознавание катиона (реактив или окраска пламени)
Распознавание аниона (реактив)
Уравнение реакции. Условия протекания реакций
Вывод
«Морское путешествие»
(для закрепления полученных знаний прошлого урока.)
I. Бухта «Всезнайка» Ответьте на вопросы теста.
1. Определите, в каком случае реакция протекает до конца:
а) MgSO4 + Ba(NO3)2 →
б) MgCl2 + Ba(NO3)2 →
в) BaCl2 + Mg(NO3)2 →
г) BaSO4 + Mg(NO3)2 →
2. Определите в каком случае реакция обратима:
а) AgNO3 + NaCl →
б) MgCl2 + Na2SO4 →
в) K2CO3 + HCl →
г) H3PO4 + KOH →
3. Реакция ионного обмена идет до конца в результате выделения газа при взаимодействии: