Цель к уроку №1: познакомиться с наукой химия, показать учащимся роль химии в жизни, её практическую значимость.
Задачи к уроку №1 :
а) Обучающая: ознакомить учащихся с правилами поведения в хим. лаборатории, химическими веществами, химическими реакциями, ролью химии в жизни человека;
б) Развивающая: продолжать развивать знания учащихся через практическую значимость химических реакций;
в) Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, учителям.
Ход урока:
I. Организационный момент: 1) Знакомство (представление учителя); 2) Приветствие; 3) Постановка цели урока.
II. Просмотр развивающего мультфильма "Занимательная химия" (для урока №1) (15 мин);
III. Проведение химических опытов:
Учитель: Ребята, мы посмотрели с Вами мультфильм. Скажите, пожалуйста, что нового для себя Вы узнали? (ответы учащихся). Молодцы, ребята! А теперь мы с Вами лично ознакомимся с проведением некоторых химических реакций, но, для начала Вы должны знать, что оказавшись в химической лаборатории Вы не должны без разрешения трогать руками лабораторное оборудование. Нельзя открывать склянки с реактивами, пробовать их на вкус. Все действия в химической лаборатории должны осуществляться только с разрешения учителя или лаборанта.
Ознакомившись с Т.Б., преступим к выполнению хим. экспериментов. Сейчас Вы узнаете, что осадки образуются не только в облаках, но и в пробирке.
Опыт 1.
Сульфат меди + щёлочь + аммиак
Суть опыта:
Эффектный опыт можно проделать с раствором аммиака (нашатырным спиртом). Аммиак образует с ионами меди окрашенное соединение. Возьмите бронзовую или медную монету с тёмным налётом и залейте её нашатырным спиртом. Сразу или через несколько минут раствор окрасится в синий цвет. Это под действием кислорода воздуха медь образовала комплексное соединение — аммиакат:
2Cu+8NH3+3Н2О+О2=2[Cu(NH3)4(H2O)2](OH)
Этапы эксперимента:
- Готовим раствор сульфата меди и добавляем щёлочь
- Демонстрируем образование осадка
- Добавляем аммиак
- Демонстрируем продукты реакции
Что использовалось:
- раствор сульфата меди
- раствор щёлочи
- раствор аммиака
Учитель: А сейчас Вы увидите, на какие хитрости идут режиссёры фильмов, чтобы испугать зрителя! Для этого нужно знать химию!
Опыт 2. Руки в крови от хлорного железа
Опыт иллюстрирует химическую реакцию с изменением цвета в результате взаимодействия железа хлорного, роданида аммония и воды.
Суть опыта:
Соединяясь, раствор роданида аммония и раствор хлорида железа реагируют с появление вещества красного цвета, которое вполне может сойти за кровь.
Этапы эксперимента:
- Выливаем оба раствора в разные чашки Петри.
- Опускаем одну руку в один раствор, вторую в другой.
- Потираем ладони друг о друга. Демонстрируем «кровавые» ладони.
Что использовалось:
- раствор роданида аммония
- раствор хлорида железа
- две чашки Петри
Описание:
Фильм ужасов какой-то. А ведь на самом деле таким способом пользуются создатели боевиков и триллеров для имитации крови. И всего-то требуется растворы хлорида или нитрата железа (III) и роданида аммония или калия. В растворах эти вещества диссоциируют, то есть при добавлении воды распадаются на ионы.
Смешав два раствора, наблюдаем образование роданида железа, который дает ярко-красный цвет. Это, если упрощенно. Эту реакцию используют для качественного определения трехвалентного железа в различных растворах. Окрасился в красный цвет – присутствует. Чем ярче, тем больше, соответственно. В ходе реакции образуется еще одно вещество – хлорид аммония. И, если его нагреть, оно легко разлагается с выделением NH3.
А это, как известно, аммиак – газ с резким характерным запахом нашатырного спирта.
Так что особо впечатлительным личностям, падающим в обморок при виде крови, можно не переживать. Увидел кровь – упал. Понюхал – пришел в чувства. Главное, не увлекаться и не продолжать в той же последовательности по кругу. Отыграются же потом. Мало ли какие у кого фобии.
Учитель: Теперь мы с Вами попробуем сами, как и режиссёры, создать свою сказку..со змеями....
Опыт 3.Змея из глюконата кальция
При термическом разложении таблеток глюконата кальция образуется, так называемая, "фараонова змея".
Суть опыта:
При термическом разложении таблеток глюконата кальция образуется, так называемая, "фараонова змея". Светло-серый оттенок у "змеи" получается в результате реакции оксида кальция.
Этапы эксперимента:
- Поджигаем сухое горючее.
- Кладем несколько таблеток глюконата кальция на горящее сухое горючее.
Что использовалось:
- таблетки глюконата кальция
- сухое горючее
- спички
Здесь же присыпаем к огню порошок магния ,затем железа. Смотрим за изменениями пламени и искорками.
Учитель: Наверное, все Вы слышали известное выражение"Нет дыма без огня!", (ответы детей) химия это опровергает.
Опыт 4. Опыт иллюстрирует, как взаимодействуют между собой пары аммиака и серной кислоты.
Суть опыта: При соединении паров серной кислоты и паров аммиака образуется новое вещество, которое мы можем наблюдать в виде белого дыма.
Этапы эксперимента:
- Наливаем в пробирки серную кислоту и аммиак.
- Устанавливаем их рядом.
- Наблюдаем белый дым над пробирками.
- Смачиваем одну ватную палочку в серной кислоте, вторую в аммиаке.
- Подносим палочки друг к другу, не касаясь.
- Наблюдаем белый дым между палочками.
Что использовалось:
- пробирки
- аммиак
- серная кислота
- ватные палочки
Учитель: если мы с вами начали разговор об огне и дыме, то давайте вспомним, что наша Земля имеет в своих недрах огненную жидкость, которая иногда выплёскивается наружу через горы, которые носят название? ...... (вулкан).Не только в природе встречаются вулканы, химики тоже могут их создать.
Опыт 5. Вулкан из бихромата аммония - химические опыты
Описание: При поджигании наблюдаем красивую реакцию разложения бихромата аммония, напоминающую извержение вулкана.
Суть опыта:
Наблюдаем красивую реакцию разложения бихромата аммония, напоминающую извержение вулкана.
Этапы эксперимента:
- Насыпаем небольшую горку кристаллов бихромата аммония на металлический лист.
- Поджигаем лучину, затем зажигаем ей бихромат аммония.
Что использовалось:
- бихромат аммония
- лучина
- спички
РЕФЛЕКСИЯ:
Составить кластер- химия.
Список использованной литературы:
1) http://simplescience.ru/video/about:chemistry/?page=6
2) Обучающий мультфильм Роберта Саакаянца, 2008 г., Россия, youtube.com/TeremokTV