kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что изучает химия?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель к уроку №1: познакомиться с наукой химия, показать учащимся роль химии в жизни, её практическую значимость.

Задачи к уроку №1 :

а) Обучающая: ознакомить учащихся с правилами поведения в хим. лаборатории, химическими веществами, химическими реакциями, ролью химии  в жизни человека;

б) Развивающая: продолжать развивать знания учащихся через практическую значимость химических реакций;

в) Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, учителям.

Ход урока:

I. Организационный момент: 1) Знакомство (представление учителя); 2) Приветствие; 3) Постановка цели урока.

II. Просмотр развивающего мультфильма "Занимательная химия" (для урока №1)  (15 мин);

III. Проведение химических опытов:

Учитель: Ребята, мы посмотрели с Вами мультфильм. Скажите, пожалуйста, что нового для себя Вы узнали? (ответы учащихся). Молодцы, ребята! А теперь мы с Вами лично ознакомимся с проведением некоторых химических реакций, но, для начала Вы должны знать, что оказавшись в химической лаборатории Вы не должны без разрешения трогать руками лабораторное оборудование.  Нельзя открывать склянки с реактивами, пробовать их на вкус. Все действия в химической лаборатории должны осуществляться только с разрешения учителя или лаборанта.

Ознакомившись с Т.Б., преступим к выполнению хим. экспериментов. Сейчас Вы узнаете, что осадки образуются не только в облаках, но и в пробирке.

Опыт 1.

Сульфат меди + щёлочь + аммиак

Суть опыта:

Эффектный опыт можно проделать с раствором аммиака (нашатырным спиртом). Аммиак образует с ионами меди окрашенное соединение. Возьмите бронзовую или медную монету с тёмным налётом и залейте её нашатырным спиртом. Сразу или через несколько минут раствор окрасится в синий цвет. Это под действием кислорода воздуха медь образовала комплексное соединение — аммиакат:
2Cu+8NH3+3Н2О+О2=2[Cu(NH3)4(H2O)2](OH)

Этапы эксперимента:

  • Готовим раствор сульфата меди и добавляем щёлочь
  • Демонстрируем образование осадка
  • Добавляем аммиак
  • Демонстрируем продукты реакции

  Что использовалось:

  • раствор сульфата меди
  • раствор щёлочи
  • раствор аммиака

Учитель: А сейчас Вы увидите, на какие хитрости идут режиссёры фильмов, чтобы испугать зрителя! Для этого нужно знать химию!

Опыт 2. Руки в крови от хлорного железа

Опыт иллюстрирует химическую реакцию с изменением цвета в результате взаимодействия железа хлорного, роданида аммония и воды.

Суть опыта:

Соединяясь, раствор роданида аммония и раствор хлорида железа реагируют с появление вещества красного цвета, которое вполне может сойти за кровь.

Этапы эксперимента:

  • Выливаем оба раствора в разные чашки Петри.
  • Опускаем одну руку в один раствор, вторую в другой.
  • Потираем ладони друг о друга. Демонстрируем «кровавые» ладони.

  Что использовалось:

  • раствор роданида аммония
  • раствор хлорида железа
  • две чашки Петри

  Описание:

Фильм ужасов какой-то. А ведь на самом деле таким способом пользуются создатели боевиков и триллеров для имитации крови. И всего-то требуется растворы хлорида или нитрата железа (III) и роданида аммония или калия.  В растворах эти вещества диссоциируют, то есть при добавлении воды распадаются на ионы. 

Смешав два раствора, наблюдаем образование роданида железа, который дает ярко-красный цвет. Это, если упрощенно. Эту реакцию используют для качественного определения трехвалентного железа в различных растворах. Окрасился в красный цвет – присутствует. Чем ярче, тем больше, соответственно. В ходе реакции образуется еще одно вещество – хлорид аммония. И, если его нагреть, оно легко разлагается с выделением NH3.

А это, как известно, аммиак – газ с резким характерным запахом нашатырного спирта.

Так что особо впечатлительным личностям, падающим в обморок при виде крови,  можно не переживать. Увидел кровь – упал. Понюхал – пришел в чувства. Главное, не увлекаться и не продолжать в той же последовательности по кругу. Отыграются же потом. Мало ли какие у кого фобии.

Учитель: Теперь мы с Вами попробуем сами, как и режиссёры, создать свою сказку..со змеями....

Опыт 3.Змея из глюконата кальция

При термическом разложении таблеток глюконата кальция образуется, так называемая, "фараонова змея".

Суть опыта:

При термическом разложении таблеток глюконата кальция образуется, так называемая, "фараонова змея". Светло-серый оттенок у "змеи" получается в результате реакции оксида кальция.
Этапы эксперимента:

  • Поджигаем сухое горючее.
  • Кладем несколько таблеток глюконата кальция на горящее сухое горючее.

  Что использовалось:

  • таблетки глюконата кальция
  • сухое горючее
  • спички

Здесь же присыпаем к огню порошок магния ,затем железа. Смотрим за изменениями пламени и искорками.

Учитель: Наверное, все Вы слышали известное выражение"Нет дыма без огня!", (ответы детей) химия это опровергает.

Опыт 4. Опыт иллюстрирует, как взаимодействуют между собой пары аммиака и серной кислоты.

Суть опыта: При соединении паров серной кислоты и паров аммиака образуется новое вещество, которое мы можем наблюдать в виде белого дыма.

Этапы эксперимента:

  • Наливаем в пробирки серную кислоту и аммиак.
  • Устанавливаем их рядом.
  • Наблюдаем белый дым над пробирками.
  • Смачиваем одну ватную палочку в серной кислоте, вторую в аммиаке.
  • Подносим палочки друг к другу, не касаясь.
  • Наблюдаем белый дым между палочками.

  Что использовалось:

  • пробирки
  • аммиак
  • серная кислота
  • ватные палочки

Учитель: если мы с вами начали разговор об огне и дыме, то давайте вспомним, что наша Земля имеет в своих недрах огненную жидкость, которая иногда выплёскивается наружу через горы, которые носят название? ...... (вулкан).Не только в природе встречаются вулканы, химики тоже могут их создать.

Опыт 5. Вулкан из бихромата аммония - химические опыты

Описание: При поджигании наблюдаем красивую реакцию разложения бихромата аммония, напоминающую извержение вулкана.

Суть опыта:

Наблюдаем красивую реакцию разложения бихромата аммония, напоминающую извержение вулкана.
Этапы эксперимента:

  • Насыпаем небольшую горку кристаллов бихромата аммония на металлический лист.
  • Поджигаем лучину, затем зажигаем ей бихромат аммония.

Что использовалось:

  • бихромат аммония
  • лучина
  • спички

РЕФЛЕКСИЯ:

Составить кластер-  химия.

Список использованной литературы:

1) http://simplescience.ru/video/about:chemistry/?page=6

2) Обучающий мультфильм Роберта Саакаянца, 2008 г., Россия, youtube.com/TeremokTV

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что изучает химия? »

Тема №1 для учащихся начальных классов: "Что изучает химия?"



Дата: 21/11/13г.

Цель к уроку №1: познакомиться с наукой химия, показать учащимся роль химии в жизни, её практическую значимость.

Задачи к уроку №1 :

а) Обучающая: ознакомить учащихся с правилами поведения в хим. лаборатории, химическими веществами, химическими реакциями, ролью химии в жизни человека;

б) Развивающая: продолжать развивать знания учащихся через практическую значимость химических реакций;

в) Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, учителям.

Ход урока:

I. Организационный момент: 1) Знакомство (представление учителя); 2) Приветствие; 3) Постановка цели урока.

II. Просмотр развивающего мультфильма "Занимательная химия" (для урока №1) (15 мин);

III. Проведение химических опытов:

Учитель: Ребята, мы посмотрели с Вами мультфильм. Скажите, пожалуйста, что нового для себя Вы узнали? (ответы учащихся). Молодцы, ребята! А теперь мы с Вами лично ознакомимся с проведением некоторых химических реакций, но, для начала Вы должны знать, что оказавшись в химической лаборатории Вы не должны без разрешения трогать руками лабораторное оборудование. Нельзя открывать склянки с реактивами, пробовать их на вкус. Все действия в химической лаборатории должны осуществляться только с разрешения учителя или лаборанта.

Ознакомившись с Т.Б., преступим к выполнению хим. экспериментов. Сейчас Вы узнаете, что осадки образуются не только в облаках, но и в пробирке.

Опыт 1. Сульфат меди + щёлочь + аммиак Суть опыта: Эффектный опыт можно проделать с раствором аммиака (нашатырным спиртом). Аммиак образует с ионами меди окрашенное соединение. Возьмите бронзовую или медную монету с тёмным налётом и залейте её нашатырным спиртом. Сразу или через несколько минут раствор окрасится в синий цвет. Это под действием кислорода воздуха медь образовала комплексное соединение — аммиакат:
2Cu+8NH3+3Н2О+О2=2[Cu(NH3)4(H2O)2](OH)

Этапы эксперимента:

  • Готовим раствор сульфата меди и добавляем щёлочь

  • Демонстрируем образование осадка

  • Добавляем аммиак

  • Демонстрируем продукты реакции

  Что использовалось:

  • раствор сульфата меди

  • раствор щёлочи

  • раствор аммиака

Учитель: А сейчас Вы увидите, на какие хитрости идут режиссёры фильмов, чтобы испугать зрителя! Для этого нужно знать химию! Опыт 2. Руки в крови от хлорного железа

Опыт иллюстрирует химическую реакцию с изменением цвета в результате взаимодействия железа хлорного, роданида аммония и воды.

Суть опыта:

Соединяясь, раствор роданида аммония и раствор хлорида железа реагируют с появление вещества красного цвета, которое вполне может сойти за кровь.

Этапы эксперимента:

  • Выливаем оба раствора в разные чашки Петри.

  • Опускаем одну руку в один раствор, вторую в другой.

  • Потираем ладони друг о друга. Демонстрируем «кровавые» ладони.

  Что использовалось:

  • раствор роданида аммония

  • раствор хлорида железа

  • две чашки Петри

  Описание:

Фильм ужасов какой-то. А ведь на самом деле таким способом пользуются создатели боевиков и триллеров для имитации крови. И всего-то требуется растворы хлорида или нитрата железа (III) и роданида аммония или калия. В растворах эти вещества диссоциируют, то есть при добавлении воды распадаются на ионы. 

Смешав два раствора, наблюдаем образование роданида железа, который дает ярко-красный цвет. Это, если упрощенно. Эту реакцию используют для качественного определения трехвалентного железа в различных растворах. Окрасился в красный цвет – присутствует. Чем ярче, тем больше, соответственно. В ходе реакции образуется еще одно вещество – хлорид аммония. И, если его нагреть, оно легко разлагается с выделением NH3.

А это, как известно, аммиак – газ с резким характерным запахом нашатырного спирта.

Так что особо впечатлительным личностям, падающим в обморок при виде крови,  можно не переживать. Увидел кровь – упал. Понюхал – пришел в чувства. Главное, не увлекаться и не продолжать в той же последовательности по кругу. Отыграются же потом. Мало ли какие у кого фобии.

Учитель: Теперь мы с Вами попробуем сами, как и режиссёры, создать свою сказку..со змеями.... Опыт 3.Змея из глюконата кальция

При термическом разложении таблеток глюконата кальция образуется, так называемая, "фараонова змея".

Суть опыта:

При термическом разложении таблеток глюконата кальция образуется, так называемая, "фараонова змея". Светло-серый оттенок у "змеи" получается в результате реакции оксида кальция.
Этапы эксперимента:

  • Поджигаем сухое горючее.

  • Кладем несколько таблеток глюконата кальция на горящее сухое горючее.

  Что использовалось:

  • таблетки глюконата кальция

  • сухое горючее

  • спички

Здесь же присыпаем к огню порошок магния ,затем железа. Смотрим за изменениями пламени и искорками.

Учитель: Наверное, все Вы слышали известное выражение"Нет дыма без огня!", (ответы детей) химия это опровергает.

Опыт 4. Опыт иллюстрирует, как взаимодействуют между собой пары аммиака и серной кислоты.

Суть опыта: При соединении паров серной кислоты и паров аммиака образуется новое вещество, которое мы можем наблюдать в виде белого дыма.


Этапы эксперимента:

  • Наливаем в пробирки серную кислоту и аммиак.

  • Устанавливаем их рядом.

  • Наблюдаем белый дым над пробирками.

  • Смачиваем одну ватную палочку в серной кислоте, вторую в аммиаке.

  • Подносим палочки друг к другу, не касаясь.

  • Наблюдаем белый дым между палочками.

  Что использовалось:



  • пробирки

  • аммиак

  • серная кислота

  • ватные палочки

Учитель: если мы с вами начали разговор об огне и дыме, то давайте вспомним, что наша Земля имеет в своих недрах огненную жидкость, которая иногда выплёскивается наружу через горы, которые носят название? ...... (вулкан).Не только в природе встречаются вулканы, химики тоже могут их создать.

Опыт 5. Вулкан из бихромата аммония - химические опыты

Описание: При поджигании наблюдаем красивую реакцию разложения бихромата аммония, напоминающую извержение вулкана.

Суть опыта:

Наблюдаем красивую реакцию разложения бихромата аммония, напоминающую извержение вулкана.
Этапы эксперимента:

  • Насыпаем небольшую горку кристаллов бихромата аммония на металлический лист.

  • Поджигаем лучину, затем зажигаем ей бихромат аммония.

 

Что использовалось:

  • бихромат аммония

  • лучина

  • спички

РЕФЛЕКСИЯ:

Составить кластер- химия.

Список использованной литературы:

1) http://simplescience.ru/video/about:chemistry/?page=6

2) Обучающий мультфильм Роберта Саакаянца, 2008 г., Россия, youtube.com/TeremokTV








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Что изучает химия?

Автор: Ольга Станиславовна Смирнова

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101501

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Растворы. Химия.8 класс."
    ["seo_title"] => string(24) "rastvory-khimiia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "305781"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457980296"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Комбинированный урок по химии. Тема "ВЕЗДЕСУЩИЙ КИСЛОРОД""
    ["seo_title"] => string(55) "kombinirovannyiurokpokhimiitiemaviezdiesushchiikislorod"
    ["file_id"] => string(6) "331330"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464606633"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеклассное мероприятие в 5 классе "Что изучает химия? Вещества"."
    ["seo_title"] => string(77) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_v_5_klassie_chto_izuchaiet_khimiia_vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "435603"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1509427730"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Внеклассное мероприятие "Буду химию учить". "
    ["seo_title"] => string(47) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-budu-khimiiu-uchit"
    ["file_id"] => string(6) "219390"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434133826"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Методическая разработка урока "Путешествие в страну химию""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaputieshiestviievstranukhimiiu"
    ["file_id"] => string(6) "321070"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461220880"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства