Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие в 5 классе "Что изучает химия? Вещества".»
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ ХИМИИ
Главными целями общего образования являются формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности, приобретение опыта разнообразной деятельности, подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной деятельности.
Большой вклад в достижении главных целей общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира, развитие личности обучающихся, их интеллектуальное нравственное совершенствование, формирование целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности. Изучение предмета способствует формированию у учащихся отношению к химии как к возможной области будущей практической деятельности, а также формированию умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Большую помощь учителю химии в достижении указанных целей способствует внеклассная работа по предмету.
Методические рекомендации к проведению внеклассных занятий
Знакомство с занимательными химическими опытами во многом способствует формированию у учащихся интереса к химии и может оказать определенное влияние на последующий выбор ими своей профессии.
При разработке программы занятий важно учитывать возраст участников и их количество. Оптимальное количество учащихся в группе не должно составлять более 15 учащихся. Это позволяет всех на занятии обеспечить раздаточным материалом и наблюдать опыты на достаточно близком расстоянии. Эффект от любого занимательного опыта значительно уменьшается, если зрителям плохо видно показываемое.
При составлении плана занятия важно установить последовательность проведения и продолжительность каждого опыта и занятия в целом. Все паузы при проведении опыта должны быть заполнены рассказом ведущего, беседой с зрителями. Устойчивое внимание сохраняется не более 30 – 40 минут.
Даже «простые» опыты, прежде чем демонстрировать перед учащимися, предварительно должны быть проведены самим учителем, т. е. тщательно подготовлены. Следует заранее приготовить реактивы, выбрать подходящую посуду и все рационально разместить на демонстрационном столе. Продолжительность одного опыта не должен превышать 5 минут.
Чтобы усилить воспитательное значение занятий по химии нужно поддерживать порядок на демонстрационном столе, строго следовать методике проведения опыта, использовать хорошо отмытую химическую посуду, демонстрировать культуру проведения химического эксперимента.
Очень серьёзное внимание нужно обращать на строжайшее соблюдение правил техники безопасности. Комментарии учителя при проведении эксперимента обязательно должны включать сведения о правилах ТБ. Проведение опытов, сопровождающихся выделением пахучих или летучих твердых веществ, планировать на конец занятия. Для учащихся не изучающих химию не целесообразно планировать опыты со взрывами
Открытое мероприятие «Что изучает химия? Вещества» проводилось в Октябрьском сельском лицее для учащихся 1-5 классов в течение июня месяца 2014 г. Оно было включено в план воспитательной работы летнего лагеря отдыха для учащихся. Основной целью проведения указанного мероприятия являлось первоначальное знакомство учащихся с предметом химии, веществами и с правилами обращения с веществами.
Подбор и содержание занятий позволяет решать как образовательные так и воспитательные задачи. Занятия запланированы для разновозрастной группы учащихся совершенно не знакомых с предметом химией.
Мероприятию должна предшествовать большая подготовительная работа учителя. Материал должен быть хорошо подобран, в том числе и демонстрационный, особое внимание уделить подготовке и проведению опытов. Чёткое и последовательное изложение материала, умение учителя понятно, доступно излагать его, сделают занятия интересными и увлекательными даже для учащихся 1-5 классов.
После проведенного первого занятия по теме «Металлы» учащиеся всех групп в лагере проявили очень большой интерес и желание посетить последующие занятия. Этому способствовало чередование разных форм работы на занятиях. Рассказ учителя закономерно должен переходить в беседу, к демонстрациям коллекций, опытов. Знание учителем материала, владение методикой его изложения, знание возрастных особенностей учащихся начальных классов, умело подобранный наглядный материал и опыты с веществами способствуют возбуждению и поддержанию стойкого интереса к предмету.
Демонстрации веществ, наблюдения учащихся за их свойствами в ходе проведения опытов, рассматривание образцов веществ, сопровождающиеся рассказом и комментариями учителя, участие самих детей в проведении безопасных демонстрационных опытов, оживят занятия, поддержат активное участие детей в ходе мероприятия в целом. Совместные выводы о правилах обращения с веществами и о роли химии для современного человека, которые звучали после каждого проведенного наблюдения или устного обсуждения какого-либо вопроса, имеют большое воспитательное значение.
Каждое отдельное занятие не должно превышать по времени 30 – 35 минут.
ЧТО ИЗУЧАЕТ ХИМИЯ? ВЕЩЕСТВА.
Цели:
1. дать первоначальное понятие веществу, осуществить знакомство учащихся
с предметом химии;
2. познакомить с правилами обращения с веществами и оборудованием
химических лабораторий;
3. познакомить учащихся с посудой и оборудованием в химии;
4. познакомить учащихся с физическими и химическими явлениями в
природе, основным их отличием;
5. показать учащимся на примерах познаваемость природы;
6. показать значение химии для современного человека.
Темы занятий: 1. МЕТАЛЛЫ.
2. СПЛАВЫ.
3. НЕМЕТАЛЛЫ.
4. ВОДОРОД.
5. КИСЛОРОД.
6. ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.
Занятие № 1. МЕТАЛЛЫ.
Оборудование: таблица химических элементов Д.И.Менделеева,