Урок по химии в 10 классе, программа О.С. Габриеляна. Урок обобщения и систематизации знаний. В ходе урока выделены 5 основных этапов по систематизации знаний- строение, номенклатура, физические ихимические свойства, способы получения и применение алканов. Подводим итоги по набранным баллам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»
(МАОУ СОШ № 17)
Тюменская область, г. Тобольск 7А микрорайон, дом 6а, тел/факс 8 (3456) 39-48-66, E-mail: [email protected]
Открытый урок по химии
« Алканы. Строение и свойства»
Учитель: А.Н. Вдовина,
Учитель химии
Тобольск , 2015
Цели урока:
Образовательные
обобщить и систематизировать знания учащихся о предельных углеводородах;
отработать навыки составления названий алканов по номенклатуре ИЮПАК, уравнений химических реакций,
Развивающие
развитие познавательного интереса к предмету;
развитие умений применять знания, полученные на уроках на практике.
Воспитывающие
воспитание умения работать коллективно, оценивать свои возможности.
Дидактические задачи:
Учащиеся должны знать:
Номенклатуру, изомерию алканов
Химические свойства органических веществ.
Ученики должны уметь:
Записывать формулы изомеров и гомологов алканов
Составлять уравнения реакций с участием веществ.
Ход урока
Ι Организационный момент: проверка посещаемости и готовности к уроку.
ΙΙ Этап обоснования значения изучаемой темы и цели урока.
Уважаемые гости мы рады приветствовать вас на уроке химии в 10 а классе. Тема нашего урока « обобщение знаний по теме Алканы» . Чтобы получить хорошие знания нужно трудиться, добывать их самому, с помощью учителя и своих одноклассников и только такие знания принесут пользу. Поэтому эпиграфом к нашему уроку служат слова Б. ШОУ «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» ( 2 слайд)
Занятие по теме «Алканы» пройдет в форме урока открытых мыслей. Предлагаю классу рассмотреть следующие вопросы:
1.Строение алканов ; Изомерия и номенклатура; Химические свойства; Получение и
Применение алканов.( слайд 3)
Я думаю, что вы сегодня покажете свои знания по теме урока, вдруг у кого – то возникнуть вопросы я и одноклассники постараются вам помочь. И самое главное вы покажите свое умение анализировать, систематизировать и обобщать материал.
Надеюсь, что получится хороший конструктивный разговор. Приветствуются полные ответы на вопрос, дополнения и исправления. Я жду от вас открытых мыслей и желаю всем успеха!
Прежде, чем приступить к работе убедимся, из предложенных смайликов выберите тот, который соответствует вашему настроению на начало урока. Выберите букву смайлика и запишите ее на полях тетради. После урока проверим, изменилось это состояние в ходе нашего урока. Итак, начинаем нашу работу ( 4 слайд)
Органическая химия – это большой дом, а в нём миллионы органических веществ. ( слайд 5). Этот дом имеет свои особенности, которые связаны со строением, свойствами и применением. Как вы думаете, что можно принять в органической химии за фундамент (строение), стены (свойства), крышу (применение)?
На этом уроке мы на конкретных примерах проследим эту связь: строение, свойства, применение
А сейчас начинаем поэтапно работать по теме
III Этап обобщения и углубления знаний по следующим заданиям.
1.Строение. Первый пункт нашего плана – строение алканов.
Алканы, они же предельные, они же насыщенные, они же парафины – многочисленный класс, который образует свой гомологический ряд.
Этот ряд имеет свою визитную карточку – общую формулу. ( Назвать общую формулу) ( повесить формулу)
Назовите формулы гомологического ряда предельных углеводородов по очереди.
Задание 2. Предельные углеводороды имеют ряд особенностей в строении молекулы. На примере молекулы метана дайте характеристику строения молекулы данного углеводорода. ( слайд 7) ( ответ ученика). Теперь, пользуясь шаростержневыми наборами, соберите модели представителей ряда алканов и дайте характеристику по типам гибридизации и количеству связей (отвечают на вопросы и показывают свои модели).
Сейчас вы по вариантам выполните задание № 1, где нужно дать названия веществам и определить вещества, которые являются изомерами. ( проверяем задания на слайде и выставляем баллы в оценочный лист) ( Слайд 8)
2. Свойства
А сейчас переходим к свойствам. Алканы – это химические ленивцы. Почему? ( ученики отвечают: вступают в реакции только в жёстких условиях (температура, катализатор, солнечный свет), т. к. до предела насытились атомами водорода). Какие типы реакций характерны для предельных углеводородов?
Внимательно выслушайте текст и запишите содержание в виде уравнений реакций (с водородом, кислородом, хлором, изомеризация).
В далёком государстве, в губернии химической
Жил – был род Алканов гомологический
Хочу сказать вам всем,
Что самым знаменитым был бутан .
Всё бы хорошо, да только стали
Разные вояки нападать
И алканов притеснять,
Но сражаться с ними все страшились,
Только вот бутаны и решились.
Вот напал на них, хлор -Злодей,
А затем могучий Кислород Горыныч-Змей
Вовсе их не пожалел:
Бедный бутан весь дотла сгорел.
Потом и водород решил уйти
что к другому классу перейти
Стали они думать и гадать,
Как им армию собрать-
На защиту рода встать.
И мудрец катализатор,
Ускоритель всех реакций,
Указал им путь на изомеризацию.
Теперь понятно вам,
Как появился там изобутан. ( пишем уравнения реакций и проверяем) Все справились с заданием? ( слайд 9)
3.Получение
Теперь представьте, что вы химики- технологи большого химического предприятия. Вам нужно получить бутан из разного сырья. Но прежде, чем приступить к работе вспомните какие типы реакций характерны для предельных углеводородов? ( ответ ученика). Вам предлагается осуществить цепочки превращения, где конечным продуктом является бутан.
1в. Al4C3→X→Y→C2H6→Z→C4H10
2 в.CH3COOH→X→Y→Z → C2H5Br→C4H10
Теперь вернемся к макету нашего химического дома. В ходе урока мы рассмотрели строение, свойства и способы получения алканов, но не завершили строительство, потому, что не возвели крышу и следующий этап урока: Применение алканов. ( презентация учащегося)
Сообщение обучающегося : Природный газ представляет собой идеальный вид топлива. Отходы сжигания мало загрязняют воздух, не дают копоти и дыма, не оставляют золы. Стоимость газа намного ниже, чем других видов топлива – дров, угля, торфа.( слайд 2.)
В последние годы газ находит применение как топливо для автомобилей. Автомобили, работающие на сжиженном газе, уже не новость. В крупных городах нашей страны есть специальные заправочные станции, где для автомобилей приготовлены баллоны со сжиженным пропан - бутановым газом.
В качестве исходного сырья используются главным образом тяжелые углеводороды и в меньшей степени метан. При разложении метана получают высококачественную сажу для приготовления туши, лаков, типографических красок, копировальной бумаги и ленты для пишущих машинок. Сажа необходима для производства резины. Из метана получают метиловый спирт, а из него – формальдегид, который применяют для выработки пластмасс, дубления кожи, протравливания семян перед посевом, дезинфекции зерно- и овощехранилищ, теплиц, парников. Из углеводородов природного газа получают пластмассы, синтетический каучук, органические кислоты, моющие средства, различные спирты, красители, минеральные удобрения, ядохимикаты, химические волокна, душистые вещества..
Итак, мы рассмотрели все пункты нашего плана. И прошу ( Ф. И. ученика) подвести итог нашего урока. Подводя итоги, хочется сказать, что в целом с задачей урока вы справились. Мы рассмотрели все пункты нашего плана и по оценочному листу видна работа каждого из вас. Теперь поднимите руки, кто набрал 30 баллов и тем самым заработал оценку 5. Кто набрал 26- 24 балла и получил 4 , и 2320- 3
Вы наверно еще раз убедились, только собственная деятельность может привести к успеху. И недаром мы начали наш урок словами Б. Шоу « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.
В заключении хочется вернуться к нашим смайликам. Пожалуйста, скажите, у кого изменилось настроение, рабочий настрой в течение урока. Все выбрали разные смайлики, т.к. кто-то остался доволен своей работой, у кого-то не всё получилось. Но всем вам большое спасибо за знания и взаимопонимание.