Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа в обучении химии»
Внеклассные занятия по химии, наряду с уроками, - одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Не секрет, что ученики на уроках устают от “сухого” преподавания весьма объемного материала по курсу химии, многое из которого нужно еще и заучить без отчетливого осмысления. Внеклассная же работа предоставляет исключительно большие возможности для возбуждения интереса учащихся к химической науке.
Основная цель внеклассной работы – выявление и развитие склонностей и способностей учеников в ходе углубленного освоения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся. Важной задачей внеклассных занятий по химии является развитие у школьников умения самостоятельно работать с литературой и умений экспериментальной работы в лаборатории. Очень важен воспитательный элемент внеклассных занятий – выполнение общественно полезных заданий вырабатывает у учащихся чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду, а также объединяет учеников в коллективы, связанные общими интересами и увлечениями, воспитывает их в духе товарищества.
В большей степени, чем уроки, внеклассные занятия приспособлены для развития у школьников творческой самодеятельности и изобретательности, к формированию ценных практических навыков и умений, самореализации личности учащихся.
Изучение педагогической, психологической и методической литературы выявило ряд проблем в организации и проведении внеклассной работы. На мой взгляд, связано это, прежде всего, с тем, что данному вопросу уделяется мало внимания, а немногочисленные разработки и рекомендации, предложенные в методической литературе, не вполне доступны для рядовых учителей.
Поэтому в своей работе я попыталась отобрать наиболее важные интересные рекомендации по организации внеклассной работы по химии и проверить их в ходе педагогического эксперимента в условиях своей школы.
Для этого мне потребовалось решить ряд следующих задач:
изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу на предмет постановки и организации внеклассной работы по химии;
разработать методику организации и проведения внеклассной работы по химии;
предложенные рекомендации проверить путем эксперимента.
Внеклассную работу можно представить как систему, состоящую из отдельных элементов. Как и в обучении химии, так и в целом, во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика ее очень разнообразна. Тем не менее, содержание внеклассной работы по химии подчиняется строго определенным требованиям: