Муниципальное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20
Использование информационных технологий на уроках химии
Выполнила: учитель химии Смахтина Лилия Ахматовна
2014 учебный год
г.Тольятти
Цель: становление профессиональной компетентности учителя химии в области применения ИКТ в процессе обучения химии в школе.
Задачи:
1. Формирование базовых знаний о современных информационно-коммуникационных технологиях в условиях ИКТ- насыщенной среды.
2. Организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на использование современных средств ИКТ для сопровождения учебного процесса по химии.
3. Развитие умений у детей использовать современные ИКТ обучения для проведения учебных занятий с учетом новых технологических возможностей по химии.
4. Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.
Проблема:
Вопрос о факте использования ИКТ в учебном процессе уже не актуален, проблема в методике применения ИКТ на уроках и во внеклассной работе, в умении встроить их в учебный процесс.
Инновационность:
1. По целям обучения: состоит в организации активной учебной деятельности школьников с применением средств ИКТ.
2. По содержанию обучения: выражена в использовании системного подхода к изучению возможностей ИКТ для решения новых дидактических задач.
3. По методам обучения: проявляется в использовании методов, включающих каждого ученика в активную познавательную деятельность по овладению содержанием урока (дискуссии, постановка проблемных вопросов, химический эксперимент, проектная деятельность учащихся при выполнении домашнего задания) с использованием возможностей ИКТ.
4. По формам обучения: заключается в сочетании индивидуальных, парных и групповых форм работы учеников.
5. По средствам обучения: урок оснащается различными версиями цифровых образовательных ресурсов.
Актуальность:
1. ИКТ открывают новые возможности для получения знаний;
2. Использование ИКТ создает возможность обучать учащихся на современном уровне;
3. ИКТ позволяют воспитывать творческие, познавательные и коммуникативные способности у детей, тем самым представляют неординарные возможности для развития личности учащихся.
- Введение
«…Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен заботиться о том, чтобы как можно органов чувств - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если это возможно, обоняние и вкус -приняли участие в акте запоминания...Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются…» - К.Д. Ушинский.
Использование информационных технологий на уроках химии может способствовать решению многих педагогических целей. В новых образовательных стандартах большое внимание уделяется формированию информационно-коммуникативной компетенции обучающихся. В данных обстоятельствах невозможно обойтись без применения ИКТ. Научить ученика искать, отбирать, систематизировать и представлять информацию, аргументировать и отстаивать свое мнение, а также просто экономить время на уроке и при подготовке к нему.
II. Основные направления использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности.
Учителю, который начинал работать в школе тогда, когда еще не было мультимедийной и компьютерной техники трудно отходить от годами наработанного материала, это-
методика проведения того или иного урока; отработаные планы, конспекты, опросы; дидактический материал.
Но время не стоит на месте, развивается наука и прогресс, поэтому приходится перестраивать и работу педагогам. А так как мы работаем с молодежью, то приходится применять все новое, усовершенствованное. Поэтому владение и использование информационных компьютерных технологий – хороший способ не отстать от времени.
В 2007 году я посетила курсы «Создание предметных презентаций в среде "Power Point"», которые внесли существенный переворот в мой подход к организации учебного процесса. На курсах я ознакомилась с методами создания презентаций, но какое-то время для меня была проблема выработать методику их применения. Ведь одна из задач современных учителей, использующих ИКТ – это даже не техническая сторона внедрения ИКТ, а качество используемых учебных программ, простоту их включения в урок, возможности сочетания с другими средствами обучения. В последнее время нахлынул поток готовой электронной продукции, созданной профессионалами, но они, как и обычные учебники, далеки от совершенства и по содержанию, и по возможности их использования. Не все устраивает в готовом варианте. Готовые разработки можно использовать лишь фрагментарно, позаимствовав идею, развить ее в своем направлении. А владея несложным набором программ, можно с успехом самому готовить поурочный материал, который хранить в электронном виде гораздо проще, дешевле, компактнее. На протяжении нескольких лет я создаю свои разработки уроков с применением ИКТ- это копилка, которой можно пользоваться, совершенствуя из года в год свои презентации. На разработку компьютерного варианта урока уходит много времени, необходимо:
- поставить четкие цели и обозримые задачи;
- подобрать материал;
- не перегрузить слайды схемами, таблицами, фотографиями, рисунками, эффектами, звуком;
- выстроить изложение материала логично, последовательно, умно, наглядно, предметно.
Уроки с применением слайд- лекций динамичны, содержательны, очень нравятся детям, но при соблюдении условия: одного показа слайдов недостаточно, необходимо включение в этот процесс, как учителя, так и учеников, иначе восприятие материала будет неосознанным.
Во внеурочное время я привлекаю учащихся к проектной деятельности по созданию презентаций, мероприятий и даже уроков. Роль учителя- организовать деятельность по отбору и систематизации предметного материала, а более знающие учащиеся осуществляют техническую сторону проекта. Это развивает интерес к предмету у детей и сплоченность учителя с ученическим коллективом. Налицо гордость детей к сопричастию к процессу подготовки урока. У учеников изменились запросы. Их теперь мало устраивают уроки, где нужно сидеть и просто слушать учителя. Им больше нравится самим искать информацию, создавать проекты, выполнять тренировочные и проверочные задания с использованием различных интерактивных программ.
В школе есть мультимедийная установка, которую можно использовать на уроке, а в библиотеку поступают CD с материалами по предметам. "Виртуальная лаборатория" позволяет справиться с проблемой демонстрации эксперимента, который нельзя провести в школьной лаборатории, из-за сложности, по причине токсичности веществ или из-за отсутствия реактивов; организовать самостоятельную работу учащихся- это выполнение интерактивных упражнений, построение химических моделей, решение тестов и тренажеров. На современном этапе обучения, когда большинство школьников сдают ЕГЭ, применение тестов является необходимым компонентом обучения. Работа, связанная с проверкой тестов и их отработкой, возлагается на компьютер, что освобождает время у педагога.
С помощью ИКТ можно решить и вопрос с написанием на доске длинных и сложных химических формул - в Интернете имеются школьные учебники в электронном варианте, фрагменты с формулами можно из них размещать на слайдах.
Применение ИКТ как на разных уроках:
1. Урок новая тема: можно применить компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point. Она позволяет представить большой объём информации в короткое время. Это помогает структурировать материал, показать его в обобщенном виде. Встроенные в презентацию анимации, озвученные фрагменты видеоопытов делают материал более доступным для восприятия. Можно сочетать компьютерную презентацию с электронными дисками, выбрав заранее необходимые фрагменты. Например, используя анимации, легко показать механизм окислительно-восстановительных реакций или образование различных связей в молекулах.
2. Урок обобщения знаний: можно использовать презентации, видеоматериал на СД- «Виртуальная лаборатория», готовые программы министерства образования или СД- «1С: Репетитор. Химия». Они позволяют быстро проверить знания, уточнить неясные вопросы и устранить пробелы в знаниях.
3. Урок контроля знаний: диск фирмы «1С. Образование» «Подготовка к ЕГЭ по всем предметам»). Результат тестирования можно узнать сразу. В школе есть возможность индивидуальной работы с компьютером, ученик самостоятельно изучает материал, проходит тестирование, используя электронный учебник, электронный репетитор или другой ресурс, подобранный учителем.
4. Урок- практикум: удобно использовать электронное издание «Виртуальная лаборатория для 8-11кл». На диске достаточно наглядно и красочно демонстрируются все лабораторные опыты курса химии, хранится справочный материал, имеется журнал лабораторных работ, в издание включено более 150 химических опытов, которые проводятся в реализованной на экране монитора лаборатории, оснащенной необходимыми реактивами и лабораторным оборудованием. Уделяется внимание соблюдению правил техники безопасности. Используя виртуальные реактивы и оборудование, можно проводить опыты так же, как в реальной лаборатории. Учащимся предоставляется возможность собирать различные приборы, установки из составляющих элементов, производить измерения, заносить свои наблюдения в «Лабораторный журнал», «сфотографировать» с экрана с помощью виртуального фотоаппарата, составлять уравнения реакций.
Уроки с компьютерной поддержкой для наших учеников стали рядовым явлением, ИКТ - это инструмент, как мел и доска, их применение на уроках является неотъемлемой частью методики преподавания, особенно во время модернизации и информатизации. И конечно важно, чтобы применение ИКТ удачно накладывалось на имеющийся позитивный опыт учителя, сохранив наработанные приёмы и методы. Но не следует забывать, что компьютер выступает в роли помощника учителя, но не педагога на уроке. Какими бы современными интерактивными технологиями мы не овладевали, живое слово учителя ничто никогда не заменит!..
Использование компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности я осуществляю по следующим направлениям:
- Тематическое планирование уроков.
- Создание банка информации по предмету: электронные учебники, диски, Интернет– ресурсы, презентации к урокам, учебные фильмы, коллекции картинок.
- Освоение и использование новых технических средств обучения.
- Презентации уроков.
- Внеклассные мероприятия.
- Проектная и творческая работа учащихся.
- Разработка программ элективных курсов, занятий факультативов.
Учителям химии рекомендую использовать в работе следующие сайты:
http: // www.shkola.edu.ru ; http: // school-collection.edu.ru;
http: // www.uroki.ru; http: // experiment.edu.ru
III. Заключение:
Вывод:
ИКТ позволяют мне:
1. Расширить дидактические возможности в профессиональной деятельности, повысить мастерство и компетентность.
2. Повысить уровень визуализации, доступности изучаемого материала, темпа его изучения, любознательности ребенка, его восприимчивости.
3. Вовлечь учащихся в процесс освоения материала через создание содержательных и наглядных заданий с использованием возможностей ИКТ.
4. Воспитать интерес у учащихся к предмету химии.
5. Развить информационно-коммуникационную компетентность школьников.
6. Выявить творческих учеников и проявить свое творчество.
VI. Использовала сайты:
- http://perebor.zs9.ru
- http://revolution.allbest.ru
- http://emag.iis.ru