kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная работа по химии и биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из самых верных путей повышения качества обучения химии - установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная работа по химии и биологии»

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ И БИОЛОГИИ


Стриганова Нина Алексеевна,

учитель химии и биологии высшей категории, отличник образования РС(Я)




Перед учителем химии стоит важнейшая задача: не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но, главное, научить ребят применять полученные знания на практике. Этому во многом способствуют внеклассные занятия по предмету. Внеклассные занятия приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося, как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело. Внеклассные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес химии, и всячески направлять развитие этого интереса.

Сочетание классной и внеурочной форм работы обогащает урок, наполняет его новым содержанием, делает более интересным для учащихся.

  1. внеклассные занятия, углубляя и расширяя уч-ся, не должны отвлекать их внимания от основного содержания учебной программы.

  2. необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях. Однако внеурочная работа не должна быть простым продолжением учебной работы. Планы внеурочных занятий могут отставать от планов учебных занятий или обгонять их.

  3. предлагаемый уч-ся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития.

  4. содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимися. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях.

  5. большое значение следует придавать самостоятельной работе уч-ся по физическому эксперименту, как наиболее интересной для них форме работы. При этом уч-ся надо ставить в условия исследователя, отыскивающего закономерности, важные в теоретическом и практическом отношении.

  6. необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.

Очень важно до начала учебного года спланировать всю внеклассную работу, рассчитать необходимое для нее время в часах и календарных сроках. Такой план следует составлять в соответствии с желаниями и наклонностями уч-ся с учетом общешкольного годового плана. При планировании внеклассной работы полезно придерживаться следующего принципа: лучше меньше, но высокого качества.

Внеклассные занятия оказывают большое влияние на урок. Сведения, полученные на этих занятиях, позволяют ученику дополнять в классе ответы товарищей, приводить интересные примеры или выполнять трудные опыты.

Один из самых верных путей повышения качества обучения химии – установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями. Ее можно осуществлять по-разному:


  1. Ставить такие вопросы, чтобы у учащихся возникла необходимость более глубокого, чем это возможно на уроке, изучения материала. На занятиях изучить дополнительный материал, например, позволяющий учащимся ознакомиться со свойствами веществ и их превращениями. А на последующих уроках заслушать выступления учащихся, подготовленные на внеклассных занятиях.

  2. Предлагать задачи, допускающие различные способы решения, часть которых анализировать на занятии кружка. Интересные способы решения члены кружка могут сообщить всему классу на следующих уроках.

  3. Поощрять использование на уроках и при выполнении домашних заданий умений, полученных на внеклассных занятиях.

Правильное сочетание классной и внеклассной работы обеспечивает взаимное использование не только содержания, но форм и методов работы. При подготовке урока учитель может использовать формы работы, возникшие на внеклассных занятиях. Так, на уроках химии прошли конференции, дидактические игры, КВН и т.д. Обогатившиеся новыми формами и методами работы уроки стали более эффективными.

В тех случаях, когда не ведется учета выполнения учениками добровольно взятой на себя работы, получается беспорядок: учащиеся часто не доводят работу до конца или выполняют ее крайне небрежно. Учет внеклассной работы надо вести систематически. Для этого следует завести специальную тетрадь, в которую он будет записывать поручения, данные учащимся, промежуточные сроки выполнения работы, замечания по каждому этапу работы, относящиеся к ее качеству, и общую оценку работы. Все это дает возможность глубже узнать учеников, целенаправленно руководить их работой и постоянно воспитывать их.

При проведении внеклассной работы особенно важно развивать в себе качество организатора, учиться находить контакт с учащимися, быть убедительными и настойчивыми в достижении цели. Внеклассная работа по химии – важное звено учебно-воспитательной работы в школе. Ее содержание должно быть связано с изучаемым курсом химии, а формы проведения соответствовать возрасту учащихся, их желаниям и интересам.

Внеклассная работа может осуществляться в индивидуальной, групповой и массовой форме. Каждой форме соответствуют разные виды работы.

Много лет я веду кружковую работу для 8-9 классов. Практика показывает, что члены кружка проявляют большой интерес к предмету, активно работают на уроке. Основные цели кружка – формирование ученического актива, подготовка помощников учителя в постановке эксперимента. На занятиях кружка проводим не только занимательные опыты, а также викторины и увлекательные химические игры (шарады, ребусы, кроссворды). Наш кружок «Час занимательной химии» имеет свой девиз, клятву и гимн.


Девиз: Суем свой нос в любой вопрос. При посвящении в члены кружка ребята произносят клятву: Я, вступая в ряды юных химиков, перед лицом своих товарищей по знаниям и эксперименту, положа руку на сердце, чистосердечно клянусь:

  1. Превратить эту руку – в руку творца, мыслящего экспериментатора.

  2. Разогреть свое сердце до белого колена, не преступного к процессам окисления, ржавления.

  3. Приобретать весомое количество знаний по химии. Клянусь иметь только «4» и «5».

  4. Ни при каких обстоятельствах не изменять закону сохранения массы веществ.

  5. искать в жизни только каталитических реакций и только положительных ионов.

Гимн секции «Час занимательной химии».

В каждой школе на уроках изучается предмет.

Интересней и важнее в мире не было, и нет.

Это химия наука, здесь такие чудеса

Узнавай, учись и думай и смотри во все глаза.

Если учишь ты уроки, посещаешь наш кружок

Значит, будешь ты веселый, будешь умный ты дружок.

Значит, нас кружок любимый не напрасно отбирал.

Мы не зря здесь все взрывали, ты взорвал и я взорвал.

Припев:

Круто ты попал на кружок

Ну, взорви, давай еще разок.

Дышим мы здесь кислородом. Сердце наше прожжено

Если ты просыпешь что-то, ох, не выдержит оно.

Если все подряд сливаешь и смешаешь все подряд

Менделеевым ты станешь, про такого говорят.

Уравнения и опыт, вот основа всех основ

К испытаниям тяжелым ты готов, и я готов.

Значит, нас кружок любимый не напрасно отбирал.

Мы не зря здесь все взрывали, ты взрывал, и я взрывал.

Примерная тематика занятий кружка может быть такой:

Занимательные опыты по темам «Химические реакции вокруг нас»:

«Химия в нашем доме», «Химия в природе», «Химия в сельском хозяйстве», «Приготовление растворов и выращивания кристаллов»,

«Скульптуры из гипса».

Кроме того, занятия кружка мы используем для подготовки к проведению недель химии, конференций, заседаний клуба «Эрудит», а также разгадываем кроссворды и ребусы.

В 2018-2019 учебном году в нашей школе был создан клуб «Эрудит».

Задачи клуба:

  1. Раскрытие интересов и склонностей, учащихся к научно-поисковой деятельности.

  2. Подготовка членов клуба к олимпиадам и конкурсам.

  3. Направленная профориентационная работа.

В клубе четыре постоянно работающих секции:

  1. «Занимательная химия» - Стриганова Н.А.

  2. Решение задач повышенной сложности по физике – Выровская Т.А.

  3. Занимательная математика «Пифагор» - Хлопяник Л.Н.

  4. Изостудия «Родничок» - Капырина И.Н.

Девиз клуба:

Науку все глубже постигнуть стремись

Познанием вечного жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Увидишь – предела для знания нет.

У клуба есть своя эмблема и гимн. Школьники активно участвуют в работе клуба, мы проводим заседания 1 раз в четверть. Тематика проведенных заседаний: «Презентация секций», «Наука и жизнь», Люди науки (М.В. Ломоносове), «Фарадей, электричество, физика и химия», «Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами», Посвящение в члены клуба и др.

К юбилеям Победы секции подготовили альманах «Подвиг» и устный журнал «Вклад ученых химиков в дело Победы».

1 страница: Грозный 1941 г.

2 страница: Ученые химики для победы (Г.С. Петров, Н.Н. Семенов).

3 страница: Металлы на вооружении.

4 страница: Поем вместе (песня о победе).

На этом заседании клуба, подготовленном членами кружка, ребята узнали, что в годы войны быстрыми темпами развернулось строительство химических заводов. Так вдвое увеличилась выработка наркозного вещества в 1,2 р – новокаина. Было налажено производство авиаброни, высококачественных нитролаков для военных самолетов. По образному выражению академика Форсмана только 11 химических элементов не нашли применения в военной технике. Ученые химического факультета Ленинградского университета создали лабораторию, наладили производство стрептоцида, сульфидина, глюкозы. Григорий Семенович Петров, профессор Московского химико-технологического института в годы войны предложил способ полимерной изоляции кабелей из винилхлорида, что обеспечивало работу телефонной связи при любых погодных условиях. В 1944 г. он получил карбамидный клей холодного отверждения для склеивания деревянных частей самолетов. Большой вклад разработку теории взрыва, химию и технологию порохов и взрывчатых веществ внес академик Николай Николаевич Семенов. Надо помнить о том, что ВОВ была смертельным противоборством не только оружия и терпения, не только идей и стратегии, но это было сражением производств, экономики и наук. Вместе с солдатами в 45 победили рабочие и мастера, инженеры, доктора наук, военные медики и сугубо гражданские химики.

Массовая форма внеклассной работы по химии получает наиболее широкое распространение. Она включает школьные химические вечера, викторины, устные журналы, недели.

Для проведения недели химии выбирается штаб, который руководит подготовкой недели. Объявление о неделе размещается на видном месте в школе. Рядом с объявлением можно разместить плакаты, призывающие разместить плакаты, призывающие школьников овладевать наукой. Например, «Никогда не стыдись спрашивать то, чего не знаешь» (арабская мудрость); «Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук, другая – умножение жизненных благ» М.В. Ломоносов;

Во время проведения недели с ребятами показываем занимательные опыты, провожу викторины, игры «Слабое звено» или «Поле чудес», или вечер занимательных опытов. Тематика вечеров может быть разнообразной, например, вечер на тему «Голубая гжель». При подготовке к вечеру объявляется тема и основные вопросы:

  1. Гжель – родина русского народного фарфора.

  2. Гжельские глины.

  3. Расцвет фарфорового производства Гжели.

  4. Традиционная роспись Гжели (кобальтовая синь, химизм процесса)

  5. Самобытные таланты гжельской земли.

  6. Д.И. Виноградов – создатель русского фарфора.

  7. Подглазурная окраска фарфора.

Учащиеся узнают о прославленном центре русского керамического художественного промысла – Гжели, где впервые в России изготовляла керамику, фаянс и фарфор.

Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету являются игры. Интерес и удовольствие – важные психологические факторы игры. Игра – развивает познавательные процессы у школьников и закрепляет знания, приобретаемые на уроках.

Большую помощь в профессиональной ориентации школьников оказывают экскурсии. Во время экскурсий ребята знакомятся с профессиями химика – лаборанта, аппаратчика, фармацевта – аналитика, знакомятся с работой обезфторивающей установки; в лаборатории разреза – с методами определения зольности и влаги добываемого угля. Вода в поселок подается из глубинных скважин (180 м.), где установлены насосы. Вода в скважинах содержит до 4 мг. на литр фтора, тогда как по нормам ГОСта, содержание фтора в питьевой воде должно быть не более 1,5 мг/л. Суть работы обезфторивающей установки в том, чтобы уменьшить содержание фтора в воде и довести до нормы. Установка состоит их двух баков, в которых с помощью компрессора взбалтывается раствор сульфата алюминия, затем этот раствор поступает в фильтры (их 3). В фильтрах содержится оксид алюминия в виде порошка. Эти соединения способствуют улавливанию фтора и удерживанию ей на своей поверхности. Очищенная вода с содержанием фтора 2 мг/л поступает в бак емкостью 300 м3. вся вода используется на производственные нужды и нужды населения.

В заключении хочу сказать, что внеклассная работа в большей степени, чем урок, приспособлена для развития у учащихся самостоятельности в работе; способности привить и развить многие ценные практические навыки и умения. Внеклассная работа во многом способствует и потому, что увлечение учащихся химией не гаснет с годами. Это увлечение может повести их дальше – на завод, где делают удивительные химически продукты, в институт, где он сам будет делать открытия. Хотя истоки химии теряются в глубокой древности, эта наука не стареет и в наше время стремительно развивается, обогащая естествознание, технику и культуру, проникая во все сферы жизни


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочная работа по химии и биологии

Автор: Нина Алексеевна Стриганова

Дата: 07.11.2022

Номер свидетельства: 616850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Социально-значимый проект  «Бумажный бум»  (в рамках внеурочной деятельности по биологии) "
    ["seo_title"] => string(94) "sotsial-no-znachimyi-proiekt-bumazhnyi-bum-v-ramkakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "226867"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440509514"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Социально-значимый проект    «Птицы Кубани»  (в рамках внеурочной деятельности по биологии) "
    ["seo_title"] => string(94) "sotsial-no-znachimyi-proiekt-ptitsy-kubani-v-ramkakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "226869"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440510776"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Инновационные здоровьесберегающие 3D технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(116) "innovatsionnyie-zdorov-iesbierieghaiushchiie-3d-tiekhnologhii-na-urokakh-biologhii-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "125333"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414952032"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Формирование экологической культуры на уроках химии и биологии""
    ["seo_title"] => string(67) "dokladformirovaniieekologhichieskoikulturynaurokakhkhimiiibiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "265711"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450014919"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Компетентностный подход во внеурочной деятельности студентов  колледжа"
    ["seo_title"] => string(73) "kompietientnostnyipodkhodvovnieurochnoidieiatielnostistudientovkolliedzha"
    ["file_id"] => string(6) "320973"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461179793"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства