Каждый человек дорожит свободой – одной из наиважнейших ценностей. Ни для нас, ни для подростков не приемлемо навязывание действий, решений, т.е. отсутствие выбора.
Безусловно, в любом управляющем или обучающем действии важно предоставлять студенту право выбора. Но оно должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор. В этом и заключается принцип свободы выбора.
Один мудрец говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». А наши студенты в беседах между собой говорят о том, что знают биологию, «дружат» с математикой. Очевидно, что они не представляют границы своей информированности и вовсе не задумываются о глубине научных познаний.
Преподаватель должен не только рассказать, научить, дать знания. Он должен заинтересовать обучающегося и показать, что решение задач может быть скрыто, спрятано в глубинах науки, границы которой вовсе не совпадают с рамками основного учебника. В этом и заключается принцип открытости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "О принципах педагогической техники"»
О принципах педагогической техники
Каждый человек дорожит свободой – одной из наиважнейших ценностей. Ни для нас, ни для подростков не приемлемо навязывание действий, решений, т.е. отсутствие выбора.
Безусловно, в любом управляющем или обучающем действии важно предоставлять студенту право выбора. Но оно должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор. В этом и заключается принцип свободы выбора.
Один мудрец говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». А наши студенты в беседах между собой говорят о том, что знают биологию, «дружат» с математикой. Очевидно, что они не представляют границы своей информированности и вовсе не задумываются о глубине научных познаний.
Преподаватель должен не только рассказать, научить, дать знания. Он должен заинтересовать обучающегося и показать, что решение задач может быть скрыто, спрятано в глубинах науки, границы которой вовсе не совпадают с рамками основного учебника. В этом и заключается принцип открытости.
Всех преподавателей радуют такие студенты, которые стремятся к саморазвитию, к познанию. Да, это скорее исключение из правил, чем правило. Но такие люди есть. Реальная сегодняшняя действительность требует от будущих специалистов умения решать открытые задачи, которые не подгонишь под жесткие рамки алгоритмов решений. Современный студент – это любознательность плюс жажда знаний, плюс разносторонняя увлеченность, плюс эрудиция и воспитание, плюс самосовершенствование и интеллект. Так можно сказать и современном преподавателе.
Преподаватель должен уметь сориентироваться в меняющейся обстановке на занятии, контролируя поведение студентов, интерес к данной теме или проблеме, обсуждаемой группой. С годами у неравнодушного преподавателя (а другие в педагогике и не задерживаются) накапливается свой набор педагогических приемов. Регулярный контроль процесса обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи – в этом заключается принципобратной связи.
Результативность процесса образования можно повысить, если использовать возможности самих студентов. Чем выше активность и самоорганизация студентов, тем, говоря современным сленгом, «круче» идеальность обучающего и управляющего действия преподавателя. Идеальность действий тем выше, чем больше польза и меньше затраты. Кроме того, этот принципидеальности предполагает активное вовлечение студентов в управление своим коллективом (бригадой, группой), т.е. они сами друг друга обучают.
Говоря о процессе образования, принципах педагогической техники важно не забывать о том, что при любых обстоятельствах преподаватель должен вести себя достойно, корректно и оставаться примером для студентов.