Статья на тему «Как удержать внимание ученика на уроке»
Педагоги знают, как трудно бывает удержать на уроке внимание учащихся, побудить их к активному, осмысленному действию. Сегодня учителю особенно трудно: у него в классе сидят дети космической эры и скоростей, пресыщенные телевизионными передачами, фильмами, обильной информацией. А учителю один на один с классом надо удержать внимание детей в течение 40 минут и не только удержать, а еще проконтролировать усвоение, осуществить обучение и воспитание.
Особенности педагогического общения хорошо постигать по учениям К. С. Станиславского. Учение К. С. Станиславского, его знаменитая система открывают возможность для решения многих проблем в подготовке учителя. Первым и главным принципом системы К. С. Станиславского является основной принцип реалистического искусства – жизненная правда. В современную же нашу школу все это вошло и даже укоренилось – в обязательных мероприятиях или в деятельности учителя и всего административного аппарата. Что же может явиться критерием живого, естественного, органического?
Вот тут-то и приходит на помощь второй важнейший принцип школы Станиславского – его учение о сверхзадаче. Сверхзадача есть то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему стремится, в конечном счете. Сверхзадача – самое заветное, дорогое, самое существенное желание художника, она – выражение его идейной активности. Мы же в своей педагогической деятельности часто забываем о нашей сверхзадаче: для чего работаем, к чему стремимся в конечном счете? По отношению к различным стадиям педагогического творчества сверхзадача будет иметь различные уровни, среди которых можно выделить три основных:
1. Общая сверхзадача, отражающая отношение педагога к деятельности и понимание ее гражданственной зрелости.
2. Этапные сверхзадачи.
3. Ситуативные сверхзадачи, возникающие в различных ситуациях и условиях деятельности.
Cледующий принцип системы Станиславского – принцип активности и действия, говорящий о том, что нельзя играть образы и страсти, а надо действовать в образах и страстях роли, - является тем винтом, на котором вертится вся практическая часть системы. Кто не понял этого принципа, не понял и всей системы. Действие – это волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели.
Педагогическое действие – это наш с вами волевой акт, направленный к определенной цели. В том действии мы на высоте, если есть единство физического и психического. Личность наша проявляется именно в действии. Оно должно быть обоснованным, целесообразным, продуктивным.
Учитель – творец. Творчество его выражается в потоке живой человеческой речи и в живых человеческих движениях, в непосредственном эмоциональном воздействии на учеников. Именно в этом секрет необыкновенного влияния лучших учителей на своих учеников.
Владеть вниманием. Легко сказать! А практически как трудно учителю это осуществить! Учитель на уроке должен следить за дисциплиной, реакцией учеников, рассчитать время, объясняя, все видеть, слышать, делать выводы и т. п. Может ли учитель выполнить все это, если не мобилизован аппарат его внимания, если его глаза и уши не готовы к самому обостренному восприятию всего, что окружает его? Ведь человек не может быть в одинаковой степени внимательным к нескольким объектам одновременно. На что де в первую очередь направить внимание в каждый данный момент урочной жизни? Оказывается, что нетренированный учитель реагирует на все, что видит и слышит, ощущает. Ученик отвечает, а он в то же время говорит другим вслух: «Слушай. Закрой книгу. Сиди спокойно. Закрой форточку». Неужели сейчас это все одинаково важно? Нет, конечно. Что главное в цепи этих действий? Конечно, отвечающий ученик. Учитель сам выбрал объект внимания, и теперь его задача – заразить им учеников, сделать так, чтобы ответ ученика и для них стал интересным. Но ведь для этого самому надо уметь избранно сосредоточиться. Выводы К. С. Станиславского о непрерывной линии внимания прямо обращены к учителю: на уроке утешай, ласкай, поддерживай, смейся, шути, но главную линию не прерывай! Иначе нет урока. Сказано у К. С.Станиславского и о холодном, интеллектуальном, и теплом, чувственном, внимании. Учитель должен уметь перерождать одно в другое по мере необходимости. Очень интересным для учителей является учение К. С.Станиславского о внутреннем сценическом самочувствии актера и «двигателях психической жизни». Оно поможет создать верное творческое самочувствие на уроке, разобраться в его компонентах.
Особенности педагогического общения заключаются в овладении учителем педагогической техникой, т. е. совокупностью приемов. Ее средства – речь и невербальные средства общения. Разберем их более подробно.
Внешний вид педагога должен быть эстетически выразительным. Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней.
И прическа, и костюм, и украшения в одежде учителя всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи – эффективному воздействию на формирование личности воспитанника. Имея право на украшение в одежде, на косметику, педагог во всем должен соблюдать чувство меры и понимание обстановки. Эстетическая выразительность воспитателя сказывается и в том, насколько приветливое у него выражение лица, в собранности, сдержанности в движениях, в скупом, оправданном жесте, в осанке и в походке. Ему противопоказаны гримасничанье, суетливость. Неестественность жестов, вялость. Даже в том, как вы войдете к детям, как посмотрите, как поздороваетесь, как отодвинете стул, как пройдете по классу – во всех этих «мелочах» сила вашего влияния на ребенка. Во всех ваших движениях, жестах, взгляде дети должны чувствовать сдержанную силу, очень большую уверенность в себе. Именно такой – спокойный, приветливый, уверенный – вы наиболее выразительны как человек, именно такой вы наиболее сильны как педагог.
Публичный характер общения начинающего педагога с классом, как правило, вызывает у него «мышечные зажимы», чувства неуверенности, страза, скованности. Деятельность под пристальным взглядом учителей, детей, родителей, т. е. действие «на виду», отражается на стройности мыслей учителя, состоянии его голосового аппарата, физическом самочувствии, психическом состоянии. Все это требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие. Управлять своим эмоциональным состоянием во время общения.
Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать. Но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот, неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.
Особую роль в педагогическом общении занимает речь учителя. Правильная, грамотная речь педагога – это залог педагогического мастерства.
Речь учителя должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников, поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Учитель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему речь учителя рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства.
Педагогическая речь призвана обеспечить:
· Продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками;
· Положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;
· Полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;
· Рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.
С презентацией знаний тесно связана и другая функция речи учителя – обеспечение эффективной учебной деятельности школьников. Педагогическая речь должна, прежде всего, обеспечивать эффективное учебное слушание учащихся на уроке. Ведь, воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций: конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения учителя, развитием его мысли. Это сложная работа слушающего ученика, и надо ее учитывать, продумывая и содержание речи, и ее темп, ритм, логику.
Коммуникативное поведение учителя, основанное на его корректности, требовательности к себе и ученикам, стимулирует познавательный интерес, мотивы учения школьников.
Следующая функция педагогической речи – обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Это, пожалуй, ведущая функция, ибо она призвана помочь в достижении взаимодействия, сотрудничества между учителем и воспитанниками, на основе которых строится обучение и воспитание. Именно характер чисто человеческих отношений, сложившихся в плане «учитель – ученик», в значительной мере определяет педагогический успех.
Речь учителя и выполняет роль регулятора этих отношений, выступает как средство достижения высшего результата развития взаимоотношений – взаимопонимания между учениками и учителем. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания; каковы экспрессивная окраска его речи, выражение лица, жест.
Как видим, функции речи учителя многообразны и важны. Пренебрежение ими нередко приводит педагога к неудовлетворительным результатам в работе.
Умелое использование этого свойства устной речи помогает учителю вызвать у учеников ответный интеллектуальный отклик на свои слова, создать атмосферу сопереживания, соразмышления, заражающую всех общим настроением, переживанием. А это сближает учителя и учеников, располагает их к сотрудничеству.
Так в чем же особенности педагогического общения? Безусловно, только в единстве всех элементов, перечисленных выше. Только работая над собой, постоянно совершенствуя педагогическое мастерство, познавая свою природу, дисциплинируя ее можно добиться продуктивного и полезного общения в ходе преподавательской деятельности.