kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему «Как удержать внимание ученика на уроке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему «Как удержать внимание ученика на уроке»

Педагоги знают, как трудно бывает удержать на уроке внимание учащихся, побудить их к активному, осмысленному действию. Сегодня учителю особенно трудно: у него в классе сидят дети космической эры и скоростей,  пресыщенные телевизионными передачами, фильмами, обильной информацией. А учителю один на один с классом надо удержать внимание детей в течение 40 минут и не только удержать, а еще проконтролировать усвоение, осуществить обучение и воспитание.

Особенности педагогического общения хорошо постигать по учениям К. С. Станиславского. Учение К. С. Станиславского, его знаменитая система открывают возможность для решения многих проблем в подготовке учителя. Первым и главным принципом системы К. С. Станиславского является основной принцип реалистического искусства – жизненная правда. В современную же нашу школу все это вошло и даже укоренилось – в обязательных мероприятиях или в деятельности учителя и всего административного аппарата. Что же может явиться критерием живого, естественного, органического?

Вот тут-то и приходит на помощь второй важнейший принцип школы Станиславского – его учение о сверхзадаче. Сверхзадача есть то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему стремится, в конечном счете. Сверхзадача – самое заветное, дорогое, самое существенное желание художника, она – выражение его идейной активности. Мы же в своей педагогической деятельности часто забываем о нашей сверхзадаче: для чего работаем, к чему стремимся в конечном счете? По отношению к различным стадиям педагогического творчества сверхзадача будет иметь различные уровни, среди которых можно выделить три основных:

1.  Общая сверхзадача, отражающая отношение педагога к деятельности и понимание ее гражданственной зрелости.

2.  Этапные сверхзадачи.

3.  Ситуативные сверхзадачи, возникающие в различных ситуациях и условиях деятельности.

Cледующий принцип системы Станиславского – принцип активности и действия, говорящий о том, что нельзя играть образы и страсти, а надо действовать в образах и страстях роли, - является тем винтом, на котором вертится вся практическая часть системы. Кто не понял этого принципа, не понял и всей системы. Действие – это волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели.

Педагогическое действие – это наш с вами волевой акт, направленный к определенной цели. В том действии мы на высоте, если есть единство физического и психического. Личность наша проявляется именно в действии. Оно должно быть обоснованным, целесообразным, продуктивным.

Учитель – творец. Творчество его выражается в потоке живой человеческой речи и в живых человеческих движениях, в непосредственном эмоциональном воздействии на учеников. Именно в этом секрет необыкновенного влияния лучших учителей на своих учеников.

Владеть вниманием. Легко сказать! А практически как трудно учителю это осуществить! Учитель на уроке должен следить за дисциплиной, реакцией учеников, рассчитать время, объясняя, все видеть, слышать, делать выводы и т. п. Может ли учитель выполнить все это, если не мобилизован аппарат его внимания, если его глаза и уши не готовы к самому обостренному восприятию всего, что окружает его? Ведь человек не может быть в одинаковой степени внимательным к нескольким объектам одновременно. На что де в первую очередь направить внимание в каждый данный момент урочной жизни? Оказывается, что нетренированный учитель реагирует на все, что видит и слышит, ощущает. Ученик отвечает, а он в то же время говорит другим вслух: «Слушай. Закрой книгу. Сиди спокойно. Закрой форточку». Неужели сейчас это все одинаково важно? Нет, конечно. Что главное в цепи этих действий? Конечно, отвечающий ученик. Учитель сам выбрал объект внимания, и теперь его задача – заразить им учеников, сделать так, чтобы ответ ученика и для них стал интересным. Но ведь для этого самому надо уметь избранно сосредоточиться. Выводы К. С. Станиславского о непрерывной линии внимания прямо обращены к учителю: на уроке утешай, ласкай, поддерживай, смейся, шути, но главную линию не прерывай! Иначе нет урока. Сказано у К. С.Станиславского и о холодном, интеллектуальном, и теплом, чувственном, внимании. Учитель должен уметь перерождать одно в другое по мере необходимости. Очень интересным для учителей является учение К. С.Станиславского о внутреннем сценическом самочувствии актера и «двигателях психической жизни». Оно поможет создать верное творческое самочувствие на уроке, разобраться в его компонентах.

Особенности педагогического общения заключаются в овладении учителем педагогической техникой, т. е. совокупностью приемов. Ее средства – речь и невербальные средства общения. Разберем их более подробно.

Внешний вид педагога должен быть эстетически выразительным. Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней.

И прическа, и костюм, и украшения в одежде учителя всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи – эффективному воздействию на формирование личности воспитанника. Имея право на украшение в одежде, на косметику, педагог во всем должен соблюдать чувство меры и понимание обстановки. Эстетическая выразительность воспитателя сказывается и в том, насколько приветливое у него выражение лица, в собранности, сдержанности в движениях, в скупом, оправданном жесте, в осанке и в походке. Ему противопоказаны гримасничанье, суетливость. Неестественность жестов, вялость. Даже в том, как вы войдете к детям, как посмотрите, как поздороваетесь, как отодвинете стул, как пройдете по классу – во всех этих «мелочах» сила вашего влияния на ребенка. Во всех ваших движениях, жестах, взгляде дети должны чувствовать сдержанную силу, очень большую уверенность в себе. Именно такой – спокойный, приветливый, уверенный – вы наиболее выразительны как человек, именно такой вы наиболее сильны как педагог.

Публичный характер общения начинающего педагога с классом, как правило, вызывает у него «мышечные зажимы», чувства неуверенности, страза, скованности. Деятельность под пристальным взглядом учителей, детей, родителей, т. е. действие «на виду», отражается на стройности мыслей учителя, состоянии его голосового аппарата, физическом самочувствии, психическом состоянии. Все это требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие. Управлять своим эмоциональным состоянием во время общения.

Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать. Но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот, неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

Особую роль в педагогическом общении занимает речь учителя. Правильная, грамотная речь педагога – это залог педагогического мастерства.

Речь учителя должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников, поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Учитель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему речь учителя рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства.

Педагогическая речь призвана обеспечить:

·  Продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками;

·  Положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;

·  Полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

·  Рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

С презентацией знаний тесно связана и другая функция речи учителя – обеспечение эффективной учебной деятельности школьников. Педагогическая речь должна, прежде всего, обеспечивать эффективное учебное слушание учащихся на уроке. Ведь, воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций: конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения учителя, развитием его мысли. Это сложная работа слушающего ученика, и надо ее учитывать, продумывая и содержание речи, и ее темп, ритм, логику.

Коммуникативное поведение учителя, основанное на его корректности, требовательности к себе и ученикам, стимулирует познавательный интерес, мотивы учения школьников.

Следующая функция педагогической речи – обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Это, пожалуй, ведущая функция, ибо она призвана помочь в достижении взаимодействия, сотрудничества между учителем и воспитанниками, на основе которых строится обучение и воспитание. Именно характер чисто человеческих отношений, сложившихся в плане «учитель – ученик», в значительной мере определяет педагогический успех.

Речь учителя и выполняет роль регулятора этих отношений, выступает как средство достижения высшего результата развития взаимоотношений – взаимопонимания между учениками и учителем. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания; каковы экспрессивная окраска его речи, выражение лица, жест.

Как видим, функции речи учителя многообразны и важны. Пренебрежение ими нередко приводит педагога к неудовлетворительным результатам в работе.

Умелое использование этого свойства устной речи помогает учителю вызвать у учеников ответный интеллектуальный отклик на свои слова, создать атмосферу сопереживания, соразмышления, заражающую всех общим настроением, переживанием. А это сближает учителя и учеников, располагает их к сотрудничеству.

Так в чем же особенности педагогического общения? Безусловно, только в единстве всех элементов, перечисленных выше. Только работая над собой, постоянно совершенствуя педагогическое мастерство, познавая свою природу, дисциплинируя ее можно добиться продуктивного и полезного общения в ходе преподавательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Как удержать внимание ученика на уроке» »

Статья на тему «Как удержать внимание ученика на уроке»


Педагоги знают, как трудно бывает удержать на уроке внимание учащихся, побудить их к активному, осмысленному действию. Сегодня учителю особенно трудно: у него в классе сидят дети космической эры и скоростей, пресыщенные телевизионными передачами, фильмами, обильной информацией. А учителю один на один с классом надо удержать внимание детей в течение 40 минут и не только удержать, а еще проконтролировать усвоение, осуществить обучение и воспитание.

Без гаммы эстетических чувств не совершается таинство перехода опыта учителя в опыт учащегося. Как добиться этого перехода практически?

Особенности педагогического общения хорошо постигать по учениям К. С. Станиславского. Учение К. С. Станиславского, его знаменитая система открывают возможность для решения многих проблем в подготовке учителя. Система Станиславского – универсальный метод работы с актером – дает богатейшие возможности для педагога, так как это метод всестороннего гармонического, нравственного и профессионального воспитания. Метод Станиславского не является сводом технических приемов и канонов. Главная цель системы – не подменять собой творчество актера, а, напротив, создавать условия для наиболее полного и свободного раскрытия его способностей. Эти условия необходимы и педагогу. Они помогают учителю избавиться от бесконтрольного напряжения, вызванного незнанием своих возможностей. Так какие же условия для свободного творчества создает система?

Первым и главным принципом системы К. С. Станиславского является основной принцип реалистического искусства – жизненная правда. В современную же нашу школу все это вошло и даже укоренилось – в обязательных мероприятиях или в деятельности учителя и всего административного аппарата. Что же может явиться критерием живого, естественного, органического?

Вот тут-то и приходит на помощь второй важнейший принцип школы Станиславского – его учение о сверхзадаче. Сверхзадача есть то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему стремится, в конечном счете. Сверхзадача – самое заветное, дорогое, самое существенное желание художника, она – выражение его идейной активности. Мы же в своей педагогической деятельности часто забываем о нашей сверхзадаче: для чего работаем, к чему стремимся в конечном счете? По отношению к различным стадиям педагогического творчества сверхзадача будет иметь различные уровни, среди которых можно выделить три основных:

1.  Общая сверхзадача, отражающая отношение педагога к деятельности и понимание ее гражданственной зрелости.

2.  Этапные сверхзадачи.

3.  Ситуативные сверхзадачи, возникающие в различных ситуациях и условиях деятельности.

Третий принцип системы Станиславского – принцип активности и действия, говорящий о том, что нельзя играть образы и страсти, а надо действовать в образах и страстях роли, - является тем винтом, на котором вертится вся практическая часть системы. Кто не понял этого принципа, не понял и всей системы. Действие – это волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели.

Педагогическое действие – это наш с вами волевой акт, направленный к определенной цели. В том действии мы на высоте, если есть единство физического и психического. Личность наша проявляется именно в действии. Оно должно быть обоснованным, целесообразным, продуктивным.

Учитель – творец. Творчество его выражается в потоке живой человеческой речи и в живых человеческих движениях, в непосредственном эмоциональном воздействии на учеников. Именно в этом секрет необыкновенного влияния лучших учителей на своих учеников.

Итак, система К. С. Станиславского будит естественную человеческую природу для органического творчества. Мы знаем, что актер (педагог) в своем психофизическом единстве является для самого инструментом. Прежде всего, надо привести в надлежащее состояние инструмент актерского (педагогического) искусства – его собственный организм. Нужно сделать этот инструмент податливым творческому импульсу, т. е. готовым в любой момент осуществить нужное действие. Для этого необходимо усовершенствовать как внутреннюю, так и внешнюю его сторону. Необходимо, чтобы актер (педагог) владел своим вниманием, своим телом.

А теперь представьте себе: вы ощущаете, контролируете свое тело, хорошо знаете свое дело, предмет, это дает уверенность, а уверенность порождает внутреннюю свободу, убежденность, вам уже ничего не страшно, вы мастер. Телесная и духовная свобода в своем взаимодействии составляет необходимое условие истинного творчества.

Владеть вниманием. Легко сказать! А практически как трудно учителю это осуществить! Учитель на уроке должен следить за дисциплиной, реакцией учеников, рассчитать время, объясняя, все видеть, слышать, делать выводы и т. п. Может ли учитель выполнить все это, если не мобилизован аппарат его внимания, если его глаза и уши не готовы к самому обостренному восприятию всего, что окружает его? Ведь человек не может быть в одинаковой степени внимательным к нескольким объектам одновременно. На что де в первую очередь направить внимание в каждый данный момент урочной жизни? Оказывается, что нетренированный учитель реагирует на все, что видит и слышит, ощущает. Ученик отвечает, а он в то же время говорит другим вслух: «Слушай. Закрой книгу. Сиди спокойно. Закрой форточку». Неужели сейчас это все одинаково важно? Нет, конечно. Что главное в цепи этих действий? Конечно, отвечающий ученик. Учитель сам выбрал объект внимания, и теперь его задача – заразить им учеников, сделать так, чтобы ответ ученика и для них стал интересным. Но ведь для этого самому надо уметь избранно сосредоточиться. Выводы К. С. Станиславского о непрерывной линии внимания прямо обращены к учителю: на уроке утешай, ласкай, поддерживай, смейся, шути, но главную линию не прерывай! Иначе нет урока. Сказано у К. С.Станиславского и о холодном, интеллектуальном, и теплом, чувственном, внимании. Учитель должен уметь перерождать одно в другое по мере необходимости. Очень интересным для учителей является учение К. С.Станиславского о внутреннем сценическом самочувствии актера и «двигателях психической жизни». Оно поможет создать верное творческое самочувствие на уроке, разобраться в его компонентах.

Особенности педагогического общения заключаются в овладении учителем педагогической техникой, т. е. совокупностью приемов. Ее средства – речь и невербальные средства общения. Разберем их более подробно.

Внешний вид педагога должен быть эстетически выразительным. Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней.

И прическа, и костюм, и украшения в одежде учителя всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи – эффективному воздействию на формирование личности воспитанника. Имея право на украшение в одежде, на косметику, педагог во всем должен соблюдать чувство меры и понимание обстановки. Эстетическая выразительность воспитателя сказывается и в том, насколько приветливое у него выражение лица, в собранности, сдержанности в движениях, в скупом, оправданном жесте, в осанке и в походке. Ему противопоказаны гримасничанье, суетливость. Неестественность жестов, вялость. Даже в том, как вы войдете к детям, как посмотрите, как поздороваетесь, как отодвинете стул, как пройдете по классу – во всех этих «мелочах» сила вашего влияния на ребенка. Во всех ваших движениях, жестах, взгляде дети должны чувствовать сдержанную силу, очень большую уверенность в себе. Именно такой – спокойный, приветливый, уверенный – вы наиболее выразительны как человек, именно такой вы наиболее сильны как педагог.

Публичный характер общения начинающего педагога с классом, как правило, вызывает у него «мышечные зажимы», чувства неуверенности, страза, скованности. Деятельность под пристальным взглядом учителей, детей, родителей, т. е. действие «на виду», отражается на стройности мыслей учителя, состоянии его голосового аппарата, физическом самочувствии, психическом состоянии. Все это требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие. Управлять своим эмоциональным состоянием во время общения.

Пантомимика – это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Посмотрим на учителя, вдохновенно объясняющего урок. Как органически слиты у него движения головы, шеи, рук, всего корпуса!

Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки держаться за спинку стула, вертеть в руках посторонние предметы.

Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция.

Мимика – искусство выражать свои мысли, чувства. Настроения, состояния движения мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.

Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать. Но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот, неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

Особую роль в педагогическом общении занимает речь учителя. Правильная, грамотная речь педагога – это залог педагогического мастерства.

Большая роль речи учителя в постижении молодым поколением знаний – факт бесспорный и доказанный многовековым существованием педагогической профессии.

Речь учителя должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников, поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Учитель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему речь учителя рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства.

Педагогическая речь призвана обеспечить:

·  Продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками;

·  Положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;

·  Полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

·  Рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Для того чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач. Речь учителя должна соответствовать определенным требованиям, или, как говорят ученые, обладать требуемыми коммуникативными качествами. Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены, прежде всего, ее педагогическими функциями. Одна из основных функций речи учителя - обеспечение полноценной презентации знаний. Известно, что имеется прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя и успешностью восприятия и запоминания знаний учениками. Речь учителя может сделать это восприятие доступным, интересным, а может затруднить его.

О значимость этой функции речи учителя говорит тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенностям педагогической речи: сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов.

С презентацией знаний тесно связана и другая функция речи учителя – обеспечение эффективной учебной деятельности школьников. Педагогическая речь должна, прежде всего, обеспечивать эффективное учебное слушание учащихся на уроке. Ведь, воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций: конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения учителя, развитием его мысли. Это сложная работа слушающего ученика, и надо ее учитывать, продумывая и содержание речи, и ее темп, ритм, логику.

Так, анализ значимости темпа педагогической речи на уроках показал, что при нарушении учителем оптимального темпа речи у учеников наблюдается резкая неполнота и неточность воспринятой информации, возрастает количество воспроизводимой ошибочной информации.

Коммуникативное поведение учителя, основанное на его корректности, требовательности к себе и ученикам, стимулирует познавательный интерес, мотивы учения школьников.

Следующая функция педагогической речи – обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Это, пожалуй, ведущая функция, ибо она призвана помочь в достижении взаимодействия, сотрудничества между учителем и воспитанниками, на основе которых строится обучение и воспитание. Именно характер чисто человеческих отношений, сложившихся в плане «учитель – ученик», в значительной мере определяет педагогический успех.

Речь учителя и выполняет роль регулятора этих отношений, выступает как средство достижения высшего результата развития взаимоотношений – взаимопонимания между учениками и учителем. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания; каковы экспрессивная окраска его речи, выражение лица, жест.

Как видим, функции речи учителя многообразны и важны. Пренебрежение ими нередко приводит педагога к неудовлетворительным результатам в работе.

Наш разговор о педагогической речи был бы неполным, если бы мы не остановились еще на одном вопросе - каковы особенности речи учителя как частного проявления речи публичной? Ведь учитель чаще всего общается, обращаясь ко всему классу, управляя с помощью слова, взгляда вниманием и восприятием целого коллектива, группы учеников.

Особенностью речи учителя как речи публичной является ее направленность, обращенность к ученикам. Слово учителя всегда имеет точный адрес – оно отбирается в расчете на его смысловое восприятие и понимание учащимися. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет его речь легко ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде пытливого и думающего воспитанника. Такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении.

Умелое использование этого свойства устной речи помогает учителю вызвать у учеников ответный интеллектуальный отклик на свои слова, создать атмосферу сопереживания, соразмышления, заражающую всех общим настроением, переживанием. А это сближает учителя и учеников, располагает их к сотрудничеству.

Так в чем же особенности педагогического общения? Безусловно, только в единстве всех элементов, перечисленных выше. Только работая над собой, постоянно совершенствуя педагогическое мастерство, познавая свою природу, дисциплинируя ее можно добиться продуктивного и полезного общения в ходе преподавательской деятельности.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья на тему «Как удержать внимание ученика на уроке»

Автор: Сатарина Лариса Александровна

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 197657

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Статья на тему «Развитие личности школьника на уроках самопознания»"
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-lichnosti-shkol-nika-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "263544"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449569092"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: "Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства". "
    ["seo_title"] => string(142) "mietodichieskaia-razrabotka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-na-tiemu-soviershienstvovaniie-mietodik-priepodavaniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "239925"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444906431"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья). "
    ["seo_title"] => string(59) "aspiekty-kompietientnostno-oriientirovannogho-uroka-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "125090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414909055"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Интегративно-модульные тренажеры как средство  личностно-развивающего  обучения "
    ["seo_title"] => string(94) "intieghrativno-modul-nyie-trienazhiery-kak-sriedstvo-lichnostno-razvivaiushchiegho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "175896"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424337983"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Использование мультимедийных презентаций на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(78) "ispol-zovaniie-mul-timiediinykh-priezientatsii-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "130767"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415986235"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства