Дидактическая основа и педагогическая техника в профессиональной деятельности учителя-логопеда
Дидактическая основа и педагогическая техника в профессиональной деятельности учителя-логопеда
Статья освещает сочетание основных дидактических принципов и современных педагогических технологий. Материал может быть использован в качестве доклада на педсовете.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактическая основа и педагогическая техника в профессиональной деятельности учителя-логопеда»
Дидактическая основа и педагогическая техника в профессиональной деятельности учителя-логопеда коррекционного образовательного учреждения
Амерханова А.А. учитель-логопед ГБОУ Уфимская КШИ №59 для обучающихся с ОВЗ
«Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя» П. Шуман (немецкий педагог-дефектолог).
Дидактическую основу специального образования составляют принципы специальной педагогики:
- принцип педагогического оптимизма;
- принцип ранней педагогической диагностики;
- принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования;
- принцип социально-адаптирующей направленности образования;
- принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования;
- принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
- принцип необходимости специального педагогического руководства.
Принципы специальной педагогики служат реализации её конечной цели. Конечная цель специальной педагогики – достижение развивающейся личностью максимально возможной социализации и самореализации.
Свою работу учитель-логопед также выстраивает, основываясь на принципах специальной педагогики. Начиная с этапа логопедической диагностики, учитель-логопед уже использует принцип педагогического оптимизма и принцип ранней педагогической помощи. При обследовании уровня речевого развития логопед выявляет ЗАР ребенка и планирует направления коррекционно-развивающей работы в ЗБР ребенка. Чем в более ранние сензитивные периоды будет начата коррекционно-развивающая работа, тем более высоких результатов можно ожидать от реализуемой образовательной программы.
Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании опирается на такое понятие, как «ведущая деятельность» ребёнка. Этот факт обуславливает необходимость поиска и выбора максимально эффективных педагогических технологий. Практический опыт показывает, что в работе по развитию речи умственно отсталых школьников, в особенности младшего школьного возраста, наибольший положительный результат дает сочетание таких педагогических технологий, как:
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии;
- компьютерные технологии.
Игровые технологии имеют приоритетное значение, т.к. ведущей деятельностью умственно отсталых младших школьников по-прежнему является игровая деятельность. Учебная мотивация у большинства из них крайне низкая, а порой и вовсе не сформирована. Игровые технологии охватывают самые разнообразные виды игровой деятельности – от пальчиковых игр, песочной игротерапии, до сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций.
Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии применяются непосредственно на каждом логопедическом занятии – это: упражнения по развитию общей и мелкой моторики, артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж, логоритмика и т.д.
Компьютерные технологии, помимо выполнения коррекционно-образовательных и коррекционно-развивающих задач, являются мощным средством стимуляции и мотивации. Умственно отсталых школьников трудно смотивировать на восприятие учебного материала и ещё труднее удерживать их внимание.
Умелое сочетание и комбинирование выше перечисленных технологий позволяет организовать учебный процесс наиболее успешно и результативно.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода реализуется при комплектовании речевых групп, при разработке индивидуальных программ развития обучающихся. Этот принцип обуславливает выбор оптимальных приёмов и методов работы на каждом коррекционно-развивающем занятии.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования и принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования является основополагающим при разработке каждого логопедического занятия.
Функционирование речевой системы невозможно без определенного уровня развития ВПФ: восприятия, внимания, памяти, мышления. Первая и вторая сигнальные системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Коррекция недостатков речи протекает параллельно с развитием ВПФ. Активизируется работа слуховых, зрительных, кинестетических анализаторов; формируется и развивается произвольность движений, пространственная ориентация, происходит внутрисистемная и межсистемная коррекция и компенсация.
Принцип социально-адаптирующей направленности образования реализуется в первую очередь через формирование и развитие коммуникативных умений и навыков. Человек проявляет себя как личность только в социуме. А для социализации необходим определенный уровень развития коммуникации.
Принцип необходимости специального педагогического руководства реализуется каждым специальным педагогом на каждом уроке и занятии, т.к. самостоятельная учебно-познавательная деятельность детей с особыми образовательными потребностями крайне затруднительна и практически невозможна.
Этот принцип непосредственно связан с таким понятием, как «педагогическая техника».
Педагогическая техника – это средства и приемы, используемые педагогом для реализации образовательного процесса, дополненные его личностными качествами (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, характерологические особенности). Иными словами, педагогическая техника – это педагогическое искусство. Для владения этим искусством, учителю-логопеду необходимы такие качества, как эмпатия, общительность, артистизм, оптимизм, настойчивость, выдержка, самообладание, доброжелательность, тактичность.
Речь логопеда должна служить образцом для его воспитанников, что предполагает не только грамотность и логическое построение высказываний, но и четкую дикцию, эмоциональную окрашенность и доброжелательный тон.
Сферами профессиональной, деловой компетенции педагога-дефектолога (и логопеда в т.ч.) являются: профилактическая работа, диагностика и консультирование, специальное просвещение, образовательная и социальная деятельность. Для профессионального роста важны постоянный поиск новых путей и средств достижения цели, ибо:
«Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя», - П. Шуман (немецкий педагог-дефектолог).